Методика обучения технике прыжков в
высоту с разбега
Педагогический опыт показывает, что успешному обучению технике
прыжков в высоту будет способствовать предварительная
подготовка,
направленная на укрепление опорно-двигательного
аппарата, и повышение
координации движений прыжковыми упражнениями, связанных
с различными отталкиваниями.
Задачи и последовательность обучения технике различных
способов
прыжков в высоту в основном одинаковы и основываются на
принципе от
главного к второстепенному. Изменяются только средства
при решении
отдельных задач, обусловленные особенностями каждого
вида прыжка. В
связи с этим методика обучения каждому из способов
прыжка раскрывается
отдельно в соответствии с их сложностью.
Обучение
прыжку способом «перешагивание»
Задача 1. Ознакомить с техникой изучаемого прыжка.
С помощью краткого рассказа о технике прыжка, объяснения его
особенностей, демонстраций кинограмм, видеофильмов, фотографий и образцового
показа выполнения прыжка в целом, создается правильное представление и понимание
о прыжке изучаемым способом.
Задача 2. Обучить технике отталкивания.
При освоении этой фазы прыжка акцентируется внимание на согласованность
маховых движений ноги и рук с работой толчковой ноги. С этой целью выполняется
большое количество специальных прыжковых, подводящих и имитационных упражнений:
—маховые движения свободной ногой, держась рукой за
опору (гимнастическую палку, дерево, ограду);
— то же, но с маховым движением одноименной руки в
сочетании с
подъемом на переднюю часть стопы толчковой ноги ;
— маховые движения ногой и рукой с последующим
подскоком; сочетание маха с отталкиванием без опоры, стоя на согнутой маховой
ноге, толчковая стоит впереди на пятке, руки отведены на замах;
— имитация постановки толчковой ноги — из приседа на
маховой ноге
постановка толчковой ноги с пятки на всю стопу;
— то же, но с отведением рук на замах ;
— то же, но с выполнением прыжка вверх и затем с
доставанием рукой,
головой и маховой ногой различных предметов;
— то же, но с 3, 5, 7 беговых шагов, выполняя прыжок
вверх .
По мере усвоения специальных
упражнений постепенно увеличиваются скорость их выполнения и высота
преодолеваемой планки (доставаемых предметов).
Задача 3. Обучить технике разбега в сочетании
с отталкиванием.
При решении этой задачи важно научить ритму разбега с постепенным
увеличением скорости так, чтобы на последних трех шагах
разбега она была
наибольшей, а предпоследний шаг — самым длинным, это
позволит понизить ОЦМ прыгуна и создаст удобное положение для хорошего
отталкивания. Для лучшего овладения ритмом можно вести подсчет шагов голосом,
хлопками или постукиванием палочки.
Средствами обучения разбегу в сочетании с отталкиванием
будут следующие упражнения: разбег по отметкам; разбег под счет преподавателя;
разбег с отталкиванием с 1, 3, 5 шагов по специально
прочерченной прямой
линии и разметкой длины шагов; прыжки через планку;
подбор индивидуального разбега.
Задача 4. Обучить технике перехода через планку
и приземлению. Приступая к обучению движений перехода через планку
способом «перешагивание», необходимо подчеркнуть преимущества и недостатки
изучаемого
способа прыжка. При овладении техникой движений прыжка
в фазе полета и
приземления большую роль играют имитационные и
специальные прыжковые упражнения. Овладев подготовительными упражнениями,
обучаемые продолжают изучение техники движений
прыгуна в полете при прыжке через планку.
Для обучения переходу через планку и приземлению
применяются следующие упражнения: стоя боком, имитация техники движений при
преодолении планки через начерченную линию, скамейку, резиновый эспандер,
низкий барьер с места и с подхода; стоя боком к планке (под углом 30—40°) со
стороны маховой ноги перенести последовательно через
планку толчковую ногу; то же, но в прыжке; то
же, но с подхода шагом; прыжок через планку с 3—5
шагов разбега, акцентируя разворот туловища в сторону толчковой ноги; то же, но с активным поворотом стопы маховой ноги
внутрь при опускании ее за планку по линии разбега для отвода таза от планки;
то же, но с мостика для увеличения высоты прыжка
с переходом через планку в высшей точке взлета;
прыжки через планку с исправлением индивидуальных ошибок.
Все движения техники перехода через планку необходимо
выполнять
строго по линии разбега и должны уточняться в каждом
последующем
упражнении.
Задача 5. Обучить прыжку в высоту способом
«перешагивание» в целом и совершенствование техники.
Техника прыжков в целом изучается при помощи прыжков через
планку с 1, 3, 5 шагов и с индивидуального разбега на
высоту, близкую к
максимальной. Совершенствование отдельных деталей
техники прыжка
происходит в сочетании с выполнением прыжка в целом с
акцентом на изучаемый элемент. Движения при переходе через планку
совершенствуются по мере необходимости, все
внимание уделяется прежде всего разбегу и отталкиванию. Следует помнить, что
разбег выполняется с постепенным увеличением скорости и длины шагов, а
отталкивание выполняется точно вверх.
Обучение
технике прыжка способом «перекидной»
Овладев ритмом шагов подготовки к отталкиванию и умением сочетать
разбег с направлением толчка, можно приступить к
освоению более сложных
способов преодоления планки. Однако, начав обучение
технике прыжка
способом «перекидной», не следует исключать из занятий
способ «перешагивание», который хорошо настраивает обучаемых на правильное
отталкивание в сочетании маховым движением
свободной ногой.
При обучении техники прыжка в высоту способом
«перекидной» стоят
те же задачи и решаются они в той же
последовательности, что и в прыжках
способом «перешагивание»
При ознакомлении с техникой прыжка способом
«перекидной» применяются те же средства, что и для других способов прыжка.
Ниже приведены упражнения, направленные на обучение
отталкиванию.
1. Маховое движение ногой, стоя у гимнастической стенки
.
Маховая нога отводится далеко назад и мах ногой начинается
с движения
таза вперед. «Выхлест» голени и разгибание ноги в
коленном суставе происходит после прохождения ногой вертикали. По окончании
маха таз должен находиться впереди опоры. Носок
маховой ноги «взят» на себя. Упражнение повторяется
без остановки 4—5 раз.
2. Маховое движение ноги и рук . То же, что и
предыдущее
упражнение, но одноименная рука выполняет движение
параллельно маховой ноге.
3. Сочетание маха с отталкиванием . Маховая нога
движется
из крайнего заднего положения вперед, толчковая сгибается.
Сгибание толчковой ноги прекращается, когда маховая проходит вертикаль. Затем
маховая нога приближается к горизонтали и
начинается разгибание толчковой ноги, заканчивающееся
отталкиванием.
4. «Выход» на толчковую ногу . Стоя на маховой ноге,
согнуть ее в коленном суставе, таз и плечи — над опорой, руки опущены.
Проталкиваясь маховой ногой, продвинуться вперед. Таз «обгоняет» плечи,
толчковая нога выносится вперед и ставится перекатом с пятки на всю стопу.
После касания опоры толчковая нога упруго сгибается в колене. Таз движется
вперед, увлекая за собой маховую ногу.
5. Отталкивание с двух шагов . Стоя на толчковой ноге,
толкнуться вперед и перейти на маховую ногу. Не останавливаясь, выйти на
толчковую ногу и оттолкнуться, выполнив мах ногой и руками.
Обучение
разбегу можно начинать параллельно с освоением отталкивания. Ускоренное
пробегание отрезка в 7—9 беговых шагов с подхода в 2—
4 шага дает возможность выработать необходимый навык.
Основной ошибкой здесь обычно является неумение распределить скорость
передвижения в разбеге — прыгун начинает бежать
слишком быстро или, наоборот, слишком медленно.
Обучение разбегу проводится путем многократного его повторения в сочетании с
отталкиванием (без перехода через планку).
Основной недостаток многих прыгунов чрезмерно быстрое
начало
бега. При этом наивысшая скорость достигается к
середине разбега. Подготовка к отталкиванию и отталкивание осуществляются уже
на фоне замедляющегося бега и вызывают целый ряд ошибок, таких, как раннее
выведение таза и оставление плеч сзади,
возникновение стопорящих усилий на предпоследнем шаге, пассивный переход с
маховой ноги вперед-вверх на толчковую ногу и
чрезмерные стопорящие усилия в отталкивании.
Обучение
переходу через планку начинается с обучения продольному
вращению, которое закладывается в отталкивании.
1. Обучение продольному вращению . Сделать выход с
отталкиванием, разогнуться в тазобедренном суставе, опуская маховую ногу.
Приземлиться на обе ноги с поворотом на 180°.
2. Обучение подтягиванию толчковой ноги .То же упражнение,
но с одновременным разгибанием маховой ноги в тазобедренном суставе
подтягивать толчковую ногу. Сгибать ее в коленном и
тазобедренном суставах с одновременным отведением колена в сторону. Приземление
на обе ноги с поворотом на 180°, пятки вместе
носки врозь. В дальнейшем это упражнение выполняется с бокового разбега через
планку высотой 60—70 см.
3. Обучение переходу в горизонтальное положение .То же
упражнение, но выполняется через планку. Во время
взлета спортсмен больше посылает вперед маховую
ногу и таз, удерживая плечи сзади. Переход осуществляется под некоторым углом к
планке. Приземление происходит на бок.
4. Обучение продольно-поперечному вращению . Прыгун
стоит лицом к планке, установленной на вы соте 80—90 см. Руки, согнутые в
локтях, подняты вверх. Таз развернут к планке. Маховая
нога, поднятая немного выше планки,
поддерживается партнером. Слегка присев, спортсмен
выполняет отталкивание, опираясь на ногу, которую
придерживает партнер.
Посылая руку, одноименную маховой ноге, и верхнюю часть
туловища за
планку, прыгун подтягивает таз к планке, сгибая
толчковую ногу. Вращение
происходит по оси, проходящей через маховую ногу.
Приземление — на
руки с перекатом на плечо и бок, Следите, чтобы
отталкивание было направлено вперед-вверх и прыгун не «сваливался» в сторону
планки.
5. Обучение переходу через планку в сочетании с отталкиванием.
Предыдущее упражнение, но выполняется с двух-трех шагов. Партнер
подхватывает и удерживает маховую ногу прыгуна над
планкой (подставляя
руку под пятку). Следить, чтобы прыгун выполнял переход
через планку без
зависания над ней.
В дальнейшем техника совершенствуется в целостном
прыжке с полного разбега на высоте, позволяющей спортсмену свободно
преодолевать
планку.
Обучение
технике прыжка «фосбюри – флоп»
Немаловажное значение для эффективного обучения способу «фосбюри-флоп»
имеет оборудование мест занятий и наличие мягких поролоновых
матов, без которых практически невозможно научить этому
способу прыжка.
После получения студентом четкого представления о том,
как выполняется
прыжок, можно приступить к разучиванию отдельных его
элементов. Определенная последовательность в разучивании элементов прыжка
«флопом» имеет существенное значение. Однако для ускорения
обучения рекомендуется параллельно с обучением отталкиванию разучивать элементы
разбега и перехода через планку.
Для разучивания разбега применяют следующие упражнения:
— прыгун, набирая скорость по прямой, вбегает в круг
радиусом 5—6
м и продолжает активно бежать по дуге, наклоняя
туловище к центру круга;
— прыгун надевает пояс или кожаный ремень, к которому
привязывается веревка длиной 5—6 м. Партнер или преподаватель держит свободный
конец веревки. Прыгун начинает бежать по дуге с
максимальной скоростью.
Удержание обучающегося с помощью веревки на
определенном расстоянии
от центра круга дает возможность привить у прыгуна
навык наклона туловища в центр круга;
— перед проекцией планки обозначается дуга радиусом 4—5
м с выносом одной ее стороны влево или вправо от стоек на 1,5—2,0 м. По
касательной к дуге с внешней стороны перпендикулярно проекции планки наносится
прямая линия. По этой прямой, переходящей в дугу,
размечается разбег.
Прыгун
выполняет разбег без отталкивания, вырабатывая навык ритма и
темп разбега.
Параллельно
обучению разбегу можно приступить к разучиванию элементов перехода через
планку. Для этого применяются следующие упражнения.
1. Лежа спиной поперек гимнастического коня, занять
положение, соответствующее переходу через планку .
2. Из положения стоя, медленно наклоняясь туловищем
назад, перейти
в положение гимнастического мостика, опираясь руками на
сложенные маты.
3. На
гимнастического коня положить маты таким образом, чтобы они
свисали с одной стороны коня и образовали подушку для
приземления. Стоя
с другой стороны, выполнить напрыгивание и перекат спиной
через коня с
дальнейшим кувырком через голову на наклонных матах
(рис. 49.3).
4. Выполнение прыжка через планку толчком двух ног из
исходного
положения стоя спиной к планке. Нужно постараться
принять положение
прогнувшись над планкой, соответствующее положению
перехода через
планку в прыжке способом «фосбюри-флоп» .
5. То же, что и предыдущее упражнение, но с помощью
подкидной доски.
При выполнении двух последних упражнений необходимо
следить,
чтобы ноги спортсмена не поднимались сразу вверх, а
откидывались назад,
вызывая прогиб в поясничной части, и только после этого
поднимались
вверх.
После освоения перехода через планку толчком двух ног и
приобретения навыка бега по дуге можно приступить к разучиванию
отталкивания и
прыжка через планку толчком одной ноги.
1. С трех шагов разбега выполняется отталкивание с махом согнутой
ногой; при взлете маховая нога опускается; приземление
происходит на две
ноги в положение стоя с небольшим прогибом в поясничной
части спины.
2. С
укороченного разбега по дуге выполняется отталкивание. После
опускания маховой ноги вниз и прогиба в поясничной
части происходит приземление на спину на поролоновые подушки. При правильном
отталкивании с разбега по дуге центробежные силы
обязательно повернут длинную ось спортсмена.
Поэтому выполнение этого упражнения без приземления на спину нецелесообразно,
так как не достигается основной цели — использования центробежной силы.
Связав разбег с отталкиванием и переходом через планку,
можно приступить к отработке элементов перехода через планку при
отталкивании одной ногой. При этом целесообразно применить
жесткий гимнастический мостик, с которого производить отталкивание. Наличие мостика
дает возможность прыгуну увеличить амплитуду движений, что положительно
отражается на выработке двигательного навыка. В дальнейшем после освоения
техники перехода через планку мостик применяется крайне
редко, так как при его применении образуется
неправильный навык отталкивания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.