МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ АУДИТОРСКОГО РИСКА
Очень важным вопросом для аудитора является методика определения величины аудиторского риска. Отметим, что единой такой методики не существует. Она, как правило, разрабатывается каждой аудиторской фирмой или отдельным аудитором применительно к условиям конкретной проверки. С этой целью создаются так называемые модели аудиторского риска, которые постоянно совершенствуются. Как свидетельствует зарубежный опыт, приемлемая величина общего аудиторского риска составляет 1-5 % (0,01-0,05). Выбирая методику определения аудиторского риска и его допустимую величину, необходимо учитывать конкретные условия проверки, ее срок, характер деятельности клиента, компетентность и квалификацию аудитора, его предыдущий опыт аудиторских проверок и многие другие факторы.
Однако, исходя из специальной зарубежной литературы (Р. Додж, Дж. Робертсон), можно привести наиболее общую методику (модель) расчета аудиторского риска, которая состоит в следующем:
Ар = РУ ´ РК ´ РВ,
где АР - аудиторский риск; РУ - риск системы учета; РК -риск системы внутреннего контроля; РВ - риск выявления ошибок аудитором.
Наиболее полно методика расчета аудиторского риска в доступной для украинских аудиторов литературе раскрыта Дж. Робертсоном, который отмечает ряд важных моментов:
—аудитор не может полностью доверять системам учета и внутреннего контроля предприятия-клиента. В таком случае риск системы учета или внутреннего контроля сводится к нулю (РУ = 0, РК == 0), а это значит, что и общий аудиторский риск, исходя из формулы, будет равен нулю, чего не может быть, поскольку каждая аудиторская проверка сопровождается определенным риском;
— аудитор не может позволить себе установить высокий уровень риска выявления (например, больше 50 %) при высоких рисках систем учета и внутреннего контроля, поскольку в этом случае общий аудиторский риск будет
также очень высок (более 5 %), чего допускать нельзя, так как проверка будет считаться проведенной не должным образом.
Например:
АР = РУ (0,8) ´ РК (0,9) ´ РВ (0,5) = 0,36;
— аудиторская проверка будет считаться проведенной на должном уровне, если аудитор установит низкий риск выявления (0,01) при полном недоверии к системам учета и внутреннего контроля клиента. Так,
АР = РУ(1,0) ´ Р/С(1,0) ´ РВ(0,01) = 0,01.
С учетом приведенной выше общей модели аудиторского риска и того, что риск выявления, как уже отмечалось, состоит из риска тестового контроля и риска аналитического обзора, расчет может быть представлен в следующем виде:
АР = РУ ´ РК ´ РАО ´ РТ,
где РАО - риск аналитического обзора; РТ - риск тестового контроля.
Такой принцип оценки широко используется на практике, например, аудиторской фирмой KPMG в Германии,
Зарубежный опыт свидетельствует, что величина оценки аудиторского риска может выражаться не только в процентах, коэффициентах, абсолютном числовом значении, но может быть определена аудитором словесно: "низкий", "средний", "высокий", что часто используется на практике.
В заключение еще раз подчеркнем особую актуальность рассмотренного нами вопроса для отечественных аудиторов и аудиторских фирм, поскольку от правильного его решения зависят качество, эффективность проверок, их масштаб и укрепление престижа профессии аудитора, что очень важно на этапе становления и развития аудита в Украине.
Практические задания и ситуации
1. Исходя из приведенных ниже данных необходимо оценить общую степень внутреннего риска аудитора по отдельным факторам; отразить сделанный вывод в рабочих документах аудитора;
указать, на какие вопросы аудиторской проверки необходимо обратить особое внимание при ее планировании; разработать рекомендации руководству предприятия-клиента для исправления выявленных недостатков.
1) Оценивая уровень внутреннего риска, аудитор Алексеенко В. П. на совместном предприятии "Силуэт" установил, что менеджер Хоменко Т. Н. имеет незначительный опыт практической работы, есть случаи утверждения им рискованных проектов деятельности предприятия, которые не обеспечены собственными источниками средств; Хоменко Т. Н. занимает свою должность со времени создания предприятия; выполняет значительную долю работ в оперативном руководстве предприятием.
2) "Силуэт" занимается экспериментальным пошивом одежды и ее реализацией. Производство характеризуется частыми технологическими изменениями, имеет место значительное влияние внешних факторов, отсутствуют претензии и обвинения со стороны государства, клиентов, банков, инвесторов и поставщиков; предусматривается выпуск акций и их свободная продажа; существует вероятность увеличения числа филиалов фирмы от 2 до 4.
3) Бухгалтерский учет ведется обособленно на головном предприятии и его филиалах. Главный бухгалтер фирмы Потапенко Г. Д. имеет значительный опыт практической работы на государственных предприятиях; в совместных предприятиях и других коммерческих структурах не работала. Другие учетные работники не имеют достаточных знаний по международным принципам и соответствующим системам учета. Работники бухгалтерии получают достаточно высокую заработную плату. Возникают трудности относительно принятия правильных решений по учету совершенных хозяйственных операций. Бухгалтерские документы поступают с опозданием (в другом отчетном периоде), а соответственно с опозданием отражаются их данные в учете. В учетных записях много сведенных сумм, которые трудно проверить. При предварительном выборочном просмотре учетных регистров по реализации аудитор установил, что не все суммы имеют подтверждение первичными документами. В течение года предприятие получало 6 раз кредит в банке на сумму 3 млрд крб., не осуществляя капитальных вложений,
4) На совместном предприятии "Силуэт" аудиторская проверка будет производиться впервые, внутренний контроль отсутствует. Аудиторскую проверку по просьбе администрации планируется провести за 5 дней.
2. Определить взаимосвязи и факторы, которые необходимо проверить в процессе предварительного анализа и определения аудиторского риска, выполняя работу в качестве аудитора для таких клиентов:
1) "Лазурный берег". Это семейное предприятие, расположенное в Крыму. Гостиница имеет 35 номеров, ресторан и 2 бара. В городке, где расположена гостиница, дважды за год организовывают фестивали, которые приобрели большую популярность у знатоков и ценителей вин нашей страны;
2) "Троянда ЛТД". Эта фирма имеет 15 магазинов на территории Украины. Центр специализируется в области реализации саженцев, роз и садового инвентаря в большом ассортименте. Дважды за год на адреса местных жителей фирма посылает каталог, иллюстрирующий широкий выбор продукции;
3) "Пингвин ЛТД". Компания перерабатывает, замораживает и реализует овощи большим и малым магазинам, которые реализуют их населению.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.