Методика подготовки обучающихся к выполнению олимпиадных заданий по истории
Оценка 4.6

Методика подготовки обучающихся к выполнению олимпиадных заданий по истории

Оценка 4.6
docx
18.06.2024
Методика подготовки обучающихся к выполнению олимпиадных заданий по истории
Статья.docx

Методика подготовки обучающихся к выполнению

олимпиадных заданий по истории

 

Е.А. Верина,

учитель истории и обществознания

Муниципального общеобразовательного учреждения

"Средней общеобразовательной школы №36" города Магнитогорска, Челябинской области

 

Олимпиады для школьников по истории предоставляют учащимся возможности проявить свои знания по истории и умение их применять.

На сегодняшний день большинство олимпиад ориентированы в первую очередь на учащихся выпускных классов, целенаправленно размышляющих о будущей профессии и выборе высшего учебного заведения. Однако среди старшеклассников наиболее яркие результаты показывают те, кто неоднократно участвовал в интеллектуальных состязаниях. Поэтому целесообразно нацеливать талантливых обучающихся постепенно приобретать опыт участия в олимпиадном движении начиная с 5-7 класса, выбирая рейтинговые олимпиады, предоставляющие возможность школьникам данных возрастных категорий принимать участие.

Перед педагогом стоит сложная задача  показать  участникам олимпиады, какие знания, умения и навыки необходимо сформировать, а, на перспективу, какими компетенциями должны обладать историки, осуществляющие профессиональную исследовательскую деятельность. Для участия в олимпиадах по истории необходимо знание исторических фактов, событий, персоналий, терминов.

Составители олимпиадных заданий не ждут от участников знания подробностей, далеко выходящих за пределы школьной программы. Значительно важнее уметь применить свои знания, почувствовать за рассказом учебника или прочитанной книги историческую реальность. Не менее важно понимать основные проблемы, стоящие перед современной наукой, быть знакомым с концепциями и взглядами крупнейших историков.

При составлении комплектов олимпиадных заданий разработчики стремятся в равной степени отразить различные эпохи и проблемы. В комплектах имеются как задания, выполнение которых под силу значительной части участников отборочного этапа, так и задания повышенной сложности, позволяющие выделить группу лидеров. Первый блок заданий позволяет заинтересовать учащихся историческими проблемами, оставшимися за рамками школьной программы, и параллельно выявить навыки работы с текстом документов.  Второй  блок  в большей  степени  ориентирован  на  применение аналитических  способностей  участников,  умение  использовать  полученные знания на практике. Иными словами, во втором блоке школьникам предлагаются задания, готового решения которых изначально нет и быть не может.

Подготовка к олимпиадам по истории включает в себя изучение школьных учебников, университетских пособий, монографий, хрестоматий, иллюстраций, исторических карт, схем и таблиц, а также выполнение олимпиадных заданий прошлых лет.

При подготовке к олимпиадам по истории, учащиеся, в первую очередь, должны уделить внимание формированию базовых знаний, а значит, внимательно ознакомиться с содержанием учебников. Рекомендуется внимательно прочитать материал соответствующих разделов в школьных учебниках и сформировать базу данных по следующим разделам:

-   выписать ключевые понятия и термины;

-   даты основных исторических событий;

-      хронологию правления Великих князей Киевских, Великих князей Московских, царей, императоров;

-   имена исторических деятелей и их достижения,

-   комплект картографических материалов.

Кроме собственно исторических знаний, участник олимпиады должен хорошо представлять себе историю искусства,  знать  классические литературные тексты, иметь базовое представление об этапах развития науки и техники.

Особое внимание необходимо уделить усвоению понятий и терминов. В исторической ретроспективе для каждой эпохи сложился свой набор терминов. Например, термины «урок» в Древней Руси или «приказ» в XVI XVII вв. имели значение, далекое от современного. Значение тех или иных понятий необходимо выписывать и регулярно к ним обращаться, чтобы сформировать устойчивое знание понятийного аппарата.

Следует регулярно выполнять задания, связанные с анализом текста, разъяснением сущности характеризуемых в источнике проблем или процессов, выявлением и анализом позиций, оценочных суждений автора исторического документа, обоснованием собственной позиции при выборе той или иной точки зрения. Это необходимо для совершенствования навыков написания творческого задания, усвоения алгоритма решения поставленной проблемы.

Для лучшего усвоения информации надо использовать различные каналы ее получения: книги, аудиозаписи и видеолекции, музейные экспозиции и др. Например, прослушивание аудиоверсий трудов классиков исторической науки позволит постепенно знакомиться с полным текстом произведения в любом месте и в любое время.

Неоценимую помощь в подготовке к олимпиадам окажет прослушивание онлайн-курсов и просмотр видеолекций по исторической тематике.

Успехов на олимпиадах добиваются учащиеся, обладающие не просто обширными знаниями, а системой знаний. Систематизация знаний сложный многосторонний процесс. Систематические знания формируются на основе усвоения понятий и фактов в определенной логической последовательности. К структурным компонентам систематизации знаний относятся:

-   восприятие и воспроизведение изученного материала;

-   переосмысление (выделение существенного, установление связей между понятиями и фактами);

-   построение выводов и обобщений;

-   углубление и расширение знаний;

-   применение знаний в новых и нестандартных ситуациях.

 

Для закрепления знаний исторических дат, событий, понятий,

исторических деятелей, памятников архитектуры, произведений изобразительного искусства можно воспользоваться игровыми приемами. Так, например, в основе игры «Мемо» лежит приём многократного воспроизведения информации, благодаря которому необходимые сведения запоминаются непринужденно, без усилий.

Игра состоит из карточек с парными изображениями готовых комплектах, которые можно купить в книжных или специализированных магазинах, изображаются природные памятники; произведения изобразительного искусства, памятники архитектуры и скульптуры). Можно подготовить комплекты по 25 пар (50 карточек): с указанием дат и событий; с указанием событий и исторических деятелей; с указанием понятий и их определений; с указанием памятников архитектуры и их создателей; с указанием памятников культуры и событий, с ними связанных.

Для отработки умения давать определения исторических понятий можно воспользоваться принципом, на основе которого создана игра «Элиас». Участники получают готовые карточки, на каждой из которых расположено 10 слов. В течение минуты (можно воспользоваться песочными часами) каждый человек по очереди берет карточку и начинает быстро объяснять значение слов, не называя их и не используя  однокоренные команда стремится угадать слова. Очки начисляются и тому, кто объясняет значение слов и тем, кто смог дать правильные ответы.

 

Организация подготовки обучающихся к участию в интеллектуальных

состязаниях по истории требует индивидуального, личностно- ориентированного подхода к каждому одаренному ребенку. Чтобы выступать на заключительных этапах олимпиад высокого уровня, школьники должны продемонстрировать не только глубокие и обширные исторические знания, но и исследовательские умения, самостоятельность, креативность  мышления, умение мобилизовать все имеющиеся ресурсы в стрессовой ситуации.

Успешность выступления учащегося на олимпиаде в значительной степени является заслугой педагога. Талантливые дети нуждаются в тьюторском сопровождении, в ходе которого педагог-тьютор поможет сориентироваться в образовательных ресурсах, доступных для школьника и эффективных в построении системы подготовки как к выполнению заданий первого тура, так и к написанию исторического сочинения и выполнению исследовательского проекта. Значительное количество времени уходит на ознакомление с Положениями олимпиад, Регламентом проведения и другими нормативными документами. Поэтому школьнику требуется помощь и в выборе конкретной олимпиады для участия, исходя из его образовательных целей и раздумий о выборе сферы профессиональной деятельности.


 

Методика подготовки обучающихся к выполнению олимпиадных заданий по истории

Методика подготовки обучающихся к выполнению олимпиадных заданий по истории

Иными словами, во втором блоке школьникам предлагаются задания, готового решения которых изначально нет и быть не может

Иными словами, во втором блоке школьникам предлагаются задания, готового решения которых изначально нет и быть не может

Успехов на олимпиадах добиваются учащиеся, обладающие не просто обширными знаниями, а системой знаний

Успехов на олимпиадах добиваются учащиеся, обладающие не просто обширными знаниями, а системой знаний

Успешность выступления учащегося на олимпиаде в значительной степени является заслугой педагога

Успешность выступления учащегося на олимпиаде в значительной степени является заслугой педагога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2024