Методика подготовки учащихся к олимпиаде по литературе
Для успешной сдачи учащимся олимпиады по литературе, в первую очередь необходимо ЧТЕНИЕ произведений. Участник этой олимпиады должен быть начитанным, ориентироваться в содержании произведений программы и внепрограммных.
Участник олимпиады по литературе должен знать основные понятия теории литературы, которые изучаются постепенно, от класса к классу. При подготовке необходимо повторить эти понятия, выявить пробелы в знаниях и устранить их, достичь ясного понимания и правильного использования терминов теории литературы.
Участник должен знать:
ü Роды литературы;
ü Литературные жанры;
ü Категории содержания: тематика и проблематика произведения, художественное время, пространство, событие; вечные темы в литературе и искусстве; персонаж и писатель; психологизм; портрет, пейзаж в произведении и т. д.
ü Категории формы: сюжет, композиция, конфликт, фабула, внесюжетные элементы, художественная деталь и т. д.
ü Принципы художественного изображения в литературе: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм, модернизм.
ü Средства художественной выразительности.
ü Стихосложение: метр, ритм, рифма, строфа, стопа и т. д.
При повторении или изучении данных понятий теории важно обеспечить связь теории с практикой, то есть все термины объясняются на основе известных учащимся литературных произведений.
Подготовка участников олимпиады.
Для выполнения заданий олимпиады участникам необходимы умения, формируемые на уроках литературы и зафиксированные в требованиях соответствующих образовательных стандартов (для каждого класса – на своѐм уровне). Особо подчеркнѐм, что формирование этих умений происходит у разных учащихся с разной скоростью и в разной степени, на протяжении многих лет и не заканчивается в школе, поэтому к представленному ниже списку умений нужно относиться только как к ориентировочному.
В этот список мы включаем следующие умения:
- определять родовую и жанровую специфику художественного произведения; - анализировать литературные произведения разных жанров;
- определять тему и конфликт произведения;
- различать фабулу и сюжет, определять особенности композиции;
- оценивать систему персонажей; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
- выявлять особенности языка и стиля писателя; находить основные изобразительно выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
- определять авторское отношение к героям и событиям и объективный смысл произведения;
- объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
- анализировать литературные произведения разных жанров;
- определять авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
- уместно пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями; - выражать личное отношение к художественному произведению; аргументировать свою точку зрения;
- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
- писать сочинения различных жанров: описание, сочинение по картине, устное иллюстрирование, характеристика (в том числе сопоставительная) литературных героев, отзыв, рецензия, анализ эпизода литературного произведения, ответ на проблемный вопрос, эссе, публицистическая статья, очерк, литературный дневник, заметка;
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве; работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Для подготовки к олимпиаде (помимо уроков литературы, на которых формируются перечисленные выше умения) можно использовать разнообразные формы дополнительного образования: элективные курсы, клубы юного филолога, факультативы, различные творческие конкурсы, исследования в области литературоведения и т.п.
Подготовка школьников к олимпиаде – это и посещение музеев и театров, проведение совместных мероприятий с библиотеками, знакомство с современной литературой. Все большее распространение получают дистанционные формы подготовки. Для успешного проведения школьного и муниципального этапов олимпиады предварительную подготовку могут проходить и учителя. Формы подготовки учителей (курсы, семинары, консультации, магистерские программы) определяются муниципальными или региональными органами или организациями, осуществляющими повышение квалификации учителей, с учетом анализа заданий разных этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.