Опыт работы«Воспитание безопасного поведения на дорогах детей дошкольного возраста».
Оценка 4.6

Опыт работы«Воспитание безопасного поведения на дорогах детей дошкольного возраста».

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
другое
7 кл
10.04.2022
Опыт работы«Воспитание безопасного поведения на дорогах  детей дошкольного возраста».
Опыт работы по ПДД.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт работы

 

 

 

 

 

 

 

«Воспитание безопасного поведения на дорогах

 детей дошкольного возраста».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор работы

воспитатель МБДОУ

детский сад № 5 «Звёздочка»

г. Оха Сахалинская обл.

Бриль Валентина Владимироовна

 

Только - то в человеке прочно и надёжно, что

всосалось в природу его, в его первую пору жизни.

Ян Коменский

Введение

Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится всё актуальнее.

Проблема дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге.

         Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. Это объясняется тем, что дети не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.

     Избежать опасности можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка.

        Чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, в транспорте, тем меньше будет происшествий на проезжей части.

         Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

       

1.      Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста

отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Вот поэтому была поставлена цель - как можно раньше познакомить детей с правилами дорожного движения.

         Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Большую часть дня дошкольник проводит в детском саду, поэтому именно там все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения.

        Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры, подвижные игры и сюжетно – ролевые игры. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.

         На сегодняшний день остро стоит проблема уважительного отношения участников дорожного движения друг к другу, поэтому необходимо сформировать у подрастающего поколения негативное отношение к правонарушителям на дороге. С каждым годом все больше автомобилей выезжают на наши дороги. Чтобы не попасть в дорожно - транспортное происшествие, и взрослые и дети должны не только знать, но и соблюдать ПДД.

Цель   работы — формирование и развитие у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге.     

Исходя из поставленной цели,  в работе решаем следующие задачи:

1. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

2. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

4. Расширять словарный запас детей по дорожной  азбуке.

5. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения  пешеходов.

6. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

2. Обоснование темы.   

Выбранная мною тема «Воспитание безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста» важна по ряду причин:

1. Количество машин на улицах нашей страны увеличивается с каждым годом, увеличивается и скорость движения транспорта, и транспортные потоки, растут пробки на автодорогах, они в свою очередь являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий.

2.  Детский травматизм требует пересмотреть  обучение безопасному поведению ребенка на дорогах и перестать относится как к второстепенному предмету.

Новизна

В целом в российском дошкольном образовании накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. Однако проводимые мероприятия часто сводятся к отдельным развлечениям, соревнованиям, викторинам, конкурсам, имеющим познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности.          

        На наш взгляд, требуется не столько обучение дошкольников ПДД, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь), эмоционально - волевые качества. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки  является сложным, длительным развивающим, обучающим и

воспитательным процессом, требующим активного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников.

 

3. Данная цель реализуется посредством работы в следующих направлениях:

 

Профилактическое

·​  Расширение знаний детей о транспортных средствах передвижения.

·​ Обучение детей элементарным правилам дорожного движения, в частности, безопасному поведению на дороге.

·​  Пропаганда знаний о безопасном поведении на дороге среди родителей.

Организационное

·​ Обогащение предметно – развивающей среды группы.

В работе руководствовалась следующими документами:

нормативно-правовыми:

- Конституция РФ;

- Закон РФ «Об образовании»;

- Конвенция ООН о правах ребенка»

- «Правила дорожного движения Российской Федерации» (утверждены постановлением Совета Министров – правительством РФ; изменения и дополнение введены с 01.01.2011г.);

- Федеральный закон от 10.12.1995 № 196 – ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

- Приказ Минобразования России от 22.08.1996 № 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений (вместе с временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении в части формирования у детей, начиная с младшего дошкольного возраста, навыков безопасного поведения на улице).

 

4. Принципы организации образовательного процесса:

Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.

Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

* Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

* Возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

* Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.

Принципы реализации:

* Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

* Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

* Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т. к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

* Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

* Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.

* Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

          

5. Психофизиологические особенности поведения ребенка на дороге.

         Среди всех участников дорожного движения – водителей, пешеходов, пассажиров – самым подвижным и непредсказуемым участником является ребенок. Дошкольники наиболее часто подвергаются несчастным случаям в силу своего психофизического развития.

Это связано с особенностями их нервной деятельности: незрелостью и непостоянством, быстрым истощением нервной системы, преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения:

1.      Дети не обладают теми предпосылками для обучения безопасному поведению при движении на транспорте и дороге, как взрослые.

2.      Дошкольники не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения, разметке дорог, возможностях транспортных средств.

3.      Они не обладают способностью взрослых и детей старшего возраста оценивать скорость и расстояние.

4.      Слух и зрение детей развиты в недостаточной степени.

         Дети не могут переместить свой взгляд с близких объектов на дальние и, наоборот, с такой же скоростью, как взрослые. Им трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы.

         Небольшой рост ребенка не позволяет ему получить полный обзор дорожного движения, что естественно для взрослого человека.

     У ребенка младшего возраста в недостаточной степени развита способность осуществлять одновременно несколько действий. Дети не обладают способностью делать выводы общего характера из своего обучения, то есть они не могут перенести правила правильного перехода дороги с того места, где они этому научились, на все другие места, где они должны переходить дорогу.

        Рост ребенка – серьезное препятствие и для своевременного обнаружения его водителем на дороге. Из-за стоящего транспортного средства, или группы пешеходов, или высоких сугробов ребенок не виден водителю, находящемуся на дороге.

        Дети иначе, чем взрослые, переходят проезжую часть дороги. Так, взрослый, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию, а дети же начинают наблюдение, только подходя к краю проезжей части.

        Стремление играть в любых ситуациях объясняет непредсказуемость или импульсивность поведения детей. На них большое влияние оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему – либо заставляют их забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты при переходе проезжей части.

       Дети по-разному реагируют на различные виды транспортных средств. При приближении грузовика, автобуса, трамвая, даже если они двигаются с небольшой скоростью, ребенок не рискует пересекать проезжую часть дороги, но недооценивает опасность небольших размеров – легковые машины и особенно мотоциклы, которые приближаются с высокой скоростью. Дети считают, что автомобиль можно остановить мгновенно.

            Все эти психофизиологические особенности ребенка говорят о том, что невозможно приспособить поведение детей к условиям дорожного движения только путем обучения, к детям нужен особый подход при сообщении знаний о правилах безопасного поведения на дороге.

         Дошкольники никогда не бывают нарушителями  правил дорожного движения сознательно. Их неожиданное появление на дороге, столкновение с другими пешеходами, шумное поведение в транспорте – это наглядное проявление возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

        Поэтому по своим психофизиологическим особенностям ребенок дошкольного возраста сам, сознательно выполняя все правила и требования правил для пешеходов, перейти правильно и безопасно проезжую часть зачастую не может.

        ПДД мало приспособлены к психофизиологическим  особенностям детей. Ребенку дошкольного возраста требуется больше времени и энергии на решение любой дорожно – транспортной ситуации. Его здоровье, невротические расстройства, вызывающие заторможенное или расторможенное состояние, конфликт с родителями или друзьями, перенасыщенность телевизионной информацией увеличивают риск несчастного случая. Да и в организме здорового ребенка каждый миг, происходят какие – либо изменения.

          Для того чтобы действовать в соответствии с целями, мероприятия по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения должны проводиться сообразно способностям ребенка в данное время поддаваться обучению.

           При обучении надо учитывать такие факторы, как возраст и индивидуальные способности. Одни особенности являются характерными для определенного возраста, а другие обусловлены индивидуальным темпераментом ребенка, его способностями, потребностями и другими свойствами личности. 

В дошкольном возрасте ребенок активен в усвоении новых знаний, он стремиться сделать что – то сам и многие предметы делает своими руками.

Факторы, способствующие участию детей в ДТП:

Ø  рассеянное внимание;

Ø  забывание правил поведения на улице;

Ø  снижение обзора во время непогоды из – за зонта, поднятого воротника, капюшона;

Ø  плохое состояние дорожного покрытия;

Ø  эмоциональное состояние;

Ø  более узкий угол зрения, чем у взрослого: у 6 – летнего ребенка он в 10 раз меньше, чем у взрослого, и составляет в горизонтальной плоскости 20 – 22 градуса, а в вертикальной 12 – 15 градусов. Рост угла зрения продолжается до 20 лет;

Ø  время реакции ребенка (время от начала обнаружения опасности до начала действия) значительно больше, чем у взрослого. Так, у взрослого оно составляет 0,6 – 0,8 с, а у дошкольника 1,3 – 1,5 с;

Ø  растерянность (чем опаснее ситуация, тем медленнее и не правильнее принимает ребенок решение, он теряется);

Ø  рассеянность (клетки коры головного мозга легко истощаются, у ребенка быстро наступает состояние утомления и рассеянности);

Ø  отсутствие контроля взрослых (появление одного ребенка на дороге должно привлечь внимание всех участников дорожного движения и восприниматься ими как чрезвычайное происшествие).

Ситуации, в которых дети наиболее уязвимы:

Ø  Переход проезжей части;

Ø  Посещение магазинов и образовательных учреждений;

Ø  Подвижные игры около дорог;

Ø  Езда на велосипедах, самокатах, коньках и лыжах в опасных местах;

Ø  Игры с наступлением темноты;

Ø  Ослепление фарами;

Ø  Зимнее состояние дорожного покрытия;

Ø  Яркое солнце и белый снег, создающие эффект бликов, когда ребенок как бы «ослепляется»;

Ø  Буксующее рядом с ребенком транспортное средство.

Психофизиологические  характеристики ребенка многообразны. Каждый ребенок уникален и непредсказуем. Прежде чем решать проблему предупреждения детского травматизма и обучать ребенка безопасному поведению на дороге, родителям и педагогам надо хорошо усвоить возрастные и психофизиологические особенности характера своего ребенка.

 

6.      Практическая часть

           Свою работу начала с организации и обогащения предметно - развивающей среды в группе, где собран наглядный и игровой материал по правилам дорожного движения. Материал пополняется и обновляется в течение всего учебного года. В нем находятся:

Ø  Наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорта, светофора, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями).

Ø  Настольно-печатные игры (разрезные картинки, лото, домино).

Ø  Настольный перекресток (маленькие дорожные знаки, различные виды транспорта, игрушки – светофор, домики).

Ø  Атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, дорожные знаки, модель светофора, костюмы).

Ø  Детская художественная литература по тематике.

Ø  Конструкторы.

Ø  Пособие и игры по обучению детей ПДД.

Ø  Действующие выставки рисунков и поделок по теме ПДД.

          Материалы уголка использую в НОД по ПДД, при проведении бесед, целью которых является знакомство и закрепление знаний о правилах поведения на улице, на дороге, в общественном транспорте.

Усвоение знаний детьми во многом зависит от создания в группе эмоционального положительного настроя к изучению правил безопасного поведения. Подбираются игры увлекательные, занимательные, требующие решение различных ситуаций, чтобы во время игры выявилась творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей.

Образовательная деятельность по обучению детей правилам дорожного движения начинается в первой младшей группе. У детей формируются первичные представления о машинах, дороге, знакомим с некоторыми видами транспорта.

Уже со 2 младшей группы знакомим детей с понятиями «улица», «дорога», «светофор», формируем представление о работе водителя, о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого). Продолжаем знакомить с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривали иллюстрации с изображением машин, наблюдали за транспортом во время прогулок. Они уже знают, что транспортные средства имеют разные "габариты". Здесь уместно отработать умение ребёнка "видеть" большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность.  Для развития правильной ориентации детей в пространстве обучали их определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу), их размеры, а также учить сравнивать предметы по этим параметрам. Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, знакомим детей с правилами поведения в общественном транспорте. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.

        В средней группе развиваем наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.     

        Продолжаем знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарным правилам поведения на улице. Подводим детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Уточняем знания о назначении светофора и работе полицейского. Знакомим с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Полиция», «МЧС», «Пожарная», трамвай, троллейбус, автобус); со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».

           Дети учатся находить знаки  на иллюстрациях, на макетах. Формируем навыки культурного поведения в общественном транспорте. В объяснениях используем иллюстрационный материал: книги и плакаты, где изображены опасные ситуации, а также различные указания по поведению рядом с проезжей частью.

В старшей группе уточняем знания об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар); о движении транспорта, о работе светофора. Знакомим с названиями  ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.

 Знакомим с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Продолжаем знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка автобуса», «Остановка трамвая», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».      

 Знания детей закрепляем и дополняем.  

 В подготовительной группе систематизируем знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомим с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект». Развиваем свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формируем умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме. Продолжаем знакомить с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно – указательными.    

    Подводим детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.  Расширяем представления детей о работе ГИБДД. Воспитываем культуру поведения на улице и в общественном транспорте.

  Знакомство с правилами дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией  программных требований в комплексе всего воспитательно – образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией, и учитывая состояние здоровья и настроения детей. Такая работа требует четкого отбора  необходимой наглядности и игрового материала.

В ходе организованной образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим мы даем детям представления о  различных видах транспорта через рассматривание картин («Улицы нашего города», «Транспорт», «Дети и дорога»); просмотр презентаций, мультфильмов, разучивание стихотворений, чтение рассказов, беседы, экскурсии.

В ходе организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений даем детям понятие «левая, правая сторона», то есть учим ориентироваться в окружающем пространстве, привлекаем детей к составлению планов, схем участка, дороги.

В ходе организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности  ребят учим рисовать, лепить, изображать в аппликации с натуры различные виды транспорта, соблюдать их форму, величину, строение и соотношение частей.

В ходе организованной образовательной деятельности по конструированию у детей формируем интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала (напольного, настольного), различных конструкций в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). Учим планировать процесс возведения построек, объединенный общей темой (улицы, машины, дома), создавать модели (самолеты, поезда) по рисунку, по собственному замыслу.

В ходе организованной образовательной деятельности по физическому воспитанию продолжаем развивать координацию движений и ориентировку в пространстве через подвижные игры: «Цветные автомобили», «Красный,  желтый, зеленый», «Передай жезл»,   «Где мы были, мы не скажем, на чем ехали, покажем», «Самый быстрый», учим ездить детей на велосипеде, свободно кататься на самокате.

В ходе организованной образовательной деятельности по музыкальному воспитанию дети принимают активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная азбука».

Особое внимание обращаем на детские работы (рисунки, аппликации, поделки из различного материала), которые используем в оформлении выставок и оформлении интерьера детского сада.

Для обучения детей ПДД используем в своей работе:

- беседы: "Наши друзья дорожные знаки", «Беседа об информационно – указательных знаках», "Правила пешеходов и пассажиров", «Об истории транспорта», «Основные части улицы», «Какие бывают автомобили?», «Правила для пассажиров», «Знаешь ли ты свой адрес?», «Светофор и его сигналы», «Дисциплина на дороге – залог безопасности», «Пешеходный переход», «Если ты пассажир», «Где должны играть дети», «Пешеход и его поведение на улице», «Опасный перекрёсток», «Знаки сервиса», «Метро», «Будь осторожен», «Пост ГАИ», «Правила пешехода», «Мчаться по улице автомобили», «Безопасная улица».

- проведение экскурсий к проезжей части дороги,  где велись наблюдения за транспортом, знакомим детей со знаками дорожного движения, обсуждаем ситуации.

- заучивание стихотворений, загадывание загадок, чтение художественной литературы:

В. Суслов «Его сигнал для всех закон», С. Маршак «Одна рифма», А. Клименко «Когда мы пассажиры», Я. Пишумов «Дорожная азбука», А. Дорохова «Зеленый, желтый, красный»; Б. Жидков. «Что я видел, светофор»; А. Северный «3 чудесных цвета»;

В. Клименко «Кто важнее всех на свете!», «Происшествие с игрушками»; С. Турутин «Для чего нужен светофор»; С. Михалков «Моя улица», «Велосипедист», С. Маршак «Милиционер», «Мяч».

- настольные игры: «Час пик», «Азбука пешехода», «Как избежать неприятностей», «Дорожные знаки», «Транспорт: наземный, водный, воздушный», паззлы «Собери знак».

- сюжетно – ролевые игры: «Пешеход», «Пассажир», «Служба спасения».

- при ознакомлении детей с ПДД используем информационно-коммуникационные технологии. Компьютерные презентации в программе PowerPoint для ознакомления детей с правилами дорожного движения. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.

    Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению правил дорожного движения и формированию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге: Виды транспортных средств. Светофор, история его развития. Виды дорожных знаков и их назначение. Причины дорожно-транспортных происшествий.

Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах дорожного движения показываем мультфильмы: «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения». «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)». Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Кроме того, введение видеозаписей мультфильмов в структуру непосредственно образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка.

На протяжении всего времени стараемся превратить обучение в увлекательную игру. Интересной формой закрепления знаний о правилах дорожного движения стали развлечения: «Как кот знакомился с правилами дорожного движения», «Светофорик на пешеходном переходе», игра – викторина «Юный пешеход», «Дорожные знаки знаем, правила соблюдаем».

Знания детей по правилам дорожного движения будут эффективными лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. Именно через игровую деятельность, возможно, обогатить и расширить представления детей о правилах безопасности, ввести детей в проблемные жизненные ситуации и активизации у них желания искать пути разрешения этих ситуаций.

 

7.      Взаимодействие с семьёй.

     «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность». С этой цитатой В. А. Сухомлинского я полностью согласна.

           Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма педагог целенаправленно проводит с родителями. Для этого должна быть тесная взаимосвязь между ними.

            Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

             Родители должны стать самыми активными помощниками педагогам в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице, соблюдая сами правила безопасности.

        Родители не должны позволять себе пренебрежительно отзываться о значении профилактики дорожно-транспортных происшествий при детях, а наоборот самим как можно чаще заниматься с детьми, а также принимать активное участие в создании необходимых условий для профилактической работы с детьми в ДОУ.

С целью привлечения родителей к решению этой проблемы,  используем различные формы взаимодействия:

·         анкетирование;

По результатам проведённого анкетирования на начала года видим, что у родителей недостаточно знаний по ПДД. Большинство родителей сами зачастую не соблюдают ПДД, а в некоторых случаях даже нарушают их. Более того, родители не объясняют детям, как нужно вести себя на улице. Необходимо проводить системную работу с родителями, углублять знания безопасного поведения на улице. Заинтересовать взрослых вместе с детьми участвовать в мероприятиях по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

·         памятки, буклеты и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;

·         папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;

·         родительские собрания: «Соблюдаем ПДД», «Безопасность детей – забота и ответственность взрослых». На собраниях родителям рассказываем о проведённых мероприятиях, беседах, занятиях по воспитанию и обучению безопасного поведения на улице.

·         беседы с родителями «Берегите юных пассажиров», «Как вести себя, чтобы не случилось беды» с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия;

·         консультации для родителей «Безопасность детей – забота и ответственность взрослых», «Как сделать дорогу в детский сад безопасной»;

·         конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.

·         выставки рисунков: «Дорога глазами детей», «Моя улица».

       Большинство родителей  возлагают большие  надежды на детский сад, что в дошкольном  учреждении  детей  обязательно  всему научат. Хотя далеко не все родители  представляют  чему учить ребенка в определенном возрасте.

        Мамы и папы  не скрывают,  что дома этой теме уделяют непростительно  мало  времени в силу своей занятости. Они редко играют с ребенком, дома нет или  недостаточно  настольно – печатных игр, детской художественной литературы  по дорожной тематике.   Большинство  родителей  помощь детского сада  видят в проведении  с ними  практических занятий по безопасности дорожного движения.

8.      Результативность.

           Подводя итоги работы за четыре года можно отметить, что расширились представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения: умение правильно переходить проезжую часть дороги, знание правил поведения пассажира на остановке, во время посадки, во время движения транспорта, при выходе; дети научились распознавать знаки: информационно-указательные;  предупреждающие знаки; запрещающие знаки; знаки сервиса.

            Дети овладели умением предвидеть опасные ситуации и обходить их; обогатили свои знания правилами дорожной безопасности в условиях плохой погоды, значительно расширился и обогатился словарный запас детей.

Таблицы «Общий уровень усвоения программного материала

по обучению дошкольников правилам ПДД»

 

2 младшая группа 2017 – 2018 г.

 

ВЫСОКИЙ %

СРЕДНИЙ %

НИЗКИЙ %

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1.

Знает о назначении светофора

0

35

60

50

40

15

2.

Знает виды транспорта (грузовая, легковая машины, автобус), его части

0

40

75

45

25

15

3.

Знакомы с правилами поведения на улице

0

40

25

45

75

15

 

Средняя группа 2018 – 2019 г.

 

ВЫСОКИЙ %

СРЕДНИЙ %

НИЗКИЙ %

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1.

Знает о назначении светофора и его символов

15

45

75

55

10

0

2.

Знает правила поведения на улице

15

45

55

55

30

0

3.

Имеет представление о дорожных знаках: «Пешеходный переход», «Остановка автобуса», «Осторожно, дети»

5

35

55

55

40

10

4.

Имеет представление о правилах поведения в транспорте

10

45

40

55

50

0

5.

Имеет представление о назначении специализированного транспорта

10

35

30

55

60

10

 

Старшая группа 2019 – 2020 г.

 

ВЫСОКИЙ %

СРЕДНИЙ %

НИЗКИЙ %

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1.

Знает об особенностях движения транспорта на перекрестке

15

50

55

50

30

0

2.

Знает о правилах поведения водителя на дороге

35

65

45

35

20

0

3.

Называет и объясняет назначение дорожных знаков:  «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Перекресток», «Место стоянки», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено», знаки сервиса

25

55

55

45

20

0

4.

Имеет представление о назначении поста ГАИ

15

80

70

20

15

0

5.

Знает правила пешехода

25

65

65

35

10

0

 

 

Подготовительная  группа 2020 – 2022 г.

 

ВЫСОКИЙ %

СРЕДНИЙ %

НИЗКИЙ %

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1.

Знает об особенностях труда водителей различного вида транспорта и о правилах поведения водителей на дороге

35

70

65

30

0

0

2.

Знает правила передвижения пешеходов и машин с помощью светофора

70

80

30

20

0

0

3.

Называет и объясняет назначение информационно-указательных, запрещающих, предупреждающих, предписывающих знаков

35

55

50

45

15

0

4.

Знает, что на дороге есть «островок безопасности», имеет представление о его назначении

25

65

55

35

20

0

5.

Умеет использовать свои знания по правилам дорожного движения в игровых и практических ситуациях на транспортной площадке

25

70

30

30

45

0

 

      Вместе с этим отмечено повышение активности родителей по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения, воспитания культуры безопасного поведения на дорогах, в повышении ответственности родителей за безопасную перевозку детей, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

      Для эффективного достижения результата по обучению детей правилам дорожного движения был составлен перспективный план работы с родителями (приложение 1) по данному направлению на год.

Планирование дальнейшей работы:

ü  систематически использовать в работе интерактивные формы взаимодействия с детьми, педагогами и родителями по теме опыта;

ü  научится видеть в родителях единомышленников и вовлекать их в решение данной проблемы;

ü  особое внимание уделить закреплению в семье знаний, полученных в детском саду о правилах дорожного движения на пути следования из дома в детский сад и обратно;

ü  педагогам продолжать использовать игры и упражнения на закрепление правил безопасного поведения на улицах города  и другие материалы моего опыта работы.

 

ВЫВОДЫ

Ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки.

Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Использованные в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск педагогов и родителей, позволили сформировать у  ребенка умение  предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге; привлекли родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.

        Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения в детском саду в тесном контакте с родителями, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Опыт работы «

Опыт работы «

Только - то в человеке прочно и надёжно, что всосалось в природу его, в его первую пору жизни

Только - то в человеке прочно и надёжно, что всосалось в природу его, в его первую пору жизни

Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей

Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей

Данная цель реализуется посредством работы в следующих направлениях:

Данная цель реализуется посредством работы в следующих направлениях:

Принципы реализации: * Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т

Принципы реализации: * Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т

У ребенка младшего возраста в недостаточной степени развита способность осуществлять одновременно несколько действий

У ребенка младшего возраста в недостаточной степени развита способность осуществлять одновременно несколько действий

В дошкольном возрасте ребенок активен в усвоении новых знаний, он стремиться сделать что – то сам и многие предметы делает своими руками

В дошкольном возрасте ребенок активен в усвоении новых знаний, он стремиться сделать что – то сам и многие предметы делает своими руками

Настольный перекресток (маленькие дорожные знаки, различные виды транспорта, игрушки – светофор, домики )

Настольный перекресток (маленькие дорожные знаки, различные виды транспорта, игрушки – светофор, домики )

В старшей группе уточняем знания об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар); о движении транспорта, о работе светофора

В старшей группе уточняем знания об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар); о движении транспорта, о работе светофора

Где мы были, мы не скажем, на чем ехали, покажем», «Самый быстрый», учим ездить детей на велосипеде, свободно кататься на самокате

Где мы были, мы не скажем, на чем ехали, покажем», «Самый быстрый», учим ездить детей на велосипеде, свободно кататься на самокате

На протяжении всего времени стараемся превратить обучение в увлекательную игру

На протяжении всего времени стараемся превратить обучение в увлекательную игру

ПДД; · папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми; · родительские собрания : «Соблюдаем

ПДД; · папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми; · родительские собрания : «Соблюдаем

Знает виды транспорта (грузовая, легковая машины, автобус), его части 0 40 75 45 25 15 3

Знает виды транспорта (грузовая, легковая машины, автобус), его части 0 40 75 45 25 15 3

Подготовительная группа 2020 – 2022 г

Подготовительная группа 2020 – 2022 г

Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых

Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых

Опыт работы«Воспитание безопасного поведения на дорогах детей дошкольного возраста».

Опыт работы«Воспитание безопасного поведения на дорогах  детей дошкольного возраста».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2022