Введение
Декоративное и декоративно-прикладное искусство передает особенности окружающего нас мира. Разнообразность художественных образов определяется жизненным содержанием. В изобразительном искусстве создаются образы природы, людей, животных и предметного мира. В любом виде искусства композиция является основой творческого процесса. Композиция – (лат. compositio) означает «сочинение, составление, связь, построение гармоничного, художественного выразительного произведения» [30]. Зная законы и применяя различные средства построения композиции, нетрудно добиться, что бы изделия, выполненные с использованием разработок, отличались высоким эстетическим и художественным вкусом.
Главным критерием при выборе темы выпускной квалификационной работы явился научный интерес и стремление расширить свои познания в области педагогики и декоративно – прикладного искусства.
Актуальность исследования заключается в том, что декоративная композиция развивает художественно-творческие способности учащихся, нравственное и эстетическое воспитание. В последнее время все больше ценятся работы, сделанные не на станке, а вручную, потому, что в процессе создания произведения художник преобразует окружающую его действительность, передает свои эмоции. Декоративно-прикладное искусство рассказывает о культуре народа, сохраняет традиции и передает основы мастерства от старшего поколения младшему.
Проблема нашего исследования заключается в недостатке эффективных методик для обучения учащихся ДХШ и ДШИ работе над декоративной композицией. Для решения этой проблемы требуется определенная подготовка , а следовательно, изучение основ декоративной композиции и основ цветоведения. Рассматривая декоративную композицию как средство человеческой самореализации, можно выявить новые неистощимые импульсы, способные оказывать воздействие на человека.
Объектом исследования является процесс обучения учащихся основам декоративной композиции.
Предметом исследования являются методы и приемы обучения учащихся декоративной композиции.
Целью является выявление методики, способствующей развитию художественно-творческих способностей учащихся при работе над декоративной композицией, обобщение и систематизация методик, а так же создание авторской методики.
Задачи исследования:
1. Изучить имеющуюся литературу по методике развития детского декоративного творчества.
2. Изучить основные принципы организации декоративной композиции.
3. Проанализировать программы по декоративно-прикладному искусству в ДХШ.
Методы исследования:
Анализ педагогической и художественной литературы, наблюдение, анализ детских работ.
Основные источники: книги, учебно-методические пособия, статьи.
Изучением композиции занимались многие искусствоведы, художники, педагоги М. В. Алпанов [4], Н. Н. Волков [8], А. Д. Гончаров [11], А. А. Дейнека, Е. А. Кибрик [14], Н. Г. Назарова, В. А. Фаворский [29], Е. В. Шорохов [31].
Композиционными вопросами в различных видах изобразительной деятельности занимались В. В. Алексеева, А. Д. Алехин [3], Г. В. Беда [6], Н. К. Гончарова, В. Н. Есипов, В. К. Лебедко, Л. Г. Медведев [22], А. А. Унковский, Г. М. Логвиненко [21].
Научная новизна исследования:
1. Определены содержание и последовательность обучения учащихся основам декоративной композиции.
2. Даны методические рекомендации по развитию цветоведения учащихся и развитию художественно-творческих способностей при работе над декоративной композицией.
3. Разработана авторская методика по декоративно прикладному искусству в работе над декоративной композицией.
Теоретическая значимость исследования:
1. Выявлены условия формирования специальных качеств учников в процессе овладения основами декоративной композиции на занятиях в ДХШ.
2. Полученные результаты вносят определенный клад в теорию и методику преподавания в ДХШ.
Практическая значимость исследования:
1. Материалы исследования могут быть использованны для модернизации учебных программ по композиции и разработки пособий в ДХШ.
2. Разработаны практические задания, направленные на развитие творческих способностей личности учащихся в ДХШ.
3. Творческая работа «Мифические образы нартского эпоса» может использоваться в оформлении библиотек, школах, литературных гостиных, домах культуры или в фонде как методический материал.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.