Аннотация: Статья рассчитана на студентов и преподавателей дополнительного образования. В ней рассмотрены методы преподавания основ танца детям, направленные на эффективное овладение основами танца
Ключевые слова: Метод обучения, словесные методы, игровые методы, наглядные методы, практические методы.
Обучение танцу может осуществляться с использованием совокупности различных методов обучения (в переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели): сам по себе метод обучения означает систему последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. При этом каждый метод обучения состоит из определенных приемов педагога и обучаемых (прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи), сочетание приемов образуют метод обучения, и чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят.
Так, в группах первого года обучения детей младшего школьного возраста педагог может использовать распространенные методы беседы: вопросы к детям, пояснение, рассказ самих детей, при этом он может начать беседу под тихое звучание музыки (например, П.И. Чайковского из цикла «Времена года»), а также демонстрировать картины художников, декламировать стихи, загадывать загадки, показывать в движении тот или иной образ. Такое сочетание приемов обучения наиболее результативно, поскольку эти приемы вызовут в памяти и воображении детей яркие картины, окрашенные их собственными переживаниями, что, в свою очередь, повлечет за собой активизацию мыслительной и исполнительской деятельности.
В современной педагогике нет единой общепринятой классификации методов обучения танцу. Принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В связи с этим главными методами обучения дошкольников и младших школьников являются практические, наглядные, словесные, игровые методы. Все эти методы в процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
Познавательная и практическая деятельность на занятиях может быть организована на основе наглядного показа соответствующих предметов и явлений. К группе наглядных методов обучения относятся: наблюдение, демонстрация наглядных пособий.
Наблюдение ― это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять, устанавливать их причины, делать выводы. Непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов имеет значение для формирования полноценных представлений и развития познавательных процессов ― восприятия, мышления, воображения.
Демонстрация картин, репродукций, диафильмов, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств ― важный метод обучения дошкольников и младших школьников, позволяющий решать ряд дидактических задач. Наглядные средства дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов, расширяют кругозор детей, поскольку появляется возможность дать представление о тех событиях, явлениях, предметах, которых нет в опыте обучаемых, которые они не могут непосредственно воспринят [4, с. 19].
В обучении дошкольников и младших школьников используются наглядные приемы обучения: показ способов действий, показ образца (показ педагога каждого танцевального элемента). Эти приемы в значительной мере основаны на подражании и его роли в усвоении ребенком знаний и умений.
Музыкальное сопровождение считается методическим приемом, ведь рассчитывать на то, что дети сами научатся чувствовать музыку, нельзя. Педагог своими пояснениями должен помочь им приобрести умения, согласовывать свои движения с музыкой. Умелый подход к подбору музыкального материала для игр, этюдов, танцев, с первых занятий исключает формальный подход детей к музыке лишь только как к оформлению занятия, правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые затем дети проявляют в танце.
Показ действий, их последовательности выполнения применяется на хореографических занятиях. Эти приемы раскрывают перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляют их внимание, память, мышление. Показ педагога должен быть целостным, точным, эмоциональным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. Каждое свое действие педагог-хореограф обозначает словами, они дополняют движения, характеризуют его направление. Иногда к показу отдельных движений, действий педагог-хореограф привлекает кого-то из воспитанников, подготовив ребенка заранее.
Вторая группа методов: практические методы ― это методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений, практический характер. Ведущими практическими методами обучения танцу являются упражнения, игровые методы, экспериментирование (сюда включаются элементы творческой работы дошкольников)
Упражнение ― многократное повторение детьми практических действий заданного содержания. Благодаря упражнениям у детей формируется разнообразные умения и навыки. Значительная часть содержания обучения может быть усвоена ребенком посредством упражнений. Чтобы научиться танцевать, детям необходимо овладеть соответствующими способами действий.
Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. Игровые методы и приемы достаточно разнообразны. Наиболее распространенными являются дидактические игры. Им присущи две функции: совершенствование и закрепление знаний; усвоение новых знаний и умений разного содержания. Важное значение для повышения активизации детей на занятиях имеют такие игровые приемы, как внезапное появление объектов, игрушек, выполнение педагогом различных игровых действий. Эти приемы своей неожиданностью, необычностью вызывают острое чувство удивления, которое является прологом всякого познания. К игровым приемам относятся загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации [4, с. 20].
Словесные методы и приемы в сочетании с наглядными, игровыми, практическими методами позволяют в кротчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указать пути ее решения.
Рассказ педагога ― важнейший, наиболее эмоциональный словесный метод, позволяющий в доступной форме для детей форме излагать учебный материал методам обучения.
Беседа ― диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы; применяется в тех случаях, когда детей имеется некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым они посвящены. Этическая беседа имеет целью воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, оценок. Тематика познавательных бесед определяется программой обучения. По дидактическим целям выделяются беседы вводные и обобщающие (итоговые). Назначение вводной беседы ― подготовить детей к предстоящей деятельности, наблюдению. Обобщающая беседа проводится с целью суммирования, уточнения, систематизации знаний, приобретенных детьми на протяжении достаточного большого отрезка времени.
В процессе обучения используются словесные приемы: вопросы к детям, указания, объяснения, педагогическая оценка.
Практика показывает, что успех детальности танцевального коллектива целиком зависит от уровня подготовленности детей. Для того чтобы получить видимый результат, необходимо применять эффективные методики обучения детей с разным уровнем способностей и физической подготовленности.
Педагогу необходимо воспитать у участников танцевального коллектива сознательную дисциплину, которая вырабатывает твердость характера, трудолюбие, настойчивость, упорство, умение выдержать физическое и нервное напряжение, достичь ощутимого результата. Обучение танцу требует регулярных занятий, которые не осуществимы самостоятельно, без руководства педагога. Вместе с тем чтобы занятия танцем не превратились в пытку, а приносили детям радость на пути к гармонии и совершенству, педагог должен создать в коллективе особую атмосферу, располагающую к работе, в которой недопустимы крик, оскорбление, обидные сравнения. Педагог также должен помнить о физической безопасности детей [7, c. 207].
В эффективном обучении детей одним из важнейших направлении работы педагога дополнительного образования по направлению хореографии – это организация и руководство творческим коллективом. Исходя из цели обучения танцу, выбирается содержание деятельности, методы, средства и приемы, направленные на достижение конечного результата. Представляется, что основной целью при работе в детском любительском хореографическом коллективе является формирование и воспитание личности средствами хореографии, а не концертно-исполнительская деятельность (хотя и она крайне важна и необходима). Воспитание личности в процессе творческой деятельности дает возможность для приобщения детей к общечеловеческим ценностям. Именно в процессе организованного творчества у детей появляется желание обучаться хореографии и повышать уровень исполнительского мастерства [5, c. 236].
Формой организации обучения в детском хореографическом коллективе является урок, на котором дети практически осваивают различные знания, умения и навыки, необходимые им в творческой деятельности. В работе с детским хореографическим коллективом педагог должен ориентироваться на общепедагогические принципы дидактики: принцип целостности и системности педагогического процесса, принцип сознательности и активности личности, принцип наглядности и доступности, принцип индивидуального подхода и т.п. Гармоничное сочетание исполнительских, общепедагогических, художественно-творческих аспектов в организации воспитательной работы в детском любительском коллективе обеспечивает высокое техническое исполнительское мастерство, духовное и эстетическое развитие участников коллектива.
Для эффективного педагогического руководства детским хореографическим коллективом необходимо изучить возраст, особенности социально-психологического портрета каждого участника коллектива, что позволить учесть интересы детей при составлении программы обучения.
Исходя из того, что в младшем школьном возрасте закладываются основы культуры движения, формируются интересы, мотивация и потребности в активности, работу с детьми в хореографическом коллективе следует строить на управляемой работе двигательным аппаратом ребенка.
Для рационального построения целенаправленных практических занятий необходимо исходить из следующих базовых методических правил:
― учитывать возрастные особенности и развитие опорно-двигательного аппарата младших школьников;
― давать нагрузку на мышцы соответственно возрасту ребенка [3, c.91].
Педагог подбирает систему упражнений, исходя из конкретных задач обучения ребенка элементам движений и целостным действиям. Опираясь на знания, можно правильно расставить акценты при разучивании того или иного упражнения, помогая младшему школьнику регулировать нагрузки на мышечную систему.
Большую роль в формировании личности ребенка в условиях хореографического коллектива играет репертуар. Репертуар следует постоянно обновлять с учетом возрастных особенностей обучаемых детей, уровня их подготовленности, сформированности навыков и т.п.
При постановке хореографического номера особе внимание следует уделять:
― хореографическому образу;
― подбору музыкального материала;
― подбору танцевальной лексики с учетов физической подготовки каждого ребенка [2, c. 123].
По мнению Ю.И. Сысоевой, в процессе создании танцевального номера каждому участнику коллектива необходимо проделать ряд действий: проработать идею, образ, сюжет, подобрать музыку, придумать движения, подготовить костюмы и реквизит, отрепетировать номер и представить на суд жюри готовую законченную работу – все это при сопровождении педагога. Систематическая самостоятельная работа ребенка над созданием танцевального номера значительно влияет на раскрытие его творческого потенциала и творческой индивидуальности [6, c. 78].
Итогом любой учебной практики является непосредственная демонстрация достижений участников коллектива. Критерии оценки могут служить следующие:
― аналитико-оценочный критерий, по следующим показателям участников: а) умение анализировать музыкальное произведение; б) умение анализировать движения танца; в) сопоставимость характера музыки и движений танца;
― исполнительский критерий, по показателям участников: а) методическая грамотность исполнения движений танца; б) хореографическая память; в) ориентация в пространстве;
― музыкально-слуховой критерий, по показателям: а) определение характера музыки; б) исполнение движений танца под музыку; в) определение музыкального размера;
― индивидуально-творческий критерий, по показателям: а) импровизация по заданию педагога; б) импровизация под музыку без специального движенческого задания педагога; в) выразительность исполнения [1, c. 122].
Уровни результатов, достигнутых участниками, могут быть оценены как низкий, средний, высокий.
Таким образом, обучение танцу осуществляется с использованием совокупности различных методов обучения, выбор которых определяется возрастом обучающихся и их подготовленности. Это могут быть распространенные методы беседы: вопросы к детям, пояснение, рассказ самих детей под тихое звучание музыки, с демонстрацией картин художников, декламированием стихов, загадыванием загадок, показом в движении того или иного образа. Педагог подбирает систему упражнений, исходя из конкретных задач обучения ребенка элементам движений и целостным действиям.
Литература
1. Калыгина, А.А. Совершенствование процесса обучения детей русскому народному танцу в хореографическом коллективе / А.А. Калыгина // Современные проблемы науки и образования. ― 2017. ― № 1. ― С. 122.
2. Карпенко, В.Н. Формирование личности ребенка в хореографическом коллективе / В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко, Н.Н. Щегликова // Актуальные проблемы гуманитарных наук. ― 2017. ― № 3–2. ― С. 121–125.
3. Коллегова, Е.А. Конечная цель художественного процесса в театре и на эстраде. Спектакль и номер / Е.А. Коллегова // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки, культуры. ― 2010. ― Т. 85. ― № 6–1. ― С. 166–171.
4. Николаенко, Н.И. Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования – руководителей танцевальных коллективов / Н.И. Николаенко. ― Краснодар, 2010. ― 92 с.
5. Скопинцева, О.М. К вопросу формирования и руководства детским любительским хореографическим коллективом в учреждении дополнительного образования / О.М. Скопинцева // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. В 2 т. ― Т. 1 / ред. О.Н. Широков [и др.]. ― Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. ― С. 235–238.
6. Сысоева, Ю.И. Развитие творческой индивидуальности у детей в хореографическом коллективе / Ю.И. Сысоева // Успехи современной науки и образования. 2017. ― Т. 2. ― № 2. ― С. 77–78.
7. Усанов, М.В. Вопросы методики преподавания основ классического танца в любительских хореографических коллективах / М.В. Усанов // Традиционная танцевальная культура народов Урала и Поволжья: исследование, образование, искусство, бытование: Сб. ― [б.м.и.]: Издательство ииц «Культура», 2013. ― С. 207–211.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.