Методика преподавания литературы как наука
П Л А Н
Искусство преподавания и наука методика
Методика - наука о методах преподавания. Совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь. Например, методика опытов.
Вопрос о том, что составляет основу содержания методики преподавания литературы вызывает оживленные споры и давно является объектом пристального внимания не только педагогов-словесников, но и литературоведов, психологов, представителей других научных дисциплин.
Для одних методика преподавания литературы - это прикладное литературоведение, другие называют ее искусством учить, третьи ищут в ней, прежде всего, такую организацию процесса обучения, которая опирается на данные психологии о читателе-школьнике, о периодах его развития и особенностях восприятия им произведений художественной литературы.
Одним из первых определение методики дал более двухсот лет тому назад Н.И.Новиков. В определении Новикова подчеркивается мысль о том, что методика намечает путь, по которому следует идти при "наставлении юношества". Выбор этого пути, формирование собственного взгляда на содержание и методику литературного образования - это не только итог анализа чужого опыта, но и результат осмысления целого ряда теоретических проблем преподавания литературы в школе.
Макет двух объектов с таблицей
М.А.Рыбникова неоднократно предпринимала попытки дать определение методики. Вот одно из наиболее удачных ее определений:
"Методика - это умение беречь время, умение умно расходовать силы ученика, умение находить в учебном материале основное и главное, искусство организовывать труд коллектива, каким является класс, это система рассчитанных воздействий на различные индивидуальности учеников".
В.В.Голубков в своем учебнике по методике преподавания литературы так характеризует структуру методики: "Все методики, какой бы учебной
дисциплины они ни касались, сходны между собой в том, что они в определенной последовательности рассматривают принципы, материал и методы работы учителя, отвечают на три основных вопроса: зачем, что и как?" Это определение остается одним из наиболее четких и точных определений методики в методической литературе.
Методика преподавания литературы
Методика преподавания литературы – дисциплина, которая направлена на изучение способов передачи научной мысли от учителя к ученику, концентрирует внимание на достаточно обширном круге вопросов, связанных с переадресовкой знания. Учителю необходимо ввести школьников в мир художественного произведения, развить восприимчивость к слову, читательские навыки, учить наблюдать и соотносить жизненные
явления с собственным для ученика видением и пониманием сущности происходящего, наконец, готовить ученика к восприятию того целостного знания о жизни и мире, которое содержит литература как вид искусства.
Предмет, содержание и задачи методики
Любая наука имеет право на существование как отдельная, самостоятельная отрасль знания при наличии трех условий:
1) предмета исследования, который не изучается ни одной другой наукой;
2) общественной необходимостью исследования данного предмета;
3) специфических методов научного исследования.
Методика преподавания литературы – педагогическая наука, предметом которой является общественный процесс воспитывающего обучения школьников литературе как учебному предмету и задача которой состоит в открытии закономерностей этого процесса с целью более эффективного руководства им. Основная задача методики преподавания литературы как науки – открытие закономерностей развития общественного процесса, который не сводится только лишь к закономерностям литературоведческим или дидактическим и психологическим.
Взаимосвязь методики литературы со смежными науками
Обучение литературе входит составной частью в работу школы в целом. Поэтому методика тесно связана с дидактикой, разрабатывающей общую теорию и общие принципы обучения. Методика преподавания литературы, прежде всего, связана с литературоведением – методологией, теорией и историей литературы. Эта связь обнаруживается, прежде всего, в
определении цели, содержания и структуры курса литературы. Методология литературоведения оказывает влияние и на методы обучения.
Этот процесс бесконечного обновляется и совершенствуется, опираясь на новейшие научные достижения. Методика связана с эстетикой и органично взаимодействует с ней, ведь красиво по-настоящему лишь то, что нравственно и несет в себе идею Добра.
В процессе изучения литературы неизбежно затрагиваются философские, этические, исторические и языковедческие вопросы, что обеспечивает связь и взаимодействие этих наук в процессе обучения.
Также в ряде вопросов методика преподавания литературы соприкасается с психологией и имеет два аспекта: 1) психология художественного творчества и 2) психология обучения, умственного и нравственного развития учащегося, их воспитания.
Методика непосредственно связана с музыкой, изобразительным искусством.
Структура методики преподавания литературы как науки
Структура каждой науки отражает структуру предмета ее изучения, структура методики литературы отражает процесс обучения – учебный предмет – учитель – ученик.
а) Цели обучения влияют на отбор материала и систему его организации в учебном предмете.
б) Учебный предмет диктует систему и методы его преподавания учителю.
в) Деятельность учителя формирует знания, умения, навыки учащихся.
Принципы преподавания литературы
Методологические принципы:
Теоретические проблемы современной методической науки
1.Проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова; формирование читателя, его духовного мира.
2.Взаимообогащение литературоведения и методики преподавания
литературы. Проблемы и перспективы изучения поэтики художественного
произведения на уроках литературы.
3.Углубление связей между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и самостоятельной деятельностью учащихся.
4.Проблема изучения литературного развития учащихся, причем не только в исследовательском аспекте, а как основы школьного преподавания литературы, выбора программ, концепций, технологий уроков на разных этапах литературного образования школьников.
5.Историческая смена методов и приемов изучения литературы,
конструирование новых, опора на традиционные.
6.Формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, воспитание творческих начал личности.
7. Поиск новых структур уроков и моделирование других форм проведения
занятий.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.