Методика решения задач при реализации межпредметных связей физики и геометрии по теме «Векторы на плоскости»
Рассмотрим способы и алгоритмы решения задач.
Векторно-координатный способ решения задач. Этот способ считают основным методом решения задач по динамике. Выполняют рисунок, на котором обозначают все силы, действующие на тело, записывают второй закон Ньютона в векторной форме, выбирают систему отсчета, проектируют силы на координатные оси и ищут неизвестную величину через систему полученных уравнений.
Алгоритм решения задач по динамике векторно-координатным способом.
1. Прочитайте условие задачи.
2. Выясните основной вопрос задачи.
3. Сделайте сокращенную запись условия задачи.
4. Выполните рисунок, изобразив на нем взаимодействующие тела.
5. Определите, с какими телами взаимодействует тело, движение которого рассматривается в задачи.
6. Отметьте на рисунке силы, действующие на тело, движение которого рассматривается, а также векторы скорости и ускорения.
7. Запишите в векторной форме уравнение движения тела.
8. Выберите наиболее рациональную для решения систему отсчета.
9. Запишите уравнение движения в проекциях на оси координат.
10. Запишите дополнительные уравнения кинематики (если в этом есть необходимость) на основе анализа условия задачи.
11. Решите уравнение.
12. Подставьте числовые данные в результирующую формулу и выполните вычисления.
Векторно-геометрический способ решения задач. Значительную часть задач как по механике, так и из других разделов физики (электростатики, геометрической оптики) можно решать, используя векторно-геометрический способ. Суть его заключается в том, что переход от векторных уравнений к скалярным осуществляется на основе применения знаний по геометрии: правила сложения векторов, свойств геометрических фигур, соотношений между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике, теоремы Пифагора, признаков сходства и равенства треугольников, теоремы косинусов и синусов и т.д.
Алгоритм решения задач векторно-геометрическим методом:
1. Выполнить рисунок, на котором отметить все силы, действующие на тело;
2. Записать II закон Ньютона в векторной форме
3. Выполнить действия над векторами, используя правила их сложения;
4. Перейти к скалярным величинам, используя свойства геометрических фигур;
5. Получить неизвестную величину.
1. Ящик массой m = 30кг протянули на расстояние 30 м, прикладывая силу F = 30 Н под углом 30∘ к горизонту. Сила трения Fтр = 20Н.
1. Какую работу по перемещению ящика выполняет сила F?
2. Какую работу по перемещению ящика выполняет сила трения Fтр?
3. Какую именно нужно приложить силу F, чтобы ее работа равнялась нулю?
![]() |
1. Сила F направлена под углом 30∘ вектору перемещения S. Работа:
A=F⋅S*cosα=30⋅30*√3/2≈765(Дж)
2. Сила трения направлена в противоположном направлении от вектора перемещения. Следовательно, она выполняет отрицательное работу. Математически это следует из того, что α=180∘⇒cosα=1. Работа:
Aт=−FS=−20⋅30=−600(Дж)
1. Подумайте, каким образом вам бы нужно было приложить силу к ящику, чтобы он не шевелился вдоль горизонтальной поверхности. Очевидно, что силу необходимо приложить под прямым углом к горизонту.
1. Мотоциклист, двигался по горной дороге со скоростью 15 м / с, не затормозил перед поворотом, и его мотоцикл упал с высоты 20 м в снежный палатку. 1) Сколько времени падал мотоцикл? 2) Какова горизонтальная дальность полета мотоцикла? 3) С какой скоростью мотоцикл приземлился? 4) Под каким углом мотоцикл упал в снежный палатку?
Дано: |
Движение вдоль оси
Движение вдоль оси
Выделенные формулы справедливы для описания движения любого горизонтально брошенного тела.
Ответ:
|
|
|
2.3. Разработка урока на основе межпредметных связей физики и геометрии
Тема: Решение задач на движение тела под действием нескольких сил
Цель: развивать умение решать типовые физические задачи, владение современными физическими методами, умение проводить экспериментальные задачи, владение методами исследования практических задач физическими методами, владеть методами доказательства и опровержения утверждений;
Оборудование: магнитная доска, стрелки из бумаги, раздаточный материал на каждую парту «Алгоритм решения задач по динамике», оборудование для демонстрации качественного задачи - игрушечный автомобиль, деревянный брусок, наклонная плоскость, неподвижный блок с ниткой и грузами, шарик на нитке, микрофон.
Тип урока: урок совершенствования знаний и формирование умения решать задачи.
ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Ученикам предлагают методом «Идеального опросы» самостоятельно оценить свою подготовку к уроку и выставить баллы в листе самоконтроля.
III. Мотивация учебной деятельности.
IV. Актуализация опорных знаний.
1. Методом «Цепочки» проводится фронтальный опрос по вопросами:
• Что такое сила?
Сила - мера взаимодействия. Это векторная физическая величина, характеризующая механическое воздействие данного тела на другое.
• Какие виды сил вы знаете?
Сила тяжести, сила упругости, сила трения скольжения.
• Какую силу называют силой тяжести?
Сила тяжести - это сила с которой Земля притягивает к себе тела.
• Дать определение силы упругости.
• Дать определение силы трения.
• Какая сила называется равнодействующей силой?
Равнодействующая сил называется сила, которая заменяет действие на тело нескольких сил. Равнодействующая равна геометрической сумме сил, действующих на тело.
• Что значит спроектировать вектор на данную ось?
Проекция вектора на определенную координатную ось - отрезок, ограниченный проекциями начала и конца вектора на эту ось. Проекция вектора - величины скалярные.
• Дать определение второго закона Ньютона.
Ускорение которого приобретает тело вследствие взаимодействия с другим телом, прямо пропорционально силе, действующей на него, и обратно пропорционально его массе.
• Что такое синус угла и косинус угла?
2. Физический диктант
А) Записать какими буквами обозначаются следующие физические величины:
В-1 В-2
1) масса 1) сила
2) ускорение 2) время
3) скорость 3) ускорение свободного падения
4) сила притяжения 4) сила трения
5) коэффициент трения 5) сила реакции опоры
Б) Записать в каких единицах измеряются следующие физические величины:
1) скорость 1) время
2) масса 2) сила
3) ускорение 3) перемещение
В) Записать формулы:
1) второго закона Ньютона 1) силы притяжения
2) сила упругости 2) силы трения
Физический диктант проверяется методом «Работы в парах». Ученики обмениваются тетрадями и проверяют диктант с ответами, которые открываются учителем с другой стороны доски.
3. Метод «2-4-все вместе»
Каждая пара учеников получает свою карточку, на которой необходимо с помощью стрелок обозначить на рисунках силы для каждого из случаев.
Обозначить на рисунках силы с помощью магнитных стрелок для каждого из четырех случаев, которые демонстрирует учитель с помощью демонстрационного оборудования:
I. Автомобиль движется по горизонтальной дороге
II. Тело соскальзывает с наклонной плоскости
III. Два тела связаны нитью, которая перекинута через неподвижный блок
IV. Шарик движется по кругу
Ученики выполняют задание. Ответ дают, продемонстрировав наклейки на рисунке и демонстрацией данного движения.
V. Основной материал. Решение сдач.
Экспериментальная задача:
Проблемная ситуация:
1. С помощью динамометра определить коэффициент трения скольжения дерева по дереву во время равномерного движения по горизонтальной поверхности.
Оборудование: динамометр, брусок, деревянная доска.
Количественные задачи:
Решение задач на движение тела под действием нескольких сил, пользуясь алгоритмом решения задач по динамике.
1. Движение по горизонтали.
Сколько времени продолжалось торможение автомобиля, который ехал со скоростью 90 км / ч по горизонтальному участку пути, если известно, что масса автомобиля 1,5 т, а коэффициент трения составляет 0,5.
Дано: |
Решение
Найдем
проекции сил и ускорения на оси ОХ и ОY, запишем формулу для вычисления силы
трения скольжения:
Время движения определим, воспользовавшись формулами: Ответ: |
|
2. Движение по вертикали
Пуля массой 200 г падает вниз с ускорением 9,2 м/с2. Какая сила сопротивления воздуха действует на шар?
Дано: |
Решение
Ответ: |
|
3. Движение по наклонной поверхности:
Какую силу необходимо приложить, чтобы равномерно двигать вверх вагонетку массой 600 кг по эстакаде с углом наклона 20°. Силой трения можно пренебречь.
Дано: |
Решение
Ответ: |
|
4. Движение под углом к горизонту:
Мяч бросили под углом 30 ° к горизонту со скоростью 20 м / с. На какую максимальную высоту он поднимется? На каком расстоянии от точки бросания мяч упадет?
Дано: |
Решение
Движение
вдоль оси
Время
Дальность
Ответ:
|
|
5. Движение по окружности
С какой максимальной скоростью автомобиль может двигаться на повороте радиусом 40 м, чтобы его не занесло, если коэффициент трения колес о дорогу составляет 0,25?
Дано: |
Решение
Найдем проекции сил и ускорения на оси ОХ и ОY, запишем формулу для вычисления силы трения скольжения:
Ответ: |
|
|
|
6. Движение системы связанных тел
23. На шнуре, перевернутом через неподвижный блок, подвесили грузы, масса которых равна 0,3 и 0,2 кг. С каким ускорением движется система? Какая сила натяжения шнура во время движения?
Дано: |
Решение
Ответ:
|
|
Маневровый тепловоз, масса которого 100 т, тянет два вагона, каждый из которых имеет массу 50 т, с ускорением 0,1 м / с2. Определить силу тяги тепловоза и силу натяжения сцепок, если коэффициент сопротивления движению равен 0,006.
Дано: |
Решение Для тепловоза и вагонов запишем уравнения второго закона Ньютона в векторном виде:
Ответ: |
|
Брусок, масса которого 400 г, под действием груза, массой 100 г, двигаясь из состояния покоя, проходит за 2 с путь 80 см. Определить коэффициент трения.
Дано: |
Решение Для каждого груза запишем уравнения второго закона Ньютона в векторном виде: Решим систему путем сложения:
Ответ:
|
|
VI. Итоги урока.
1. Интерактивная игра «Микрофон».
Ученики дают ответы на вопросы
• Что вам больше всего запомнилось на уроке?
• Узнали вы что-то новое?
• Согласны ли вы с высказыванием И. Ньютона, что «Задачи полезнее правила»?
Дополнительные упражнения
Упражнение «Поймай ошибку»
1.
Fтр Fтяги
a
2. Fтяги N
a
Fтр
VII. Домашнее задание.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.