2 этап. Физическое состояние – он характеризует функциональную готовность основных систем организма обеспечить его работоспособность. К наиболее информативным величинам исследования относятся оценка ССС, ДС, НС и ОДА, за динамикой которых можно последить в процессе занятий. На учебных занятиях могут возникнуть острые патологические состояния, как обморок, шок, утомление, остановка сердечной деятельности и прекращение дыхания. В разработке предоставлены материал для обучения студентов необходимым знаниям по оказанию первой помощи.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ
ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ
по дисциплине «Физическая культура»
Методическое пособие «Методика комплексной оценки уровня
физического развития и состояния» составлена с использованием
опубликованных источников.
Оно знакомит студентов с параметрами, характеризующими физическое
развитие и физическое состояние. Подробно разъясняется методика замеров
выполнения проб, тестов и расчетные формулы, и оценочные критерии.СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Тема №1 Фактические измерения __________________________________5
Тема №2 Гибкость_______________________________________________11
Тема №3 Оценка деятельности сердечнососудистой системы__________15
Тема №4 Оценка деятельности дыхательной системы_________________20
Тема №5 Оценка деятельности нервной системы_____________________31Введение
Методическое пособие «Методика комплексной оценки уровня
физического развития и состояния» составлена с использованием
опубликованных источников.
Оно знакомит студентов с параметрами, характеризующими физическое
развитие и физическое состояние. Подробно разъясняется методика замероввыполнения проб, тестов и расчетные формулы, и оценочные критерии.
Разработка состоит из трех этапов.
1 этап. Физическое развитие. Под физическим развитием понимается
комплекс морфологических и функциональных свойств организма,
определяющих запас его физических сил. Замеры тела, их пропорции и
определяют телосложение. По ним можно судить об избыточном весе и его
динамике, о развитии грудной клетки, о дыхательной экскурсии, о гибкости.
2 этап. Физическое состояние – он характеризует функциональную
готовность основных систем организма обеспечить его работоспособность.
К наиболее информативным величинам исследования относятся оценка
ССС, ДС, НС и ОДА, за динамикой которых можно последить в процессе
занятий. На учебных занятиях могут возникнуть острые патологические
состояния, как обморок, шок, утомление, остановка сердечной деятельности
и прекращение дыхания. В разработке предоставлены материал для
обучения студентов необходимым знаниям по оказанию первой помощи.
3 этап Анализ результатов. Научить студентов анализировать и написать
заключение на основании данных, полученных самими студентами при
обследовании друг друга на занятиях.
В курсе практических занятий включены только основные методы
исследования, причем особое внимание обращено на те из них которые
преподаватель и студенты могут использовать в своей практической работе.
Каждому лабораторному занятию предшествует лекция на определенную
тему, и поэтому оно может быть эффективно проведено только после
усвоения материалов лекций. Перед началом занятий необходимо кратко
опросит студентов по пройденному на эту тему лекционному курсу.
Изучив основные методы исследования отдельных систем и органов, легко
использовать их в комплексном всестороннем изучении функционального
состояния организма студента.
Учебное пособие предназначено студентам, но может быть использовано
преподавателями.
Тема№ 1 ФАКТИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ
Физическое
развитие – процесс изменения естественных
морфофункциональных свойств организма в течении процесс изменения
естественных морфофункциональных свойств организма в течении
индивидуальной жизни, важнейший индикатор здоровья студентов. Размеры тела,
их пропорции определяют телосложение и являются показателями физическогоразвития. По ним можно судить об избыточном весе и его динамике, о развитии
грудной клетки, о дыхательной экскурсии (разница окружности груди на высоте
вдоха и выдоха). На качество физического развития влияет гиподинамия,
разрушение системы питания, интенсификация процесса обучения.
Пропорции и конституция тела
Обладателем пропорциональной фигуры считается человек, у которого все
части тела (длина тела, рук, ног, ширина плеч, тазового пояса, величина кисти,
ступни) соразмерны между собой.
Нормативы показателя определения пропорции фигуры
Окружность кисти, сжатой в кулак, равна длине стопы;
Окружность шеи в два размера меньше окружности талии;
Окружность запястья в два раза меньше окружности шеи;
Длина стопы равна длине предплечья;
Ширина плеч равна ¼ длины тела;
Размах распростертых рук равен росту тела;
Высота головы должна укладываться восемь раз в высоте тела.
Результаты измерений зафиксируйте в таблице № 1, №2. (Приложение 1,2)
Таб.№1. Групповая карта определения пропорции фигуры № 1.
Ф.И.О
окружность
кисти
шеи
талии
№
Длина стопы равна:
окружности кисти и
длине предплечья
стопа кисть предплечье
№
Таб. №2 Групповая карта определения пропорции фигуры № 2.
Ф.И.О.
Размах рук =
росту тела
№
Ширина плеч =
длине бедра и
равна ¼ длине тела
плечи бедро 1/4роста
№
Общая характеристика телосложения.
Вариант 1.
При осмотре необходимо решить, к какому конституциональному типу
телосложения (астеническому, гиперстеническому или нормостеническому)
относится обследуемый. Нужно учитывать, что среди студентов редко
встречаются крайние конституциональные типы телосложения (астеники и
№
пп
1
1гиперстеники), чаще бывают так называемые промежуточные типы:
нормостеники с элементами астенического или гиперстенического
телосложения.
(узкодлинный).
Астенический тип
Характеризуется преобладанием
длинотных размеров над широтными: конечности длинные и тонкие, туловище
короткое, грудная клетка длинная и узкая, уплощенная, эпигастральный угол
острый, голова узкая или яйцеобразная, лицо вытянутое, шея тонкая и
длинная, мышцы развиты слабо, длинные, тонкие; упитанность пониженная,
кожа бледная, сухая; нередко наблюдаются нарушения осанки (сутуловатость,
круглая спина).
Гиперстенический тип (короткоширокий). Характеризуется преобладанием
широтных размеров; конечности короткие, толстые, тело длинное, плотное,
шея короткая, плечи широкие; грудная клетка короткая, широкая,
эпигастральный угол тупой; живот длинный и хорошо выражен; таз широкий,
подкожная жировая клетчатка сильно развита; мускулатура хорошо развита,
но вследствие хорошей упитанности мало рельефна; мышцы короткие и
толстые, костяк широкий, позвоночник часто имеет усиленный поясничный
лордоз.
Нормостенический тип представляет собой вариант пропорционального
атлетического телосложения. У нормостепиков длинотные и широтные
размеры пропорциональные; плечи достаточно широкие, таз узкий; грудная
клетка хорошо развита, эпигастралышй угол около 90°, мускулатура хорошо
развита и рельефна, упитанность умеренная.
Пример записи: «Нормостеник с элементами астенического телосложения:
длинные конечности, слабое развитие подкожной клетчатки».
Вариант 2.
Типы телосложения
Узкокостный (узкое туловище и длинные конечности),
Нормокостный (туловище и конечности – соразмерны),
Ширококостный (широкие плечи и короткие конечности).
Безупречную фигуру могут иметь женщины второго типа. (Приложение 3)
Антропометрические измерения
РостДлина тела измеряется ростомером с точностью до 0,5см. Обследуемый встает
спиной к вертикальной рейке ростомера, касаясь ее пятками, ягодицами и
лопатками, удерживая голову в таком положении, чтобы прямая линия между
углом глаза и козелком уха была горизонтальной. Мерная планка опускается на
голову без усилия.
1. Гармоничность телосложения оценивается по соотношению роста тела и объема
грудной клетки. Она вычисляется делением окружности грудной клетки
(в сантиметрах) на рост (в сантиметрах); полученный результат умножается на
100.Если окончательная цифра 50 – 55, телосложение считается достаточно
гармоничным, если больше 55 – отлично развитым и если меньше 50 –
недостаточно гармоничным.
2. Существует условная градация роста женщин:
низкий – 150 см и ниже;
ниже среднего – 151 – 156 см;
средний – 157 – 167 см;
высокий – 168 – 175;
очень высокий – 176 см и выше.
3. Антропологами разработаны шкалы для определения величин тотальных
размеров тела. Одним из них, предположенная Мартином для определения
длины тела.
Условная шкала длины тела, см
Длина тела
алая
1. Карликовая
2. Очень малая
3. Малая
Мужчины Женщины
Малая
До 129,9 До 120,9
130,0—149,0 121,0—139,0
150,0—159,0 140,0—148,9
Средняя
4. Ниже средней
5. Средняя
6. Выше средней
160,0—163,9 149,0—152,9
164,0—166,9 153,0—155,9
167,0—169,9 156,0—158,9
7. Большая
8. Очень большая
9. Гигантская
Большая
170,0—179,9 159,0—167,9
180,0—199,9 168,0—186,9
Свыше 200,0 Свыше 187,0Масса тела
1. Формула Брока.
От роста человека зависит его вес. Между ростом и весом существуют
определенные соотношения. Разработан целый ряд методик – по формуле
Брока: при росте 155 – 165 см из цифры реального роста вычитается цифра
100, при росте 175 см – 110. Эта формула удобна, но она дает весьма
приблизительные результаты.
2.Формула определения нормального веса.
Более полное представление о нормальном весе тела дает другая формула,
учитывая не только рост человека, но и его телосложение. По этой формуле
рост в сантиметрах умножается на окружность грудной клетки
(в
сантиметрах) и полученный результат делится на 240.
3. Номограмма
Для упрощения расчетов можно воспользоваться номограммами , т.е.
графиками. На левой шкале номограммы следует найти точку,
соответствующую реальному росту, на правой – окружности грудной
клетки. Соединив найденные точки линейкой, на пересечении со средней
школой получаем величину оптимального веса тела. Окружность грудной
клетки измеряется во время спокойного вдоха при отведенных в стороны
руках. (рис.1)
4.Формула оптимального веса.
Рис.1.Для еще более точного определения величины оптимального веса рекомендуется
сложить цифры, полученные по формуле Брока и по номограмме, и результат
разделить на 2.
Пример определения оптимального веса женщины ростом 164 см.
По формуле Брока ее вес должен равняться 64 кг. По номограмме получаем
результат (при окружности грудной клетки 88 см) 61 кг. Окончательный
результат будет равен: (64 + 61) : 2 = 62,5 кг.
5.Ожирение
Ожирение – это следствие нарушения обмена веществ с образованием
избыточной массы тела за счет накопления жира. Степени ожирения:
1 степень избыток массы тела превышает норму на 1520%,
2 степень на 2650%,
3 степень на 51100% ,
4 степень – более чем на 100%.
Определить степень ожирения можно, пользуясь таблицей 4.
Таб.№4. Границы нормальных величин массы тела (в кг)
при разном росте (в см) у студентов
Средний
рост
Масса
тела
Юноши
Рост
ниже
среднего
151158
163167
164170
38.361.3 159175
45.866.0 168179
48.874.7 171183
Возраст
лет
15
16
17
Девушки
15
16
17
40.262.2 156167
43.766.0 157167
42.263.1 159169
151155
152156
150155
Масса
тела
Рост выше
среднего
Масса
тела
50.462.7
50.878.0
54.785.6
176182
180185
184190
57.579.8
79.084.8
65.691.5
50.358.5
46.371.8
46.272.4
168173
168172
170175
52.975.7
52.174.4
55.7765
Преподавателям, медицинским работникам и родителям необходимо строго
следить за массой тела учащихся, предрасположенных к ожирению, и принимать
профилактические меры для предупреждения его развития и прогрессирования.
Действенные средства профилактики ожирения – достаточная двигательная
активность и рациональное питание.Лишний вес портит фигуру. Уменьшает продолжительность жизни человека. У
полных людей страдает в первую очередь сердце, система кровообращения,
легкие…
Излишняя худоба тела является вредной для здоровья. При худобе организм
обладает малым запасом жира, гликогена и других резервных веществ, которые
могут быть использованы организмом как источник энергии
6.Оценка степени упитанности фигуры.
Для этого вес в килограммах делится на рост в дециметрах (10 см).
3.54.5 – нормальная,
меньше 3.5 – недостаточной;
больше 4.5 – чрезмерной.
7. Окружность живота
Сантиметровой лентой измерите окружность живота на уровне пупка а
позе стоя в обычном положении, а затем разницу между обхватом
максимально втянутого и максимально выпяченного живота. В норме эта
разница должна составлять около 15% от окружности живота в среднем
положении. Меньшая разница, особенно в сочетании с выпяченным,
отвисшим животом, говорят о слабости брюшного пресса.
Показатели определения массы тела записать в «групповую карту
физического развития» таблица № 5. (приложение 5)
Таблица № 5
Групповая карта физического развития
(формулы, тесты определения массы тела)
№
пп Ф.И.О.
вес Фор О
д
е
р
п
г
о
м
о
н
м
и
т
п
О
е
р
и
ж
о
к Окружность
н
е
ц
О
животамула
Бро
ка
а
с
е
в
о
г
о
н
ь
л
а
м
р
о
н
е
и
н
е
л
е
е
и
н
а
м
м
а
р
с
е
в
й
ы
н
ь
л
а
а
з
у
а
п
и
т
с
о
н
н
а
т
и
п
у
а
й
ы
н
ь
л
а
м
и
с
к
а
м
х
о
д
В
№
15
%
о
н
ь
л
а
м
и
с
к
а
М
ь
т
у
н
х
о
д
ы
в
ь
т
у
н
х
о
д
ы
в
1
2
8. Окружность грудной клетки.
Чтобы измерить окружность грудной клетки, возьмите сантиметровую лету
правой рукой за нулевое деление, а левой за середину. Поднимите локти и
наложите ленту так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а
спереди: у юношей – по нижнему краю сосковых кружков; у девушек над грудной
железой (в месте прикрепления четвертого ребра к грудине). Опустите локти и
соедините концы ленты справа около грудины. Во время фиксации ленты
просчитайте вслух до трех.
При измерениях окружности грудной клетки фиксируются три значения:
окружность в покое, при максимальном вдохе и после полного выдоха. Разность
двух последних измерений называется экскурсией грудной клетки. Величины 8
1012см указывают на хорошее развитие дыхательного аппарата.
У не занимающихся физическим трудом, физическими упражнениями экскурсия
грудной клетки обычно не бывает более 57см.
Тема №2 ГИБКОСТЬ
Гибкость характеризует функциональные возможности опорнодвигательного
аппарата, степень подвижности его звеньев и определяется максимальной
амплитудой движений при наклоне вперед со скамейки (ноги прямые), путем
замера линейкой положения кончиков рук опущенных вниз. Если они ниже
опоры, гибкость положительная (+), если выше опоры – отрицательная
().Приложение 6.1. К скамейке прибивается рейка с целениями. Вниз от верхней плоскости
скамейки наносится разметка в сантиметрах от +1 до +25см, вверх от –1 до –
10см. ученик без обуви становится на скамейку. Ноги на ширине плеч, выполняет
три медленных предварительных наклон, ладони скользят по рейке. Четвертый
наклон выполняется плавно, не рывком, он является зачетным. Таблица№6.
Гибкость достаточна, стабильна у лиц мужского пола с 910 до 19 лет, а потом
постепенно начинает ухудшаться; у лиц женского пола заметное ухудшение
гибкости отмечается гораздо позднее – после 40 лет.
девушки
3
4
юноши
3
Таблица №6 Оценочные данные гибкости
Возраст
оценк
и
15
16
17
2. Гибкость суставов плечевого пояса можно определить, соединяя руки за
спиной (одно сверху, другая – снизу). Если вы сумели захватить руки в
рукопожатие гибкость отличная; если касаетесь кистью кисть – хорошая; если
касаетесь кончиками пальцев – удовлетворительная
14
15
13
4
9
9
9
5
18
18
17
6
6
6
5
11
11
15
11
11
10
3. И.п.: сидя на полу, ноги вытянуты (оценка «5» наклониться вперед и грудью
коснуться колен; «4» из и.п. стоя наклониться вперед, коснуться пола пальцами
рук (ноги не сгибать);
4. И.п.: лежа на животе, руки за головой, ноги закреплены. Прогибаясь, поднять
подбородок от пола (оценка «5» на 60 см, «4» 50 см, «3» 45см.);
5. Поперечный «шпагат» с опорой руками о пол (оценка «5» угол между правой
и левой ногами 160 градусов; «4» 140 градусов; «3» 120 градусов);
6. Продольный «шпагат» с опорой руками о пол (оценка «5» угол между
правой и левой ногами 160 градусов; «4» 140 градусов; «3» 120 градусов);рис.2
7. Гибкость позвоночника (функциональные пробы).
при наклоне вперед студент с хорошей осанкой должен суметь, не
сгибая коленей, достать пальцами рук до носков ног;
сидя – положить подбородок на колени;
при наклоне назад (стоя, с прямыми ногами) следует достать пальцами
рук до середины бедра;
при наклоне вбок (не наклоняя туловище вперед и не поворачивая его)
на уровне
– достать пальцами до боковой поверхности ноги
подколенной ямки;
чтобы оценить суммарную подвижность всех отделов позвоночника в
горизонтальной плоскости, следует сесть верхом на стул или
скамейку, чтобы исключить поворот ног и таза, и повернуть туловище
и голову, посмотрев вбок и назад. В норме сагиттальная плоскость
головы
( попросту говоря, нос) должна повернуться примерно на 110*.
Можно не измерять угол транспортиром: если максимально скосить
глаза, при нормальной подвижности позвоночника в горизонтальной
плоскости становится видно, что находится прямо за спинойрис.3.
таблица 7 ГИБКОСТЬ
№ Ф.И.О.
1
Функциональные возможности
ОДА
1
4
6 №. 1
5
2
3
Гибкость позвоночника
(функциональные пробы)
2
3
4
5
6 №
Анализ результатов
Студенты заполняют самостоятельно таблицу № 8 «Индивидуальная карта
фактических измерений для комплексной оценки физического развития» .
Таб.№8. Индивидуальная карта фактических измерений
для комплексной оценки физического развития
№ наименование
1
2
2.1 Градация роста: низкий, ниже среднего, средний,
Возраст
Рост
значения
норма
высокий, очень высокий.
Масса тела:
3
3.1 Формула Брока
3.2 Формула определения нормального веса
3.3
Номограмма3.4
3.5
3.6
4.
4.1
5
Оптимальный вес
Ожирение
Оценка степени упитанности: нормальная,
недостаточная, чрезмерная.
Гибкость +, см.
Гибкость плечевого сустава: отличная, хорошая,
удовлетворительная.
Окружность грудной
клетки в см.
пауза
вдох
выдох
экскурсия
клетки
талии
кисти
грудной
6. Окружность в см
7.
8.
9.
Тип телосложения:
Пропорции фигуры:
Окружность кисти = длине стопы
Окружность кисти Х 2 = окружности шеи
Окружность шеи Х 2 = окружности талии
Длина стопы = длине предплечья
Ширина плеч =1/4 длины тела
Дополнительно :
Размах распростертых рук=росту
Ширина плеч = длине бедра
Высота головы Х 8= высоте роста тела
ТЕМА № 3 ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОСОСУДИСТОЙ
СИСТЕМЫ
Физическое состояние характеризует функциональную готовность основных
систем организма обеспечивать его работоспособность. К информативным
наибольшим величинам, исследование которых представляет наименьшие
трудности, относятся ЧСС (частота сердечных сокращений), АД (кровяное
артериальное давление), ЧД (частота дыхания в минуту), сила кисти…(приложение
9 , таблица №16)
1.Оценка деятельности сердечнососудистой системы.
Уровень тренированности студента, его работоспособность во многом зависит от
состояния сердца и кровеносных сосудов. Установлено, что сердце, как правило,
утомляется раньше, чем скелетная мускулатура. Вот почему преподаватель
физкультуры должен основное внимание уделять серьезному изучению состояниюсердечно – сосудистой системе (ССС) студентов. Для оценки. воздействия
физических упражнений на состояние ССС можно использовать различные методы
1.1 ЧСС (пульс)
При каждом сокращении сердца стенки артерий приходят в колебание.
Толчкообразные колебания стенок артериальных сосудов, вызванные
растяжением стенок аорты и поступлением в них крови из желудочка,
называются пульсом (рис.4). Пульсовые колебания проходят по артериям и
гасятся в капиллярах. Число и сила сердечных толчков отражается на
пульсовой волне. Поэтому по пульсу можно судить не только о числе
сердечных толчков, но и о их силе, частоте, кровенаполнении сосудов и
других показателях, важных для здоровья.
Рис. 4
ЧСС
информативный показатель состояния организма человека,
тренированности его сердечнососудистой системы и аппарата дыхания. В покое
ЧСС у различных людей колеблется в пределах от 40 до 7080 ударов в минуту.
У девушек и женщин пульс чаще примерно на 5 ударов в минуту. При средних по
объему и интенсивности нагрузках ЧСС у здоровых студентов ( основная мед.
группа) достигает 130150, а при значительных нагрузках до 200 и даже более
ударов в минуту. В подготовительной медицинской группе двигательные режимы
рекомендуется выполнять при частоте пульса 120130 уд/ми в начале года ,
постепенно увеличивая интенсивность физических нагрузок в основной части
занятия до 140150 уд/мин. В специальной медицинской группе двигательные
режимы выполняются при ЧСС 10130 уд/мин в течении всего учебного года, так
как, при таких двигательных режимах формируются жизненно необходимые
навыки и умения, не предъявляя к ослабленному организму повышенных
требований. При помощи таблицы №10 можно спланировать предполагаемую
физическую нагрузку при определенной частоте пульса.
Таблица № 10
Средне групповая частота пульса у студентов, отнесенных к специально
медицинской группе, при выполнении различных упражнений.
№
Частота пульса, уд/минп/п Виды физических упражнений
средняя Минимал. максимал.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Построение
Ходьба в медленном темпе
Ходьба в среднем темпе (строевая)
Ускоренная ходьба (спортивная)
Бег трусцой в медленном темпе (2мин)
Бег со скоростью 2,5м/с (до 2мин)
Дыхательные упражнения
Общеразвивающие упражнения:
а) для плечевого пояса
б) комплекс утр.гимнастики (5мин)
Элементы баскетбола:
а) передача мяча на месте
б) броски мяча в кольцо
в) броски мяча в кольцо после ведения
г) ведение мяча прямолинейно в
медленном темпе
д) передача мяча от груди двумя руками
после ведения
Эстафета с набивным мяча (1кг)
10 Подвижные игры малой интенсивности
11
12 Упражнения сидя на гимн.скамейке
(наклоны вперед, назад, в стороны)
91
105
118
135
129
148
100
118
126
132
125
149
131
146
154
169
120
13 Упражнения стоя у гимн.стенки (махи,
122
наклоны, приседания)
14 Упражнения в равновесии на низком
бревне (ходьба, повороты, соскоки…)
Танцевальные упражнения
15
16 Передвижения на лыжах по ровной
местности в медленном темпе ( обучение
технике, прогулки)
17 Прыжки в высоту с разбега
18 Упражнения на брусьях
135
132
124
128
132
77
86
104
122
112
135
90
105
104
120
118
125
120
114
120
144
108
110
123
124
119
125
128
112
119
151
162
152
175
118
120
147
146
137
166
145
170
176
184
131
143
145
148
150
130
136
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
1.Функциональная проба
«Реакция ССС на дозированную нагрузку»
Оборудование: секундомер
Цель этой работы – познакомится с
Предварительное пояснение.
функциональными пробами, позволяющими выяснить степень тренированностисвоего сердца. Для этого измеряют ЧСС в состоянии покоя и после дозированной
нагрузки. У здоровых после 20 приседаний ЧСС возрастает на 1/3 по сравнению с
состоянием покоя и нормализуется спустя 23 мин после окончания работы. Зная
эти данные можно проверить состояние своей ССС.
Измерить пульс в состоянии покоя. Для этого нужно сделать 23 измерения
Сделайте 20 приседаний в быстром темпе, сядьте и тут же измерьте ЧСС за
Ход работы:
1.
за 10 сек и средние значение умножить на 6.
2.
10 сек
3.
4.
Повторите замеры через каждые 20 сек. Определите ЧСС за 10 сек.
Свои результаты оформимте в виде таблицы №11.
Таблица № 11.
№пп Функциональная проба ССС
1
2
3
4
5
6
7
ЧСС в состоянии покоя
20 приседаний
ЧСС сразу после нагрузки
Через 1 мин после нагрузки
Через 2 мин после нагрузки
Через 3 мин после нагрузки
Отметить время восстановления ЧСС
Результаты
Оценка пробы: отлично превышение ЧСС от исходного менее 25%,
хорошо менее 50%, удовлетворительно менее 75%
2.Контроль работоспособности сердца
2.1. Спокойно постоять 23 мин и измерить ЧСС. Подняться спокойно без
остановки на четвертый этаж или совершить 80 восхождений на степе и
снова измерить ЧСС (таб.№ 12).
Таблица №12. Оценка по тесту 2.1.
Оценка
Отлично
Хорошо
удовлетворительно
ЧСС уд/мин
менее 100
менее 120
менее 140
2.2 Спокойно постоять 23 мин руки на пояс и измерить ЧСС. Выполнить на
месте 60 подскоков за 30 с, затем несколько шагов на месте и снова
измерить ЧСС (таб.№13).
Таблица №13. Оценка по тесту 2.2.оценка
отлично
хорошо
удовлетворительно
Превышение ЧСС от исходного
менее 25%
менее 50%
менее 75%
3.Степень тренированности
О степени тренированности спортсмена достаточно точно можно судить по
времени возвращения пульса к исходному состоянию. При хорошей
тренированности даже после большой физической нагрузки пульс
восстанавливается за 2030 мин. Если период восстановления затягивается
на 60 мин и более, это указывает на слабую общую подготовку, возможное
скрытое болезненное состояние или имевшее место нарушение режима.
4. Реакция ССС на физическую нагрузку.
Ортостатическая проба.
Отдых лежа – 5 мин, подсчет пульса 1 мин, отдых стоя –1 мин, подсчет
пульса – 1 мин.
После этого вычисляется разница пульса в положениях лежа и стоя.
Критерии оценок: менее 12 сокращений – хорошая, 12 –18
удовлетворительная, 19 – 25 плохая, более 25 – очень плохая.
5. Определение функциональных классов
по результатом теста 6минутной ходьбы
для студентов СМГ имеющих заболевания ССС (табл14)
(Милюкова И.В, Евдокимова Т.А. «Полная энциклопедия лечебной
гимнастики»)
Таблица №14
Результат
Очень плохо
Плохо
Удовлетворительно
Хорошо
отлично
Девушки
( до 30 лет)
Меньше 0,75
0,75 – 0,92
0,92 – 1,07
1,08 – 1,22
Больше 1,32
юноши
Меньше 0,8
0,8 – 0,95
0,92 – 1,12
1,12 – 1,32
Больше 1,41 класс: ограничений физической активности нет. При выполнении
повседневных физических нагрузок не возникает одышки, сердцебиения,
усталости.
2 класс: умеренное ограничение физической активности. При
повседневных физических нагрузках появляются утомляемость,
сердцебиение, одышка, но в покое они отсутствуют.
3 класс: значительное ограничение физической активности. Все
указанные симптомы отсутствуют в покое, но появляются при
незначительных нагрузках (меньше, чем обычные повседневные )
4 класс: сердцебиение, слабость имеют место и в покое; минимальная
нагрузка усиливает эти симптомы.
В зависимости от принадлежности к функциональному классу
сердечной недостаточности разрешается или запрещаются следующие
виды физической активности (табл.№ 15).
Таблица № 15 Допустимые виды активности
Циклические физические нагрузки
Виды активности
++
Бег
Ходьба быстрая (130 шагов в мин)
+++
Ходьба средняя (100120 шагов в мин) +++
+++
Ходьба медленная (менее 8090 шагов
в мин)
Подъем по лестнице (число этажей)
Ношение тяжестей (кг)
Выше 5
15 16
Функциональные классы
1
2
+
++
+++
+++
3
++
+++
Выше 5
810
23
3
4