Методика "МОЗГОВОЙ ШТУРМ"
Оценка 4.6

Методика "МОЗГОВОЙ ШТУРМ"

Оценка 4.6
Документация +4
doc
Междисциплинарный 19
3 кл—11 кл
05.04.2019
Методика "МОЗГОВОЙ ШТУРМ"
Образовательные задачи современной школы направлены на раскрытие творческого потенциала ребёнка в процессе обучения и реализацию личностно-ориентированного подхода. Для осуществления этих целей используются методы, которые предполагают совместный с учениками поиск решения тех или иных вопросов. Одним из таких приёмов является мозговой штурм. Мозговой штурм — это приём, который решает образовательные задачи с помощью стимулирования творческой активности ребят. Он был придуман в 1953 году Алексом Осборном, специалистом по рекламе из Америки, который был убеждён, что главным препятствием на пути поиска нетривиальных идей является страх критики. Совместная работа над решением конкретной проблемы это опасение сводит на нет. Суть приёма заключается в продуцировании новых идей в процессе работы в группе.
Мокшанова_МОЗГОВОЙ ШТУРМ.doc
МОЗГОВОЙ ШТУРМ: ЧТО ИЗ СЕБЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ МЕТОД И КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Образовательные   задачи   современной   школы   направлены   на раскрытие творческого потенциала ребёнка в процессе обучения и реализацию личностно­ ориентированного подхода. Для осуществления этих целей используются методы, которые предполагают совместный с учениками поиск решения тех или иных вопросов. Одним из таких приёмов является мозговой штурм.  Характеристика приёма: суть, преимущества, недостатки  Мозговой   штурм   —   это   приём,   который   решает   образовательные   задачи   с помощью стимулирования  творческой активности ребят. Он был придуман в 1953 году Алексом  Осборном,  специалистом   по  рекламе  из  Америки,   который   был  убеждён,   что главным   препятствием   на   пути   поиска   нетривиальных   идей   является   страх   критики. Совместная работа над решением конкретной проблемы это опасение сводит на нет. Суть приёма   заключается   в   продуцировании   новых   идей   в   процессе   работы   в   группе. Мозговая атака предполагает объединение усилий всех участников обсуждения и развитие идей   друг   друга,   а   также   выбор   наиболее   перспективных,   практичных   и   удачных предложений.  Универсальность метода определяется тем, что он может применяться в изучении любого  предмета  на любом  этапе обучения.  Педагоги  часто  используют его в  качестве инструмента работы над темами внеклассной программы, так как приём позволяет оценить степень подготовленности детей и выявить те нюансы самостоятельного изучения, которые требуют доработки.  Как   и   любой   другой   метод,   мозговой   штурм имеет   свои   плюсы   и минусы. Использование приёма способствует развитию:    креативного   и   аналитического   мышления   (школьники   учатся формулировать доказательную базу для своих мнений);  навыков   успешной   коммуникации   (ученикам   приходится   не только высказываться, но и внимательно слушать и прислушиваться). Важно выслушать предложение каждого участника мозгового штурма;     воображения   (в   процессе   работы   ребята   уверены,   что   не   встретят скептическую   оценку,   даже   если   их   предложение   будет   из   ряда фантастических);  продуктивного   сотрудничества   (детям   важно   найти   как   можно   больше способов решения поставленной задачи);  правильного отношения к адекватной критике (любые замечания по каждой высказанной идее вносятся аргументировано);  толерантности   (школьники учатся   терпимо   относиться   к   мыслям   и особенностям рабочего процесса одноклассников).  Мозговой штурм удобен тем, что не требует никакой подготовки со стороны учеников.  Среди недостатков можно выделить следующее:     сложность   применения   приёма   для   проведения   дискуссий   —   процесс обсуждения тяжело контролировать;  отсутствие критериев оценивания работы (естественно, что вклад каждого члена группы неравнозначен, поэтому оценки будут различаться, а это, в свою очередь, может вызвать напряжение отношений внутри коллектива);  трудности при выборе наиболее удачных и перспективных идей.  Правила организации работы на уроке с помощью метода  Эффективность   использования   приёма   на   уроках   определяется   тем,   насколько правильно учитель сформулировал проблемный вопрос и сформировал рабочие группы.  В каждой группе необходимо выделить две подгруппы:    генераторы (выдвигают предложения, создают банк идей);  аналитики (обрабатывают предложенные варианты, формулируют решения). Для старшеклассников возможно совмещение этих полномочий: сначала все ребята   предлагают   идеи,   а   затем   коллективно   обсуждают.  Такое   объединение становится возможным только тогда, когда учащиеся смогли попробовать себя и в роли генератора, и в роли аналитика, то есть имеют представление о работе каждого участника мозгового штурма. Но на начальном этапе всё же лучше формировать группы исходя из личностных   качеств   детей:   активные   и   любопытные   школьники   отлично   справятся   с предложением различных идей, а спокойные и вдумчивые — с анализом и построением доказательной   базы   для   этих   мыслей.   Нужно   определить,   кто   из   учеников   будет генератором, а кто станет аналитиком в группе. Чтобы работа шла слаженно и быстро, педагогу необходимо соблюдать ряд правил:     темы должны быть интересны школьникам (как правило, такими являются проблемы, имеющие несколько возможных решений — например, на уроке истории это может быть «Оценка деятельности Петра I»);  необходимо следить за тем, чтобы мысли не повторялись (эта особенность часто  проявляется  в работе  с  младшими   школьниками   — они  начинают перефразировать чужие идеи, поэтому нужно направлять их в русло новых предложений);  обязательно следует формировать равнозначные группы (если все активные ученики будут собраны в одном объединении, то эффективной работы не получится).  Все идеи должны быть зафиксированы. Обучение в рамках приёма мозговой атаки строится в три этапа:  Наработка банка идей. Для того этапа необходимо выделить около 15 минут. Все предложения   ребят   фиксируются   учителем,   лучше   всего   делать   это   на   доске   —   так каждый   ученик   будет   чувствовать важность   личного   вклада   в   работу   группы.   На   этой стадии ни в коем случае нельзя критиковать и комментировать мысли ребят.  Аналитика.  Это   основная   стадия   работы,   во   время   которой происходит коллективное   обсуждение,   критика   всех   идей.   Детям   нужно   найти   плюсы   и   минусы каждого предложения, а задача учителя — подкорректировать и усовершенствовать ход мыслей учащихся.  Выбор.  Из   всех   решений,   предложенных   и   проанализированных,   выбираются наиболее удачные, интересные и практичные.  Проведение мозгового штурма в процессе обучения в школе  Литература  Как уже говорилось, мозговой штурм можно проводить на уроках любого цикла, но   наиболее   дискуссионный   характер   приём   получает   при   изучении   предметов гуманитарного   цикла.   Например,   на   уроках   литературы.   Допустим,   тема   звучит   так: «Русское   стихосложение».   Детям   предлагается   несколько   стихотворений   известных поэтов. Задача школьников — выдвинуть предположение, по каким законам строятся эти строки. В ходе обсуждения ученики должны прийти к выводу, что ключевую роль играет ударение в словах.  Русский язык  На уроках русского языка в начальном звене учитель может предложить ребятам рассмотреть   однокоренные   слова   и   сформулировать   принцип   их   написания   в   процессе изучения темы «Безударные гласные в корне». Детям предстоит выявить сходства в их написании   по   общему   значению,   а   также   найти   связь   между   постановкой гласных   и ударением.   В   результате работы   участники   мозгового   штурма приходят   к   выводу,   что написание гласной проверяется ударением.  Английский язык  Для изучения времён группы Continuous на уроках английского языка проблема ставится в рамках сопоставления с конструкциями Indefinite. Учитель озвучивает вопрос: в чём разница между «I read at the school every day»  и «I am reading now»? Школьники предлагают   следующие   варианты:   время   действия,   продолжительность,   конструкция сказуемого из двух слов, наличие вспомогательного глагола, выраженного спряжением to be, обстоятельства времени. В итоге группа должна сделать вывод о том, что Continuous — это образ действия, указывающий на его продолжительность, грамматическая конструкция которого состоит из вспомогательного слова и смыслового глагола.  История  На уроке истории по теме «Социально­экономические условия развития России в конце XIX — начале XX веков» в результате генерирования идей учащиеся предлагают свои   наработки:   половинчатость   реформ   1861   года,   появление   хорошо   оборудованных промышленных предприятий,  начало  буржуазных отношений,  тесные  связи со странами Европы   (Франция,   Англия),   сохранение   крепостнических   отношений,   безграмотность населения. Вывод, который формулируется в конце, состоит в том, что к началу XX века в России  сложилась напряжённая   социально­экономическая  ситуация,   ставшая в  конечном счёте причиной переворота 1917 года.  С помощью мозгового штурма можно с интересом обсудить отдельные темы, требующие   от  школьников   применения   смекалки.   Например,   такую:  «Пару  веков назад Россия  поставляла  в Европу гусей, перегоняя  их своим ходом. Но кожа на лапках у птиц очень нежная, поэтому купцы придумали хитрый способ, как защитить их от травм. Как же спасали лапки гусей?». Подобная работа не только вызывает заинтересованность,   но   и   делает   процесс более   занимательным,   позволяя   детям проявлять творческие способности.  Обществознание  Урок   обществознания   также   открывает   широкие   возможности   для   применения мозговой   атаки.   Например, тема   «Управление».   На   вопрос   «Что   такое   деловые отношения?» учащиеся могут предложить следующие ответы: деловитость, спокойствие, коммуникабельность,   отсутствие   личных   симпатий   и   антипатий,   профессионализм.   В процессе аналитики   выводится определение,   включающее   все   перечисленные   качества отношений делового характера.  Химия  Использовать   метод   мозгового   штурма   можно   не   только   на   предметах гуманитарного   цикла.   Предметы   естественно­математического   цикла   также   прекрасно вписываются   в   рамки   использования   приёма.   На   уроке   химии   тема   «Бытовая   химия» может   стать   поводом   для   дискуссии,   в   процессе   которой   ученики предложат охарактеризовать понятие, используя, к примеру, следующие доводы: облегчает жизнь в быту, вредная для здоровья, опасна для окружающего мира, содержит ядовитые вещества,   можно   отравиться.   На   основе   предложенных   идей   можно   не   только   дать толкование термину, но и выдвинуть проблемные вопросы для творческих проектов.  Биология  При   изучении   класса   двудольных   на   уроках   биологии   мозговой   штурм   можно представить в виде аукциона идей: каждый ученик предлагает свой ответ, а затем учитель формулирует   определение   для   записи   в   тетради.   Задача,   например,   звучит   так: назвать основные признаки двудольных. Варианты ответа: стержневая корневая система, две   семядоли,   камбий   и   так   далее.   В   результате   получается   следующее   определение: двудольные   —   это   класс   растений,   имеющих   стержневой   корень,   семена   с   двумя семядолями и камбием.  Математика  На   уроке   математики   метод можно   применять   не   только   на   начальном   этапе обучения, но и в среднем и старшем звене. К примеру, при изучении темы «Преобразование выражений,   содержащих   квадратные   корни»   ребятам   предлагается   такая   проблема: докажите,  что эти выражения  являются  натуральными  числами.  В процессе  работы  все участники   группы   решают   задачу,   а   аналитики   доказывают,   что   полученное   значение является натуральным числом, то есть его можно умножать, складывать, вычитать, делить и возводить в степень.  Мозговая   атака   на   уроках   в   школе   —   это   отличная   возможность продемонстрировать   многогранность   той   или   иной   проблемы,   а   также   найти совместное   решение,   выбрав   оптимальный   вариант.   Приём помогает   учителю раскрепостить   ребят,   увидеть   их   творческий   потенциал   и   развить   критическое мышление.

Методика "МОЗГОВОЙ ШТУРМ"

Методика "МОЗГОВОЙ ШТУРМ"

Методика "МОЗГОВОЙ ШТУРМ"

Методика "МОЗГОВОЙ ШТУРМ"

Методика "МОЗГОВОЙ ШТУРМ"

Методика "МОЗГОВОЙ ШТУРМ"

Методика "МОЗГОВОЙ ШТУРМ"

Методика "МОЗГОВОЙ ШТУРМ"

Методика "МОЗГОВОЙ ШТУРМ"

Методика "МОЗГОВОЙ ШТУРМ"

Методика "МОЗГОВОЙ ШТУРМ"

Методика "МОЗГОВОЙ ШТУРМ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2019