Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания
Оценка 4.9

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
естествознание
3 кл
21.01.2018
Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания
« Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни» (С. Т. Шацкий). Что же такое игра? По определению Российской энциклопедии, игра - «это один из видов деятельности человека» [8]. Данное определение бесспорно и общепринято. Однако в педагогике и методиках имеет место разное толкование игры как метода обучения или как формы обучения. Мы придерживаемся последнего мнения. В самом деле, источником знаний является не сама по себе игра, а та деятельность ребенка, которая характеризует игру. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая экологическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат естествоведческой игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении. Разнообразные экологические игры легко вписываются в обычную методику урока, делают его более разнообразным и результативным.
Методика применения игр и игровых.docx
Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания « Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни» (С. Т. Шацкий). Что же такое игра? По определению Российской энциклопедии, игра ­ «это один из видов деятельности человека» [8]. Данное определение бесспорно и общепринято. Однако в педагогике и методиках имеет место разное толкование игры как метода обучения или как формы   обучения.   Мы   придерживаемся   последнего   мнения.   В   самом   деле, источником знаний является не сама по себе игра, а та деятельность ребенка, которая  характеризует   игру.  Например,  дети  играют   в  школу.  Они   в  игре моделируют то, что наблюдали, переживали в настоящей школьной жизни. Здесь методом и является моделирование, которое применено в форме игры. Игры,   применяемые   на   уроках   естествознания,   многогранны   и разнообразны. Это требует их классификации. Можно выделить 6 основных групп (по С.Л. Новоселовой): 1. Настольные игры 2. Дидактические игры 3. Подвижные игры 4. Сюжетные игры 5. Деловые игры 6. Интеллектуальные игры. Настольные   игры:  ребусы   (приложение   1),   кроссворды,   чайнворды. Особенность   настольной   игры   –   наличие   игрового   правила,   в   котором внутренне   заключена   игровая   задача.   Решение   игровой   задачи   делает   игру стремящейся   к   определенному   результату.   Важнейшей   чертой   настольной игры является занимательность, поэтому дети с удовольствием принимают в них участие. Настольная   игра   развивает   воображение,   сообразительность   и наблюдательность. В нем присутствует элемент соревнования. В результате дети   учатся   быстро   и   логично   рассуждать.   В   процессе   игры   школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Настоянная игра ­ одно из   средств   развития   способностей   учащихся,   расширения   их   кругозора. Настольные   игры   проводят   как   индивидуально,   так   и   в   ходе   групповой, коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся [5]. Кроссворды и ребусы, как разновидность настольных игр, могут быть выполнены на школьной доске, листе ватмана или на отдельных карточках,   Их   можно   использовать   на служащих   раздаточным   материалом. интегрированных   уроках,   обобщающих,   проверке   знаний.   Эти   игровые моменты могут быть как одним из этапов урока, так и связующим звеном, своеобразным способом переключения с одного вида деятельности на другой [16]. Дидактические игры естествоведческого содержания. Важным средством активизации познавательной деятельности младших школьников,   развития   их   самостоятельности   и   мышления   являются дидактические игры. Эти игры проводятся во время прогулок, экскурсий и на уроке для обобщения знаний о конкретных объектах и явлениях природы, формирования конкретных элементарных понятий о природе. Проведение   естествоведческой   дидактической   игры   имеет   некоторые особенности.   Прежде   всего,   это   касается   темпа   игры.   Замедленный   или излишне быстрый темп снимает интерес к игре, быстро утомляет детей [12]. Виды дидактических игр: 1. Словесная дидактическая игра (приложение 2). Сопровождается подачей мяча от учителя к ребенку. Учитель, бросая мяч,   задает   вопрос,   у   ребенка   должен   быть   готов   ответ   на   поставленный вопрос.   Напряженная   умственная   деятельность,   произвольность   внимания, быстро утомляют детей. Поэтому длительность словесных дидактических игр должна быть 8 ­ 10 минут, но и в это время необходимы паузы. Начинать проводить   игры   лучше   с   небольшой   группы   детей.   По   мере   усвоения содержания   и   правил   игры   количество   играющих   увеличивается.   При проведении   словесных   игр   дети   стоят   полукругом,   учитель   напротив   них. Перед   проведением   игры   учитель   объясняет   правила:   отвечает   тот,   кому брошен мяч, нужно ответить и одновременно бросить мяч обратно, нельзя ронять и задерживать мяч. 2. Топографический диктант.  Под диктовку учителя учащиеся в тетради, а одни из них на классной доске вычерчивают план пути (текст составляет учитель, используя изученные условные знаки плана). 3. Топографическое письмо.  По заданию учителя учащиеся записывают  составленный ими сообща текст, в котором характеризуют разные участки окружающей местности, и вместо   объектов   (болото,   овраг   и   т.д.)   в   соответствующих   местах   письма рисуют условные топографические знаки. 4. Определение природных зон по иллюстрациям.   По заданию учителя учащиеся подбирают иллюстрации, открытки по природным   зонам,   кратко   характеризуют   растительный   и   животный   мир. Описание читают на уроке и определяют, какая это природная зона. Использование   естествоведческих   дидактических   игр,  как   на   уроках, так и во внеурочной деятельности, является наиболее результативным для создания   психолого­педагогических   условий   развития   познавательных интересов детей, привлечению их к совместному решению задач, подведению к самостоятельным выводам. В ходе дидактической игры происходит процесс обучения, который стимулирует активность всех детей. Дидактическая игра способствует   умению   рассуждать,   высказывать   свое   мнение,   не   боясь   при этом   ошибиться,   ведь   каждый   ошибочный   ответ   рассматривается   не   как неудача, а как поиск правильного ответа, решения. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания.   Таким   образом,   можно   сделать   вывод,   что   естествоведческая дидактическая   игра   при   включении   ее   в   урочную   деятельность   или   в развивающие   часы   способствует   успешной   учебной   деятельности. Дидактические   игровые   формы   обучения   способствуют   социальным   и практическим   навыкам,   вызывают   у   детей   желание   экспериментировать   и заниматься учебной деятельностью. Подвижные игры. Современная   практика   обучения   и   воспитания   детей   младшего школьного   возраста   располагает   довольно   разнообразным   игровым материалом,   заполняющим   досуг   детей   и   направленным   на   переключение ребенка от одного вида деятельности к другому. Однако, учителя ощущают нехватку   методического   материала   по   подвижным   играм.   Проведение подвижных   речевых   игр   не   требует   специальной   подготовки.   Их   можно проводить как в закрытом помещении, так и на открытой площадке. Детям порой   трудно   сидеть   спокойно   в   течение   продолжительного   времени,   для этого   требуется   значительное   усилие,   поэтому   их   творческая   энергия расходуется на то, чтобы сосредоточиться на непродуктивной деятельности. Подвижные   игры   удовлетворяют   потребность   ребёнка   в   физической активности,   в   таких   играх   дети   расходуют   энергию,   познают   окружающий мир, обогащает свой личный опыт (приложение 3). Сюжетные   игры.  Учащиеся   выполняют   определенные   роли, проигрывают   определенный   сценарий,   диалог.   Например,   диалог   от   имени животных   и   растений.  Такие   диалоги   легко   найти   в   книгах   В.  Бианки,  Е. Чарушина. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Можно   использовать   игры   экологического   характера,   когда   дети выступают   в   роли   экологов,   директоров   предприятий,   решающих экологические проблемы.  Такие   игры   способствуют   углублению,   закреплению   учебного материала,   позволяют   установить   взаимосвязи   в   природе.   Активизация учащихся   достигается   интересным   сюжетом,   личным   участием   детей (приложение 4) Деловые игры. Деловая   игра   ­   метод   имитации   ситуаций,   моделирующих профессиональную   или   иную   деятельность   путем   игры,   по   заданным правилам.   Базовый   элемент   игровой   процедуры   –   сценарий.   В   нем отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок­схемы. Примером   таких   игр   являются   игры   ­   путешествия.   Они,   как   и сюжетные игры, способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи в природе. Активизация учащихся так же достигается интересным сюжетом игры. Например,   при   изучении   и   знакомстве   с   крупными   реками   России, учащимся можно предложить такую ситуацию: один из вас капитан, другой – штурман.   Надо   выбрать   маршрут   плавания   по   Волге,   поставить   цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы побывали. Деловая   игра   развивает   у   детей   фантазию,   но   фантазию   реальную, основанную   на   приобретенных   знаниях,   учит   рассуждать,   сравнивать, доказывать, рассказывать. Интеллектуальные игры. Еще   большую   активность   у   учащихся   можно   наблюдать   при использовании   специальных   интеллектуальных   игр,   которые   по   своему механизму   требуют   от   учащихся   активной   познавательной   деятельности. Классические примеры таких игр широко известны: шашки, шахматы и т.д. К этой категории относятся и так называемые задачи «на сообразительность» ­ шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. Интерес определяется исключительно потребностью человеческого ума в упражнении. Интерес игры обычно заключает в себе проблему, этим и объясняется их привлекательность для   учащихся.   К   ним   можно   отнести   широко   известные   задачи­загадки (приложение 5). Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс   творческий,   а   саму   загадку   ­   как   творческую   задачу. Целенаправленное   развитие   интеллектуальных   способностей   детей   к творчеству   предлагает   знание   педагогом   механизмов   построения   загадок, поскольку   характер   умственных   операций,   которые   предстоит   совершить отгадывающему,   определяется   типом   построения   логической   задачи, способом шифровки загадочного предмета, явления в ней. Виды загадок: 1. Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления признаков, например: Назовите­ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его ­ всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. (Декабрь) 2. Загадки,   где   описание   предлагает   краткую   характеристику предмета или явления, например: Длинное ухо, Комочек пуха, Прыгает ловко, Любит морковку. (Заяц) 3. В описании загадки использованы метафоры, например: Много рук, а нога одна. (Дерево) 4. Загадки, в которых представлено описание не самого предмета или явления, а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего: а)   шарады   ­   задачи,   в   которых   нужно   разгадать   задуманное   слово, состоящее   из   нескольких   частей.  Каждая   часть   является   самостоятельным словом. Для отгадывания шарады сначала даются признаки отдельных слов, частей,  а потом  дается  слово,  объединенное  в  одно  целое, которое  нужно отгадать. Шарада всегда отгадывается по частям, это облегчает отгадывание в целом, например: В СЫРе, как велит пример, Буквой «З» заменим «Р». И прибавим час рассветный, Спят когда все сном заветным, Не желая покидать В ранний час такой кровать. И получим в результате –  Город что на карте нашей, Там, где Волга протекает, Всяк рыбак тот город знает. (СЫР – Р + З +Рань = Сызрань);  б) метаграммы ­ задача, основанная на последовательном изменении в слове одной или нескольких букв. Это наиболее легкий вид загадок, так как достаточно по приводящим признакам отгадать слово с одной из указанных букв, чтобы легко определить и все остальные слова, например: Не найдёшь ли ты такого Удивительного слова: Если буква в нём меняется, Птица в рыбу превращается. (Фазан – сазан); в) анаграмма ­ это если от какого­то слова в результате перестановки в нем   букв   образовано   другое   слово,   которое   имеет   уже   другой   смысл. Дополнять или отбрасывать буквы не разрешается, например: Дорога ­ (города) Баян ­ (баня); г)   логогриф   ­   род   загадки,   в   которой   задуманное   слово   получает различное значение от перестановки или выбрасывания букв, например: Без 1 буквы ­ река, Без 2­х ­ местоимение, Без 3­х ­ предлог. (Крона ­ Рона, она, на); д) рассказ­загадка ­ в данном случае о природе, ответ на которую может быть   получен,   если   дети   уяснили   для   себя   определенные   связи   и закономерности природы. Давая детям такие загадки, учитель ставит их в ситуацию,   когда   они   должны   использовать   разные   приемы   умственной деятельности (сравнения, аналогию рассмотрения явлений с разных сторон, поиск   путей   решения   и   др.).   Это   стимулирует   развитие   самостоятельного мышления, гибкости ума.  Кроме того, все игры можно разделить на 2 большие группы: 1. Игры, разрабатываемые учителем. Некоторые учителя вносят элемент игры   в   опорные   сигналы,   графические   конспекты.   После   разработки   игры учитель предлагает ее детям. На этом этапе от учителя требуется терпение, такт, умелое руководство игрой. 2. Игры, составленные учащимися под руководством учителя. При этом проявляется   большая  творческая   активность.  Создание  игр   имеет   большое воспитательное значение, так как в ходе работы учащиеся должны проявить творчество, трудолюбие, изобретательность [10]. Таким образом, процессе разработки и проведения естествоведческой игры,   обучающиеся   приобретают   дополнительный   запас   новых   знаний;   а педагог ­ умение планировать предполагаемые действия в игре; распределять по времени психическую нагрузку, сопряженную с сюжетом игры. Тем самым система   развивающего   обучения,   принятая   конкретным   педагогом, обогащенная   собственными   идеями   и   новообразованиями   в   различных областях и, в частности, в области игровой деятельности, совершенствуют личность самого педагога. Ретроспективный   анализ   литературы   о   применении   игр   в   учебном процессе показал, что естествоведческая игра как средство занимательности обучения получила широкое признание. К настоящему времени достаточно серьезно обоснована дидактическая и психологическая значимость обучающей игры. Благодаря   играм   удаётся   сконцентрировать   внимание   и   привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Исследование   возрастных   и   психических   особенностей   ребенка показало,   что   применение   естествоведческих   игр   в   учебном   процессе соответствует психологии восприятия ребенком окружающего мира. В   современной   педагогике   достаточно   много   классификаций   игр. Современный учитель может применять любую классификацию исходя из его желания, возможностей и психологической подготовленности учащихся. В   современной   теории   и   практике   также   уделяется   внимание   игре. Однако проблема по­прежнему сохраняется, так как отсутствуют пособия с системным   описанием   содержания   естествоведческой   игры   и   подробная методика их использования в учебном процессе. ПРИЛОЖЕНИЕ Ребусы (настольная игра) Приложение 1 1. 5. 2. 3. 6. 7. 4. 8. 1. Косы. 2. Стрекоза. 3. Аист. 4. Крот. 5. Тигр. 6. Пальцы. 7. Огород. 8. Лиса. Приложение 2 Словестные дидактические игры. 1. «Когда это бывает?»­ учитель называет явление, ребенок – время года, когда оно бывает. Например: ­ идет снег (зимой); ­ радуга на небе (летом и т.д.) 2. «Что бывает круглое в природе?» (солнце, луна, апельсин, яблоко и т.д.). 3. «Что   бывает   Желтое   в   природе?»   (солнце,   одуванчик,   лимон, осенние листья). 4. «Что это такое?»­ учитель называет растение или животное, ребенок ­ общую группу, к которой они относятся. Например: ­ воробей ­ птица, мухомор ­ гриб. 5. «Назови, одним словом» ­кошка, собака, корова (домашние животные, звери). ­волк, заяц, лиса (дикие лесные животные, звери). Подвижная игра "Акула". Выбирается водящий, он ­ Акула, остальные – морские жители. Акула Приложение 3 прячется (сидит на стуле), остальные играют.  Учитель читает стихотворение, дети выполняют движения.  В нашем море, вот уж диво,  Жизнь спокойна и красива.  Счастье и любовь царит,  Это знает даже кит. (Дети берутся за руки, делают большой круг)  Вот карасик в море тихом  Огибает волны лихо, (бегают по кругу)  Стайка маленьких медуз,  Вместе,   словно   нитка   бус.   (Дети   выстраиваются   в   ряд,   крепко прижавшись, друг к другу)  Рыба­меч и рыба­молот пляшут,  Позабыв про голод. (Танцуют произвольно в парах, изображая рыб)  Резво прыгают дельфины,  Выгибая ровно спины. (Прыгают на месте «солдатиком»)  Тихо плещется волна,  Всем   защитница   она.   (Останавливаются   на   месте,   руками   изображая волны) Но в пещере далеко прячется Акула,  И выходит на охоту грозная Акула,  Говорит она друзьям, щелкая зубами:  «Я   сегодня   на   обед   приготовлю   …»   (выходит   Акула,   называет   любое слово)  Если ведущий (Акула) говорит что­нибудь съедобное, тогда дети убегают, Акула их догоняет, кого запятнала, забирает к себе. Если несъедобное – дети замирают   на   месте,   Акула   смотрит   внимательно   –   кто   пошевелится,   того хватает. Приложение 4 Сюжетная игра «Космос». 1 этап: Обогащение знаний детей ­ 1. Рассматривание иллюстрации о космосе ­ 2. Чтение художественной литературы о космосе. ­   3.   Беседа:   «Кто   работает   на   космическом   корабле»   (доктор,   радист, командир космического корабля, штурман) ­ 4. Изготовление с детьми атрибутов к игре, привлечь родителей («пульт управления», «радиостанция», шлемы, ракета, «телескоп», «карты звездного неба», «шапочки инопланетян»). ­ 5. Рассказ учителя «Что видно из космоса»       2 этап: Овладение игровыми навыками 1. Обыгрывание сюжета «Подготовка к полету вокруг Земли» (учитель ­ командир корабля) 2. Обыгрывание сюжета «Полет вокруг Земли» ( учитель ­ «штурман») 3. Обыгрывание сюжета «Полет на луну» (учитель в роли «руководителем полетом»/ 4. Обыгрывание сюжета «Встреча с инопланетными существами на другой планете учитель в роли «инопланетянина»/ 5.   Обыгрывание   сюжета   «Встреча   в   космосе   с   космическим   кораблем инопланетян» / учитель в космическом корабле инопланетян/.        3 этап: Самостоятельное обыгрывание сюжета. Наблюдение   за   игрой.   В   случае   необходимости   советом   помочь   в развертывании сюжета. Загадки (интеллектуальные игры). Приложение 5 1. Этот доктор удалит Мне легко аппендицит. Скальпель – лучший его друг, Кто же доктор тот! (Хирург.) 2. Его приходу каждый рад, Когда на кухне водопад. (Водопроводчик.) 3. Он на вахте трудовой в час любой: В шахте уголь добывает под землёй, Ремонтирует машины в автопарке, Плавит сталь в цехах он жарких. У печатного станка стоит все ночи. Самый главный он и важный, он ­ … (Рабочий.) 4. Не художник он, но краской Пахнет неизменно, По картинам он не мастер ­ Мастер он по стенам! (Маляр.) 5. Он отбойным молотком, Как огромным долотом, Уголь крошит под землёй. Отвечайте, кто такой? (Шахтёр.) 6. Его работы ждёт земля, Едва рассвет лучи зажжёт. Весной расчешет он поля, Наступит осень – пострижёт. (Фермер.) 7. Занят важной он работой: Урожай – его забота, Чтоб сумели уродиться Рожь, овёс или пшеница. (Агроном.) 8. Доктор, но не для детей, А для птиц и для зверей. У него особый дар, Этот врач ­ … (Ветеринар.) 9. Пассажиров он встречает Их билеты проверяет, Говорит, куда пройти, Чаем потчует в пути. (Проводник.) Приложение 6 Тест. (Нужный ответ обвести) 1. Нравится ли тебе учиться? Да Нет Не очень 2. Нравятся ли тебе уроки окружающего мира? Да Нет  Не очень  Проводились ли на уроках окружающего мира игры естествоведческого 3. характера? Да Нет Не знаю  Ходили ли вы с учителем на экскурсию во время урока окружающего 4. мира? Да Нет Не помню 5. Нравятся ли тебе занимательные игры и упражнения на уроках? Да  Нет  Какие занимательные игры на окружающем мире ты можешь вспомнить? Не знаю 6. Кроссворды Загадки Игры­путешествия 7. Интересно, Необычно Увлекательно  Чем привлекают тебя игры и занимательный материал? 8. Хотелось   бы   тебе,   чтобы   на   уроках   окружающего   мира   чаще проводились игры естествоведческого характера? Да Нет Не знаю Результаты первичного тестирования. 1. Нравится ли тебе учиться? Приложение 7 Да ­ 19 Нет ­ 1 Не очень ­2 2. Нравятся ли тебе уроки окружающего мира? Да ­ 20 Нет ­ 2 Не очень ­ 0 3. Проводились ли на уроках окружающего мира игры естествоведческого характера? Да – 5 Нет ­ 17 4. Ходили ли вы с учителем на экскурсию во время урока окружающего мира? Да ­ 0 Нет ­ 22 5. Нравятся ли тебе занимательные игры и упражнения на уроках? Да ­ 22 Нет ­ 0 Не очень ­ 0 6. Какие игры и занимательные элементы на окружающем мире ты можешь вспомнить? Кроссворды ­ 5 Ребусы ­ 6  Игры ­ путешествия ­ 2 7. Чем привлекают тебя игры и занимательный материал? Интересно ­ 3 Не обычно ­ 3 Увлекательно ­ 5 8. Хотелось   бы   тебе,   чтобы   на   уроках   окружающего   мира   чаще проводились игры естествоведческого характера? Да ­ 22 Нет ­ 0 Тест на определение уровня знаний учащихся по окружающему Приложение 8 миру. 1. Подчеркни названия природных объектов: Ромашка, линейка, плитка, машина, горы, шкаф, глина, птица, облака, тетрадь, дерево, дом. 2. К неживой природе относятся: 1) Человек, животные, растения, грибы, микробы; 2) Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками; 3) Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег. 3. К живой природе относятся: 1) Человек, животные, растения, грибы, микробы; 2) Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками; 3) Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег. 4. Живые существа  отличаются от предметов неживой природы тем, 1) они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают; 2) они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут, умирают; 3) они   передвигаются,   растут,   изменяют   окружающую   природу, что: умирают. 5. Животные – это: 1) звери, насекомые, змеи, растения, грибы, микробы; 2) птицы, звери, рыбы, ящерицы, черепахи, черви; 3) птицы, звери, человек, насекомые, растения, грибы. 6. Из­за чего на Земле становится меньше лесов? 1) из­за пожаров и стихийных бедствий; 2) из­за изменения климата на Земле; 3) из­за строительства городов, дорог, возделывания полей. 7.   Какой   воздух   и   какая   вода   необходимы   для   жизни   растений, животных и человека? 1) прозрачные; 2) бесцветные; 3) чистые. 8. От чего загрязняется вода в реках и озёрах? 1) от использования воды в быту; 2) от использования воды в производстве; 3) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм. 9. Что люди делают для спасения живой природы? 1) создают заповедники, ботанические сады; 2) создают бульвары и скверы; 3) создают фермы, пасеки и птицефермы. 10. Сведения о редких растениях и животных занесены: 1) в Почётную книгу; 2) в Красную книгу; 3) в Федеральную Критерии оценок: 10­ 9 правильных ответов ­ «5» 8­ 7 правильных ответов ­ «4» 6­ 5 правильных ответов ­ «3» СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Аквилева   Г.Н.   Методика   преподавания   естествознания   в начальных классах [Текст] / Г.Н. Аквилева. – Москва, 2001.­ 156с. 2. Бахарева   А.С.   Игра   на   уроках   природоведения   [Текст]: Методическое   пособие   /   Бахарева   А.С.   Шадринск:   издание   Шадринского пединститута, 1996. – 95с. 3. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей (форма, цвет, звук): Популярное   пособие   для   родителей   и   педагогов   [Текст]   /   Башаева   Т.В.   – Ярославль, «Академия развития», 1998. – 123с. 4. Вахрушев   А.А.   Окружающий   мир  [Текст]:  Методические рекомендации. 5. Виноградова   Н.Ф.   Окружающий   мир   [Текст]:   Методические рекомендации. 6. Выготский   Л.С.   Воображение   и   творчество   в   детском   возрасте [Текст] / Выготский Л.С.­ Союз Санкт­Петербург, 1997. – 87 с. 7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка ­ Вопросы к психологии [Текст]: №6 1966. 8. Газман,   О.С.   В   школу   с   игрой   [Текст]   /   Газман,   О.С.: Просвещение,1991.­ 96с. 9. Горощенко   В.П.   Хрестоматия   по   природоведению   [Текст]: Пособие для учителей / Горощенко В.П. ­ Москва, Просвещение, 1979.­ 163.  10. Игра как средство обучения младших школьников Новокузнецк [Текст]: Издательство НПК, 1998.­ 225. 11. Игры и загадки на уроках природоведения [Текст]: Методическое пособие /Санкт­Петербург,1995.­ 67с. 12. Игры   ­   обучение,   тренинг,   досуг   /   под   редакцией   В.В. Петрусинского [Текст] / Новая школа, 1994.­ 53с. 13. Карпова   Е.В.   Дидактические   игры   в   начальной   школе   [Текст]/ Попул.   пособие   для   родителей   и   педагогов.   Карпова   Е.В.   ­   Ярославль «Академия развития», 1997.­ 90с. 14. Клепиниа   З.Ф.   Методика   преподавания   естествознания   в начальной школе [Текст] / Клепиниа З.Ф. ­ Изд. Центр «Академия» 2004.­ 248­251с. 15. Колягин Ю.М. Еще раз о занимательности в обучении младших школьников [Текст] / Колягин Ю.М. ­ «Начальная школа», №9­10 1992.­ 10с. 16. Мифтакова   Л.Н.   Игры   и   игровые   задачи   на   уроках природоведения [Текст] / Мифтакова Л.Н. ­ «Начальная школа», №9 1994.­ 24с. 17. Плешаков   А.А.   Природоведение   в   1,2,3,4   кл.   [Текст]: Методические   рекомендации   к   учебникам/     Плешаков   А.А.   –   Москва, Просвещение, 1994. 18. Рутцова   Н.С.   Кроссворды   на   уроках   природоведения   [Текст]   / Рутцова Н.С. ­ «Начальная школа», №6 1994.­45. 19. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников [Текст]/ Удальцова Е. И. ­Минск, 1976.­ 74с. 20. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11томах [Текст]: том 5. 21. Эльконин   Д.Б.   Психология   игры   [Текст]   /   Эльконин   Д.Б.   ­ Москва, 1978.­ 38с.

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания

Методика применения игр и игровых ситуаций на уроках начального естествознания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018