Методика проведения экскурсий
Оценка 5

Методика проведения экскурсий

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
биология
Взрослым
24.02.2018
Методика проведения экскурсий
раздаточный материал и советы по проведению экскурсий. Экскурсии бывает виртуальными, и совершаемые походы, экскурсии в природу. К разработке урока приложение приложение виды и правила проведения игр на природе, в лесу, на улице. Так же в разработке предложены загадки о растениях и животных встречаемых в лесу.
5.docx
Методика проведения экскурсии (на примере экскурсии в 7­м классе)  Самыми распространенными ботаническими экскурсиями являются экскурсии на природу  по следующим темам: «Биологическое разнообразие во круг нас». Это ­ обширные темы, из них можно выделить конкретные подтемы, а можно оставить их общими. Например, в 7­ом классе, по новой программе, цветковые растения и их классификация  изучаются, к сожалению, в зимний период. Но заключительную экскурсию по данному  разделу можно перенести на конец учебного года, и это будет хорошим повторением  пройденного материала, к тому же можно будет увидеть цветущими те растения, которые  не цветут летом. При желании эту экскурсию можно провести за 2 урока. Методика  проведения данной экскурсии довольно­таки проста, но учитывая, что этот раздел был  изучен еще зимой, перед экскурсией обязательно (можно не целый урок) повторение, где  повторяются семейства цветковых растений, их морфология, различия, сходства,  разнообразие. Обязательно нужно вспомнить классификацию цветковых растений.  Простота этой экскурсии в том, что цветковые растения встречаются повсюду, и, чтобы  провести эту экскурсию, достаточно выйти на аллею, пришкольный участок, клумбу. Задача экскурсии: ознакомиться с миром цветковых растений окружающей местности,  понять причину их разнообразия. Перед экскурсией проводится беседа по правилам  поведения на природе, о бережном отношении к растениям. Затем учитель делит класс на  звенья (группы). На этой экскурсии можно в большом разнообразии применить игровые  формы. Например, уже в начале объявить конкурс на звено наблюдательных, смышленых и  организованных. Затем идет организация работы. Задание 1: Учащимся предлагается сосчитать число видов растений, растущих в пришкольной зоне.  Ученики дают обоснование подсчетам, пользуясь понятиями «особь», «вид», затем решают  задачу, можно ли растущие на клумбе растения объединить в один отдел, класс, семейство. Задание 2: Каждое звено получает инструктивную карточку по какому­либо семейству. Инструктивная карточка 1. Внимательно рассмотрите внешнее строение растений разных видов одного семейства и  оформите записи в таблице. Видовое название Особенности внешнего строения листьев цветков (формула) плодов (тип) 1. Проанализируйте записи и сделайте выводы: а) Чем отличаются растения разных видов данного семейства? б) Какие признаки являются общими для растений данного семейства? в) Чем объяснить сходство в строении растений? г) К какому классу и типу относятся растения данного семейства? Задание 3. Обследовать пришкольную зону, найти растения семейства, данного каждому звену, изучить особенности их внешнего строения и данные внести в таблицу (перед выполнением  задания учитель проводит инструктаж по заполнению таблицы). Видовое название Особенности внешнего строения листьев цветков (формула) плодов (тип) При подведении итогов по этим заданиям каждое звено называет число видов растений  семейства и общую характеристику. Здесь можно провести игру «Отгадай растение»: раздаются карточки с описанием  растения, которые встретились каждому звену, учащиеся должны вспомнить, где они  увидели это растение и его название. Примеры карточек:  Карточка №1. Травянистое растение, листья очередные, с трилистниками. Цветы  одиночные, неправильные. Венчик небольшой, окружен в белый или желтый цвет. Корни  нитевидные. Обобщая результаты, учитель предлагает учащимися 2 вопроса: «Какими общими чертами  строения характеризуются растения каждого семейства?», «Чем объяснить эти сходства?». Причины сходства и различий учащиеся находят с трудом, но наводящие рассуждения  учителя облегчают этот путь. Второй этап экскурсии ­ изучение придорожных растений. Учащимся предлагается  сравнить подорожник и одуванчик, растущие у дороги, устанавливаются сходство в  строении стебля и расположении листьев. В поисках причин данного явления учащиеся  обращаются к условиям жизни растений у дороги и отличают роль вытаптывания как  постоянно действующего доктора. Обсуждается значение укороченного стебля,  расположение листьев розеткой и утолщение жилок на листьях для выживаемости особей  придорожных растений и для сохранения вида. Учитель предлагает учащимся сравнить подорожник большой и одуванчик лекарственный,  выросшие у дороги, с особями, растущими в стороне от дороги, и охарактеризовать  условия их жизни. В результате учащиеся делают вывод о влиянии местообитания на  внешний вид растения. Учитель предлагает определить, к каким классам цветковых растений относятся  подорожник и одуванчик. Учащиеся правильно классифицируют одуванчик и ошибаются с  подорожником (так как у подорожника дуговое жилкование листьев, но семя с двумя  семядолями). Учитель объясняет, что дуговое жилкование ­ есть приспособительная  особенность, результат влияния вытаптывания. В результате эволюции жилки приобрели  дуговое направление и утолщались, что значительно повысило упругость листа. Демонстрируются другие придорожные растения, рассказ учителя о соответствии их  строения условиям жизни. Учащиеся находят черты приспособленности у гусиной лапки,  клевера ползучего, ромашки пахучей. Затем устраивается небольшой отдых, который посвящается закреплению увиденного.  Здесь можно предложить игру: «Вспомни увиденное». Ведущий задает вопросы играющим о том, что они видели на пройденном пути. Кто быстрее и правильнее дает ответы, тот  выигрывает. Можно предложить другую игру: «Будь внимателен». Играющие становятся в  круг, и ведущий дает каждому название растения. Затем ведущий называет растение и  говорит, где оно растет. Если он правильно сказал, то ведущий должен сказать «да»,а если  неправильно­«нет». Выигрывает тот, кто без ошибок ответил на все вопросы ведущего. Учитель ведет класс на пустырь, где учащиеся наблюдают лопух большой, чертополохи,  крапиву двудомную и др. и отвечают на вопросы: почему лопух вытесняет другие  растения? Почему животные и человек обходят растения пустырей? Почему животные не поедают эти растения? Чем отличаются растения пустырей от  придорожных растений? Какие приспособления выработались у этих растений? Учащиеся определяют, к какому семейству принадлежат встреченные растения.  Проводится беседа о практическом значении этих растений. Вернувшись к школе, ученики изучают сорные растения на пришкольном участке. Задание 4  С помощью копалки удаляются сорняки участка, указанного учителем. Распределяют на 3  группы (с помощью учителя): многолетние, двулетние, однолетние. Заполняется таблица: № особенности внешнего строения органов Меры борьбы Семейство Видовое название надземных подземных Учитель проводит беседу с учащимися, дополняет ответы и рассказывает о биологии  наиболее злостных сорняков. Завершается экскурсия итоговой обобщающей беседой. Также можно провести игру  «Поставь на свое место». Цель игры ­ как ученики запомнили различают плодовые,  декоративные, сорные, овощные растения. Для этого учащимся раздают карточки с  названиями растений в произвольном порядке. Учащиеся должны сгруппировать их в 4  колонки: плод, сорняки, декоративные, овощные. По результатам экскурсии ученики оформляют 4 карточки с описанием растений,  увиденных в процессе работы.  Приложение 2 (игры, которые можно использовать на  экскурсии) 1. «Ботаническая эстафета»: играющие садятся в круг, ведущий объявляет, что все  участники игры, начиная с первого, должны назвать по одному растению, причем  каждое следующее слово начинается с последней буквы предыдущего слова. Можно видоизменить эту игру, прибавив к названию растения место, где оно растет. 2. Подобным образом можно провести «Зоологическую эстафету». 3. «Проверь свою наблюдательность»: на экскурсии руководитель выбирает наиболее  интересный уголок природы и предлагает ученикам внимательно рассмотреть его,  затем повернуться в противоположную сторону,и рассказать о том, что он запомнил. 4. «Птичьи силуэты»: для этой игры заготавливаются не сколько карточек с  симметричным изображением птиц. Ведущий показывает силуэты птиц,а участники  должны правильно определить их принадлежность. 5. «Учись различать запахи»: подбираются душистые листья или плоды, веточки,  грибы, лук. По запаху определяется растение. 6. «Что знаешь и чего не знаешь»: подготовить несколько рисунков с изображением  животных в несвойственных для них условиях. Объяснить ошибки. 7. «Инвентаризация»: подсчитать видовое разнообразие определенного участка. 8. «Отгадай растение»: раздаются карточки с описанием растений,а учащиеся по  признакам должны определить о каком растении идет речь. 9. «Вспомни увиденное»: задаются вопросы об увиденных по пути растениях и  животных. Кто быстрее и правильнее даст ответ, тот выигрывает. 10. «Будь внимателен»: ведущий каждому дает название растения и говорит, где оно  растет. Если он сказал правильно, то играющий должен сказать «да»,а если  неправильно­«нет». Выигрывает тот, кто без ошибок ответил на все вопросы  ведущего. Список использованной литературы: 1. Бастракова Т.А., Жарких А.В. «Летняя экскурсия в лес», Казань «КГУ»,1981 г. 2. Дмитриев Ю.Д. «Занимательная биология»:М. «Дрофа» 1996 г. 3. Петросова Р., Рохлов В., Теремов А. «Занимательная ботаника»:М. «AST пресс»,1998 г. 4. Тетюрев В.А. «Рассказы о наблюдениях в природе»:М. «Просвещение»,1971 г. 5. Трайтак Д.И. «Как сделать интересной внеклассную работу по биологии», М.  «Просвещение»,1971 г.

Методика проведения экскурсий

Методика проведения экскурсий

Методика проведения экскурсий

Методика проведения экскурсий

Методика проведения экскурсий

Методика проведения экскурсий

Методика проведения экскурсий

Методика проведения экскурсий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2018