Одно из значений слова «фонетика» - звуковой состав языка. Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи. Иными словами, особенность формирования речи ребенка напрямую зависит от его способности слышать, узнавать и различать речевые звуки.
Занятия по освоению ребенком звукового состава языка включают в себя три стадии: знакомство со звуком, дифференциация звуков, знакомство с буквой.
metodika_raboty_nad_zvukom_i_bukvoy.docx
Консультация для воспитателей
«Методика работы
над звуком и буквой» ИЗУЧЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ
методика знакомства со звуком;
дифференциация звуков;
методика знакомства с буквой;
Одно из значений слова «фонетика» звуковой состав языка. Освоение
ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи. Иными словами,
особенность формирования речи ребенка напрямую зависит от его способности
слышать, узнавать и различать речевые звуки.
Занятия по освоению ребенком звукового состава языка включают в себя три
стадии: знакомство со звуком, дифференциация звуков, знакомство с буквой.
1. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД ЗВУКОМ
Знакомство со звуком (выделение его на слух).
Определение характеристик звука (гласный или согласный), (глухой или
звонкий).
Выделение на слуховом уровне из ряда других звуков, слогов, слов.
Определение места звука в слове (с опорой на картинки).
Определение твердости мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки.
Составление слогов, слов из заданных звуков.
Знакомство со звуком.
Для знакомства со звуком можно использовать загадки, отгадки которых
начинаются на заданный звук; стихи с многократно повторяющимся «нужным»
звуком. Также можно использовать рассказы, в которых звук связывается с
определенным образом. Например, рассказ про водичку (звук [с] песенка
водички) или рассказ про комарика (звук [з] песенка комарика).
Уточнение артикуляции звука.
То есть ребенку предлагается произнести звук. При этом ребенку задаются
вопросы, позволяющие «прочувствовать» артикуляцию звука. Например, «В каком
положении губы (язык)?»
Определение характеристик звука.
Например: звук [а] рот открыт, язык спокойно лежит, воздух не встречает
преграды, звук можно петь голосом. Нужно объяснить ребенку, что такой звук
называется гласным.
Звук [м] губы сомкнуты, воздух не может свободно выходить, так как ему
мешают губы; звук можно потянуть (то есть звук можно произносить длительно),
но его нельзя произнести вышениже, то есть нельзя петь. Ребенку объясняется,
что такой звук называется согласным. Затем ребенку предлагается положить руку
на шею и многократно произнести звук [м], при этом задается вопрос: «Что ты
чувствуешь?» (дрожит горло). Когда ребенок убедится, что «горлышко дрожит», нужно объяснить, что это работают голосовые связки и такой звук называется
звонким.
После знакомства с характеристиками звука задается серия вопросов,
направленных на закрепление полученных знаний:
Звук [м] ([а]) это какой звук? (гласный/согласный)
Почему? (гласный, так как можно петь, воздух не встречает преграды;
согласный петь нельзя, воздух встречает преграду)
Какой согласный? (глухой/звонкий)
Почему? (глухой горлышко не дрожит, не работают голосовые связки;
звонкий горлышко дрожит, голосовые связки работают)
Выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов.
Проводится игра «услышишь хлопни». Обязательное условие: ребенок
выполняет это задание с закрытыми глазами.
Определение места звука в слове.
Определение места звука в слове проводится с опорой на картинки. Например,
взрослый показывает картинку и проговаривает слово, а ребенок определяет место
изучаемого звука (начало, середина, конец слова). Показ проводится в следующем
порядке: картинки на звук в начале слова, в конце, в середине и далее чередуются
в разной последовательности. При этом, после того как ребенок определил место
звука в слове, картинка выкладывается в соответствующий ряд (верхний, средний
или нижний). Таким образом, формирование и закрепление понятия о месте звука
в слове происходит с опорой не только на слух, но и зрение.
Определение твердости/мягкости согласных.
При изучении согласных звуков вводится следующий этап формирование
понятий «твердый мягкий». Ребенку предлагается для прослушивания с
одновременным показом картинок два слова одно на твердый (например,
«лампа»), другой на мягкий звук (например, «лейка»). Ребенку задается вопрос,
одинаково ли звучат первые звуки? После определения на слух разницы взрослый
объясняет, что один звук твердый, другой мягкий, и картинки выкладываются в
два ряда: на твердый звук слева, на мягкий справа.
По окончании этого этапа детям еще раз задается серия вопросов на
закрепление:
О каком звуке мы сегодня говорили?
Какой это звук?
Почему его называют согласным (гласным)?
Какой это согласный? (глухой звонкий)
Почему?
Каким он может быть? (твердым мягким).
Необходимо обратить внимание на то, что при изучении первого согласного
звука, который может быть твердым и мягким ([м]), целесообразно рассказать о
мягком знаке, «говорящем» о том, что буква, написанная перед ним, обозначает
мягкий звук. После объяснения карточка с буквой «ь» будет определять место
картинок, слогов, слов с мягкими согласными звуками. Составление слогов, слов из заданных звуков.
Заключительный вид работы над звуком самостоятельный подбор слов.
Ребенок произносит слово с изучаемым звуком, указывает твердый он или мягкий;
в начале, середине или конце слова находится.
2. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
Уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и
различий.
Выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов (с выполнением
конкретных заданий).
Определение наличия того или иного звука и его места в слове (с опорой на
картинки).
Запись слогов, слов на изучаемые звуки.
Составление звуковых схем, слогов, слов.
Уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и
различий.
Определение
Выделение заданного звука
Определение места звука в слове
Составление звуковых схем, слогов, слов
На данном этапе ребенку предлагается составить слоги и слова из отдельно
произнесенных звуков, а также слова из отдельно произнесенных слогов:
[ш] [а] [ша]
[ж] [у] [жу]
[с] [у] [п] [суп]
[к] [о] [з] [а] [коза]
[жу] [ки] [жуки]
[ма] [ши] [на] [машина]
3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД БУКВОЙ
Знакомство с буквой: рассматривание, сравнивание с предметами
окружающей действительности (на что буква похожа).
Выделение ее элементов.
Прослушивание стихотворения о букве.
Прорисовывание буквы пальцем в воздухе.
слов.
На
данном
этапе
хлопни»
с
услышав один заданный
раз;
услышав другой
(«хлопни» «топни»)
характеристик звука.
из ряда других звуков, слогов,
проводится игра «услышишь
дополнительными условиями:
звук, нужно хлопнуть один
заданный звук два раза Прорисовывание буквы на листке по образцу.
Чтение слогов с изучаемой буквой (развитие слогового чтения).
Переходя к знакомству с буквой, целесообразно вспомнить, что звук мы
слышим и произносим; на письме звук обозначается буквой; букву мы видим
и пишем.
4. ИГРЫ С БУКВАМИ.
мозаика
Карточки с буквами разрезаются на несколько частей, перемешиваются, и ребенку
дается задание сложить знакомые буквы.
дирижер
Прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву. Затем пусть ребенок
попробует сделать это самостоятельно.
архитектор
Сложите заданную букву из палочек или спичек. Затем пусть ребенок попытается
проделать это самостоятельно. Помогите ему при необходимости.
узнай букву
Узнавание и обводка букв, написанных точками.
что неправильно
Нахождение знакомых букв в ряду правильно и неправильно написанных.
прятки
Карточки с буквами частично закрываются, и дети должны узнать буквы по тем
частям, которые остались видны.
путаница
Узнавание букв, написанных с наложением.
Методика работы над звуком и буквой
Методика работы над звуком и буквой
Методика работы над звуком и буквой
Методика работы над звуком и буквой
Методика работы над звуком и буквой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.