Методики для развития памяти младших школьников
Оценка 4.8

Методики для развития памяти младших школьников

Оценка 4.8
docx
14.09.2023
Методики для развития памяти младших школьников
развитие памяти.docx

Развитие памяти у младших школьников.

Игра «Небылицы».

Цель: развитие слухового восприятия, объема памяти, наблюдательности.

Ход игры. Логопед произносит словосочетания:

хлеб из дерева; стол из шерсти; варежки из пластилина; телефон из кожи; сумка из муки.

- Что здесь неверно? А как нужно произносить правильно?

(Хлеб из муки, стол из дерева, варежки из шерсти, телефон из пластмассы, сумка из кожи).

- Давайте вспомним, что у нас получилось?

Опрос производится с самого слабоуспевающего ученика.

- А сейчас мы узнаем, кто как запомнил!

…, что ты запомнил?

…, что мы говорили о варежках и столе?

…, что мы говорили о хлебе и телефоне?

…, назови первое и последнее словосочетание.

…, назови третье и четвертое словосочетание.

Игра «Пиктограмма».

Цель: развитие зрительной памяти, мышления.

Оборудование: цветная бумага и карандаши; набор слов и словосочетаний: лес, музыка, чтение, радость, животные, счастье, развитие, печаль, вкусный ужин, тяжелая работа.

Ход работы.

- Чтобы запомнить слова, ты должен, записывая, нарисовать то, что поможет тебе вспомнить нужное слово.

Через 30 минут предлагается ребенку вспомнить заданные слова по рисункам или сделать подписи к ним.

Оценивается количество слов, характер устанавливаемой смысловой связи, графомоторные навыки, содержание рисунков.

Игра «Складно-неладно».

Цель: развитие слухового внимания, фонематического анализа и мыслительной деятельности, работоспособности.

Надо определить: какое слово не подходит по смыслу? Какое другое слово должно стоять вместо него? Какими звуками отличаются эти слова? Где стоят звуки, отличающие их?

 

Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей. (Грачей.)

Мы собирали васильки. На головах у нас щенки. (Венки.)

Мама с бочками пошла по дороге вдоль села. (С дочками.)

Миша дров не напилил. Печку кепками топил. (Шепками.)

Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это. (Билета.)

На поляне весной вырос зуб молодой. (Дуб.)

Синеет море перед нами. Летают майки над волнами. (Чайки.)

У вратаря большой улов – влетело в сетку пять Волов. (Голов.)

Сидит на грядке крепко оранжевая кепка. (Репка.)

Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом. Коне.)

На островок налетел ураган. Не сорван остался последний банан. (Баран.)

 

ИГРА В СЛОВА

Задание: Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить.

ВНИМАНИЕ! слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.

ПОВТОРИ!

Задание: Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части. На какие группы или части ты бы разбил эти слова? (Ребенок может назвать много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но нужно подвести его к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели…»).

Задание: Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз.

Тарелка, малина, брусника, вилка, яблоко, кастрюля, банан, нож, груша, чайник, вазочка, слива.

Трамвай, велосипед, троллейбус, ухо, лоб, автобус, пароход, глаза, поезд, щеки, самолет.

Задания те же:

воспроизведи все слова;

раздели на группы по одному общему признаку;

запомни и воспроизведи.

ИГРА В СЛОВА НА РАЗНЫЕ БУКВЫ

Инструкция: «Сейчас я назову много слов. Постарайся их запомнить»

ВНИМАНИЕ!

Арбуз, медведь, астра, муравей, аптека, мыло, алмаз, малина.

Задание 1. Назови слова, которые ты запомнил.

Задание 2. Назови слова, которые начинаются с буквы А.

Задание 3. Назови слова, которые начинаются с буквы М.

Задание 4. Назови все слова, которые я просила тебя запомнить.

ВКУС И ЗАПАХ

Задание: Представь лимон.

Каков он на вкус?

Вспомни, как пахнет лимон. Расскажи об этом.

Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

Задание: Нарисуй лимон.

Задание: Представь апельсин.

Каков он на вкус?

Вспомни, как пахнет апельсин. Расскажи об этом.

Какого цвета апельсин?

Представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь?

Задание: Нарисуй апельсин.

Задание: Расскажи, чем отличается апельсин от лимона. Чем они похожи?

РАЗРЕЗНАЯ КАРТИНКА

Материал: цветная открытка (картинка) с изображением предмета разрезается на несколько частей.

Инструкция: «Видишь, картинка сломалась. Почини ее». Если ребенок не справляется с заданием, то ему предлагается упрощенный вариант. Далее следует опять предложить ему собрать первую картинку - пусть пробует различные варианты, не следует торопить его.

Задание: Картинка убирается, и ребенка просят по памяти нарисовать ее.

Если при выполнении задания обнаруживается хоть одно несоответствие оригиналу, то эту ошибку надо обязательно обсудить с ребенком. Для этого можно использовать следующие вопросы:

Что изображено на картинке?

Какой формы твой рисунок?

Какого цвета твой рисунок?

При этом необходимо обсудить наличие или отсутствие деталей, штрихов и т.д. в рисунке ребенка.

ИГРА В СТИХИ

Представь, что Пятачку Ослик подарил мяч. Пятачку очень понравился подарок, и он сочинил стихотворение про этот мяч:

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой. (на самом деле автором является А.Барто).

Пятачок был очень доволен своим стихотворением и решил превратить его в песенку. Спой еще так, как пел Пятачок.

Однажды Пятачок решил поделиться своей песенкой с Винни Пухом. Подумай, как эту же песенку спел Винни.

Винни Пух был очень доволен своим исполнением. Однажды он решил спеть ее Зайцу. Заяц не мог петь так, как пел медведь. Подумай, как Заяц пел эту песенку?

Заяц был очень добрый и решил подарить песенку Ежихе Матрене. Ежиха не умела петь так, как Заяц, и спела песенку по-своему. Подумай, как эту песенку могла спеть Ежиха Матрена.

Задание. Спой еще раз песню про мяч так, как ее пели Пятачок, Винни Пух, Заяц и Ежиха.

Скажи, чем похожи, а чем отличаются варианты этой песенки.

Для того, чтобы задание было легче выполнить, надо вспомнить тембры голосов и интонации наших героев.

Серия игр «ЗАПОМНИ И ПОКАЖИ, ЗАПОМНИ И НАЗОВИ»

. «Найди, кто спрятался»

Вначале следует прочитать ребенку стихотворение. Спросить, о чем говорится в нем. А затем предложить ему выполнить задание.

 «Найди сходство и различие»

Здесь также читается стихотворение. Далее пусть ребенок расскажет, о чем стихотворение. Потом попросить его внимательно рассмотреть образец. Затем следует его закрыть листом бумаги и пусть выполняет задание по памяти.

. «Опиши картинку»

Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку. После этого убрать картинку и предложить ребенку ее описать. Если он затрудняется, можно рассмотреть ее вместе. Ребенок должен не только назвать, что изображено, но и описать форму, количество, величину, пространственное расположение объектов и их деталей. Затем предложить посмотреть еще раз на картинку и найти то, что не было названо.

ЗАНЯТИЯ

Задачи: Развитие моторно-слуховой памяти, произвольной памяти, способности вспоминать, внимания, классификации.. Вступительное слово психолога.. Основная часть:

. «Я положил в мешок».

Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет что-нибудь свое: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: «В саду у бабушки растут…» (порядок тот же).

. «Запомни движения». Дети повторяют движения рук и ног за ведущим (сначала ведущим может быть взрослый, а потом и ребенок). Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.

. Игра в мяч «Рыбы, птицы, звери».

Ведущий кидает игроку мяч со словом, например: «Сокол». Игрок кидает мяч обратно ведущему и говорит: «Птица» (т.е. ребенок должен определить к какой группе нужно отнести сокола). Дальше ведущий кидает мяч другому игроку и говорит слово, относящееся к другой группе и т.д.. Рефлексия. С чем познакомились? Что понравилось? Что не понравилось? Для чего мы играем в эти игры?. Пожелания.

Далее будет описана только основная часть занятий.

. «Повтори за мной».

Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.

Ритмичные фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре. произвольная память школьник внимание

. «Определи на ощупь».

Ведущий предлагает одному из детей закрыть глаза и взять из коробки овощ, и, не открывая глаз - на ощупь, определить, какой это овощ. Если ребенок ошибается, то кладет овощ на место, в коробку, а сам возвращается к другим детям. А если ответ верен, то ведущий спрашивает у детей: «Что вы можете рассказать про этот овощ?».

«Что лишнее».

Ведущий предлагает вниманию детей картинки с изображениями зайца, ежа, лисы, медведя, кошки. Детям предлагает определить, какое животное в этой группе является лишним, и объяснить, почему. Далее картинки меняют и игра продолжается.

Игра «Найди отличия».

Игра «Что изменилось?».

Игра «повтори за мной».

Возьмите коробку спичек, бусинок, зубочисток или ватных палочек и выложите из них рисунок. Позвольте 3 секунды посмотреть на ваше произведение, затем попросите его повторить такой же рисунок.

Упражнение «Найди ошибки».

Дайте ребенку простой текст, в котором содержатся ошибки. В течение минуты попросите исправить ошибки. Не давайте слишком сложных текстов в большом объеме, постепенно количество ошибок увеличивайте.

  Попросите ребенка в деталях рассказать о своей дороге в школу. Пусть он вспомнит детали пути и все интересные для него моменты, включая описание людей, которых он видел.

  Возьмите несколько разноцветных карточек маленького размера и выложите их в порядке, который вам понравится. Попросите посмотреть на карточки, после чего он закроет глаза и перечислит последовательность цветов. Количество карточек со временем увеличивайте.

«Опиши картинку»

Для занятия вам потребуются любые незнакомые для ребенка картинки. Это могут быть иллюстрации к книгам или вырезки из журналов. Желательно, чтобы на картинке было не менее 5—6 предметов.

Ребенок должен в течение 30 секунд внимательно рассмотреть картинку, стараясь в деталях запомнить то, что на ней изображено, и вернуть ее ведущему. После этого ребенок, закрыв глаза, пробует представить картинку перед своим мысленным взором. А затем он должен максимально подробно описать то, что увидел и запомнил. По окончании рассказа вновь демонстрируется картинка и обсуждаются упущенные элементы изображения. В случае, если ребенок легко справляется с описанием простых картинок, вы можете давать ему наглядный материал посложнее, где больше мелких деталей и используются разные цвета. Ваш сын или дочь, со своей стороны, тоже могут составить для вас аналогичные задания. Тогда их целью будет проверка вашего рассказа, что тоже для них полезно, занимательно и поучительно.

Выбор»

Для занятия вам потребуется составить текст из 8—10 предложений.

Прослушав текст, ребенок должен будет выборочно запомнить слова, о которых вы его предупредите перед чтением. Количество таких слов для запоминания варьируется от 3 до 5 в зависимости от возраста ребенка и длительности занятий. Вот несколько примеров таких заданий.

Вариант 1

Вы говорите ребенку: «Я буду читать тебе текст. Слушай его очень внимательно, тебе нужно будет запомнить все названия конфет, которые прозвучат».

Воскресное чаепитие

По воскресеньям у нас дома устраивается большое чаепитие. Поэтому мы с мамой утром ходим в кондитерский магазин и выбираем каждому члену семьи его любимое лакомство. Для папы мама просит продавщицу взвесить конфеты «Мишка на Севере» и «Маска». Сестренке мы покупаем карамель «Гусиные лапки». А мы с мамой больше всего любим конфеты «Белочка».

Сегодня к нам в гости приедет бабушка. Она для внуков всегда привозит угощенье. В прошлый раз это были конфеты «Ласточка». Сама же она любит пить чай с вареньем.

А главным украшением стола станет, конечно же, пирог, который мы с мамой испечем к вечернему чаепитию.

Вариант 2

Вы говорите ребенку: «Я буду читать тебе текст. Слушай его очень внимательно, тебе нужно будет запомнить все имена героев».

Лесная компания

Не удивляйтесь, в нашем лесу все звери дружат между собой. Они помогают друг другу в трудную минуту, ходят в гости и часто проводят время, играя в веселые игры. Вот вчера, например, заяц Василий объявил общий сбор на большой поляне. Именно там звери устраивали футбольные матчи с командой соседней березовой рощи. Он пробежал с этим сообщением по всем жилищам, даже заглянул к лисе Снежане и к колючему ежику Семену, которые живут довольно далеко. Но ведь известно, что заяц — лучший бегун в лесу. Поэтому он и стал капитаном футбольной команды. Главное, что он не забыл разбудить медведя Филиппа, ведь он лучше всех защищает ворота. Ну и к совеМарусе не забыл заглянуть — лучшего судьи для матча нет во всем лесу. Надо пригласить еще братьев волков, и команда будет в полном составе.

Если ребенок не очень хорошо справляется с заданием, то сократите количество слов для запоминания до трех. Можно еще поменять обычные слова для запоминания на эмоционально окрашенные. Тогда запомнить будет гораздо легче. Попробуйте изменить имена зверей. Тогда текст может быть таким.

Лесная компания

Не удивляйтесь, в нашем лесу все звери дружат между собой. Они помогают друг другу в трудную минуту, ходят в гости и часто проводят время, играя в веселые игры. Вот вчера, например, заяц по прозвищу Длинное Ухо объявил общий сбор на большой поляне. Именно там звери устраивали футбольные матчи с командой соседней березовой рощи. Он пробежал с этим сообщением по всем жилищам, даже заглянул к лисе, которую в лесу прозвали Рыжуха, и к колючему ежику Кольке, которые живут довольно далеко. Но ведь известно, что заяц — лучший бегун в лесу. Поэтому он и стал капитаном футбольной команды. Главное, что он не забыл разбудить медведя по прозвищу Ворчун, ведь он лучше всех защищает ворота. Ну и к сове не забыл заглянуть — лучшего судьи для матча нет во всем лесу. Не напрасно же лесные жители дали ей имя Умница. Надо пригласить еще братьев волков, и команда будет в полном составе.

Стоп»

Для занятия подготовьте тексты. Это могут быть отрывки из детских книжек, но лучше, чтобы текст был незнаком ребенку.

Взрослый говорит ребенку: «Я прочитаю одно предложение. Тебе нужно его запомнить». После этого вы читаете одно предложение из середины выбранного отрывка. Переспросите ребенка, запомнил ли он услышанное предложение. Если не запомнил, то попросите его сконцентрироваться и прочитайте еще раз. Затем вы объясняете, что будете читать текст, в котором есть это предложение. Как только вы прочитаете озвученное предложение, ребенок должен прервать вас командой «Стоп!» Для примера приведем фрагмент из сказки Г. X. Андерсена «Дикие лебеди».

Предложение для запоминания: «На голове у каждого лебедя сверкала маленькая золотая корона».

«Вот надвигается на небо большая черная туча, ветер крепчает, и море тоже чернеет, волнуется и бурлит. Но туча проходит, по небу плывут розовые облака, ветер стихает, и море уже спокойно, теперь оно похоже на лепесток розы. Иногда становится оно зеленым, иногда белым. Но как бы тихо ни было в воздухе и как бы спокойно ни было море, у берега всегда шумит прибой, всегда заметно легкое волнение — вода тихо вздымается, словно грудь спящего ребенка.

Когда солнце близилось к закату, Элиза увидела диких лебедей. Как длинная белая лента, летели они один за другим. Их было одиннадцать. На голове у каждого лебедя сверкала маленькая золотая корона. Элиза отошла к обрыву и спряталась в кусты. Лебеди спустились неподалеку от нее и захлопали своими большими белыми крыльями».

Читайте текст выразительно, специально не выделяйте интонацией или паузами нужное предложение. Если ребенок не заметил предложение, увлекся содержанием или забыл задание, дочитайте отрывок до конца и обсудите задание. Для того чтобы справиться с заданием, нужна высокая концентрация и устойчивость внимания (выполняйте больше игр из главы «Шаг первый», затем вернитесь к этому заданию).


 

Развитие памяти у младших школьников

Развитие памяти у младших школьников

Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей

Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей

Инструкция: «Сейчас я назову много слов

Инструкция: «Сейчас я назову много слов

Что изображено на картинке?

Что изображено на картинке?

Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку

Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку

Игра «Найди отличия». Игра «Что изменилось?»

Игра «Найди отличия». Игра «Что изменилось?»

Сегодня к нам в гости приедет бабушка

Сегодня к нам в гости приедет бабушка

Вот надвигается на небо большая черная туча, ветер крепчает, и море тоже чернеет, волнуется и бурлит

Вот надвигается на небо большая черная туча, ветер крепчает, и море тоже чернеет, волнуется и бурлит
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2023