Методики и алгоритмы развития УУД. Работа в группе.
Оценка 4.7

Методики и алгоритмы развития УУД. Работа в группе.

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
русская литература +1
5 кл—11 кл +1
29.04.2020
Методики и алгоритмы развития УУД. Работа в группе.
Методики и алгоритмы развития УУД. Работа в группе..doc

    Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

   Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, которые положены в основу программы формирования универсальных учебных действий, являются:

   -наличие у школьника широких познавательных интересов, желания и умения учиться;

   -проявление самосознания школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь свою точку зрения и выражать ее; целеустремленности;

   -становление как члена общества;

   -формирование эстетических чувств и вкусов и многие другие ценности.

    В соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Учебный предмет «Русский язык» вносит огромный вклад в формирование всех универсальных учебных действий: и личностных, и регулятивных, и познавательных, и коммуникативных.

   Коммуникативные действия можно разделить на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией как условием интериоризации (формирования внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом).

   Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Работая совместно, учащиеся распределяют роли, планируют деятельность, что дает школьникам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу (в основном это робкие и слабые ученики).

   Группы могут выполнять одинаковые или разные задания. Но задачи разные. Если задания одинаковые, кто быстрее и вернее выполнит работу. Если разные задания, скорость можно не учитывать. Оптимальный состав групп  5-7 человек. Состав групп, естественно, непостоянный и определяется самими учениками. Учитель только корректирует его, учитывая взаимоотношения между ребятами. Такая работа может применяться для решения почти всех основных дидактических проблем: выполнения заданий и упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала. В группах, как и при индивидуальной работе, организуется самостоятельная работа. Но выполнение групповых заданий приучает школьников к коллективным методам работы, а общение является непременным условием формирования правильных понятий. При этом, я думаю, нельзя принуждать детей, нельзя выражать недовольство тому, кто от нее отказывается, нельзя плохо оценивать работу. Надо найти положительную крупицу, чтобы у ребенка был стимул выполнять любую работу и далее.  

     Совместная работа не должна превышать 10-15 минут, чтобы ни в коем случае ребята не утомились, чтобы не снизилась эффективность. И обязательно надо поощрять детей, когда они высказывают свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других и терпимо относиться к чужому мнению. Но решающая роль опять-таки принадлежит в этом учителю.

   Формы групповой работы я использую в своей практике уже ряд лет. И такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результат учебного труда и способствуют созданию атмосферы сотрудничества и коллективизма, занимают особое место. По творчеству М.Ю.Лермонтова я разработала три варианта урока: урок-диспут, урок-КВН и урок-викторину. Предложила ребятам выбрать один из вариантов. С большим энтузиазмом был выбран второй вариант, урок-КВН. Ребята поделились на две команды (группы), каждая из которых тоже поделилась на группы. Одна из них подбирала девиз, придумывала название команде, другая инсценировала отрывок из романа «Герой нашего времени», третья готовила вопросы команде-сопернику, четвертая рисовала иллюстрацию к одному из произведений Лермонтова, чтобы соперники впоследствии угадали, к какому произведению иллюстрация и кто или что на ней изображено. Готовясь, ребята перебрали большое количество литературы, совместно искали ответы на вопросы, выбирали отрывок для инсценировки, перечитали стихи поэта. Какой багаж знаний они получили, и как эта работа сплотила ребят!

   Сейчас в связи с демократизацией общества и мы, преподаватели, получили большую свободу в выборе методов, приемов и средств обучения. При этом особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда, способствуют созданию атмосферы сотрудничества и коллективизма. Форма групповой работы прекрасно может использоваться на всех этапах урока.

    Например, урок-следствие «Следствие ведут знатоки». Тема «Деепричастие как особая форма глагола». Урок начался с повторения пройденного материала. Его подготовила и провела группа ребят. Это был блиц-опрос по теме «Причастие» с использованием интерактивной доски. После чего была предложена проблемная ситуация: провести тщательное расследование по определению слова-незнакомца. Поделившись на группы, ребята разобрали предложения: подчеркнули члены предложения, определили, какими частями речи они выражены. Их четыре. Для начала было предложено выписать однокоренные слова. На доске появилась запись:

 

веселый      -      весело   -   веселящийся   -    веселясь.

 

Снова групповая работа. Ребята определили признаки первых трех слов, то есть сделали морфологический разбор. Затем последовал вывод:  прилагательное обозначает признак (цвет, материал, размер);

наречие - признак действия; причастие - признак, возникающий только при наличии действия (признак по действию). А вот признак четвертого слова ребята не смогли определить. Тут им на помощь пришел учитель. Еще одна группа ребят заранее подготовила полный отчет о результатах следствия с использованием интерактивной доски.

   Подача нового материала должна быть логическим продолжением предыдущих этапов урока. Это можно достигнуть путем использования технических средств. И в данном случае эффективна и работа в парах, и групповая работа. При закреплении нового материала можно предложить ребятам подготовить диалог (работа в паре), а можно предложить сочинение по заданному началу (групповая работа). И использование игровых элементов на уроках дает новые знания, пробуждает эмоции, развивает фантазию, возбуждает интерес к русскому языку, а также помогает вовлечь в работу большое количество учащихся и оценить их.

    Интерактивные компьютерные таблицы. Что они собой представляют? В чем их отличие от обычных печатных таблиц? Нужны ли вообще таблицы на уроке русского языка?

   Вопросов много. Ответ очевиден. Любая схема, таблица, графический алгоритм помогают выстроить отдельные языковые факты в строгую систему, упорядочить знания учеников. Ведь наглядное пособие воспитывает у детей логику мышления, помогает выявлять причинно-следственные связи, развивает внимание и оперативную память. Но таблица на печатной основе дает уже готовый результат, а для усвоения нового материала важен поэтапный процесс мышления. Тут и помогает учителю интерактивная доска. Таблица в данном случае передается на экран. На ней даны выделения цветом, шрифтом, есть графические обозначения. Изображение, по воле учителя, возникает по мере необходимости, поэтапно.

   Подобные таблицы, на мой взгляд, имеют преимущества. Их тоже можно использовать на любом этапе урока. Можно использовать только ту часть, которая относится к данному уроку. Можно предложить ребятам таблицу, не давая при этом комментариев. В этом случае группа ребят старается самостоятельно разобрать то, что увидела на доске, а затем пояснить. Можно поступить иначе: предложить ребятам воспроизвести таблицу в тетради по памяти. То, что не вспомнит один, обязательно вспомнит другой. Так, работая в группе, ребята запомнят хорошо новый материал. Ну а если ребята сами смогут составить таблицу к какому-нибудь уроку, вообще замечательно.

   Работа с самодельными наглядными пособиями, аппликациями, ЦОРами и ЭОРами на уроках русского языка способствует развитию интереса у детей, заставляет их думать, быть внимательными, позволяет запоминать сложные правила без зубрежки. Их использование особенно эффективно при повторении и закреплении темы. Например, нам надо повторить на уроке правописание корней с чередующейся гласной. Я предлагаю уже давно заготовленные самими учениками ЦОРы, где в кружочки надо записывать только гласную «е» или «и». Полученная запись должна соответствовать шифру, задуманному мной. Такая работа интересна ученикам, занимает мало времени и эффективна (помогает хорошо запомнить правило).

Подготовка различных наглядных пособий – само по себе увлекательное для учеников занятие.

   То, что есть возможность наглядно, зримо преподнести новый материал, очень важно: ведь то, что увидел ребенок, эмоционально пережил, то становится «своим», становится настоящим знанием. Ассоциативные рисунки помогут запомнить правила, вызовут зрительские и смысловые ассоциации, что в свою очередь способствует быстрому запоминанию и творческому развитию учащихся, ведь сначала мы на уроках используем рисунки, предложенные мной, а потом я предлагаю детям самим придумать, как «оживить» правило (принимаются как индивидуальные работы, так и групповые). Тут снова на помощь приходит компьютер, с его помощью можно сделать различные ассоциативные рисунки на все правила русского языка. Только больше фантазии нужно! Так на уроке «Следствие ведут знатоки» после того, как группа ребят сделала полный отчет о результатах следствия, на экране появилась запись.

                                   

  

                  

  А затем и фоторобот появился.

 

           

 

  

     Учитель должен умело сочетать различные формы работы. Сотрудничество учителя и ученика в творческой деятельности должно присутствовать, на мой взгляд, на каждом уроке.

   В процессе обучения важно не только то, что ученик делает, но в большей степени то, как он это делает, ибо только правильные действия могут привести к качественному результату.

   Основу гуманитарного, культурологического воспитания составляет правильное сочетание урочного и внеурочного общения. Многие методические инновации учитывают применение активных форм и методов обучения в урочной и внеурочной деятельности. При правильной организации учебной работы все ученики оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность оценить свои умения, ведь при освоении учебного материала каждый вносит свой индивидуальный вклад.

   Для развития коммуникативных навыков в учебной деятельности применяются и игровые технологии. Деловая игра «Корректор», которую я применяю в практике, очень хороша для проведения обобщающих уроков. На таких уроках каждый ученик выступает в роли корректора. Готовя их, можно использовать разнообразные формы работы. Например, диктант с взаимопроверкой. Ребята пишут мини-диктант или словарный диктант, затем, обменявшись тетрадями, проверяют работу друг друга. Комплексный анализ текста можно предложить в форме групповой работы и т.д. Такие игровые технологии, как «Языковой портрет слова», «Словесные рисования» тоже очень эффективны и интересны ребятам.

   Активные формы обучения позволяют решать несколько задач: развивают коммуникативные умения и обеспечивают решение воспитательных задач, приучают работать в группах. Получая новые знания и овладевая конкретными умениями, оценивать себя, осмысливать мир и себя в этом мире. А значит, учиться быть полезным обществу, коммуникативным и активным образом жизни человеком. А это, я думаю, очень важно в современном мире.  


Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его…

Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его…

При этом, я думаю, нельзя принуждать детей, нельзя выражать недовольство тому, кто от нее отказывается, нельзя плохо оценивать работу

При этом, я думаю, нельзя принуждать детей, нельзя выражать недовольство тому, кто от нее отказывается, нельзя плохо оценивать работу

Снова групповая работа. Ребята определили признаки первых трех слов, то есть сделали морфологический разбор

Снова групповая работа. Ребята определили признаки первых трех слов, то есть сделали морфологический разбор

Их использование особенно эффективно при повторении и закреплении темы

Их использование особенно эффективно при повторении и закреплении темы

Учитель должен умело сочетать различные формы работы

Учитель должен умело сочетать различные формы работы
Скачать файл