Методологические основы гуманистического воспитания.
Воспитание связанно с передачей новым поколениям общественноисторического опыта. Воспитание как социальное явление рассматривается в
разных науках:
- философия - рассматривает общие мировоззренческие представления
о целях и ценностях воспитания;
- социология - рассматривает социальные проблемы развития
личности;
- психология – рассматривает индивидуальные, возрастные, групповые
особенности и законы развития и поведения людей;
- этнография – рассматривает закономерности воспитания у народов
мира;
- педагогика – имеет раздел, который называется: «Теория и методика
воспитания», где раскрываются сущность, закономерности, движущей силы
воспитания, его структурные элементы, а также рассматриваются различные
концепции воспитания и воспитательные системы.
Многие современные концепции воспитания базируются на основе
философских учений или психологических теорий детского развития. К ним
относятся:
- психолого-аналитическая теория - З. Фрейд, Э. Эриксон;
- когнитивная теория - Ж. Пиаже;
- поведенческая теория (бихевиористская) - Б.Ф. Скиннер;
- биологическая теория (генетическая) - К. Лоренс;
- социоэнергетическая (культурная) теория - Л.С. Выгодский, П.А.
Флоренский;
- гуманистическая теория развития - Ж.Ж. Руссо, А. Маслоу, Э. Берн,
К. Роджерс, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили.
Воспитание - это основная категория педагогики, имеет множество
определений этого понятия. В нашей педагогике выделяются 2 направления в
объяснении понятия воспитания.
1. Здесь ребёнок рассматривается как объект педагогического процесса,
поэтому внешнее воздействие является главным фактором воспитания. И
воспитание здесь рассматривается как целеустремлённое систематическое
управление человеком, как воздействие на сознание и поведение личности с
целью формирования у нее определенных качеств личности, нравов и
убеждений. Поэтому целью такого воспитания является социализация
личности с максимальной общественной полезностью (гармонично развитая
личность и всесторонне развитая в соответствии с внешне заданными
нормативами).
2. Здесь на первое место выдвигается человек, и в этой парадигме
ребёнок рассматривается как субъект воспитания. (Парадигма
педагогическая – это совокупность научно-теоретических, методологических
и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на
определенном этапе развития педагогической науки и практики, которыми
руководствуются в качестве образца - модели, стандарта - при решении
21
педагогических проблем). Гуманистическая позиция признает ребёнка
главной ценностью, признает его права, его способности и его права на
саморазвитие, признает субъект-субъектные отношения. Поэтому в свете
идей гуманизации воспитание является целенаправленным процессом
развития человека, который осваивает культуру в определенных социальноэкономических условиях. Поэтому ребёнок выступает как объект и субъект
культуры.
Воспитание в своем широком смысле охватывает не только
прикладную часть воспитания, но и связано с обучением, которое дает
знания о ценностях мира, ведет к возникновению личностного субъективного
смысла деятельности ребёнка. Поэтому здесь говорят о "воспитывающем
обучении" и "обучающем воспитании", так как источники воспитания
находятся в окружающем мире и в самом человеке.
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ:
- воспитание детерминировано культурой общества;
- воспитание и обучение - это два взаимосвязанных,
взаимопроникающих, взаимозависимых процессов с главенствующей ролью
воспитания;
- эффективность воспитания зависит от активности самого человека, от
того насколько он включен в самовоспитание;
- эффективность и результативность воспитание зависят от
гармоничных связей всех его структурных элементов: целей, содержание,
методов, форм, средств ребёнка и самого педагога.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.