Методологические основы гуманистического воспитания.

  • docx
  • 08.03.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методологические основы гуманистического воспитания..docx

Методологические основы гуманистического воспитания.

Воспитание связанно с передачей новым поколениям общественноисторического опыта. Воспитание как социальное явление рассматривается в

разных науках:

- философия - рассматривает общие мировоззренческие представления

о целях и ценностях воспитания;

- социология - рассматривает социальные проблемы развития

личности;

- психология – рассматривает индивидуальные, возрастные, групповые

особенности и законы развития и поведения людей;

- этнография – рассматривает закономерности воспитания у народов

мира;

- педагогика – имеет раздел, который называется: «Теория и методика

воспитания», где раскрываются сущность, закономерности, движущей силы

воспитания, его структурные элементы, а также рассматриваются различные

концепции воспитания и воспитательные системы.

Многие современные концепции воспитания базируются на основе

философских учений или психологических теорий детского развития. К ним

относятся:

- психолого-аналитическая теория - З. Фрейд, Э. Эриксон;

- когнитивная теория - Ж. Пиаже;

- поведенческая теория (бихевиористская) - Б.Ф. Скиннер;

- биологическая теория (генетическая) - К. Лоренс;

- социоэнергетическая (культурная) теория - Л.С. Выгодский, П.А.

Флоренский;

- гуманистическая теория развития - Ж.Ж. Руссо, А. Маслоу, Э. Берн,

К. Роджерс, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили.

Воспитание - это основная категория педагогики, имеет множество

определений этого понятия. В нашей педагогике выделяются 2 направления в

объяснении понятия воспитания.

1. Здесь ребёнок рассматривается как объект педагогического процесса,

поэтому внешнее воздействие является главным фактором воспитания. И

воспитание здесь рассматривается как целеустремлённое систематическое

управление человеком, как воздействие на сознание и поведение личности с

целью формирования у нее определенных качеств личности, нравов и

убеждений. Поэтому целью такого воспитания является социализация

личности с максимальной общественной полезностью (гармонично развитая

личность и всесторонне развитая в соответствии с внешне заданными

нормативами).

2. Здесь на первое место выдвигается человек, и в этой парадигме

ребёнок рассматривается как субъект воспитания. (Парадигма

педагогическая – это совокупность научно-теоретических, методологических

и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на

определенном этапе развития педагогической науки и практики, которыми

руководствуются в качестве образца - модели, стандарта - при решении

21

педагогических проблем). Гуманистическая позиция признает ребёнка

главной ценностью, признает его права, его способности и его права на

саморазвитие, признает субъект-субъектные отношения. Поэтому в свете

идей гуманизации воспитание является целенаправленным процессом

развития человека, который осваивает культуру в определенных социальноэкономических условиях. Поэтому ребёнок выступает как объект и субъект

культуры.

Воспитание в своем широком смысле охватывает не только

прикладную часть воспитания, но и связано с обучением, которое дает

знания о ценностях мира, ведет к возникновению личностного субъективного

смысла деятельности ребёнка. Поэтому здесь говорят о "воспитывающем

обучении" и "обучающем воспитании", так как источники воспитания

находятся в окружающем мире и в самом человеке.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ:

- воспитание детерминировано культурой общества;

- воспитание и обучение - это два взаимосвязанных,

взаимопроникающих, взаимозависимых процессов с главенствующей ролью

воспитания;

- эффективность воспитания зависит от активности самого человека, от

того насколько он включен в самовоспитание;

- эффективность и результативность воспитание зависят от

гармоничных связей всех его структурных элементов: целей, содержание,

методов, форм, средств ребёнка и самого педагога.