Методологические особенности преподавания курса ОРКСЭ

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 28.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал рассчитан для учащихся 4 класса. Уроки ОРКСЭ. Преподавателям. Духовно-нравственное развитие обучающихся через приобщение их к общечеловеческим и российским ценностям; Знакомство с основными эстетическими нормами (светскими и религиозными); Осознание ребенка себя как самоценной личности и части общества; Формирование гражданской идентичности, патриотизма, толерантности нравственных качеств.
Иконка файла материала Методологические особенности преподавания курса ОРКСЭ.ppt
Методологические  Методологические  особенности  особенности  преподавания  преподавания  курса ОРКСЭ курса ОРКСЭ
Основы религиозной культуры  Основы религиозной культуры  составляют традиции  составляют традиции  почитания Бога.  почитания Бога.  Она включает в себя: Она включает в себя: • Религиозные тексты (священные  Религиозные тексты (священные  книги, молитвы, законы); книги, молитвы, законы); • Религиозные обряды; Религиозные обряды; • Религиозное искусство (архитектуру,  Религиозное искусство (архитектуру,  музыку, живопись и т.д.) музыку, живопись и т.д.)
В учебном материале необходимо  В учебном материале необходимо  уделить внимание: уделить внимание: • Описанию деталей жизни,  быта; • поведению представителей  разных культур;
Описание деталей жизни, быта: Описание деталей жизни, быта: • Какими предметами люди пользуются;  • Как ведут себя люди в разной  обстановке, ситуациях; • Почему, зачем, ради чего, во имя чего  люди живут так, а не иначе.
Для младших школьников  процесс усвоения и присвоения  ценностей лежит в несколько  иной плоскости, чем для  учащихся основной школы. В  соответствии с принципом  возростосообразности, логика  подачи материала должна  повторять логику «путешествия»
Постижение мира – через психические  Постижение мира – через психические  процессы младшего школьника процессы младшего школьника Знакомство с культурными ценностями: Знакомство с культурными ценностями: Яркое, красочное, увлекательное, интересное,  обращенное к чувствам, эмоциям и опыту. Результат: Результат: Освоение «технологии культуры», т.е. полное  представление, с соответствующей  рациональной и эмоциональной оценкой о жизни  народов определенной религиозной культуры.
Базовые концептуальные  Базовые концептуальные  основы предмета: основы предмета: • Духовно­нравственное развитие  обучающихся через приобщение их к  общечеловеческим и российским ценностям; • Знакомство с основными эстетическими  нормами (светскими и религиозными); • Осознание ребенка себя как самоценной  личности и части общества; • Формирование гражданской идентичности,  патриотизма, толерантности нравственных  качеств.
Основы курса Основы курса • Формирование историко­географического  образа России в его пространственно­ временной динамике; • Представление о современном социально­ политическом устройстве Российского  государства; • Знание своей этнической и региональной  принадлежности; • Знакомство с мировым фондом культурного  и научного наследия России и мира; • Ориентирование в системе морально­ нравственных норм и ценностей; • Обладание навыками здорового и  безопасного образа жизни.
Основные  Основные  методические  методические  рекомендации по  рекомендации по  конструированию  конструированию  уроков ОРКСЭ уроков ОРКСЭ
1. Работа в рамках  1. Работа в рамках  конкретной технологии конкретной технологии • Творческие мастерские • ТРИЗ (технология решения  изобретательских задач) • Развития критического  мышления
2. Работа с учебником 2. Работа с учебником • Основной источник информации • Средство организации деятельности  учащихся по достижению предметных,  метапредметных и личностных  результатов образования на всех  этапах урока.
3. Использование  3. Использование  дополнительного материала: дополнительного материала: • Фрагменты художественных текстов,  стихи, притчи, интересные сведения; • Изображение известных памятников  культуры, архитектуры; • Ознакомительные видеофильмы; • Предметы быта, культа
4. Основные формы учебной  4. Основные формы учебной  коммуникации: коммуникации: • Монологические (выступление, рассказ,  ответ, пересказ, вопрос, сообщение, доклад,  аргументация, критика, доказательство,  опровержение, выражение собственной  точки зрения, защита проекта и т.д.) • Диалогические (беседа, дискуссия, дебаты,  переговоры, ролевая игра, театрализация,  турнир, интервью и д.р.) «Примерить» как можно больше ролей = Успешность «Примерить» как можно больше ролей = Успешность
5. Работа с учебником: 5. Работа с учебником: Цикл познавательных действий: Цикл познавательных действий: • Восприятие через чтение • Понимание, осмысление через ответы на  вопросы (фронтально, в парах или по  группам) • Интерпретация (через выбор мнения,  принятие решения) • Создание собственного «встречного» текста­ дискурса (через участие в диалоге,  написание собственного текста)
5. Работа с текстом учебника Применение различных видов чтения: • Комментированное чтение • Ознакомительное чтение • Изучающее чтение • Поисковое чтение • Выразительное чтение
6. Виды работы с учебной  6. Виды работы с учебной  информацией информацией • Прогнозирование содержания урока по  названию с опорой на изученный ранее  материал • Понимание основной мысли текста,  выделение ключевых слов • Прогнозирование последовательности  изложения • Сопоставление различных точек зрения • Смысловое свертывание содержания текста
6. Виды работы с учебной  6. Виды работы с учебной  информацией информацией • Сопоставление иллюстративного  материала с содержанием текста • Перенос информации в виде кратких  записей • Выбор необходимой информации из  текста • Анализ своего эмоционального  состояния в процессе чтения • Постановка вопросов к прочитанному
7. Виды текстов (или их  7. Виды текстов (или их  «окрашивание») «окрашивание») • Аксиономические  тексты (достоверная  научная информация) • Проблематизирующие тексты  (сравнение, противопоставление,  размышление) • Личностно­окрашенные (передача  опыта) • Ценностно­окрашенные (духовно­ культурные и нравственные ценности)
8. Умение ставить вопросы 8. Умение ставить вопросы • Простые вопросы  • Уточняющие  вопросы • Объясняющие • Оценочные • Творческие • Практические • Что? Где? Когда? • Правильно ли я понял  что…? Можно ли сказать,  что…? • Почему? В чем причина? • В чем отличие? В чем  слабые и сильные стороны? • Что было бы? • Как сделать, чтобы…?
9. Развитие связной речи: 9. Развитие связной речи: • Пересказ (все виды) • Диалог • Беседа • Интервью • Создание проблемных ситуаций • Драматизация (театрализация)
10. Работа со словами­ (или  10. Работа со словами­ (или  знаками) символами знаками) символами ЭТО: ЭТО: • Маркеры любой культуры • Имеют священное значение  и глубокий духовный смысл Составление понятийного словаря Составление понятийного словаря «Сундук сокровищ» «Сундук сокровищ»