Технологическая карта урока
Тема |
«Методы географических исследований.» |
|
Цель |
Раскрыть отличительные особенности географических методов исследования. Уметь объяснять специфику методов исследования. |
|
Задачи |
Создание проблемной ситуации для выхода на универсальный способ сравнения методов исследования в географии; проведение практической работы |
|
Основное содержание темы, термины и понятия |
География, методы географического познания, картография |
|
Планируемый результат
|
Предметные |
УУД |
В познавательной сфере: - давать определение метод исследования - уметь составлять описание кабинета географии; - уметь вести наблюдения за погодой В ценностно-ориентационной сфере: - анализировать и оценивать роль географических методов исследования Земли для человека
|
Личностные: развитие познавательных мотивов Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками Познавательные: Общеучебные: выделение и структурирование необходимой информации Логические: выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, , выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные: -Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами - Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
|
|
Межпредметные связи |
||
Учебный предмет, курс |
Формы работы |
Ресурсы |
История, математика |
Групповая, парная |
презентация учебник, рулетка |
Мотивационный этап |
|
|||
Цель |
Содержание |
|
||
Организация, мотивировка учащихся на освоение нового, с учетом изученного ранее с помощью проблемной ситуации
|
1. Приветствие. 2. Проблемная ситуация. Мотивация на решение проблемы. - Ребята, как вы думаете, а в географии ученые когда- нибудь что – то исследовали7 как это они делали7 - Свои ответы обоснуйте. - Напомните, что значит сравнить? (найти общее и различие) - Назовите общее между рекой и озером. Назовите их различие. - Назовите общее этих двух картин озер. Назовите их различие. - Произвели ли вы полное сравнение? Почему нет? (не знаем их площади, растительного и животного мира этих озер, не знаем глубину озер и т.д.)) Учащиеся начинают предполагать и называть их параметры. - Уверены ли вы в своих ответах? Почему нет? - Что предлагаете сделать? (проверить) - Как можно проверить? (узнать статистические данные в справочнике.) - Обратите внимание как вы исследовали озера: вместе или по одному? - Какой шаг нужно вначале сделать, чтобы сравнить озера (выделить их свойства и признаки по одному). - Какой шаг второй? (определить элементы сравнения). Итак – это метод сравнения, который используется в географии. 1. Напомните мне, что значит измерять? Чем отличается река Нил и река Б. Кинель?( они разные по длине) Уверены ли вы в своих ответах? Что предлагаете сделать? ( измерить их длину по карте или обратиться к стат. Данным и посмотреть лину этих рек, можно зайти на сайт ВИКИПЕДИИ и узнать там) А можно измерить наш класс? Как можно это сделать? ( с помощью рулетки или с помощью шага человека) Это другой метод исследования - метод измерения.
А мы сможем применить данные методы исследования у себя в классе?( пр.работа) Что нового вы узнали о нашем классе? А еще где можно применить эти методы исследования?( измерить расстояние от школы до дома и т. д). Молодцы! А не напомните ли вы мне какая погода сегодня у нас? А вчера какая была? ( ребята отвечают о своих наблюдениях погоды). А помните ли вы погоду прошлой осени? (а как узнать это- обратиться к дневникам наблюдения погоды) А завтра вы знаете какая будет погода? А куда мы можем обратиться для того, чтобы узнать погоду? ( синоптический сайт, программа новостей,). А попробуйте сами составить прогноз погоды завтрашнего дня? Какие данные вы будите использовать? ( температура воздуха. Осадки. Облака, ветер – его направления)
Это метод прогнозов Подводим учащихся к следующему заключению: все методы исследования в географии используются и по сей день. И мы сможем некоторые из них применить на практике. . |
|
||
Этап учебно – познавательной деятельности |
|
|||
Цель |
Содержание |
|
||
Постановка учебной задачи и открытие новых знаний |
1. Обсуждение и выдвижение гипотез. - Выделив методы исследования, может ли человек это знание использовать? Проводится обсуждение. - Вы высказывали свои ГИПОТЕЗЫ о применении методов исследования на основании знаний о них. - Выделите свойства понятия МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. - Как по-другому можно назвать это понятие? (ряд действий) - Назовите всё, что вы знаете о методах исследования в географии . Учитель фиксирует знания на доске. - Сможете ли вы сейчас назвать все методы исследования? - Почему? (мало знаем о них) - Где мы можем почерпнуть знания о методах исследования? (в учебнике) - Попробуйте определить задачу на основе сказанного. - НАША ЗАДАЧА: ВЫЯВИТЬ методы географического исследования. - Что поможет нам или каким образом мы сможем выявить методы исследования? (предлагают провести опыт; провести эксперимент). - Что означает слово ЭКСПЕРИМЕНТ? Учащиеся вспоминают определение понятия ЭКСПЕРИМЕНТ. На данном этапе возможны два варианта продолжения занятия: § Можно провести простой опыт. Например, подготовить стеклянную посуду разнообразной формы стеклянной посуды: узкую, широкую, плоскую и т.д.. Налить воду во все ёмкости. Задача: как узнать, равное ли количество воды в каждой посуде? Пусть ребята подают разные идеи (можно эту работу провести в группах в форме «Мозговая атака»). Учителю рекомендуется фиксировать не только идеи, но и автора идеи. Так же можно предложить измерить класс, его площадь. Измерять будут с помощью человеческого шага. ( работают три группы – сравниваем результаты) § Работают 2-3 группы детей. 2. Анализ результата. - Что вы сейчас делали? (выдвигали гипотезы). Докажите (Мы только предполагаем). - Какой будет следующий шаг, чтобы снять эти догадки? (Проверить). - Каким образом? Дети предлагают разные способы и выбирают наиболее рациональный, точный. 3. Выход на новое знание. После проверки учитель с помощью вопросов подводит учащихся к определению методов исследования: - Что являлось толчком (побуждением) для выдвижения гипотезы? (создалась проблема) - Обратите внимание, сколько версий, идей было выдвинуто. Почему? - Можно ли вашу версию проверить? На что указывают ваши догадки? (ЧТО можно проверить и КАК можно проверить) - Можно ли сразу определить чем воспользовался «грабитель» в игре «Сыщик»? А сколько по вашему мнению , есть методов исследования? Какие методы вы предполагаете есть? Вопросы помогают выйти на следующие положения-свойства: 1. Методы исследования помогают изучать нашу планету 2. Некоторые методы исследования можно применить в быту Учитель просит вернуться ребят к поставленной задаче. - На все ли вопросы мы нашли ответ? - Какие методы исследования вы можете назвать, зная их области применения? Учитель подводит учащихся к следующему выводу: Методы исследования в географии: описание, измерение, наблюдение, сравнение. Данные методы можно использовать для наблюдения за погодой, измерения расстояния от одного объекта до другого, сравнивать географические объекты.. - Хорошо это или плохо? Делается вывод о ценности и значимости методов исследования в географии. |
|
||
Этап рефлексии |
|
|||
Цель |
Содержание |
|
||
Оценка результатов деятельности
|
Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков на данном уроке. ЯУВЕРЕН в СВОИХ ЗНАНИЯХ------ МНЕ КОМФОРТНО_____ Я испытываю проблемы--------. |
|
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.