Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов города Кувандыка Кувандыкского района
Оренбургской области»
Методическое пособие
для педагогов дополнительного образования
Методы и формы обучения,
мотивирующие познавательную активность
Подготовила:
зам. дир. по УВР Валишева Т.А.
2010-2011 учебный год
Методы обучения классифицируют по источнику знаний и по уровню познавательной деятельности. К методам, классифицируемым по источнику знаний, относятся:
Ведущее место занимают словесные методы, которые подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой. Более подробно остановимся на двух методах.
Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
Метод беседы имеет следующие преимущества:
Недостатки метода беседы:
Беседу относят к методам работы педагога.
У одного педагога беседа проходит при повышенной мыслительной активности учащихся, а у другого – как скучная «перебранка» между педагогом и учащимися.
То же самое можно наблюдать при проведении занятий так называемыми «активными» методами самостоятельной работы учащихся. У некоторых учителей они так организованы, что, в сущности, не способствуют активизации мысли учащихся.
Отсюда вывод – в учебном процессе нельзя формально подходить к оценке каждого метода, который часто берется изолированно, без связи с другими компонентами, влияющими на ход обучения. Если каждый из методов своевременно и на своем месте применяется учителем, то его положительное влияние на активизацию процесса обучения несомненно. Все методы обучения могут быть активными и развивать мышление, знания и практические умения, если применяются в соответствии с содержанием учебного материала и возрастом учащихся.
Значительное место среди словесных методов обучения отводится учебной дискуссии. Главное ее назначение в процессе обучения – стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных точек зрения, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Но для этого необходима предварительная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме.
Определенный интерес представляют методы И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, в основу которых положены различный характер и уровень самостоятельной познавательной деятельности учащихся в обучении. К ним относятся:
(В таблице более подобно представлено содержание методов и деятельность учителя и учащихся) (таблица 1,2).
Необходимо сочетание традиционной классификации методов (словесные, наглядные, практические) с методами организации познавательной деятельности.
Успешность обучения зависит не только от методов обучения, но и от форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке. Под формой организации познавательной деятельности следует понимать «… целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом – временным и пространственным».
К формам организации учебно-познавательной деятельности относится система средств, с помощью которой учитель добивается включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой и общеклассной работы. Но несмотря на разнообразие методов и форм опыт работы в школе доказывает, что не только трудно, но порой и невозможно научить школьника, если он не хочет учиться.
Все должно пройти через его ум, его душу, его руки. И главное в методике работы учителя – не принуждение, а поиск путей применения таких методов и средств обучения, которые пробуждали бы познавательный интерес учащихся.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на объекты, явления или процессы окружающей действительности. Он проявляется в активности и внимании учащихся на уроках, в их эмоциональных реакциях в вопросах к учителю, в чтении дополнительной литературы и др. Для поддержания и укрепления интереса учеников к урокам особое значение имеет организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы она была разнообразной по формам и видам учебной работы в течение урока, поисковой, самостоятельной, развивающей мышление.
Одним из приемов активизации мышления учащихся. является проблемный подход, постановка вопросов, создающих проблемную ситуацию, позволяющую последовательно вести учащихся к решению учебных проблем. Перед классом ставятся задачи, которые побуждают учащихся рассуждать, предпринимать поиски.
Проблемный подход возможен при разных формах и видах учебного процесса. Учителя стараются так формулировать вопросы, чтобы в процессе их обдумывания у учащихся в свою очередь возникали встречные вопросы, стремятся создавать проблемные ситуации, целью которых является активизация познавательной деятельности школьников, развитие интереса к знаниям. О роли проблемного подхода хорошо сказал М.Н. Скаткин: «Если ученик находит выход из такой ситуации без прямой подсказки, без натаскивания – он делает шаг по пути умственного развития. И такой шаг дороже механического заучивания тысячи готовых истин».
Одним из существенных слагаемых динамики учебного процесса, активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и формирования широких познавательных интересов у школьников является дидактическая игра. Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена.
Игра – это частица детской жизни. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – сделать напряженный, серьезный труд занимательным и интересным для учащихся. Учителя начальных классов используют дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, занимательные задачи. Решение кроссвордов, ребусов, занимательных задач называют гимнастикой ума. Они расширяют кругозор учащихся, помогают лучше ориентироваться в постоянно возрастающем потоке информации. Решение кроссвордов тренирует память, улучшает сообразительность, учит работать со справочной литературой, побуждает интерес к предмету и активизирует мыслительную и познавательную деятельность учащихся.
Экскурсии имеют учебно-познавательное и большое воспитательное значение.
Живое общение с природой стимулирует познавательную активность учащихся к ее изучению и способствует эстетическому воспитанию и любви к родному краю. Посещение производственных участков воспитывает в детях уважение к людям труда и знакомит их с профессиями. Чтобы возбудить познавательный интерес, сделать обучение осознанным, увлекательным и полезным учителя иногда используют прием заочного «путешествия» или «прогулки». Перед учащимися ставятся вопросы такого характера: представьте, что вы заблудились в лесу. Помогут ли вам найти дорогу наши зеленые друзья? Вас укусила пчела. Ваши действия? И другие.
Эти вопросы предполагают не только передачу учебной информации, но и специальное обучение школьников таким мыслительным операциям, как анализ, сравнение, обобщение, аргументация точки зрения, также предполагается учащимся в качестве домашнего задания – написать отзыв об увиденном или сочинение.
Для развития познавательной активности учащихся, обучении их приемам нестандартных, рациональных решений проводятся олимпиады, предметные недели, нетрадиционные уроки: урок-путешествие, урок-сказка, урок-КВН, урок-соревнование, викторины и другие. Нетрадиционный урок – это урок, который характеризуется нестандартным подходом :
При систематическом проведении контроля знаний учащихся учителями проводятся тесты, способствующие мотивации учения, повышению познавательного интереса к предмету, развитию индивидуальных способностей школьников, которые являются первыми шагами подготовки к ЕГЭ.
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы, где найти нужный материал. На помощь пришел компьютер.
Компьютерные технологии создают большие возможности активизации познавательной деятельности. Информационные технологии помогают отправиться в различные «путешествия», в которых ученики превращаются в пытливых искателей знаний. Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможность доступа к современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, к новой форме оценки знаний. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока. Использование инфомационно-коммуникативных технологий позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира. ИКТ вызывают у младших школьников интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребенка. Успешность, как один из основных мотивов, обеспечивается тем, что компьютерные программы позволяют сделать обучение интересным и разнообразным по форме.
Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому не безразлична судьба своих учеников.
ПАМЯТКА
Способы и условия, способствующие развитию познавательной активности младшего школьника
Содержание деятельности педагога и учащихся при использовании различных методов обучения, классифицируемых по источникам получения учебной информации
Краткое содержание метода, методические приемы его реализации |
Деятельность обучающего педагога |
Деятельность учащегося, обучаемого |
Словесные методы. Основное назначение данной группы методов – сообщение учебной информации при помощи слова (устного и печатного) с использованием логических, организационных и технических приемов. Основные методы – рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками. |
Постановка основного вопроса, подлежащего изучению, выявлению признаков, определение исходных позиций в анализе процессов и объектов, осуществление сравнения, обобщение, получение выводов и т.д. Данная деятельность осуществляется при использовании различных методических приемов и т.д. |
Деятельность обучаемых заключается в восприятии и осмыслении получаемой информации, выполнении различных записей, зарисовке чертежей, схем, работе с дидактическим материалом, предъявляемым обучаемым и т.д. |
Наглядные методы. Основное назначение данной группы методов – сообщение учебной информации при помощи различных средств наглядности. Основные методы: демонстрация опытов, демонстрация натуральных объектов, демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таблиц, муляжей, макетов и т.д.), демонстрация диафильмов, кинофильмов, телепередач и т.д. Наглядные методы реализуются через применение логических, организационных и технических методических приемов. |
Постановка основного вопроса, подлежащего изучению, на основании полученных данных из различных наглядных источников, которые демонстрирует сам преподаватель или обучаемые и т.д. Данная деятельность осуществляется при использовании различных методических приемов и т.д. |
Деятельность обучаемых заключается в наблюдении за демонстрациями, которые проводит учитель, преподаватель или сам обучаемый, осмыслении полученных данных и принятия основной дидактической цели конкретного урока, выполнении различных записей, схем, зарисовок и т.д. |
Практические методы. Основное назначение данной группы методов заключается в получении информации на основании практических действий, выполненных обучающим или обучаемым в процессе постановки различных практических работ. Основные методы: практические работы, лабораторные работы, решение задач, моделирование объектов и т.д.
|
Постановка основного вопросам, подлежащего изучению, на основании полученных данных из различных наглядных источников, которые демонстрирует сам преподаватель или обучаемые и т.д. Данная деятельность осуществляется при использовании различных методических приемов и т.д. |
Деятельность обучаемых заключается в осмысливании практических действий обучающегося, своих практических действий, в выполнении различных записей, зарисовок, схем и т.д. и принятии основной дидактической цели урока и т.д. |
Содержание деятельности педагога и учащихся при использовании различных методов обучения, классифицируемых по уровням познавательной деятельности
Краткое содержание метода |
Деятельность обучающего |
Деятельность обучаемого |
1. Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение метода – органи-зация усвоения информации обучаемы-ми путем сообщения им учебного мате-риала и обеспечение его успешного восприятия. Объяснительно-иллюстра-тивный метод – один из наиболее эко-номных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта человечества. |
1. Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий, в том числе кино- и диафильмов и т.д. обучающий широко использует беседу, демонстрацию опытов и т.д.
|
1. Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации.
|
2. Репродуктивный метод. Основное назначение метода – формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний. |
2. Разработка и применение различных упражнений задач, использование различных инструкций (алгоритмов) и программированного обучения. |
2. Деятельность обучаемых зак-лючается в овладении приемами выполнения отдельных упражне-ний в решении различных видов задач, овладении алгоритмом практических действий. |
3. Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначение метода – раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения.
|
3. Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и показ способов их провер-ки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключе-ния. При этом обучаемый может пользоваться словом, логическим рассуждением, демонстрацией опыта, анализом наблюдений и т.д. |
3. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений и т.д.) |
4. Частично-поисковый метод или эвристический метод. Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решении проблем |
4. Подведение обучаемых к поста-новке проблемы, показ им, как не-обходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, построить план проверки фактов и т.д. Обучающий широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы. |
4. Деятельность обучаемого заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения и т.д. |
5. Исследовательский метод. Основное содержание метода – обеспечить овладение обучаемыми методами на-учного познания, развить и сформиро-вать у них черты творческой деятель-ности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формиро-ванию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Сущность мето-да – обеспечение организаций поиско-вой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем. |
5. Предъявление обучаемыми новых для них проблем, разработка и постановка исследовательских заданий и т.д. |
5. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, нахождения способов их решения и т.д. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.