Выпускник начальной школы, должен обладать такими речевыми качествами:
− правильно построенная устная и письменная речь в соответствии с языковыми нормами;
− умение строить высказывание в соответствии с критериями логики и доступности (понимания сверстниками и взрослыми);
− не использование в процессе общения слов-«паразитов»;
− умение передавать свои переживания и эмоции; − и т.д.
Очевидно, что в образовательном процессе особое внимание следует уделять словарной работе на уроках литературного чтения и обучения грамоте.
Зачастую, учителя отдают предпочтение чтению или обсуждению самого произведения в ущерб проведения полноценной работы над художественным словом на уроках литературного чтения. Поэтому, целесообразно остановиться на проблеме организации словарной работы именно на уроках литературного чтения [19, c. 36].
Обобщая опыт учителей, можно выделить систему словарной работы на уроках литературного чтения, которая содержит в себе такие элементы:
− изучение новых слов, для расширения словарного запаса младших школьников;
− работа над понимаем значений многозначных слов исходя из контекста предложения;
− введение изученных слов в активных словарь;
− уменьшение в устной речи слов-«паразитов», уточнение правильности постановки ударения и т.д.
Также учителя начальных классов в процессе организации словарной работы используют следующие методы работы над словом:
1. Составить с новым словом предложение или небольшой текст;
2. Пересказать литературное произведение, используя опорные слова (сам пересказ может быть выборочным, творческим и т.д.).
Задача учителей – мотивировать младших школьников говорить развёрнуто и правильно. Для повышения мотивации к активному участию в словарной работе, увеличения чистоты речи, избавления от нелитературных слов, слов с неправильным ударением, уменьшения количества заимствованных слов, используются следующие приёмы:
1. «Наглядная демонстрация» – применяется в том случае, когда изученное слово обозначает предмет. Для привлечения внимания обучающихся используется показ изображения, макета или эскиза предмета.
2. «Бюро размышлений» – применяется, когда учитель не говорит напрямую о чём-либо, а задаёт наводящие вопросы. К примеру, учитель не говорит значение нового слова, а просит учеников подумать от какого слова образовано оно образовано и выдвинуть свои предположения.
3. Игровые приёмы, которые помогают проводить эффективнее лексическую работу. Как правило, здесь необходимо провести анализ изобразительно выразительных средств литературного произведения. Так, с помощью различных материалов (карточек, конвертов, посланий от известных персонажей) дети ищут и анализируют эпитеты, гиперболы, сравнения и т.д. Обязательным здесь является опора на текст литературного произведения [13, c. 57].
На уроках литературного чтения учащимся можно предложить такие задания:
- определите смысл заглавия произведения и предположить, о чем пойдет повествование в нем;
- опираясь на прочитанный текст, докажите свою точку зрения;
- восстановите последовательность событий;
- прочитайте первый абзац и задайте вопросы;
- сформулируйте выводы после прочитанного текста;
- объясните различные жизненные ситуации с помощью прочитанного текста;
- по ходу чтения может вестись словарная работа (объяснение и уточнение значений слов);
- важно предлагать детям определить значение слова из контекста, а не торопиться обращаться сразу к толковому словарю, так как пауза может нарушить целостное и эмоциональное восприятие текста;
- выполнение творческих заданий: «Проиллюстрируй», «Сочини», «Придумай», «Что изменилось бы?»;
- составление словаря из слов, важных для понимания текста (ключевых слов), словарь, включающий слова с необычным значением, словарь-характеристику главного героя и т. п.;
- составление связного текста, используя предложенные слова;
- вставить недостающие слова; - задания на соотнесение (соотнесение слов со словами из текста; иллюстраций и текста и т. п.);
- задания на перенос информации в таблицу, схему, кластер;
- изложение произведения по ключевым словам;
- выделение ключевых абзацев (первый и последний содержат основной смысл текста).
Следовательно, можем сделать вывод о том, что на данном этапе развития общества возросла роль грамотного человека, имеющего богатый словарный запас.
Формирования активного словаря целесообразнее всего реализовывать в рамках литературного чтения в начальной школе. Такая работа должна основываться на изучении произведений, создании ситуаций общения, но, главным образом, на развитии активного словаря, происходящего в данной работе мы исследовали в процессе словарной работы.
Анализ педагогического опыта позволил выделить основные элементы словарной работы для её эффективного проведения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.