«Методы и приёмы по ознакомлению детей с художественной литературой» Консультация для педагогов.
Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относится к людям, к окружающему миру, то есть заложить основы настоящего человека.
Проблема ознакомления старших дошкольников с литературой с целью их эстетического воспитания освещается не в каждой программе. В основном авторы программ используют произведения детской литературы для определенных педагогических целей: воспитание коллективизма, экологического воспитания, умственного развития и прочее. При этом литература не всегда рассматривается как явление искусства, к которому надо приобщать дошкольников.
А ведь именно художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка:
С целью повышения качества работы по ознакомлению детей с художественной литературой и фольклором, обучению их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, работа по развитию образности, выразительности речи и начальных форм словесного творчества – поставлены следующие задачи:
1. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;
2. развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
3. воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;
4. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения;
5. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.
При отборе книг надо учитывать то, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, то есть должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.
"Методы приемы и средства по приобщению детей к художественной литературе"
Читая детям художественные произведения в режиме дня или в момент ООД, воспитатель использует разнообразные методы, приемы и средства:
Более эффективным, является практический метод, а именно театрализованная деятельность, так как она способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи и многое другое.
Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.
Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.
Формы работы по приобщению детей к чтению
С целью ознакомления детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге используются следующие формы работы:
1. оформление уголков чтения в группах детского сада.
Основными требованиями к оформлению книжных уголков являются:
- рациональное размещение в группе;
- соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы;
- соответствие интересам детей;
- постоянная сменяемость;
- эстетическое оформление;
- востребованность.
2. оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Для их лучшей организации должен быть составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки.
занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Детям интересны не только сами стихи А. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась.
3. создание «Книжкиной больницы» в группах, поможет привить детям бережное отношение к книге.
4. выставки детских рисунков и поделок, изготовленных по мотивам прочитанных произведений, такие как «Наши любимые книги», «По страницам сказок», и др. В их оформлении могут принять участие дети всех возрастов и их родители. Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои рисунки и поделки.
5. оформление макетов по мотивам любимых сказок. Над такими макетами могут работать сами дошкольники, их родители и педагоги.
6. посещение занятий в районной библиотеке.
7. создание книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети придумывают сами. Презентацию этих книг можно провести на родительских собраниях.
Эффективные приемы методы и средства позволяют педагогу:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.