Методы и приёмы смыслового чтения
Оценка 4.9

Методы и приёмы смыслового чтения

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
Междисциплинарный 5
1 кл—11 кл
01.12.2021
Методы и приёмы смыслового чтения
Перед учителем стоит очень важная задача - привить учащимся интерес к чтению, научить их «читать». Основой успешного обучения ребёнка в школе, показателем его умения учиться является уровень сформированности навыков чтения.
Методы и приёмы смыслового чтения.docx

 

 

 

 

 

 

Методы и приёмы смыслового чтения

 

 

 

 

 

 

Учитель русского языка и  литературы

«МБОУ СОШ №17»

г. Ангарска Иркутской области

Гаврилюк Юлия Николаевна

 

 

 

 

 

 

г. Ангарск, 2021

Выпускник школы должен уметь работать с текстом: искать нужную информацию и понимать прочитанное, уметь преобразовывать и интерпретировать информацию, извлечённую из текста, уметь высказывать собственное суждение о прочитанном, а самое главное быть способным переносить навыки, полученные на одном учебном предмете, на другой.

Перед учителем стоит очень важная задача - привить учащимся интерес к чтению, научить их «читать».

Основой успешного обучения ребёнка в школе, показателем его умения учиться является уровень сформированности навыков чтения.

Методы и приёмы смыслового чтения, применяемые в основной школе:

- вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации;

- восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено или перекрыто решёткой каждое новое слово. Задача учащихся – восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов. Квалифицированный читатель по нескольким начальным буквам угадывает слово, а по нескольким словам – фразу, по нескольким фразам – смысл целого абзаца или даже страницы.

- упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста. 

- исправление – определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте.

- сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов, например: картинок, слов, текстов и т.д.

- перекодирование информации – приём работы, заключающиеся в переносе информации из одной формы её представления в другую, например: трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот.

- составление списка – приём работы, заключающийся в перечислении объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий).

- множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.

- конспектирование/составление кратких записей – приём работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ)

- деление текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них.

- составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам.

- викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию.

- логическая перегруппировка последовательности – перераспределения предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.

- заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации.

- верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста

Среди методов и приемов смыслового чтения выделяются:

Приём «Ассоциативный куст». Даётся ключевое слово. Надо назвать все возможные ассоциации с этим словом. (Книга - мудрость, помощник, библиотека, читатель, литература, фолиант)

Приём «Верно ли, что...». Ребятам предлагается ряд утверждений по прочитанному произведению, из которых необходимо выбрать те, которые соответствуют содержанию.

Приём «Ключевые слова». Это наиболее важные слова в тексте. Данный приём предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление.

Приём «Письмо по кругу». У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям предлагается записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. У детей часто возникает проблема с кратким пересказом художественных произведений, а «письмо по кругу» в увлекательной форме позволяет отработать этот навык.

Приём «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Анализируя средства художественной выразительности, побуждаем учащихся к размышлению. Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки.

Метод эйдос-конспект может использоваться для более эффективного анализа художественного произведения и как прием для привлечения читательского интереса, развития творческих способностей детей, образного мышления и т. д.  Как следствие, повышает мотивацию на уроках литературы. Также он актуален еще и тем, что отвечает всем требованиям стандарта нового поколения, при правильном использовании может помочь при формировании универсальных учебных действий по литературе, не говоря уже о том, что формирует метапредметные компетенции. Но главная его заслуга – при систематическом его применении на уроках дети начинают читать. Ведь, чтобы создать эйдос-конспект на основе произведения, нужно сначала это произведение прочесть и пофантазировать, окунут

Метод интеллект-карт обладает уникальной особенностью – он позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов. Свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. В использовании этого метода привлекают возможности: решать разнообразные задачи (познавательные, информационно - коммуникационные, рефлексивные); интеллект-карты позволяют сделать обучение увлекательным и творческим; эффективны для организации коллективной деятельности, работы в   группе, паре, индивидуальной работы. Учащиеся добиваются хороших результатов при работе с текстом, сворачивая и разворачивая информацию; лучше запоминают информацию благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; могут увидеть все элементы текста.

 

Приём составления кластера. Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем материал по категориям.

 Приём «Написание синквейна». В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам.

Итак, использование этих и других приёмов помогает нам:

- научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

- находить в тексте требуемую информацию;

- выделять не только главную, но и второстепенную информацию;

- читать внимательно и вдумчиво.

При использовании данных методов и приёмов, обучающиеся смогут овладеть чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.

       У обучающихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учитель русского языка и литературы

 «МБОУ СОШ №17»

Гаврилюк Юлия Николаевна


 

Методы и приёмы смыслового чтения

Методы и приёмы смыслового чтения

Выпускник школы должен уметь работать с текстом: искать нужную информацию и понимать прочитанное, уметь преобразовывать и интерпретировать информацию, извлечённую из текста, уметь высказывать собственное суждение…

Выпускник школы должен уметь работать с текстом: искать нужную информацию и понимать прочитанное, уметь преобразовывать и интерпретировать информацию, извлечённую из текста, уметь высказывать собственное суждение…

Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т

Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т

Приём «Ключевые слова». Это наиболее важные слова в тексте

Приём «Ключевые слова». Это наиболее важные слова в тексте

Метод интеллект-карт обладает уникальной особенностью – он позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов

Метод интеллект-карт обладает уникальной особенностью – он позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов

Методы и приёмы смыслового чтения

Методы и приёмы смыслового чтения

Приём составления кластера . Кластер является приемом графической систематизации материала

Приём составления кластера . Кластер является приемом графической систематизации материала

Итак, использование этих и других приёмов помогает нам: - научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; - находить в тексте требуемую…

Итак, использование этих и других приёмов помогает нам: - научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; - находить в тексте требуемую…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2021