Методы и средства нравственно-этического воспитания в начальной школе

  • Исследовательские работы
  • Лекции
  • Повышение квалификации
  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • docx
  • 12.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, который стоит перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась ситуация в вопросе нравственного воспитания молодого поколения. Современному кризису присуще отсутствие нравственных ценностей и идейных приоритетов.Нравственное воспитание школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием. Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации разработана Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Иконка файла материала статья Методы и средства нрав-этич воспит.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, приоритетным направлением нравственно-этического воспитания как образовательной составляющей формирования национальных ценностей и эстетической культуры личности, которые были отмечены в п. 41.1.3 ФГОС НОО (от 31.05.2021 г. № 286).

Нравственные и этические качества личности являются фундаментальными в сложившейся политической ситуации нашей страны. Эти качества закладываются в человеке в детстве и сохраняются на протяжении всей жизни.

Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации разработана Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Концепция определяет характер современного национального воспитательного идеала духовно нравственного развития и воспитания детей. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, который стоит перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась ситуация в вопросе нравственного воспитания молодого поколения. Современному кризису присуще отсутствие нравственных ценностей и идейных приоритетов.

История нравственно-этического воспитания удивительно разнообразна и противоречива. Ее противоположные тенденции, своеобразно отражающие борьбу основных философских учений, были представлены в истории этики многообразием школ и направлений. Демокрит первым из античных мыслителей обращается к внутреннему миру человека. При определении нравственной ценности поступка он считает необходимым учитывать единство желания и действия: «Быть хорошим человеком - значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого... Честный и бесчестный человек познается не только из того, что он делает, но и из того, что он желает» [5, c.210].

Крупным педагогическим деятелем XVIII века был Н.И. Новиков. Он ведет большую внешкольную просветительскую работу. В своих педагогических статьях он восстает против «светскости», против поверхностного увлечения всем иностранным, против иностранных языков, которые лишь отвлекают от настоящего воспитания. Он много сделал для того, чтобы приобщить русский народ к мировому культурному наследию, но одновременно с этим он настаивал на сохранении традиций предков. Н.И. Новиков никогда не утрачивал своих духовных корней, которые, без сомнения, лежат в русском православии, но он никогда и не настаивал на исключительно догматическом пути приобщения к христианской истине. В статье «О нравственном воспитании детей» он так подчеркивает «Первое правило есть сие: вливайте в детей своих или учеников с первых лет благое предрассуждение о важности и истине религии и христианства» [9, c.86]. И там же: «И в самом деле, без ясного и надёжного света, возжигаемого нам религию и христианством в самоважнейших вещах, в худом бы находилась состоянии мудрость наша и добродетель» [9, c.88].

Обратимся к истории развития педагогики и образования в России в XIX веке, поскольку в это время российские педагоги выдвинули основное положение отечественной педагогики: образование без нравственного воспитания не имеет никакого смысла. Во второй половине XIX в. в России перестраивались сферы государственной и общественной жизни, включая систему образования. Возрастали внимание и интерес к вопросам воспитания. Это способствовало появлению и воплощению многих педагогических идей.

В России XIX века ведущую роль в определении правительственной политики в области народного просвещения играл Победоносцев Константин Петрович (1827 г., Москва – 1907 г., Санкт-Петербург). Учёный-правовед, писатель, переводчик, историк церкви. Он является создателем системы церковно-приходского образования в России. В письмах К.П. Победоносцева к Александру III он писал: «Для блага народного необходимо, чтобы повсюду… около приходской церкви была первоначальная школа грамотности, в неразрывной связи с учением закона Божия и церковного пения, облагораживающего всякую простую душу» [9, с. 89].

Ушинский Константин Дмитриевич (1824 г., Тула – 1870 г., Одесса), проанализировал воспитание во всех формах теоретического педагогического сознания, опираясь на теологический, социальный («принцип народности») и антропологический принципы.

Основой педагогической системы К.Д. Ушинского стали идея демократизации народного образования и идея народности воспитания. Народность – это особое духовное образование. В народности отражены мировосприятие и миросозерцание народа, его представления о ценностях и идеалах, типичные черты характера, духовный опыт, стремление сохранить свое Я. К.Д. Ушинский подчеркивал, что только созданная народом или основанная на народных началах педагогическая система воспитания имеет действенную силу и может воспитать истинного патриота.

На основе принципа народности К. Д. Ушинский разработал систему идей, направленных на всестороннее развитие и совершенствование целостной личности, которую раскрыл в произведении «Человек как предмет воспитания» (1868-1869).

В работе с детьми школьного возраста К.Д. Ушинский отводил значительное место ознакомлению с природой, эстетическому и нравственному воспитанию. Он считал, что лишь благодаря нравственному воспитанию ребенок становится человеком.

Философско-педагогические взгляды отечественных мыслителей XVIII - начала XX отражают идею реализации духовно-нравственного воспитания человека, осознающего меру своей ответственности не только перед сегодняшним днем, но и перед Вечностью. Теоретическая не разработанность этой идеи применительно к современной школе остается проблемным полем в данной области. Анализ трудов великих педагогов-мыслителей убеждает нас в особой роли духовно-нравственного аспекта для современной педагогической теории и практики и помогает сравнить общие черты дискуссий о сути и содержании религиозного воспитания с современными особенностями воззрений педагогов на значение религиозного воспитания. Необходимо осмыслить и синтезировать все то, что достигнуто в науке о воспитании отечественными педагогами прошлого.

А.С. Третьякова дала следующее определение «нравственность» - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм [13]. Е.А. Тужилкина обозначила «нравственность – это неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ее существующих правил, норм, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду» [14, с.27].

Понятие «нравственное воспитание» широкое. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Нравственное и эстетическое воспитание – это трудоемкий процесс формирования и развития ценностей, взглядов, идеалов личности; вкусов подрастающего поколения [11].

О.Б. Панова дает следующее определение: «Нравственные представления младших школьников – это обобщенный образ о добре, зле, любви, красоте, понимание и проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживание чувствам других людей. К этому же понятию относится способность младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам» [7]. Говоря о нравственных представлениях, автор в своем исследовании опирается на когнитивную сферу ребенка, которая тесно взаимодействует с эмоциональной и поведенческой сферами. И.П. Ильинская отмечает, что «ребенок младшего школьного возраста действительно обладает чувствами эмоциональной отзывчивости, любви к тому, кто ближе, но при этом у него нет полного осознания нравственных категорий, не сформировано желание совершать добрые дела для людей, которые не входят в его ближний круг» [5, с. 211].

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Часто в качестве синонима нравственного воспитания используют понятие этическое воспитание. Этимологически термины «этика» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означающие единое понятие – «нрав», «обычай». В ходе употребления этих терминов слово «этика» стало обозначать науку о морали и нравственности, а слово «нравственность» стало обозначать предмет исследования этики как науки. В обычном словоупотреблении эти два слова могут употребляться как тождественные.

Особенность этического воспитания заключается в том, что соблюдение моральных общественных норм и правил является делом добровольным, зависящим от внутренних мотивов и потребностей самого человека. Нравственно воспитанный человек относится к обществу и общественному мнению как к определяющему фактору его поведения, так как ассоциирует себя с этим обществом и считает себя частью его.

Изучение наследия, взглядов педагогов прошлого на духовно-нравственное воспитание помогает нам организовать процесс образования как погружение в общечеловеческую культуру и подготовку детей к заботливому построению нашего общества и всего мира, создающий условия для воспитания честности, чувства справедливости, способности делиться, замечать чувства других, воспитания понимания того, что мы должны относиться к людям так, как хотим, чтобы относились к нам.

Раскрыв сущность нравственно-этических представлений и выделив показатели сформированности нравственно-эстетических представлений у детей младшего школьного возраста, мы можем сделать вывод, что нравственные и этические ценности неделимо связаны, поэтому их следует рассматривать в совокупности. Нравственно-этическое воспитание занимает основное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие этических и нравственных представлений у младших школьников, но и всей личности в целом.

В наше время дети получают огромное количество информации из СМИ, Интернета, школ, кино, которые, скорее способствуют размыванию понимания нравственных норм. В этой ситуации у детей формируется неприятие таких нравственных ценностей, как доброта и отзывчивость, порядочность и благородство, честность и трудолюбие, гражданственность и патриотизм. Именно такое положение дел и заставляет общество все чаще задумываться над проблемой формирования нравственно-этических представлений в первую очередь детей младшего школьного возраста.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетным направлением является нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими нравственных установок, национальных ценностей. Необходимость повышения нравственно-этических представлений у детей младшего школьного возраста.

Для развития нравственных и этических потребностей имеет значение не только предметная деятельность, но и идейно-политические и социально-психологические воздействия на личность, ставящие целью освоение нравственных ценностей. В этом процессе происходит формирование нравственных установок и мотивов. Стимулируя образование нравственных мотивов и способов поведения, классный руководитель начальных классов должен:

1.                 создавать условия для осуществления нравственного выбора того или иного способа действия;

2.                 понимать характер возникающих противоречий в развитии нравственных потребностей школьника, способствовать их наиболее эффективному в воспитательном отношении решению;

3.                 влиять на лиц, составляющих среду ближайшего окружения ребенка (родителей, товарищей, друзей). Особое место в системе нравственного воспитания занимают нравственные привычки. Привычка к поведению, определяемому глубоко усвоенными нравственными нормами, показатель устойчивости морального мотива.

Изучая этику, младший школьник способен преломить моральные законы человеческого бытия в своем жизненном опыте, постепенно выра­ботать мышление, сориентированное на осознание нравственной ценности тех или иных поступков, их последствия для окружаю­щего мира, людей, отдельного человека, самого себя.

Воспитание гуманности представляет собой формирование такого нравственного качества, которое подразумевает сочувствие, сопереживание, отзывчивость, эмпатию. Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе. Подобное отношение может складываться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

Воспитание коллективизма как нравственного качества школьника основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений. Главная и единственная функция детского коллектива - воспитывающая: дети включаются в деятельность, которая по своим целям, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них.

Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразуюшее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений.

Воспитание начал патриотизма и гражданственности - одна из важнейших составляющих нравственного воспитания школьников. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Результатом этического воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении.

Проанализировав понятие «нравственность» и «этика», можно сделать вывод, что особое внимание классный руководитель должен уделять этическому воспитанию через формирование ценностей и идеалов. При этом нравственность как личностная характеристика - явление весьма сложное, многоуровневое, объемлющее такие личностные структуры как разум, чувства, воля. Поэтому нравственное воспитание может быть определено как единый процесс воспитания нравственных чувств и представлений.

 

При подготовке и проведении уроков мы учитывали целесообразность применения нравственного и этического воспитания, так как применение их на уроке, как известно, предполагает тщательную подготовку и продумывание каждого элемента урока, как с точки зрения дидактики, так и со стороны личностно-ориентированного подхода к каждому обучающемуся. Кроме этого, нами были разработаны необходимые учебно-методические, дидактические и раздаточные материалы к уроку.

Значение диагностики нравственно-этического воспитания младших школьников заключается в следующем:

-       Объективная оценка эффективности воспитательной работы. Для этого используются социологические и психолого-педагогические исследования (наблюдение, анкетирование, тестирование). 

-       Выявление причин поведения и поступков учащихся. Это помогает педагогу спланировать воспитательную работу с учащимися, имеющими разные проблемы в направлении нравственной воспитанности. 

-       Составление коррекционной программы воспитания. Педагогу нужно знать проблемы учащихся и выявить уровни их воспитанности, чтобы составить программу, ориентированную на их устранение. 

-       Создание условий для осмысления детьми значимости для себя норм и правил поведения. Это способствует развитию ценностного отношения к себе, людям, окружающему миру. 

Диагностика нравственно-этического воспитания включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента:

-       Когнитивный компонент предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. 

-       Эмоциональный компонент изучает нравственные чувства ребёнка, эмоциональное отношение к моральным нормам. 

-       Поведенческий компонент выявляет нравственное поведение в ситуации морального выбора, нравственную направленность личности во взаимодействии со сверстниками.

-       На первом этапе диагностики нравственно-этического воспитания младших школьников решается задача определения уровня нравственного воспитания и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств. Для этого на уроках и внеклассных мероприятиях определяются методы и приемы работы учителей по нравственному воспитанию, и проводится анкетирование учащихся.

В беседе по формированию мотивов нравственного поведения на уроках используется множество разнообразных методов и приемов:

1. Этические беседы на уроках;

2.  Рассказы на этическую тему;

3.  Размышления на нравственную тему (сочинения, доклады, рефераты),

4.  Пример (выставочные работы, индивидуальные работы учащихся),

Опытно-экспериментальную работу по формированию нравственных качеств у младших школьников во внеурочных мероприятиях выявляют исходного уровня сформированности нравственных качеств у младших школьников. Для решения этих задач используются диагностические методики: методика Н.Е. Щурковой «Недописанный тезис» - для выявления уровня представлений обучающихся о нравственности [16] и методика О.С. Богдановой [2,с.8] – по выявлению уровня сформированности нравственных качеств.

Методика Н.Е. Щурковой «Недописанный тезис» основана на принципе свободного выбора и нацелена на выявление уровня представлений обучающихся о нравственных нормах. Учащимся младших классов предлагаются листки бумаги с недописанными тезисами, которые им необходимо дописать. Например, надо дописать фразу «Чтобы иметь друзей надо…», «Быть человеком, значит…» и т. д. По результатам анализа ответов устанавливаются уровни знаний определенных морально-этических качеств человека.

Далее, для выявления отношения детей к поступкам людей, с обучающимися проводится беседа на основе сюжетного рассказа В. Осеевой «Синие листья». После прослушивания рассказа можно задать следующие вопросы: «О каком поступке сообщает автор?», «Правильный ли это поступок?», «Как бы вы поступили на месте одноклассницы?», «Чему учит рассказ?», «Найди в тексте главную мысль рассказа». Уровень отношения к поведенческим проявлениям оценивался по трехбалльной шкале: 3 балла – правильная (полная) характеристика поведения героя рассказа; 2 балла - не достаточно полная и не достаточно верная характеристика поведения героя рассказа; 1 балл – неверная характеристика поведения героя рассказа.

Диагностика по методики О.С. Богдановой по выявлению уровня сформированности нравственных качеств у обучающихся проводится следующим образом. Детям предлагается выписать из предложенных качеств те, которые есть у них в два столбика, в одном из которых были положительные качества человека, а в другом – отрицательные.

Далее учитель определяет самооценку каждого ребенка (завышенная, адекватная, заниженная) по формуле:

К1=,                                                        (1)

где КА – количество слов, выбранных ребенком из столбика А.

К2=,                                                        (2)

где КБ – количество слов, выбранных ребенком из столбика Б.

С целью выявления уровня нравственного воспитания младших школьников, целесообразно проводить анкетирование среди учащихся двух младших классов. Детям предлагается 5 вопросов с двумя вариантами ответа в каждом. При этом выбор варианта а) свидетельствовал о склонности поступать нравственно и, следовательно, высоком уровне сформированности мотивов нравственного поведения, выбор б) – нет.

1. Если кто-то относится к тебе не очень хорошо, то:

а) ты прощаешь ему это,

б) ты относишься к нему также.

2. Когда кто-то из детей просит тебя помочь на контрольной,

а) ты говоришь, чтобы он сам все решал,

б) ты помогаешь, когда не видит учитель.

3. Если учитель на тебя сердится, то

а) у тебя ощущение, что ты сделал что-то не так,

б) ты думаешь, что он ошибается.

4. Когда учитель вызывает тебя к доске, то ты:

а) идешь сразу же;

б) говоришь учителю, что не выучил материал;

5. Если ты знаешь, что тебя могут наказать за что-то,

а) ты тревожишься,

б) тебя это не волнует.

Исходя из проведенного нами исследования, мы можем сделать вывод, что эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании следующих педагогических условий:

1. В содержание работы учителя будут включены компоненты, способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления;

2. Будут использоваться различные формы, методы и приемы нравственного воспитания;

3. Учитель личным примером будет способствовать воспитанию нравственности;

4. Будет использована технология поэтапного формирования нравственной культуры;

5. Будет организовано поэтапное понимание детьми полученных знаний и формирование практических умений по этой проблеме;

6. Будут организованы условия необходимого применения детьми полученных знаний и умений.

При планировании деятельности по формированию нравственных ориентиров детей младшего школьного возраста целью педагога становится выбор методов и приемов воспитания. Методы воспитания нравственных качеств – это педагогический инструмент, выполняющий функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности ребенка, управление этим процессом [3, с. 32].

Целенаправленное воздействие на детей, расширение нравственного опыта, организация их жизнедеятельности исключительно происходит путем методов воспитания нравственных качеств. В педагогической литературе выделяются две основные группы методов нравственного воспитания:

- методы формирования сознательности личности. Учитель словесно воздействует на эмоциональную сферу личности ребенка с целью формирования понятий, убеждений, идей, представлений. К данной группе методов относятся этические беседы, рассказы, объяснение, внушение, убеждение;

- методы, в своей совокупности содействующие организации деятельности и выработке навыков и привычек правильного поведения в обществе. К ним относятся методы научения и различные виды упражнений, поручения, побуждения, воспитывающие ситуации.

Формы и характер методов нравственного воспитания могут меняться в зависимости от школьного коллектива. Чрезвычайно важно опираться на мнение обучающихся, советоваться с ними. Абсолютно любой вид деятельности (игра, обучение, общение, труд) важен для понимания и освоения знаний и норм правил поведения. На формирование личности в процессе обучения обеспечивается лишь целенаправленной работой преподавателя.

Таким образом, мы пришли к выводу, что методы и приемы воспитания нравственных качеств – это педагогический механизм, выполняющий функции организации процесса нравственного воспитания и совершенствования личности ребенка. Хочется отметить, что характерной чертой в процессе формирования нравственного воспитания младших школьников является то, что все без исключения применяемые методы учат детей самостоятельно анализировать материал с точки зрения морали и нравственности, добра и зла, опираясь на имеющиеся у них ценности.

В ходе целенаправленной педагогической внеурочной работы, создав все необходимые условия, можно воспитать у обучающихся представления о нравственности (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивация), способствовать развитию их эмоционального восприятия. Учителю важно помнить, что процесс формирования у учащихся норм и правил нравственного поведения будет проходить более результативно, если педагог будет:

- проводить диагностику уровня сформированности нравственных качеств и учитывать ее результаты при проведении внеурочных мероприятий;

- включать во внеурочные мероприятия задания на моральную оценку;

- реализовывать такие формы внеурочной работы, которые были бы интересны обучающимся и способствовали выработке мотивов и проявлению этического поведения.

Охарактеризуем некоторые формы работы по формированию нравственных качеств, которые нами использовались в работе с обучающимися.

Формы работы с обучающимися начальных классов по привитию им нравственных норм могут быть разными: игры, рассказ учителя, этическая беседа, тренинги, диспуты, дискуссии, тематические классные часы, часы общения, праздники, акции, экскурсии и т.д.

Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников представлений и понятий о нравственности, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение классного часа на этическую тему - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды.

В процессе любого мероприятия на этическую тему, будь то беседа или классный час, необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей.

В работе с детьми для этических бесед мы также использовали литературные тексты: небольшие рассказы, в которых раскрывается сущность нравственно-этических качеств и отношений.

С целью определения характера героя в ходе этической беседы использовали метод неоконченного рассказа.

Цель беседы – изучение характера эмпатии: эгоцентрическая, гуманистическая.

Исследование проводится в группе (индивидуально). Ребенку говорят: «Я расскажу тебе рассказы, а ты, послушав их, ответишь на вопросы». (Если испытуемым является девочка, то в рассказах фигурировать должна девочка).

Например, рассказ:

1. Мальчик мечтал завести собаку. Однажды знакомые привели свою собаку и попросили поухаживать за ней, пока они будут в отъезде. Мальчик очень привязался к собаке, полюбил ее. Он ее кормил, водил гулять, ухаживал за ней. Но собака очень тосковала по своим хозяевам, очень ждала их возвращения. Через некоторое время знакомые вернулись и сказали, что мальчик сам должен решить – вернуть собаку или оставить ее себе.

Вопросы для обсуждения: Как поступит мальчик? Почему?

Также со школьниками младших классов целесообразно проводить тематические классные часы о вежливости и её значении в жизни людей, сто способствует развитию дружеских чувств и содействует формированию навыков вежливого поведения.

В жизни младшего школьника важное место отводится игре. По словам А.С. Стельмаховой «через игру учебно-воспитательный процесс идет быстрее. Особенно большую роль играют положительные эмоции, возникающие в ходе игровой деятельности и облегчающие усвоение знаний, умений и навыков. Обыгрывание наиболее трудных элементов воспитательного процесса стимулирует познавательные силы школьника, делает усваиваемые знания привлекательными и понятными» [10, с. 60].

Для формирования навыка нравственного поведения учитель может предложить детям обыграть сценки этического характера, в которых отражаются как красивые манеры поведения, так и нарушение этикета.

Моральные ситуации, которые предлагает педагог для школьников, не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на «нет».

Итогом любого этического мероприятия должно быть яркое, убедительное слово учителя. Учитель должен обязательно сделать вывод по обсуждаемому вопросу, дать практические рекомендации детям.

Учитель должен помнить, что воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается в общении с учащимися, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.

Можно резюмировать, что внеурочная работа, проводимая с участием детей младшего школьного возраста на формирующем этапе, включают в себя мероприятия нравственного содержания. Формирование нравственных качеств у младших школьников на внеурочных мероприятиях наиболее эффективно тогда, когда каждый ученик занимает место, наиболее адекватное его возможностям, становясь при этом незаменимой личностью. Это помогает развиться у него чувству собственного достоинства и сформировать адекватную самооценку.

Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна.

Работая над проблемой нравственного воспитания школьников, мы изучили психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрели сущность, содержание и основные понятия нравственного воспитания, раскрыли особенности нравственного воспитания школьном возрасте, изучили методы, формы и приемы нравственного воспитания школьников в учебной деятельности и пришли к следующим выводам:

Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно – чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений – волевой стимул – поступок.

Важнейшим средством нравственного воспитания на уроках и внеклассных мероприятиях является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Мы считаем, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.

Школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Ведущим видом деятельности в данном возрасте становится учение, хотя по-прежнему много времени дети уделяют игре. В этом возрасте продолжают развиваться самооценка, мышление, речь, память, внимание, активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения. Наиболее явные различия детей связаны с их полом и индивидуальными особенностями.

Школьный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Нравственное развитие на уроках технологии младших школьников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя, дети с большим доверием относятся к взрослым.

Нравственное воспитание школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                 Беловицкая, С.И., Литвиненко О.С., Тлепцеришева С.А. Формирование духовно-нравственных компетенций, обучающихся средствами литературного чтения// Мир науки. Педагогика и психология. – 2021. –  № 4. – 210 с. https://mir-nauki.com/PDF/53PDMN421.pdf

2.                 Богданова, О.Ю., Петрова В.И.Методика воспитательной работы в начальных классах. / О.Ю. Богданова.- М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 128 с. http://elib.edurm.ru/lib/document/EK/66CC890F-CF66-4B60-85B3-5024A6BFA84A/

3.                 Величко О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа + практика: (вкладка к четным номерам). - 2010. - N 7. - c. 97-100 https://n-shkola.ru/archive/viewarticle/1597

4.                 Губина, А.Т., Иргашева Т.Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках русского языка в процессе работы с текстовым материалом/А.Т. Губина // Педагогические науки. – 2020. –№ 40. – С. 32-33 http://intjournal.ru/wp-content/uploads/2020/02/Gubina.pdf

5.                 Гагич, Светлана. Быть волшебником: игровое занятие для 1-5-х классов / С. Гагич // Классное руководство и воспитание школьников. Приложение к газете «Первое сентября». - 2010. - N 6. - c.16-17 https://ruk.1sept.ru/view_article.php?ID=201000607

6.                 Журавель, Д.А. Формирование духовно-нравственного воспитания в младшем школьном возрасте/ Д.А. Журавель// Международный научный журнал «Вестник науки» - 2022. - № 11 (56) Т.2 – С. 67-71.

7.                 Ильинская, И.П. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях полиэтнической образовательной среды/ И.П. Ильинская// Ярославский педагогический вестник. – 2019. - № 1 – Том II (Психолого-педагогические науки) – С. 209-2014.

8.                 Кадырова Е.П. Программа формирования нравственности функционально грамотной личности младшего школьника / Е.П. Кадырова // Начальная школа: Плюс до и после. - 2010. - N 9. - c. 26-30

9.                 Нарыкова, В.Н. Воспитание и социализация младших школьников в условиях реализации ФГОС / В.Н.Нарукова// Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. – 2021. - № 8 – С. 59-65.

10.            Панова, О.Б. Антикоррупционное воспитание младших школьников с позиции сравнительной педагогики/ О.Б. Панова // Педагогические науки. – 2024. –№ 3(67) С. 335-343.

11.            Панышева, М.М. Нравственное воспитание младших школьников на уроках по изобразительному искусству/ М.М. Панышева // Педагогические науки. – 2022. - № 5 – С. 68-70.

12.            Потанина, Л.Т. Развивающий потенциал смыслоподражающей деятельности педагога/ Л.Т. Потанина, Т.В. Склярова// Научно-педагогическое обозрение. – 2019 - № 6(28) – С. 84-89.

13.            Стельмахова, А.С. Проблемы обучения младших школьников сочинениям на эстетическую тему и пути их решения в практике современного образования. /А.С. Стельмахова // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. – 2022. - № 9. – С. 43-50.

14.            Султанбаева, К.И. Идеи гражданско-патриотического воспитания в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского / К.И. Султанбаева // Научно-педагогическое обозрение. – 2020 - № 27 – С. 155-160.

15.            Супруненко, В.Н. Интеграция принципов гражданского воспитания в программе образования младших школьников. /В.Н. Супруненко // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. – 2021. - № 4. – С. 110-118.

16.            Третьякова, А.С. Понятие нравственности. Нравственное воспитание. / А.С. Третьякова // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2022. - № 6. – С. 84-89.

17.            Тужилкина, Е.А. Развитие нравственное сферы личности младших школьников средствами предметной деятельности. / Е.А. Тужилкина // Вестник магистратуры. – 2020. - № 1-1 (100). – С. 26-27.

18.            Хоменко, Е.В. Воспитание толерантности во внеклассной деятельности к обучающихся основной школы. / Е.В. Хоменко // Педагогика. – 2019. - № 9. – С. 298-301.

19.            Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе (новые подходы и новые технологии) / Н.Е.Щуркова.- М.:Просвещение, 2018. – 234с.

20.            Юнусова, Э.А-Г. Воспитание толерантности во внеклассной деятельности к обучающихся основной школы. / Э.А-Г. Юнусова // Педагогика. – 2020. - № 7. – С. 295-298.