ТЕМА 3. «ИНТЕРАКТИВНЫЕМЕТОДЫ
ИИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫЕТЕХНОЛОГИИ
(ИКТ) ОБУЧЕНИЯАНГЛИЙСКОМУ
ЯЗЫКУ
ВСОВРЕМЕННОЙШКОЛЕ»
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
¢ Интерактивный - основанный на взаимодействии. Наличие обратной связи между педагогом или средством обучения и учащимися.
¢ Обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебной средой, которая служит источником усваиваемого опыта.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ:
¢ пробуждают у обучающихся интерес;
¢ поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
¢ обращаются к чувствам каждого обучающегося;
¢ способствуют эффективному усвоению учебного материала;
¢ оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
¢ осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);
¢ формируют у обучающихся мнения и отношения;
¢ формируют жизненные навыки;
¢ способствуют изменению поведения.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ:
Пассивная форма – ученик выступает как «объект» обучения (слушает и смотрит).
Активная форма – ученик является «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания, проекты и т.д.).
Интерактивная форма – взаимодействие, равноправное партнерство. Из «объекта» воздействия ученик становится «субъектом» взаимодействия, сам активно участвует в процессе обучения.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ:
КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ:
¢ По численности участвующих: индивидуальные, групповые, коллективные, работа в диадах и триадах.
¢ По месту проведения: аудиторные, внеаудиторные (выездные, экскурсионные).
¢ По принципу использования ПК: ручные (без ПК), игры на ПК, игры с компьютерным обеспечением.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ:
¢ Нахождение проблемной формулировки темы, целей и вопросов занятия;
¢ Подготовка учебного пространства к диалогу, к активной работе;
¢ Формирование мотивационной готовности ученика и педагога к совместным действиям в процессе познания;
¢ Создание специальных ситуаций, побуждающих к интеграции усилий для решения поставленной задачи;
¢ Выработка и принятие правил равноправного сотрудничества для учеников;
¢ Использование «поддерживающих» приемов общения:
доброжелательные интонации, умение задавать
конструктивные вопросы и т.д.;
¢ Оптимизация системы оценки процесса познания и результатов совместной деятельности;
¢ Развитие общегрупповых и межличностных умений и навыков анализа и самоанализа.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ:
¢ Тщательный подбор учебной лексики, разработка глоссария.
¢ Поддержание с учениками непрерывного визуального контакта.
¢ Выполнение на занятии одним из учеников функции модератора, которые ориентирует обсуждение учебной проблемы.
¢ Активное использование технических средств, иллюстрируемый материал.
¢ Поддержание педагогом активного внутригруппового взаимодействия, нейтрализация «острых» действий.
¢ Организация пространственной среды – «игрового поля» для раскрепощения учеников.
¢ Проигрывание игровых ролей с учетом индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей учеников.
¢ Обучение принятию решений в условиях жесткого регламента времени и наличия элемента неопределенности информации.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
¢ Творческие задания;
¢ Обучающие игры (ролевые игры, образовательные игры и др.);
¢ Работа в малых группах, парах, тройках;
¢ Метод «Карусели»;
¢ «Аквариум»;
¢ «Мозговой штурм» («Brainstorming»)
¢ «Ажурная пила»;
¢ «Броуновское движение»»
¢ Составление ментальной карты («Mind Map»)
¢ «Выбери позицию»;
¢ Дебаты;
ИГРОВОЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ:
¢ Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением . (М.Ф. Стронин).
¢ Игра - процесс, в котором принимают участие две или несколько сторон, конкурирующих между собой и преследующих определенную цель.
¢ «Edutainment» / «Эдьютеймент» (education + entertainment) - технология обучения, рассматриваемая как совокупность современных технических и дидактических средств обучения, которая основана на концепции обучения через развлечение.
ОСОБЕННОСТИТЕХНОЛОГИИ «EDUTAINMENT»:
¢ Наличие процесса двухсторонней взаимосвязанной деятельности субъектов образовательного процесса;
¢ Наличие цели в организации процесса обучения;
¢ Наличие комфортных условий;
¢ Гарантия достижения конкретного результата;
¢ Комплексное применение дидактических, технологических средств обучения и контроля.
В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:
¢ стимулируется познавательная деятельность;
¢ активизируется мыслительная деятельность;
¢ самопроизвольно запоминаются сведения; ¢ формируется ассоциативное запоминание;
¢ усиливается мотивация к изучению предмета.
¢ Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:
¢ Грамматические, лексические, фонетические, орфографические игры.
¢ Для дидактической игры характерно:
• Связь с определенной учебной целью;
• Возможность повторить, в любое время прервать или начать заново;
• Открытость, когда конец игры не определен точно;
• Следование правилам, которые могут быть изменены игроками;
• Удовлетворение от участия, отсутствие последствий для участвующих.
1. 2. |
«Игры с языковым материалом». «Игры на языке». |
1. |
Лексикограмматические игры. |
|
|
2. |
Коммуникативные |
игры.
«ГрамИК» – грамматический исследовательский кубик
П. А. Степичева ( «Grammar Naval Battle», «IQконструктор», «Grammar Puzzle»).
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ:
¢ Ролевая игра – гибкая учебная деятельность.
¢ В ролевых играх используют коммуникативные приемы, развивается владение языком, взаимодействие в классе, повышается мотивация.
1. Кратковременная ролевая игра – интервью между учениками.
2. Полноценная ролевая игра – словесная ролевая игра («Mafia»).
3. Длительная ролевая игра – настольная ролевая игра («Dungeons and Dragons»/ D&D). Четкое определение игровой ситуации.
Учитель создает и описывает приключение, в котором герои учеников принимают участие, ставя перед ними цели для выполнения и давая награды для мотивации.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИГР:
¢ Четкое определение цели и задач игры;
¢ Выбор игры, исходя из интересов , способностей, уровня владения английским языком учеников;
¢ Необходимость самому учителю убедиться в эффективности и привлекательности игры;
¢ Необходимо перед игрой провести подготовительный этап, на котором разъясняются все правила, цель игры;
¢ Необходимо соблюдать все признаки строгости и требовательности. Игра должна нести учебнопознавательную функцию до своего логического завершения;
¢ По окончанию игры ученики должны получить полагающийся им «приз». Это могут быть: звездочки, смайлики, баллы, очки.
МЕТОД «МЕНТАЛЬНОЙКАРТЫ/КАРТАПАМЯТИ» (MIND-MAP):
¢ Составление «Mind-map» – один из видов кластерного метода. (Cluster – пучок, скопление, группа).
¢ Mind-map: кластер (ключевое слово), вокруг которого записываются слова, связанные ассоциативно или тематически с данным словом. Каждое новое слово образует ядро, вокруг которого создаются новые ассоциативные цепочки.
МЕТОД «FISHBONE»:
¢ В «голове» - проблема, в верхней части – причина возникновения проблемы, в нижней – факты, отражающие суть проблемы.
МЕТОД «СИНКВЕЙН»:
¢ «Cinquain» – пятистрочная стихотворная форма. Метод развития образной речи.
¢ Правила составления «синквейна»:
1. Первая строка – обозначение темы с помощью одного слова (существительное);
2. Описание темы (2 прилагательных);
3. Описание действия, согласно предложенной теме (3 глагола);
4. Составление фразы из 4-х слов, которая выражает отношение к теме (разные части речи);
5. Подбор синонима к теме (1 слово).
Название |
Существительное – 1 |
Описание |
Прилагательно е – 2 |
Действия |
Глагол – 3 |
Чувство |
Фраза из 4 слов |
Повторение сути |
Слово-синоним - 1 |
A cat Furry and funny Can run and jump. It’s a very nice pet. A friend |
Пример «синквейна» по теме
«Животные»:
МЕТОД «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» (BRAIN STORMING):
¢ Совместная групповая
творческая работа. Метод рассчитан на повышение умственной активности
группы и решение сложных интеллектуальных задач путем активизации группового
поиска идей, решений проблемы.
МЕТОД «ВЫБЕРИ ПОЗИЦИЮ»:
¢ Деление на группы: «За», «Против», «Не знаю», где обсуждается правильность своей позиции. Происходит коллективное обсуждение проблемы и принятие правильного решения.
¢ Пример обсуждения проблемы (тема «the Internet»): «Just a century ago we didn’t even know about
computers and the Internet. But today we take them for granted and can’t imagine our life without these inventions, especially without internet…» После чего в группах происходит обсуждение темы.
МЕТОД «КАРУСЕЛИ»:
1. Образование двух колец: внутреннего (сидящие неподвижно ученики) и внешнего (ученики, меняющие пару). Определенный промежуток времени ученики ведут диалог в паре, обмениваясь информацией, мыслями, идеями, после происходит смена партнеров.
2. Образование одного круга учеников. В таком случае происходит смена не партнеров, а заданий,
которые каждый ученик выполняет самостоятельно.
МЕТОД «АКВАРИУМ»:
¢ Мини-спектакль. Ученики разделены на группы по 3-5 человек и выступают в роли «актеров» и «зрителей».
¢ «Актеры» организуют обсуждение или дискуссию, разыгрывают диалог. «Зрители» внимательно слушают.
¢ После завершения выступления организуется его совместное обсуждение, ответы на вопросы, выполнение заданий
МЕТОД «АЖУРНАЯ ПИЛА» (JIGSAW):
¢ Ученики объединяются в группы по 4-6 человек.
¢ Вся команда может работать над одним материалом, но при этом каждый член группы получает тему, которую тщательно разрабатывает.
¢ Проводятся встречи экспертов из разных групп, затем каждый докладывает о проделанной работе.
1) Homegroups: A – B – C – D;
A – B – C – D; A – B – C – D.
2) Expert groups:
AAA; BBB; CCC; DDD. 3) Home-groups:
A – B – C – D; A – B – C – D; A – B – C – D.
МЕТОД «БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ»:
¢ Движение учеников по классу с целью сбора информации по предложенной теме. (Например, «Who can help teenagers cope with their problems?»).
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) ОБУЧЕНИЯ:
¢ ИКТ - совокупность методов, процессов и программнотехнических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации. ИКТ развивают знания людей и возможности по управлению техническими и социальными процессами.
¢ E-learning. M-learning (Mobile learning).
¢ ИКТ, используемые в обучении:
§ интерактивные доски;
§ электронные учебники и пособия, выводимые на экран компьютера и мультимедийного проектора;
§ электронные энциклопедии и справочники;
§ тренажеры и программы тестового типа; образовательные платформы, построенные на игровой механике;
§ образовательные ресурсы Интернета;
§ различные диски с картинами и иллюстрациями (медиафайлы);
§ аудио и видеотехника;
§ интерактивные карты и атласы;
§ интерактивные конференции и конкурсы; § дистанционное обучение.
ЦЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ:
¢ Повышение мотивации к изучению языка и познавательной активности;
¢ Развитие речевого и языкового навыков;
¢ Создание коммуникативных ситуаций;
¢ Увеличение объема лингвистических знаний;
¢ Расширение объема знаний о социокультурной специфике англоязычных стран;
¢ Развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка;
¢ Реализация индивидуального подхода к обучению;
¢ Повышение уровня эффективности работы преподавателя.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИКТ:
¢ ИКТ для поиска информации (yandex.ru, google.com, mail.ru,).
¢ ИКТ для работы с текстами (MS Office).
¢ ИКТ для автоматизированного перевода AbbyLingvo, Google-переводчик; Promt, Systran).
¢ ИКТ для хранения и накопления информации (CD, DVD-диски, flash-накопители, SSD).
¢ ИКТ для обработки и воспроизведения графики, звука (Microsoft Media Player, VLC, Photoshop) и для общения (Skype, Viber, Telegram).
Learningapps.org: https://learningapps.org/
Преподавание и обучение с помощью интерактивных модулей.
Есть возможность модифицировать модули и создавать новые по шаблону.
Busuu: https://www.busuu.com
Разговорные и письменные беседы с носителями языка.
Duolingo: https://www.duolingo.com Письменные уроки и диктанты.
Функция тренировки на время , интервальные
«Lingualeo» - мобильное приложение.
Уроки разделены по темам.
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И БЛОГИ:
¢ Развитие межкультурной коммуникации, общение с носителем языка.
¢
¢ Возможность высказывать личное мнение.
¢ Аккаунты можно дополнять видео- и аудиоматериалом, фотографией, текстовой публикацией.
ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИЯ:
¢ Видеоконференцсвязь - это дву- или многосторонняя связь для передачи звука и изображения, которая позволяет объединить участников из разных городов или стран.
¢ Skype, Zoom, Proficonf
¢ IQ конструктор и Современные перфокарточки от Айрис-пресс - пояснение от автора (П.А. Степичев) https://vk.com/video-1073831_456239020
¢ Обзор Грамика 3D от автора (Степичева П. А.) https://www.youtube.com/watch?v=VbZDw_ONj90
¢ Интервью с Петром Анатольевичем Степичевым https://vk.com/video-1073831_456239047
¢ Обзор настольной игры «Инглиш-Финглиш»: учим английский в игровой форме: https://www.youtube.com/watch?v=V9Qryt-t_MM
¢ Интерактивная технология «Карусель» на уроке английского языка (А. Сливкин):
https://www.youtube.com/watch?v=Fm7UYvQ3Pks
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.