Древняя Русь
Все ученики овладевали письмом и рисунком. Рисунок помогал выработать каллиграфический почерк. В мужских и женских монастырских школах преподавали рисование. Методика обучения рисунку основывалась на копировании образцов. Самостоятельное значение рисунок не имел, ему отдавалась лишь роль иллюстрации.
В XVIII в. впервые рисование появляется как самостоятельный учебный предмет. В этот период на рисование начинают смотреть как на одно из средств способствующих развитию образного представления и навыков, которые можно применить в любой профессии.
В 1715 г. рисование было включено в число учебных предметов морской академии.
С 1716 г. рисованием стали заниматься учащиеся хирургической школы при Санкт-Петербургском военном госпитале, а в 1721 г. вводится в число учебных предметов в Карповской школе Феофана Прокоповича. Также и в другие учебные заведения вводится рисование.
Иоганн Даниэль Прейслер «Основные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству».
Система: сначала рисование прямых, кривых линий, геометрических фигур и объемных тел, далее части человеческого тела, голова, после вся фигура. В основу обучения положена геометрия и рисование с натуры.
Прейслер не рекомендовал копировать свои учебные рисунки, а работать только с натурой; изучать анатомию, использовать данные знания при рисовании с живой модели.
Русская Академия художеств (основанное в 1757 г. в Санкт-Петербурге)
К нач. ХIХ в. была лучшей в Европе, в ней была создана последовательная система художественного образования и воспитания, а также стабилизировавшаяся методика обучения рисунка.
В 1834 г. Андрей Петрович Сапожников издал «Курс рисования». Это был первый учебник для общеобразовательных учебных заведений. Курс состоит из: знакомства с различными линиями, углами, освоение различных геометрических фигур.
Прежде чем приступить к рисованию объемных предметов, Сапожников предлагает продемонстрировать перед учащимися с помощью специальных моделей законы перспективы, опять начиная с линий, затем перехода к различным поверхностям и , наконец, к геометрическим телам. Далее знакомство с законами светотени, также при помощи моделей.
Затем приступают к рисованию группы геометрических тел, затем постепенно идет усложнение заданий вплоть до рисования гипсовых голов.
Для показа конструкции головы автор создал специальную проволочную модель, которая должна всегда находится рядом с гипсовой, в аналогичном повороте и положении.
Вторая часть «Курса рисования» посвящена рисованию человеческой фигуры, а также некоторым правилам композиции. Для демонстрации явлений перспективы Сапожников предлагает пользоваться специальными моделями, а также созданы другие модели для демонстрации законов светотени.
Упрощение в начальной стадии формы дает возможность начинающему художнику правильно построить.
Сапожников считал что ненужно исправлять рисунок учеников, а стараться объяснить словесно. А чтобы проще это было осуществить необходимо использовать модели.
В 1844 г. Густав Адольф Гиппиус создает «Очерки теории рисования как общего учебного предмета». Книга делится на 2 части: теоретическая – положение о педагогике и искусстве, вторая – методическая.
Гиппиус не придерживался одной методике, считал что методика зависит от темы и сложности материала. Развитие художественного мышления. Методика должна основываться на науке – психологии, педагогическом мастерстве, материальной базе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.