В 19 в. много было сделано в области издания различных методических пособий по рисованию с иллюстративным материалом.
В 1825 г. в Москве по инициативе графа Сергея Григорьевича Строганова (1794-1882) основывается Училище технического рисования, где было отделение, готовившее учителей рисования для общеобразовательной школы.
Курсы подготовки учителей рисования
В 1864 г. возник вопрос об исключении предмета рисования из программ из-за недостатка специалистов. В связи с этим в 1869 г. в Академии художеств был поднят вопрос об устройстве специальных педагогических курсов для подготовки учителей рисования, т.к. окончившие полный курс и получившие знания художника не имели знаний и опыта как педагоги.
В 1872 г. были учреждены «Бесплатные воскресные классы рисования для народа».
В 1879 г. было вынесено решения о создании Педагогических курсов для приготовления учителя рисования, с нормальной школой и музеем пособий (2 года), по окончанию проходил экзамен по методике рисования.
Комиссия при Академии искусств (И. Крамской, П. Чистяков, Н. Ге) составила программу для средних учебных заведений.
Данная программа предусматривала рисование с натуры, использование моделей, геометрических фигур, а также рисование предметов из окружающей среды. Категорически запрещалось копировать картины. Методика заключалась в постепенном накоплении и углублении знаний и совершенствовании умений.
Павел Петрович Чистяков (1832-1919) – адъюнкт-профессор Академии художеств (20 лет).
Он выработал новую методику преподавания, проверил на практике свою педагогическую систему. Идейные враги П. Чистякова зная о прекрасных результатах его школы, всячески стремились дискредитировать ее. В период Российской империи заслуги Чистякова не были достойно оценены, его третировали, старались изолировать от молодежи.
Только в советское время его методику стали изучать.
П. Чистяков был категорически против копирования, считал что только работа с натурой приносит положительный результат. Считал что рисование в общеобразовательных заведениях должно быть обязательным.
Система Чистякова
Последовательность: начинается с изображения проволочных линий, углов, геометрических фигур и тел, рисование геометрических фигур сделанных из картона или дерева, гипсовые орнаменты, целой головы с анатомией, пейзажа и перспективы.
Для России кон. ХIX – нач. ХХ в. был характерен повышенный интерес, к методике преподавания рисования и в специальных, и общеобразовательных учебных заведениях. В частности, бурные дискуссии вызвал вопрос о преимуществах геометрального и натурального методов преподавания.
От учащегося требовалось не только техническое умение или знание геометрических или орнаментальных форм, но и: развитие наблюдательности, творческого воображения, памяти форм и красок, основанных на изучении природы и окружающей обстановки, требуется тесная связь рисования со всеми предметами учебного курса.
В круг рисования общеобразовательных школ должно входить не только рисование с натуры всеми способами, но и лепка, черчение, иллюстрирование, декоративное рисование, теория искусства.
Геометральный метод помогает создать основную форму – общий вид объекта, а потом из него создать детали и контуры.
Пособие «Рисование на начальной ступени обучения в связи с лепкой и черчением», предусматривает 4 вида занятий, связанных с рисованием: рисунок с натуры, иллюстративное рисование, декоративное рисование, рассматривание картин.
В пособии В. Кощеева «Современное рисование в народной школе» предлагалось 2 вида работы: рисование по представлению и декоративное рисование. Рисование с натуры в этом пособии игнорировалось, роль педагога сводилась на нет.
Кардовского Дмитрия Николевича методика «обрубовки», т.е. сначала простые геометрические формы, а потом их соединение и детализация в единый объект.
В 1951 г. книга Ерванда Сааковича Кондахчана «Методика преподавания рисунка в средней школе» – работа с натурой.
В 1970-е гг. программы дополняются эстетическим воспитанием и знакомством с великими художниками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.