Методы определения себестоимости продукции
Методы определения себестоимости продукции условно можно разделить на следующие группы:
1. Сметные. Производственная себестоимость продукции определяется в такой последовательности:
– из сметы вычитаются затраты, которые не являются производственными и в себестоимость продукции не включаются (административные, затраты на сбыт и др.);
– рассчитывается прирост, добавляется уменьшение остатков будущих периодов;
– добавляется прирост, рассчитывается уменьшение остатков будущих платежей (отпускных, вознаграждений за стаж работы, затраты на подготовительные работы перед началом сезона и др.);
– рассчитывается прирост, добавляется уменьшение остатков незавершенного производства.
Полученная сумма будет равна производственной себестоимости продукции.
2. Суммирование предварительно рассчитанной себестоимости отдельных изделий:
,
(1)
где Sт – общая себестоимость товарной продукции;
n – количество наименований продукции;
Si – себестоимость единицы продукции;
Qi – общий объем производства продукции i-го вида.
3. Пофакторный метод, по которому определяют себестоимость продукции с учетом влияния различных факторов на ее формирование:
, (2)
где Sт.б –себестоимость планового объема продукции по уровню затрат базового (прошлого) периода. Такая себестоимость называется расчетной;
m – количество факторов, которые влияют на себестоимость продукции в плановом периоде;
– изменение себестоимости под
влиянием различных факторов, изменение себестоимости под влиянием
организационно-технических факторов рассчитывается на плановый объем
производства продукции как разница затрат до и после проведения мероприятий.
В расчетной себестоимости Sт.б условно-постоянные затраты рассчитаны на уровне базового периода, а в плановом периоде объем производства может измениться, что соответственно повлияет на себестоимость продукции. Это обстоятельство нужно учитывать как отдельный фактор, т.е.:
, (3)
где
– относительное изменение
условно-постоянных затрат в плановом периоде;
Sу.п.б – абсолютная сумма условно-постоянных затрат в базовом периоде;
Pу.п, Pв – изменение в плановом периоде соответственно объема производства и условно-постоянных затрат, %.
Себестоимость реализованной продукции рассчитывается корректировкой себестоимости товарной продукции на величину изменения остатков нереализованной продукции:
Sр.п = Sт + (Sс.н – Sс.к) + (Sв.п – Sв.к), (4)
где Sр.п – себестоимость реализованной продукции;
Sс.н, Sс.к – себестоимость остатков товарной продукции соответственно на складе на начало и конец расчетного периода;
Sв.п, Sв.к – себестоимость остатков отгруженной продукции, которая еще не перешла в собственность покупателя, соответственно на начало и конец расчетного периода.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.