Методы принятия управленческих решений.
Эффективность принимаемых УР во многом зависит от используемых методов.
Метод – это способ достижения поставленной цели; совокупность приемов или операций практического или теоретического познания окружающей действительности.
1. Методы принятия управленческих решений группируют в соответствии с этапами разработки УР:
Ø методы диагностики проблем;
Ø методы выявления альтернативных решений;
Ø методы выбора альтернативных решений;
Ø методы реализации управленческих решений.
Методы диагностики проблем занимают важное место в принятии управленческих решений, поскольку этап диагностики позволяет определить цели, которые необходимо достичь путем принятия соответствующего УР. При помощи методов диагностики осуществляется сбор, хранение, обработка и анализ информации, фиксация необходимых событий.
Данная группа методов включает:
§ методы сравнений, основанные на сопоставлении фактических и нормативных показателей;
§ методы моделирования социально-экономических систем, в основе которых лежит экономико-математическое моделирование;
§ методы прогнозирования, позволяющие предвидеть изменения и последствия воздействия внешней и внутренней среды на анализируемый объект.
Методы выявления альтернативных решений включают:
1) «Мозговой штурм», представляющий собой дискуссию, проводящуюся в группе из 5 – 10 человек. Его суть в том, что все предлагают свои варианты решения проблемы, не обязательно рациональные и обдуманные. Чем больше предложений, тем эффективнее метод. Затем предложения анализируются и обсуждаются. По итогам обсуждения предложения группируются по выявленным в ходе обсуждения критериям.
2) Метод номинальной групповой техники отличается от предыдущего тем, что на первом этапе все участники группы формулируют свои предложения самостоятельно и независимо от других участников.
3) Метод Дельфи, особенность которого в том, что в выявлении альтернативных вариантов решения также участвуют несколько человек, но им запрещается встречаться и обмениваться мнениями по поводу решаемой проблемы. После ознакомления с предложениями других участников они могут изменить свое мнение.
Методы выбора альтернативных управленческих решений основаны на известных критериях выбора:
§ Критерий Вальда: оптимальным будет решение, дающее максимальный выигрыш из всех минимальных при различных условиях.
§ Критерий Сэвиджа: оптимальным является решение, позволяющее избегать большого риска – минимальный риск из всех максимальных.
§ Критерий Гурвица, позволяющий выбирать между двумя предыдущими линиями поведения и рекомендующийся в условиях неопределенности.
Методы реализации управленческих решений включают:
§ методы планирования (сетевое моделирование, распределение обязанностей);
§ методы организации (составление информационной таблицы реализации решений);
§ методы контроля (наблюдение, анализ документов).
Методы принятия УР можно классифицировать и по другим признакам. Наиболее распространенными являются следующие группы методов:
Ø активизирующие методы;
Ø экспертные методы;
Ø эвристические методы.
2. Активизирующие методы основаны на стимулировании и активизации сознания и подсознания человека.
Сознание – это мышление, отражение действительности, психическая деятельность по отражению действительности.
Подсознание – область неясных, не совсем осознанных мыслей, чувств и представлений. Именно в подсознании заложены опыт, интуиция и основные навыки.
Активизирующие методы включают:
§ психологические методы и
§ методы подключения новых интеллектуальных источников.
Психологические методы в большей степени основаны на активизации мышления. К ним относятся:
1) Метод конференции идей, используемый при проведении обсуждений важных проблем с целью разработки приемлемых решений; он основан на стимулировании процесса мышления на уровне сознания.
2) Метод «мозговой штурм», напротив, основан на стимулировании мышления на уровне подсознания. Для этой цели на совещание специалистов приглашаются психологи. Работая в одной команде с разработчиками решения, они призваны активизировать их подсознание, чтобы получить доступ человека к давно забытой или частично запомненной информации. В памяти человека имеется довольно большой массив информации, находящейся в различной степени готовности к выдаче. Подсознание является источником неосознанного появления блестящих идей.
3) Метод вопросов и ответов, основанный на предварительном составлении руководителем совещания набора вопросов для его участников. Вопросы формируются так, чтобы ответы на них помогли выработать новый подход к решению рассматриваемых проблем. Руководитель должен иметь навыки психолога для того, чтобы вопросы могли активизировать подсознание участников совещания.
Методы подключения новых интеллектуальных источников основаны на приобщении человека к коллективному мышлению под надзором высококвалифицированного специалиста или искусственного интеллекта. К ним относятся:
1) Метод наставничества, сочетающий высокий профессионализм и свежий взгляд на проблему с позиций стороннего наблюдателя. Наставником признается специалист, который на практике может передать ученику свой опыт, знания и методику, а также имеет склонности к самообразованию и повышению своего профессионализма.
2) Метод работы с внешними консультантами – основан на использовании универсальных подходов консультантов и специфического подхода специалистов к проблемам своей компании. Работа с внешними консультантами за последние 5 – 10 лет получила широкое развитие.
3. Экспертные методы используются при решении задач, связанных с отсутствием определенности в представлениях об организационно-экономических объектах.
Сущность данного метода: проведение экспертами интуитивно-логического анализа проблемы, качественная оценка суждения и формальная обработка результатов.
Этапы использования экспертного метода:
§ формирование группы экспертов;
§ проведение экспертизы;
§ обработка результатов.
Существуют различные способы опроса экспертов:
1) Индивидуальный способ. От каждого эксперта посредством анкетирования получают оценки, не зависимые от мнения других. Индивидуальную экспертизу рационально использовать в тех случаях, когда важнейшими качествами эксперта выступают его компетентность и конструктивность.
2) Групповой способ предусматривает получение суммарной оценки или общего решения сразу от всех экспертов путем совместного обсуждения. Групповой опрос может осуществляться посредством проведения дискуссий, совещаний, конференций, «мозгового штурма» и т.д.
3) Метод Дельфи. Важнейшая составляющая метода – тщательно разработанные программы анкетирования, осуществляемого в несколько туров, и уточняющие, скорректированные вопросы в каждом туре. После окончания каждого тура организаторы экспертизы анализируют полученные ответы, обобщают их и знакомят с результатами всех экспертов. Т.о. область расхождения мнений сужается и вырабатывается общее решение. Достоинство метода в том, что он уменьшает или полностью устраняет такие психологические факторы, как влияние авторитета, нежелание отказаться от публично высказанного мнения и др.
При обработке результатов экспертизы важное значение имеет выбор метода измерения. Наиболее распространены следующие методы:
§ ранжирование
§ парное сравнение
§ непосредственная оценка
§ последовательное сравнение.
В любом случае для обеспечения возможности формальной обработки результатов экспертизы необходима численная система, описывающая свойства объектов анализа и отношения между ними. Выбор такой системы определяется задачами экспертизы, особенностями объекта, возможностями экспертов.
4. Эвристические методы основаны на логике, интуиции и опыте лиц, принимающих решение. Данные методы позволяют использовать эти процессы при разработке альтернатив.
В зависимости от используемого подхода эвристические методы подразделяются на
§ формально-эвристические и
§ неформально-эвристические.
Основа формально-эвристических методов – формализация приемов решения сложных задач человеком путем моделирования его мыслительных процессов. Формально-эвристические методы включают:
1) Эволюционное моделирование. Чтобы запустить модель эволюции, необходим исходный опыт, на основе которого разрабатывается несколько вариантов решения. В процессе испытаний исходное «родительское» решение изменяется, в результате чего производится «потомок» - генерированная идея. Если «потомок» хуже «родителя», он отбрасывается, если лучше – занимает его место, и процедура повторяется. Достоинство метода – возможность использования ВТ, что позволяет проводить поиск довольно быстро. Однако при таком методе нельзя получить нестандартное, творческое решение.
2) Лабиринтные методы основаны на пошаговом поиске с последующей оценкой возможного продолжения пути ликвидации проблемы. Если направление «тупиковое», то происходит возврат в исходную точку, и процесс повторяется.
3) Концептуальное моделирование, основанное на сборе исходной информации и построении структурной модели, позволяющей выделять наиболее важные элементы отношений.
В основе неформально-эвристических методов лежит управление интеллектуальной деятельностью человека. Процесс решения сложных задач с использованием генерации идей осуществляется в виде целенаправленной, управляемой дискуссии двух участников: ведущего и решающего. Ведущий ставит перед решающим вопросы, на которые решающий должен высказать свои суждения. Вокруг этих суждений завязывается дискуссия. В помощь ведущему могут быть выделены оппоненты и эксперты. В результате должен быть получен набор возможных решений.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.