Методы саморегуляции и снятия психоэмоцианального напряжения у детей дошкольного возраста

  • docx
  • 24.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методы саморегуляции и снятия психоэмоцианального.docx

 

 

Методы саморегуляции и снятия психоэмоцианального

напряжения у детей дошкольного возраста

(методическая копилка психолога)

 

 

1.   "Возьмите себя в руки" (с 5 л.)

Ребенку говорят: "Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-нибудь стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека."

 

2.   "Врасти в землю " (с 5 л.)

"Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты - могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека".

 

3.   "Ты - лев! " (с 5 л.)

"Закрой глаза, представь льва - царя зверей сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как тебя, у него такое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев - это ты."

 

4.   "Просыпайся, третий глаз ! " (с 5 л.)

"Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие могут проснуться в тебе. Вытяни указательный палец, напряги его, положи на лоб между бровей над носом. Здесь твой третий глаз, глаз мудрости. Помассируй эту точку, приговаривая: "Просыпайся, третий глаз, просыпайся, третий глаз, ..." 6-10 раз.

 

5.  "Сбрось усталость " (с 5 л.)

"Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, прикрой рот.

Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, повтори еще несколько раз."

 

6.    "Заряд бодрости " (с 4 л.)

" Сядь свободно, Вытяни вперед руки и приготовь два пальчика: большой и указательный. Возьмись ими за самые кончики ушей - один сверху, другой снизу ушка. Помассируй ушки приговаривая: "Ушки, ушки слышат все!" 10 раз в одну сторону и 10- в другую. А теперь опусти руки, стряхни ладошки. Приготовь указательный палец, вытяни руку и поставь его между бровей над носом. Помассируй эту точку столько же раз со словами: "Просыпайся, третий глаз !". Стряхни ладошки. Собери пальцы руки в горстку, найди внизу шеи ямку, по­ложи туда руку и со словами: "Я дышу, дышу, дышу!" - помассируй ямку 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую, Молодец! Ты видишь, слышишь, чувст­вуешь!"

Предостережение:

Взрослый следит за силой нажима на важные точки жизнедеятельности и правильного нахождения точек.

 

7.    "Дыши и думай красиво " (с 4 л.)

"Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни:

- Мысленно скажи: "Я - лев" - выдохни, вдохни;

-          Скажи: "Я - птица" - выдохни, вдохни;

-          Скажи: "Я - камень" - выдохни, вдохни;

-          Скажи: "Я - цветок" - выдохни, вдохни;

-          Скажи: "Я - спокоен" - выдохни. Ты действительно  успокоился".

 

8.   "Стойкий солдатик" (с 5л.)

"Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться. Надо  взять себя в ру­ки - встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты - стойкий солдатик на посту, ты четко несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто, чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!"

 

9.   "Замри" (с 5л.)

"Если тобой не довольны, скажи себе мысленно: "Замри!" Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто-то обязательно согласится, и тебе будет интересно".

 

10.    "Спаси птенца " (с 4 л.)

"Представь, что у тебя в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, поделись с птенцом добротой своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!"

 

11.    "Солнечный зайчик" (с 4л.)

"Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за воротник - погладь его и там, Он не озорник - он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним."

12.   "Сломанная кукла " (с 5 л.)

"Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся "разболталась", с ней не хотят играть, потряси всем разломанными частями од­новременно. А сейчас собирай, укрепляй веревочки - медленно, осторожно соедини голову и шею, выпрями их, теперь расправь плечи и закрепи руки, подыши ровно и глубоко и на месте будет туловище, выпрями ноги. Все - куклу починил ты сам, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть."

 

13.   "Гора с плеч " (с 5 л.)

"Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось "гору с плеч". Встань, широко расставив ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5-6 раз, и тебе сразу станет легче."

 

14.   «Торт» (с 4 л.)

Положите ребенка на коврик. Вокруг него сверстники или знакомые. Взрослый: «Сейчас мы из тебя будем делать торт». Один участник - мука, другой - сахар, третий - молоко, четвертый - масло  и т.д.

Взрослый - повар, сейчас он приготовит великолепное блюдо. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука «мука» руками «посыпает» тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Теперь нужно молоко - «молоко» «разливается» руками по телу, поглаживая его. Необходим сахар - он «посыпает» тело, и немного соли - чуть-чуть, нежно прикасается к голове, руками, ногами. По­вар «замешивает» тесто, хорошенько разминая его. А теперь тесто кладется в печь и там поднимается - ровно и спокойно лежит и дышит, все составляющие его: и мука, и соль и др. - тоже дышат как тесто. Наконец тесто испеклось. Что­бы торт был красивый, надо его украсить кремовыми цветами. Все участники, прикасаясь к «торту», дарят ему свой цветок, описывая его. Торт необыкновенно хорош!

Важно:

1.  Следите за выражением лица «торта», оно должно быть довольным, смех только поможет упражнению.

2.            Вместо «торта» можно готовить все, что угодно - курицу, блины, компот и т.д.

 

15.   «Портрет» (с 5 л.)

Ребенок садится напротив взрослого. Взрослый - художник. Все осталь­ные - краски: синий, белый, красный, желтый, зеленый и другие цвета. «Сейчас я буду рисовать портрет». Художник прикасается рукой к овалу лица и говорит: «Сейчас я нарисую лицо. Какую форму рисовать?» - спрашивает он ребенка, - «Такую же, больше, меньше?» Ребенок отвечает. «Какие будут глазки? - большие, маленькие или оставим какие есть?» При этом он обводит контур глаз. «Какого они будут цвета?» Ребенок называет. Если есть такая краска, художник прикасается к ней своей кистью (к участнику, выбравшему этот цвет) и переносит цвет на лицо ребенка. Затем в таком же порядке рисуются брови, нос, щеки, губы, уши, волосы. Постарайтесь «смешать» краски и перенести на ребенка частичку каждого участника упражнения. В конце все любуются портретом, говорят,  как он хорош.

Важно:

Упорное нежелание ребенка «сохранить» свое собственное лицо и стремление многое в нем изменить говорит о том, что ребенок не доволен собой, хочет измениться.

 

16.   «Театр прикосновений» (с 6 л.)

Ребенка просят свободно лечь в позу «звезды» на коврик и закрыть глаза. Включается спокойная музыка. Все участники склоняются, взрослый объясняет, что дети должны нежно и осторожно, необычным образом коснуться тела лежащего ребенка, показывая, как это делается. Можно одновременно прикоснуться одним пальцем ко лбу, а ладонью к ноге, ребром ладони к животу, кулачком - к груди, локтем - к животу и т.д. Все одновременно начинают и заканчивают прикосновение. Затем лежащего оставляют на некоторое время в расслабленном состоянии.

Важно:

1.  Взрослый следит за силой прикосновения,

2.            Наблюдает за лицом лежащего, оно должно быть спокойным и расслабленным,