Методы исследования в начальной школе
Оценка 4.8

Методы исследования в начальной школе

Оценка 4.8
Лекции
docx
окружающий мир
3 кл
21.08.2019
Методы исследования в начальной школе
«Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности. Исследование как метод обучения может быть использовано практически на каждом уроке. Данные методы позволяют: формировать интересы к исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований; -развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений; -развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике.
Методы исследования на уроках в начальной школе.docx
Тема: Тема: «Элементы исследовательской деятельности на уроке как одно из наиболее эффективных средств, обеспечивающих развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий в  начальной школе» учитель начальных классов первой квалификационной категории МАОУ Семутенко Светлана Валерьевна СОШ  № 27 с углубленным изучением отдельных предметов  города Балаково Саратовской области Каждый человек рождается со своими способностями и талантом.  Период жизни   младших   школьников   отличается   огромной   активной   деятельностью. Каждый из них немного исследователь.    Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и неопознанное.   Задача   учителя   помочь   ребёнку   правильно   проводить исследования.   Поэтому   в  современной   школе   развитие   исследовательской  «Учебная познавательной   исследовательская   деятельность –   это   специально   организованная, познавательная   творческая   деятельность   учащихся,   по   своей   структуре соответствующая научной деятельности.  активности   является   приоритетным. Исследование как метод обучения может быть использовано практически на каждом уроке. Целью исследовательской работы учащихся является: создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации.   Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи: ­формировать   интересы   к   исследовательской   деятельности,   умения   и навыки проведения исследований; ­развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений; ­развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике.  Авторы комплекта УМК «Перспективная начальная школа», по которому работаю   я,   важное   место   уделяют   проектной   и   исследовательской   работе. Проблема   состоит   в   том,   что   у   школьников   не   всегда   возникает   тяга   к самостоятельной исследовательской работе.  Меня волновал вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям, и потребность в их самостоятельном поиске. Для этого необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, она должна быть ему доступна. Я   стараюсь   научить   своих   учеников   воспринимать,   анализировать информацию,   самостоятельно   находить   решение   творческой   задачи,   делать выводы,   совершать   свои   открытия.   Через   практическую   деятельность индивидуальную   или   групповую   ребёнок   публично   пробует   свои   силы, прилагает   свои   знания   и   приносит   пользу,   а   также   показывает   свои достигнутые результаты. В процессе исследований дети начинают максимально раскрывать свой творческий потенциал. Какие   исследовательские   навыки   и   умения   формируются   на   уроках? Мыследеятельностные: • умение видеть проблемы; • умение выдвигать идеи (мозговой штурм); • умение ставить цели и формулировать задачи; • умение задавать вопросы; • умение выдвигать гипотезы; • умение обоснованно выбирать способы или методы пути в деятельности; • умение планировать свою деятельность; • умение давать определение понятиям; • умение классифицировать; • умение доказывать и защищать свои идеи; • умение делать самоанализ, рефлексию. Презентационные: • построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе; • выбор   способов   и   форм   наглядной   презентации   результатов деятельности; • изготовление предметов наглядности. Коммуникативные: • умение слушать и понимать других; • выражать себя; • находить компромисс; • взаимодействовать внутри группы, находить консенсус. Поисково­информационные: • умение находить информацию; • умение структурировать материал; • умение выделять главное; • умение делать выводы и умозаключения. Проведение инструментального эксперимента: • умение наблюдать; • умение   проводить   эксперименты   (организация   рабочего   места,  подбор необходимого оборудования и т. д.).  Специальные   умения,   формируемые   в   процессе   исследовательской деятельности,   являются   метапредметными,   универсальными.   Их   развитие невозможно,   если   не   сделать   обучающихся   активными   участниками планирования, организации и проведения урока, т. е. процесс обучения должен быть личностно ­ ориентированным. Часто исследовательская работа, начатая на уроке, имеет развитие и во внеурочное время. Я стараюсь использовать  формы исследований как индивидуальные,  так же  и парные, и групповые.   При   организации  индивидуальной   работы  дети   отыскивают самостоятельно   информацию. Окружающий   мир,   литературное   чтение, математика   имеют   массу   объектов   для   индивидуальных     исследований.   На уроках   русского   языка     проводят   исследование словарного слова или  фразеологизма.    индивидуально   дети     Например: при изучении слова МАТРЁШКА у детей возникли вопросы, что   такое   матрёшка   и   откуда   пошло   название   этой   деревянной   игрушки. Сначала исследовали происхождение слова, затем откуда появилась игрушка, далее   на   уроках   технологии   изготавливали   «Матрёшек»,   а   на   рисование продолжили исследовать её роспись. Результатом всей работы были сочинения, презентации, рисунки об этой интересной деревянной игрушке. В результате у детей формируются регулятивные и познавательные УУД. Парная   работа  сближает   соседа   по   парте,   даёт   возможность   детям обменяться мнениями, суметь договориться между собой в совместной работе, что помогает сформировать коммуникативные и личностные УУД.  Предлагаю побыть в роли учеников на уроке математике 3 класс   «Виды треугольников»  Ты на меня, ты на него, На всех нас посмотри. У нас всего, у нас всего, У нас всего по три. Три стороны и три угла И столько же вершин. (треугольник)  Мы отправимся в город треугольников.  Чем похожи треугольники? Единые признаки – три стороны, три угла, три вершины. А чем они отличаются? (разные стороны по длине и разные углы) ­Как вы думаете, в математике могут ли им дать другие названия? Догадались, какая тема урока? «Виды треугольников» А   какую   поставим   перед   собой   задачу?   –   Научиться   различать   виды треугольников по их признакам. ­Хотите   провести   исследования,   и   узнать,   по   каким   признакам треугольники делятся на виды? Выдвинем предположения… Гипотеза:   треугольники могут иметь   другие   названия… по сторонам или по углам         Из   города   геометрических   фигур   к   нам   прибыл   геометрический человечек. Достаньте его из конверта. Исследования проведём в парах.  В нём одна линейка и лист с изображением человечка.   Детям   предлагается   поочерёдно   исследовать   части   тела   этих человечков.  Исследуем треугольник №1.(голова) Определите длину сторон. Что вы можете сказать о длине сторон данного треугольника? (стороны одинаковой длины)   Как   в   городе   Треугольников   можно   одним   словом   назвать   данный треугольник?   Вспомните   русский   язык,   как   образовывались   сложные   слова. (равносторонний) Исследуем треугольник №2.(туловище) Что вы скажете о длине сторон этого  треугольника? ( у этого треугольника две стороны имеют равные длины) Чтобы правильно назвать этот треугольник, мы с вами узнаем как правильно называются стороны этого треугольника.(Боковая, боковая,   основание). Две стороны – боковые (бедра  равны), а третья сторона – основание. В геометрии этот треугольник называют – равнобедренный Это слово вам нужно запомнить!! Исследуем   треугольник   №3.(ножки)   Что   вы   можете   сказать   о   длинах сторон этого треугольника? (все стороны разной длины ­ разные стороны). Как называется этот треугольник? (разносторонний)    ­   Итак,   ребята,   мы   с   вами   провели   исследование   и   дали   название каждому виду треугольников по его сторонам.  Вывод  ­ А  где мы можем убедиться в том, что мы сделали правильные выводы? (в учебнике) На обратной стороне ребята могут нарисовать своего человечка и подписать названия треугольников. В конце урока оценить работы. На следующем уроке мы  продолжим исследовать виды треугольников по углам.  Групповая форма работы требует особой подготовки учителя и организации детей.  Слабые  ученики не просто  наблюдают за самыми активными детьми, а мыслят   и   предлагает   своё   мнение,    даже   если     оно   и   неверное.   В   группах   обсуждаются   разные   варианты   решения, рождаются   споры,   идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Какие преимущества групповой работы?  Групповая форма организации работы: 1. Повышается учебную и познавательную мотивация. 2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным. 3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. 4. Улучшается психологический климат в классе.  В групповом исследовании я опиралась на методику проведения детских исследований Савенкова Александра Ивановича и выделила следующие этапы исследовательской деятельности:    Выделение и постановка проблемы. Выработка гипотез. Поиск путей решения. Формулирование выводов. Представление результатов исследовательской деятельности. ­Разрешите   представить   вам   групповое   исследование   безударных гласных. Тема урока: «Проверяемые безударные гласные» ­У вас на столе лежат карточки со словами.   В­да, в­дичка, в­дный, подв­дник, в­дяной, в­долаз, подв­дный, в­ дитель, в­ды ­Вставьте пропущенные буквы и поставьте ударение. (один   ученик   всегда   делает   задание   у   доски)   Давайте   проверим. Допустим, ученик допустил ошибки. Учитель исправляет ошибки и выводит на экран правильно написанные слова. Следующее задание: сгруппируйте  слова. Дети предлагают разные варианты (как части речи, как родственные и форма   слова,   как   простые   и   сложные   слова,   по   количеству   слогов,   с приставками и без, и так далее) и приходят к выводу, что одно слово лишнее так, как у него другое смысловое значение. Зачеркнём лишнее слово и распределим слова в карточке на две группы: слова с ударной  и  безударной гласной в корне.   Предлагаю исследовать эти слова. В словах какой группы вы допускали Вода Водичка Водяной Водолаз Воды Водный Подводный Подводник  ошибки и почему? Выдвинем гипотезу:    Если   в   корне   слова   безударная гласная слышится   неясно   то….нужно проверить   по   словарю   и   запомнить, надо проверить. Давайте попробуем выяснить, что же делать. Далее класс делится на три группы и каждой даётся задание: Даю задание каждой группе. 1   группа   Выдели   корень   и   исследует,     как   произносим   и     слышим безударные гласные в корне. Над гласными в корне надпиши звуки.   Вывод: под ударением мы   слышим ясно и понятно [о], а без ударения слышится звук [а].    2 группа: Выдели корень и исследует, почему все слова и в слабой и сильной позиции написаны одинаково?  Вывод: все буквы одинаковы, потому что это родственные слова и корень у них должен быть  одинаковым. 3 группа исследует, что нужно сделать, чтобы не допустить ошибку в слабой позиции. позиции(вода – подводный)  Вывод: Вывод:   ­нужно сравнить   с   родственным   словом,   где   она   будет   в   сильной ­изменить форму(вода – воды)  Подведение итогов исследования Чтобы проверить написание безударной гласной в корне слова, нужно подобрать   такое   родственное   слово,   где   эта   гласная   будет   стоять   под ударением или изменить форму слова. Давайте свои исследования проверим по учебнику.  Ещё один пример: работа над изучением предлога. Детям предлагается прочитать предложение.(Собака играет с котом)  Мы свами изучали слова, которые обозначают  предметы, их действия, и их   признаки.   И   уже   умеем   определять   части   речи.   Что   же     такое   (с)   в предложении? Дети отвечают, что это предлог. Давайте разберёмся, что  такое предлог?     Постараемся   выдвинуть   гипотезу:   если   предлог   часть   речи,   то   он   что­то обозначает,   на   какие­   то   вопросы   отвечает   и   является   каким­   то   членом предложения? Я предлагаю провести исследование. Поработаем группами.  У каждого ребёнка карточка с предложениями. Дети сначала обсуждают задание и выполняют.  На доске тоже есть эти предложения. Один ученик от своей   группы   обязательно   демонстрирует   выполнение   задания   у   доски, доказывает и делает вывод. 1 предложение в карточке.  1 группа­ Узнай, обозначает ли предлог что­либо? Напиши над каждым словом, что оно обозначает(дети вслух обозначают каждую часть речи)  2 группа­ Выясни, отвечает ли предлог на какие­ либо вопросы? Задайте вопросы ко всем словам и к предлогу.   члены предложения)  3   группа­  Является   ли   предлог   членом   предложения?   Каким?(подчеркни  В результате исследования мы делаем вывод:  Предлог не отвечает ни на один известных нам вопросов, не является ни предметом,   ни   действием,   ни   признаком,   не   является   никаким   членом предложения. Значит предлог это не часть речи. Тогда мы выдвинем другую гипотезу, что предлог это часть слова или особое отдельное слово.  2 предложение в карточке.  Собака играет скотом.(скот)  Образовалось совсем другое слово с другим корнем. Разобьёмся на группы и исследуем наше слово   1 группа       Можно ли между «с» и «котом» поставить какое – либо слово?(дружелюбный, пушистый, серый) 2 группа  Подумайте, можно ли между «с» и «котом» поставить вопрос? (с  кем? котом)    Делаем вывод, что предлог это не часть слова, а   часть речи, которая пишется отдельно. Часть речи особая. 3 группа         Можно ли заменить предлог   другим словом или убрать совсем? Потеряется смысл, потеряется связь слов. Значит, делаем вывод, что предлог это служебная часть речи. Его работа  связывать слова в предложении.   Подведём итог исследованию Вывод сравниваем с правилом в учебнике. Предлог – это часть речи.  Служит  для связи слов в предложении.  Предлог не обозначает ни предмет, ни признак предмета, ни действие предмета. Предлог   не   отвечает   на   вопросы,   предлог   не   является   членом Где   мы   можем   убедиться   ,   что   наши   выводы   верны?   В   учебнике предложения. прочитаем правило.  В конце исследования я даю детям текст, который надо поправить.   Организация   исследовательской   деятельности   способствует формированию   у   учащихся    таких   блоков   УУД,   как   регулятивные   и познавательные, личностные и коммуникативные.  Конечно,   развитие   УУД   не   должно   ограничиваться   только исследовательской   деятельностью,   но   она   вполне   может   стать   одним   из условий   формирования   универсальных   учебных   действий   младших школьников.  Список литературы 1. Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование / И. З. Гликман // Школьные технологии. ­ 2006. ­ № 3. ­ С. 91­ Чебыкина Л.Г. Готовность   младшего   школьника     к   исследовательской   работе. Начальная школа ­. 2010. ­ № 12. –с. 58­ 6095. 2.  Давыдова Е.Р.. Исследовательская деятельность учащихся. Начальная школа ­. 2012. ­ № 12. –с. 61­ 62 3. Савенков   А.И.   Исследовательское   обучение   и   проектирование   в современном образовании / А. И. Савенков  // Школьные технологии. – 2004. №4. С. 82.

Методы исследования в начальной школе

Методы исследования в начальной школе

Методы исследования в начальной школе

Методы исследования в начальной школе

Методы исследования в начальной школе

Методы исследования в начальной школе

Методы исследования в начальной школе

Методы исследования в начальной школе

Методы исследования в начальной школе

Методы исследования в начальной школе

Методы исследования в начальной школе

Методы исследования в начальной школе

Методы исследования в начальной школе

Методы исследования в начальной школе

Методы исследования в начальной школе

Методы исследования в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.08.2019