Методы повышения интереса у учащихся к научно - исследовательской работе.
Оценка 4.9

Методы повышения интереса у учащихся к научно - исследовательской работе.

Оценка 4.9
Занимательные материалы +2
doc
Междисциплинарный 4
1 кл—4 кл
21.01.2018
Методы повышения интереса у учащихся к научно - исследовательской работе.
доклад.doc
Не   существует   сколько­нибудь   достоверных   тестов   на   одаренность,   кроме   тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.  А.Н. Колмогоров  Современная школа живет и развивается в динамично меняющемся мире, который предъявляет   к   ней   все   возрастающие   требования.   Одним   из   важнейших   критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом  повысить  учебную мотивацию к предмету?  Одним   из   методов   повышения   интереса   является   вовлеченность   учащихся   в исследовательскую работу.  Вовлеченность   ученика   в   исследовательскую   деятельность,   способствует   развитию удовлетворенности собой и своим результатом, обеспечивает переживание   осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации. Одна из задач моей работы – применение знаний, полученных на уроке на практике.   Для   того   чтобы   жить,   работать   и   соответствовать   новым   условиям,   мне представляется   весьма   важным   аспектом   методической   работы   в   школе   –   формирование исследовательской культуры каждого ученика. В   последние   годы,   в   рамках   модернизации   российского   образования,     одной   из главных   задач     является   вооружение   учащихся   умениями   и   навыками   самостоятельно добывать знания, развитие их познавательно самостоятельности и активности.  Чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях,  которые могут и должны пригодиться им  в жизни. Для этого необходима проблема , взятая   из   реальной   жизни,   знакомая   и   значимая   для   ребенка,   для   решения   которой     ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в   нужном   направлении   для   самостоятельного   поиска.   Но   в   результате   ученики   должны самостоятельно   и  в   совместных  усилиях   решить  проблему,   применив   необходимые  знания иногда их разных областей, получить реальный и ощутимый результат.  Желание и интерес   ­ это сильнодействующие мотивы любой деятельности, поэтому учителями должна проводиться систематическая и серьезная работа по развитию интереса и формированию положительной мотивации к учению.  Любая научно­исследовательская работа начинается с выявления учащихся,  имеющих склонность и желание заниматься исследовательской деятельностью. Большую роль в этом играют и родители, которые лучше, чем  кто­либо, знают возможности  и стремления учащихся и могут помочь им советом и делом. На следующем этапе  определяются конкретные проекты. Для   успешности   реализации     исследовательских   проектов   важно   на   это   мотивировать учащихся. С этой целью необходимо   широко пропагандировать работу научного общества, успехи в учении, победы на олимпиадах и конкурсах.  Для   того,   чтобы     развивать   творческий   интерес     обучающихся,   можно   применить систему ТРИЗ.  Основоположником теории решения изобретательных задач  (ТРИЗ) является Генрих Саулович Альтшуллер. Первоначально все его разработки были направлены на инженерное творчество, однако, впоследствии  перешли в области человеческой деятельности, выходящие за   рамки   технических:   художественные   системы,   менеджмент,   управление   коллективами, решение   коммерческих,   социальных,   социально­технических   и   педагогических   задач,   задач системы образования.  Широкое   распространение   в   педагогике   получили   адаптированные   мыслительные инструменты ТРИЗ, которые активизируют  и ускоряют процессы  развития  мышления. Это едва ли не единственная в мире системная теория обучения творчеству. Работа   над   исследовательским   проектом   начинается   с   выбора   темы,   хотя   ее формулировка   рождается   не   сразу.   От   чего   зависит   выбор?   Практика   показывает,   что наиболее   интересно   ученику   ,   или   с   тем,   что   у   него   есть   подходящий   материал   для исследования.  Иногда  тема   выбирается  по  совету   родителей.  Выбор   темы  исследования  – непростой момент. Иногда ученики предлагают темы, которые им явно не по силам. Зачастую темы носят реферативный характер. А бывает, что тема интересная. Но нет достаточного материала для исследования. И здесь ученику нужна консультация педагога.  Планирование и организация работы над проектом.  Успех деятельности во многом зависит от ее четкой организацию под руководством учителя   составляется   план­график   выполнения   учебного   исследования:   определяются временные рамки, объем работы и этапы е выполнения. В ходе работы многое представляется для учащихся  значительные трудности:  выявление проблемы исследования;  постановка   цели   и   задач,   определение   объекта   и   предмета исследования;  правильный   выбор   методики   исследования, эксперимента;    проведение отбор и структурирование материала,  соответствие собранного материала теме и целям исследования.  На всех этапах исследовательской деятельности можно применить следующие методы ТРИЗ  технологии: Метод   мозгового   штурма   –   постановка     изобретательской   задачи   и   нахождение способов ее решения   с помощью перебора   ресурсов, выбор идеального решения. Мозговой штурм   наиболее простая и   универсальная   процедура коллективного получения решений конкретной проблемы из большого числа высказанных идей.  Главная   идея   метода   –   отделение   генерации   решений   от   их   оценки.   Т.е.   сначала решения  генерируются,  а уже  потом  оцениваются  и развиваются.  При обычном мышлении решения оцениваются сразу после   появления, что прерывает их генерацию и, в конечном итоге, мешает плодотворному поиску решения.  Основные этапы мозгового штурма:  Уточнение проблемы. Ответить на вопросы: Что у нас есть? Перечислить элементы и Если   идеи   закончились,   прекратились,   воспользоваться   1. процессы. Что не нравится? Что нужно получить?  Что можно менять и что нельзя менять?  2. Зафиксировать   все   приходящее   в   голову   идеи   (все   принципиальные   возможности, стараясь получить их как можно больше,  не задумываясь о вероятности осуществления) ­  как получить то, что нужно, как избавиться от того,   что не нравится.   Надо иметь ввиду, что возможно все! Только одно вероятно, а другое – маловероятно. Получить не менее 40­50 идей.  3.   «Стимулятором»   для получения новых идей (принципиальных возможностей).  4. 5. каждую идею, выделить принцип действия. 6. Оценить затраты средств, труда и времени. Максимально уменьшить затраты.  Обобщить и классифицировать идеи, сортируя их по принципам действия и структуре.   7. 8. Выделить в каждом классе два уровня идей, например, принцип действия (высокий) и техническое устройство (низкий) или функциональная структура  (высокий) и составные части (низкий).  9. Сделать перерыв ,  отвлечься от проблемы .  Оценить все полученные идеи на предмет   вероятности их осуществления. Обобщить Развить   все   полученные   идеи   –   что   нужно   сделать,   чтобы   идея   стала   вероятной? Отобрать самые простые и экономичные идеи, начиная с высоких уровней.  Обычно   при   обсуждении   многие   не   решаются   высказывать   смелые   идеи,   опасаясь насмешек и  отрицательного отношения руководства, поэтому новые мысли гибнут, не получив развития.  Чтобы   избежать   потери   идеи   при   МШ   обсуждение   ведется   в   обстановке,   когда поощряется  каждая идея даже шуточная. При этом запрещена прямая или косвенная критика, все идеи записываются. Полученный   материал   передают   группе   экспертов   для   развития,   оцени   и   отбора наиболее перспективных идей.  Синектика – так называемый метод аналогий: сравнение и нахождение объектов или явлений.   Представление   самого   себя   в   качестве   какого­нибудь   предмета   или   явления   в проблемной ситуации. Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.   Недостатком мозгового штурма является то, что не удается полностью реализовать идею   разделения   генераций   идей   и   их   оценки.   Во   время   генерации   присутствует   скрытая критика, члены группы побаиваются и стесняются друг друга.   Эти недостатки устранены в синектике (автор – У. Гордон).  Суть метода синектики – организованный мозговой штурм постоянной группой.  При этом   сохраняются   и   свободная   генерация   идей,   и   необходимая   для   развития   критика. Участники  группы привыкают друг к другу, не боятся критики от своих, накапливают опыт решения проблем. Также длительная совместная работа придает  порядок процессу решения задачи при сохранении присущей мозговому штурму стихийности.  Синектика   опирается   на   следующее   наблюдение:   умственная   деятельность активизируется в новой обстановке. Действительно, ситуация, аналогичная рассматриваемой, быстро   отвлекает   человека   от   конкретных   условий   решаемой   задачи   (с   традиционным подходом к решению, т.е. с инерцией мышления) и требует от него решения другой задачи, подобной данной, что без инерции получается легче.   Морфологический   анализ     ­   выявление   всех   возможных   фактов   решения   данной проблемы, которые при простом  переборе могли быть упущены. Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти).  Суть   метода   состоит   в   том,   что   в   системе   выделяют   несколько   характерных (структурных   или   функциональных)   признаков.   Каждый   из   них   может   характеризовать какой­то параметр или характеристику системы, от которых зависит решение проблемы. По каждому выделенному признаку составляют список его различных вариантов­альтернатив. Признаки с альтернативами располагают в таблицу ­ «морфологический ящик». Перебирая всевозможные   сочетания   этих   альтернатив,   можно   выявить   новые   варианты   решения. Модификации морфологического метода – матричные методы. Морфологический   анализ   ­   эффективный   способ   решения   системных   задач требующих нетрадиционного, оригинального решения. Идеи современного морфологического анализа были впервые опробованы монахом Раймондом Лулием (примерно 1235 ­ 1316 г.г.). Вторую   жизнь   методу   дал   известный   швейцарский   астрофизик,   работавший   в   США   в середине   XX   века   Фриц   Цвикки.   Используя   свой   метод   Ф.Цвикки,   смог   генерировать внушительное количество оригинальных решений для задач ракетостроения. Название метода «морфологический» частенько заменяют термином «метод Цвики».  Основной   идеей   морфологического   анализа   является   упорядочение   процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты,  которые ранее не рассматривались.  Принцип морфологического   анализа   легко   реализуется   с   помощью   компьютерных   средств. Морфологический   анализ   основан   на   следующих   последовательных   действиях­шагах   – алгоритме. Метод   фокальных   объектов     (МФО)     ­   установление   ассоциативных   связей   с различными   случайными   объектами   (к   определенному   объекту   «применяются»   свойства   и характеристики других, ни  чем  с ним не связанных объектов).  Метод   фокальных   объектов   (МФО)   создал   в   1923   г.   профессор   Берлинского университета Э. Кунце, в 50­е г.г. метод доработал Ч. Вайтинг (США). Метод отличается простотой и большими (неограниченными) возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности. Сущность   состоит   в   перенесении   признаков   случайно   выбранных   объектов   на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Алгоритм работы по МФО Выбирается 4­5 случайных объектов (из словаря, книги…) Составляются списки характерных свойств, функций и признаков случайных объектов (по 5­6 интересных слов ­ прилагательных, деепричастий, глаголов)  Выбирается фокальный объект ­ на нём фокусируется мысль. Если проблема состоит в   поиске   новых   функций   (свойств)   технического   объекта,   фокусом   может   быть   его наименование (например, телевизор, карандаш и др.); Признаки случайных объектов поочередно присоединяются к фокальному объекту и записываются все полученные сочетания развиваются путём свободных ассоциаций. Оцениваются   полученные   варианты   и   отбираются   наиболее   интересные   и эффективные решения. Системный   оператор   –   анализ   и   описание   системы   связей   любого   объекта материального мира: его назначение, динамику развития в   определенный отрезок времени, признаки и строение и др.  Основоположником  теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является Генрих Саулович Альтшуллер. Первоначально все его разработки были направлены на инженерное творчество,  однако в последствии  перешли в области человеческой деятельности, выходящие за рамки технических : художественные   системы, менеджмент, управление коллективами, решение коммерческих, социальных, социально­технических   и педагогических задач, задач системы образования.  Широкое распространение   в педагогике    получили адаптированные  мыслительные инструменты ТРИЗ, которые   активизируют и ускоряют процессы развития мышления. Это едва ли не единственная в мире системная теория обучения  творчеству.

Методы повышения интереса у учащихся к научно - исследовательской работе.

Методы повышения интереса у учащихся к научно - исследовательской работе.

Методы повышения интереса у учащихся к научно - исследовательской работе.

Методы повышения интереса у учащихся к научно - исследовательской работе.

Методы повышения интереса у учащихся к научно - исследовательской работе.

Методы повышения интереса у учащихся к научно - исследовательской работе.

Методы повышения интереса у учащихся к научно - исследовательской работе.

Методы повышения интереса у учащихся к научно - исследовательской работе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018