Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей

  • Игры
  • docx
  • 21.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей, направлены на появление у детей несобранности, излишней активности, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психоэмоционального напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые еще не разобрались Самое правильное – научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции.Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей, направлены на появление у детей несобранности, излишней активности, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психоэмоционального напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые еще не разобрались Самое правильное – научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции.
Иконка файла материала -Игры для детей по саморегул..docx
Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального  напряжения у детей   замкнутости,   робости,   а   часто   агрессивности, Нередко   тревожит   появление   у   детей   несобранности,  излишней   активности, напротив,   плаксивости. Уравновешенный,   радостный   ребенок   вдруг   становится   конфликтным   и беспокойным.   Все   это   признаки   внутреннего   психоэмоционального   напряжения, следствие какой­то «детской» проблемы, в которой взрослые еще не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Самое правильное – научить его помогать самому   себе,   то   есть   познакомить   с   методами   саморегуляции.   Некоторые упражнения   ребенок   сможет   выполнить   самостоятельно,   в   других   ему   должны помочь взрослые. Ребенок много может сам, родители способны понять и успокоить его. Вот и успокойте! «Тыкалки» Дети   садятся   на  стулья,  ставят   ступни  ног  на  пол   и «замирают».  Ведущий медленно считает до десяти. Проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям   необходимо   сохранить   неподвижность   и   не   рассмеяться.   При   повторном выполнении водящим становится один из детей. «Хочукалки» Ведущий ­ кончиком карандаша медленно рисует в воздухе какую либо букву. Детям предлагается угадать букву. Но не закричать тут же правильный ответ, а преодолев   свое   «хочу   выкрикнуть»,   дождаться   команды   ведущего   и   ответ прошептать. «Якалки» Ведущий   ­   предлагает   ребятам   отгадать   несколько   простых   загадок.   После каждой   загадки   он   спрашивает:   «Кто   догадался?».   Детям   необходимо   не выкрикнуть с места ответ, а немного потерпеть и по сигналу ведущего прошептать его хором. «Возьмите себя в руки» (для детей с 5 лет, авторское) Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого­то  стукнуть, что­то кинуть,  есть очень простой  способ  доказать  себе  свою силу:   обхвати   ладонями   локти   и   сильно   прижми   руки   к   груди   –   это   поза выдержанного человека». «Врасти в землю» (для детей с, 5 лет, авторское)«Попробуй сильно­сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека». «Ты –лев!» (для детей с 5 лет, авторское) «Закрой глаза, представь льва – царя зверей сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев – это ты!» «Просыпайся, третий глаз!» (для детей с 5 лет, авторское) «Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие могут проснуться в твоем третьем глазе. Вытяни указательный палец, напряги его и положи на лоб между бровей над носом. Здесь твой третий глаз, глаз мудрости. Помассируй   эту   точку,   приговаривая:   «Просыпайся,   третий   глаз,   просыпайся, третий глаз...» 6 – 10 раз. «Сбрось усталость» (для детей с 5 лет, авторское) «Встань,   расставь   широко   ноги,  согни   их   немного   в   коленях,  согни   тело   и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чуть­чуть осталось, повтори еще». «Заряд бодрости» (для детей с 4 лет) «Сядь свободно. Вытяни вперед руки и приготовь два пальчика: большой и указательный. Возьмись ими за самые кончики ушей – один сверху, другой снизу ушка. Помассируй ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат все!» 10 раз в одну сторону   и   10   –   в   другую.   А   теперь   опусти   руки,   стряхни   ладошки.   Приготовь указательный   палец,   вытяни   руку   и   поставь   его   между   бровей   над   носом. Помассируй   эту   точку   столько   же   раз   со   словами:   «Просыпайся,   третий   глаз!» Стряхни ладошки. Собери пальцы руки в горстку, найди внизу шеи ямку, положи туда руку и со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» – помассируй ямку 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую. Молодец! Ты видишь, слышишь, чувствуешь!» Предостережение:   Взрослый   следит   за   силой   нажима   на   важные   точки жизнедеятельности и правильностью нахождения точек. «Дыши и думай красиво» (для детей с 5 лет, авторское) «Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни: мысленно скажи: «Я – лев» – выдохни, вдохни;скажи: «Я – птица» – выдохни, вдохни;  скажи: «Я – камень» – выдохни, вдохни;  скажи: «Я – цветок» – выдохни, вдохни;  скажи: «Я спокоен» – выдохни.  Ты действительно успокоишься». «Стойкий солдатик» (для детей с 5 лет, авторское) «Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты – стойкий солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!» «Замри» (для детей с 5 лет, авторское) «Если  ты  расшалился  и  тобой  недовольны, скажи  себе  мысленно: «Замри!» Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие, подойди к кому­нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто­то обязательно согласится, и тебе будет интересно». «Спаси птенца» (для детей с 4 лет) «Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!» «Солнечный зайчик» (для детей с 4 лет, авторское) «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу,   нежно   погладь   его   ладонями:   на   лбу,   на   носу,   на   ротике,   на   щечках,   на подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладь его и там. Он не озорник – он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним». «Сломанная кукла» (для детей с 5 лет) «Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу, у которой оборвались   веревочки,   крепящие   голову,   шею,   руки,   тело,   ноги.   Она   вся «разболталась»,   с   ней   не   хотят   играть,   потряси   всеми   разломанными   частями одновременно.   А   сейчас   собирай,   укрепляй   веревочки   –   медленно,   осторожносоедини голову и шею, выпрями их, теперь расправь плечи и закрепи руки, подыши ровно   и   глубоко   и   на   месте   будет   туловище,  ну   и   выпрями   ноги.   Все   –  куклу починил ты сам, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!» «Гора с плеч» (для детей с 5 лет, авторское) Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что­то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5 – 6 раз, и тебе сразу станет легче. «Торт» (для детей с 4 лет) Положите ребенка на коврик. Вокруг его сверстники или знакомые. Взрослый: «Сейчас мы из тебя будем делать торт». Один участник – мука, другой – сахар, третий – молоко, четвертый – масло и т.д. Взрослый – повар, сейчас он приготовит великолепное блюдо. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука – «мука» руками «посыпает»   тело   лежащего,   слегка   массируя   и   пощипывая   его.   Теперь   нужно молоко   –  «молоко»  «разливается»   руками   по   телу,  поглаживая   его.  Необходим сахар   –  он  «посыпает»  тело,  и  немного   соли  –  чуть­чуть,  нежно   прикасается   к голове,   рукам,   ногам.   Повар   «замешивает»   тесто,   хорошенько   разминая   его.   А теперь тесто кладется в печь и там поднимается – ровно и спокойно лежит и дышит, все составляющие его: и мука, и соль и др. – тоже дышат, как тесто. Наконец тесто испеклось. Чтобы торт был красивый, надо его украсить кремовыми цветами. Все участники,   прикасаясь   к   «торту»,   дарят   ему   свой   цветок,   описывая   его.   Торт необыкновенно   хорош!   Сейчас   повар   угостит   каждого   участника   упражнения вкусным кусочком, если самому «торту» не жалко. Большая часть торта достанется родителям и друзьям. Замечание: Следите   за   выражением   лица   «торта»,   оно   должно   быть   довольным,   смех Вместо «торта» можно готовить все, что угодно ребенку, – курицу, блины, 1. только поможет упражнению.  2. компот и т.д.  «Портрет» (для детей с 5 лет) Ребенок   садится   напротив   взрослого.   Взрослый   –  художник.   Все   остальные краски: синий, белый, красный, желтый, зеленый и другие цвета. «Сейчас я буду рисовать портрет». Художник прикасается рукой к овалу лица и говорит: «Сейчас я нарисую лицо». «Какую форму рисовать?» – спрашивает он у ребенка, такую же, больше, меньше?» Ребенок отвечает. «Какие будут глазки – большие, маленькие или оставим, какие есть?» При этом он обводит контур глаз. «Какого они будут цвета?»Ребенок   называет.   Если   есть   такая   краска,   художник   прикасается   к   ней   своей кистью (к участнику, выбравшему этот цвет) и переносит цвет на лицо ребенка. Затем   в   таком   же   порядке   рисуются   брови,   нос,   щеки,   губы,   уши,   волосы. Постарайтесь   «смешать»   краски   и   перенести   на   ребенка   частичку   каждого участника упражнения. В конце все любуются портретом, говорят, как он хорош. Замечание: Упорное нежелание ребенком «сохранить» свое собственное лицо и стремление многое в нем изменить говорит о том, что ребенок недоволен собой, хочет измениться. «Театр прикосновений» (для детей с 6 лет) Ребенка   просят   свободно   лечь   в   позу   «звезды»   на   коврик   и   закрыть   глаза. Включается спокойная музыка. Все участники склоняются, и взрослый объясняет, что они должны нежно и осторожно, необычным образом коснуться тела лежащего ребенка, показывая, как это делается. Можно одновременно прикоснуться одним пальцем ко лбу, а ладонью к ноге, ребром ладони к животу, кулачком – к груди, локтем   –   к   животу   и   т.   д.   Все   одновременно   начинают   и   заканчивают прикосновение. Затем лежащего оставляют на некоторое время в расслабленном состоянии. Замечание: 1. 2. Взрослый следит за силой прикосновений.  Наблюдает   за   лицом   лежащего,   оно   должно   быть   спокойным   и расслабленным.  3. Поглаживаний должно быть мало.  А сейчас вы можете познакомиться с несколькими программами, входящими в авторскую   «Методику   снятия   психоэмоционального   напряжения   у   детей». Выполнять   их  с  детьми  необходимо,  когда  вы   чувствуете,  что  они  возбуждены, тревожны,   чего­то   боятся,   устали.   Можно   1—2   раза   в   неделю   под   спокойную музыку начитывать их перед сном. В программах учтены особенности восприятия ребенка,   способности   воображать   и   фантазировать,   мягко   включены   элементы снятия   мышечного   напряжения,   а   также   фрагменты   по   повышению   самооценки ребенка   и   регуляции   его   взаимоотношений   с   окружающими.   Регулярное использование программ успокаивает детей, позволяет расслабиться и отдохнуть телу и голове. Очень полезно после прослушивания программ поговорить с ребенком, как он себя   чувствует,   что   представлял.   Можно   попросить   нарисовать   красками   свое настроение или то, что он представлял в этот момент. Предостережение:   Старайтесь   в   тексте   ничего   не   менять,   так   как   в   его содержании, дыхательных паузах заложен глубокий психофизиологический смысл.Материал подобран педагогом­психологом – Е.М.Бондарь