Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей, направлены на появление у детей несобранности, излишней активности, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психоэмоционального напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые еще не разобрались Самое правильное – научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции.Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей, направлены на появление у детей несобранности, излишней активности, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психоэмоционального напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые еще не разобрались Самое правильное – научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции.
Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального
напряжения у детей
замкнутости,
робости,
а часто агрессивности,
Нередко тревожит появление у детей несобранности, излишней активности,
напротив,
плаксивости.
Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и
беспокойным. Все это признаки внутреннего психоэмоционального напряжения,
следствие какойто «детской» проблемы, в которой взрослые еще не разобрались.
Как помочь ребенку в такие моменты? Самое правильное – научить его помогать
самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции. Некоторые
упражнения ребенок сможет выполнить самостоятельно, в других ему должны
помочь взрослые. Ребенок много может сам, родители способны понять и успокоить
его. Вот и успокойте!
«Тыкалки»
Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и «замирают». Ведущий
медленно считает до десяти. Проходит между детьми и легонько щекочет каждого.
Детям необходимо сохранить неподвижность и не рассмеяться. При повторном
выполнении водящим становится один из детей.
«Хочукалки»
Ведущий кончиком карандаша медленно рисует в воздухе какую либо букву.
Детям предлагается угадать букву. Но не закричать тут же правильный ответ, а
преодолев свое «хочу выкрикнуть», дождаться команды ведущего и ответ
прошептать.
«Якалки»
Ведущий предлагает ребятам отгадать несколько простых загадок. После
каждой загадки он спрашивает: «Кто догадался?». Детям необходимо не
выкрикнуть с места ответ, а немного потерпеть и по сигналу ведущего прошептать
его хором.
«Возьмите себя в руки» (для детей с 5 лет, авторское)
Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется
когото стукнуть, чтото кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою
силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза
выдержанного человека».
«Врасти в землю» (для детей с, 5 лет, авторское)«Попробуй сильносильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки,
крепко сцепи зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие
ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека».
«Ты –лев!» (для детей с 5 лет, авторское)
«Закрой глаза, представь льва – царя зверей сильного, могучего, уверенного в
себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва
зовут, как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев – это ты!»
«Просыпайся, третий глаз!» (для детей с 5 лет, авторское)
«Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие
могут проснуться в твоем третьем глазе. Вытяни указательный палец, напряги его и
положи на лоб между бровей над носом. Здесь твой третий глаз, глаз мудрости.
Помассируй эту точку, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз, просыпайся,
третий глаз...» 6 – 10 раз.
«Сбрось усталость» (для детей с 5 лет, авторское)
«Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и
свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот.
Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками,
ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чутьчуть осталось, повтори еще».
«Заряд бодрости» (для детей с 4 лет)
«Сядь свободно. Вытяни вперед руки и приготовь два пальчика: большой и
указательный. Возьмись ими за самые кончики ушей – один сверху, другой снизу
ушка. Помассируй ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат все!» 10 раз в одну
сторону и 10 – в другую. А теперь опусти руки, стряхни ладошки. Приготовь
указательный палец, вытяни руку и поставь его между бровей над носом.
Помассируй эту точку столько же раз со словами: «Просыпайся, третий глаз!»
Стряхни ладошки. Собери пальцы руки в горстку, найди внизу шеи ямку, положи
туда руку и со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» – помассируй ямку 10 раз в одну
сторону и 10 раз в другую. Молодец! Ты видишь, слышишь, чувствуешь!»
Предостережение: Взрослый следит за силой нажима на важные точки
жизнедеятельности и правильностью нахождения точек.
«Дыши и думай красиво» (для детей с 5 лет, авторское)
«Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза,
глубоко вдохни:
мысленно скажи: «Я – лев» – выдохни, вдохни;скажи: «Я – птица» – выдохни, вдохни;
скажи: «Я – камень» – выдохни, вдохни;
скажи: «Я – цветок» – выдохни, вдохни;
скажи: «Я спокоен» – выдохни.
Ты действительно успокоишься».
«Стойкий солдатик» (для детей с 5 лет, авторское)
«Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки,
встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты – стойкий
солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь,
что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу
и посмотри еще пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!»
«Замри» (для детей с 5 лет, авторское)
«Если ты расшалился и тобой недовольны, скажи себе мысленно: «Замри!»
Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие, подойди к
комунибудь и попроси поиграть с тобой. Ктото обязательно согласится, и тебе
будет интересно».
«Спаси птенца» (для детей с 4 лет)
«Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки
ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони,
спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием,
приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А
теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и
не грусти, он еще прилетит к тебе!»
«Солнечный зайчик» (для детей с 4 лет, авторское)
«Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по
лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на
подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки,
ноги, он забрался за шиворот – погладь его и там. Он не озорник – он любит и
ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».
«Сломанная кукла» (для детей с 5 лет)
«Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу, у которой
оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся
«разболталась», с ней не хотят играть, потряси всеми разломанными частями
одновременно. А сейчас собирай, укрепляй веревочки – медленно, осторожносоедини голову и шею, выпрями их, теперь расправь плечи и закрепи руки, подыши
ровно и глубоко и на месте будет туловище, ну и выпрями ноги. Все – куклу
починил ты сам, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!»
«Гора с плеч» (для детей с 5 лет, авторское)
Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще чтото сделать,
сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их
назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5 – 6 раз, и тебе сразу станет легче.
«Торт» (для детей с 4 лет)
Положите ребенка на коврик. Вокруг его сверстники или знакомые. Взрослый:
«Сейчас мы из тебя будем делать торт». Один участник – мука, другой – сахар,
третий – молоко, четвертый – масло и т.д. Взрослый – повар, сейчас он приготовит
великолепное блюдо. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука – «мука» руками
«посыпает» тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Теперь нужно
молоко – «молоко» «разливается» руками по телу, поглаживая его. Необходим
сахар – он «посыпает» тело, и немного соли – чутьчуть, нежно прикасается к
голове, рукам, ногам. Повар «замешивает» тесто, хорошенько разминая его. А
теперь тесто кладется в печь и там поднимается – ровно и спокойно лежит и дышит,
все составляющие его: и мука, и соль и др. – тоже дышат, как тесто. Наконец тесто
испеклось. Чтобы торт был красивый, надо его украсить кремовыми цветами. Все
участники, прикасаясь к «торту», дарят ему свой цветок, описывая его. Торт
необыкновенно хорош! Сейчас повар угостит каждого участника упражнения
вкусным кусочком, если самому «торту» не жалко. Большая часть торта достанется
родителям и друзьям.
Замечание:
Следите за выражением лица «торта», оно должно быть довольным, смех
Вместо «торта» можно готовить все, что угодно ребенку, – курицу, блины,
1.
только поможет упражнению.
2.
компот и т.д.
«Портрет» (для детей с 5 лет)
Ребенок садится напротив взрослого. Взрослый – художник. Все остальные
краски: синий, белый, красный, желтый, зеленый и другие цвета. «Сейчас я буду
рисовать портрет». Художник прикасается рукой к овалу лица и говорит: «Сейчас я
нарисую лицо». «Какую форму рисовать?» – спрашивает он у ребенка, такую же,
больше, меньше?» Ребенок отвечает. «Какие будут глазки – большие, маленькие или
оставим, какие есть?» При этом он обводит контур глаз. «Какого они будут цвета?»Ребенок называет. Если есть такая краска, художник прикасается к ней своей
кистью (к участнику, выбравшему этот цвет) и переносит цвет на лицо ребенка.
Затем в таком же порядке рисуются брови, нос, щеки, губы, уши, волосы.
Постарайтесь «смешать» краски и перенести на ребенка частичку каждого
участника упражнения. В конце все любуются портретом, говорят, как он хорош.
Замечание: Упорное нежелание ребенком «сохранить» свое собственное лицо
и стремление многое в нем изменить говорит о том, что ребенок недоволен собой,
хочет измениться.
«Театр прикосновений» (для детей с 6 лет)
Ребенка просят свободно лечь в позу «звезды» на коврик и закрыть глаза.
Включается спокойная музыка. Все участники склоняются, и взрослый объясняет,
что они должны нежно и осторожно, необычным образом коснуться тела лежащего
ребенка, показывая, как это делается. Можно одновременно прикоснуться одним
пальцем ко лбу, а ладонью к ноге, ребром ладони к животу, кулачком – к груди,
локтем – к животу и т. д. Все одновременно начинают и заканчивают
прикосновение. Затем лежащего оставляют на некоторое время в расслабленном
состоянии.
Замечание:
1.
2.
Взрослый следит за силой прикосновений.
Наблюдает за лицом лежащего, оно должно быть спокойным и
расслабленным.
3.
Поглаживаний должно быть мало.
А сейчас вы можете познакомиться с несколькими программами, входящими в
авторскую «Методику снятия психоэмоционального напряжения у детей».
Выполнять их с детьми необходимо, когда вы чувствуете, что они возбуждены,
тревожны, чегото боятся, устали. Можно 1—2 раза в неделю под спокойную
музыку начитывать их перед сном. В программах учтены особенности восприятия
ребенка, способности воображать и фантазировать, мягко включены элементы
снятия мышечного напряжения, а также фрагменты по повышению самооценки
ребенка и регуляции его взаимоотношений с окружающими. Регулярное
использование программ успокаивает детей, позволяет расслабиться и отдохнуть
телу и голове.
Очень полезно после прослушивания программ поговорить с ребенком, как он
себя чувствует, что представлял. Можно попросить нарисовать красками свое
настроение или то, что он представлял в этот момент.
Предостережение: Старайтесь в тексте ничего не менять, так как в его
содержании, дыхательных паузах заложен глубокий психофизиологический смысл.Материал подобран педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь