«Для того чтобы процветало искусство, нужны не только художники, но и меценаты». К.С. Станиславский
В чем же отличие меценатства от благотворительности и спонсорства?
Благотворительность – это жертвование на определенные цели, как денег, так и вещей, медикаментов и т.д.
Отдельные люди или же целые компании, видя острые проблемы в обществе, помогают в средствах их решения. Так, крупные компании способны осуществлять систематическую поддержку науки, решать – в масштабах региона или страны в целом – проблемы в области образования и здравоохранения. Некоторые предприятия выделяют для помощи не деньги, а свою продукцию (продукты – для детского дома, приюта), либо услуги (строительная фирма помогает возводить храм).
Спонсорство – это заключение договора с компанией на взаимовыгодных условиях, где обе стороны получают нечто, чего они хотят или что им нужно. В большинстве случаев спонсор продвигает свой брэнд за счет проводимых под его маркой благотворительных акций, и с точки зрения маркетинга, это не самое худшее вложение средств. Однако спонсорская помощь налагает на получателя и некоторые обязательства.
Меценатство[от имени римского вельможи Мецената, умершего в 8 г. до нашей эры] - одна из давних наших отечественных традиций, которая отражает огромный духовный потенциал российского общества.
На первый взгляд, меценатство отличается от благотворительности более узкой сферой деятельности: меценат оказывает поддержку лишь проектам в области культуры, науки и искусства. Однако можно найти и более глубокое различие между благотворительностью и меценатством, лежащее в сфере мотивации. Он поддерживает нищего гениального художника не потому, что тот беден, а из-за того, что он художник. То есть поддерживается не сам человек, а его талант; его роль в развитии культуры, науки, искусства.
Стоит отметить, что общественная деятельность в форме инициативы и материальной поддержки играла существенную и решающую роль в развитии и функционировании таких сфер культуры, как образование и искусство, особенно на рубеже XIX и XX столетий, когда меценатство в России достигло своего расцвета.
Как в центральных, так и в провинциальных городах России можно найти значительное число проявлений актов меценатства, забытых и известных. Созданные на средства российских меценатов памятники отечественной культуры и сегодня вызывают восхищение у потомков и являются нравственными ориентирами для жизни современного общества и, прежде всего, его предпринимательской части.
С возрождением духовности связан выход страны из экономического кризиса, возрождение России как великой державы. Меценатство являлись особой формой общественной деятельности. Благодеяния осуществлялись людьми, которые не были великими деятелями искусства, но вошли в историю русской и мировой культуры, ибо способствовали ее обогащению, утверждению в ней новых направлений и форм.
Русское меценатство – это настоящее явление в истории России, не имеющее аналогов. Меценаты принимали деятельное участие в развитии образования, науки, искусства.
конспект.docx
Введение
«Для того чтобы процветало искусство, нужны не только художники, но
и меценаты». К.С. Станиславский
В чем же отличие меценатства от благотворительности и спонсорства?
Благотворительность – это жертвование на определенные цели, как денег, так
и вещей, медикаментов и т.д.
Отдельные люди или же целые компании, видя острые проблемы в
обществе, помогают в средствах их решения. Так, крупные компании
способны осуществлять систематическую поддержку науки, решать – в
масштабах региона или страны в целом – проблемы в области образования и
здравоохранения. Некоторые предприятия выделяют для помощи не деньги, а
свою продукцию (продукты – для детского дома, приюта), либо услуги
(строительная
храм).
Спонсорство – это заключение договора с компанией на взаимовыгодных
условиях, где обе стороны получают нечто, чего они хотят или что им нужно.
В большинстве случаев спонсор продвигает свой брэнд за счет проводимых
под его маркой благотворительных акций, и с точки зрения маркетинга, это не
самое худшее вложение средств. Однако спонсорская помощь налагает на
получателя и некоторые обязательства.
возводить
помогает
фирма
Меценатство[от имени римского вельможи Мецената, умершего в 8 г.
до нашей эры] одна из давних наших отечественных традиций, которая
отражает огромный духовный потенциал российского общества.
На первый взгляд, меценатство отличается от благотворительности
более узкой сферой деятельности: меценат оказывает поддержку лишь
проектам в области культуры, науки и искусства. Однако можно найти и
более глубокое различие между благотворительностью и меценатством,
лежащее в сфере мотивации. Он поддерживает нищего гениального
художника не потому, что тот беден, а изза того, что он художник. То есть
поддерживается не сам человек, а его талант; его роль в развитии культуры,
науки, искусства.
Стоит отметить, что общественная деятельность в форме инициативы и
материальной поддержки играла существенную и решающую роль в развитии
и функционировании таких сфер культуры, как образование и искусство,
особенно на рубеже XIX и XX столетий, когда меценатство в России достигло
своего расцвета.
Как в центральных, так и в провинциальных городах России можно
найти значительное число проявлений актов меценатства, забытых и
известных. Созданные на средства российских меценатов памятники
отечественной культуры и сегодня вызывают восхищение у потомков и
являются нравственными ориентирами для жизни современного общества и,
прежде всего, его предпринимательской части.
1 С возрождением духовности связан выход страны из экономического
кризиса, возрождение России как великой державы. Меценатство являлись
особой формой общественной деятельности. Благодеяния осуществлялись
людьми, которые не были великими деятелями искусства, но вошли в историю
русской и мировой культуры, ибо способствовали ее обогащению,
утверждению в ней новых направлений и форм.
Русское меценатство – это настоящее явление в истории России, не
имеющее аналогов. Меценаты принимали деятельное участие в развитии
образования, науки, искусства.
Развитие меценатства в России.
1.
Наибольшего размаха достигла меценатская деятельность со второй
половины XIX в. Именно к этому временироссийская буржуазия осознала
свою экономическую мощь, стала искать свое местов общественной жизни.
Поскольку от политической деятельности царскоеправительство держало
предпринимателей на расстоянии, а профессиональнойдеятельностью
заслужить общественное признание было трудно, учитываяусиливающиеся
настроения против эксплуататоров, буржуазия пыталась уходить в иные
области, пользовавшиеся большим общественным престижем: занятие
благотворительностью и меценатством.
В наиболее примитивной форме меценатство возникает на почве
материальной необеспеченности писателей в те эпохи, когда отсутствует
широкий книжный рынок.В понятии меценатство объединяются, прежде
всего, те формы материальной зависимости художника от господствующих
классов, при которых он является частицей домашнего или дворцового
хозяйства своего покровителя — представителя рабовладельческой (позднее
феодальной) аристократии. С некоторыми изменениями эти формы
меценатства повторяются на протяжении античной и феодальной
общественных формаций.
с
Наряду
«лауреатами» и «придворными пиитами»
покровительствуемые писатели начинают занимать разного рода придворные
звания и должности (секретари, чтецы, директоры придворных театров,
воспитатели и т. д.). Сюда же следует отнести «цензорские» должности.
Меценатством богатые люди занимались издавна. Принципиально важно
то, что российские меценаты не только поддерживали деятелей культуры и
искусства, но и заботились о том, чтобы культурные ценности были доступны
широким слоям общества. Благотворительная деятельность по учреждению
новых школ и училищ, строительству новых институтов и университетов,
выделение субсидий на стипендии студентам, многочисленные фонды в
помощь учащимся была в России XIX века делом обычным.
История меценатства в России имеет давнюю традицию, уходящую вглубь
веков. Русские цари, родовитые князья и вельможи покровительствовали
строителям храмов и дворцов, иконописцам и составителям летописей и
2 хроник, книгопечатникам, ученым, поэтам. Большой стимул к меценатской
деятельности появился у знати после преобразований Петра I, привнесших в
страну дух европейского Просвещения. Сподвижники царя старались
перещеголять друг друга в поощрении художественных затей.
Значительный взлет меценатской деятельности наступил во время
царствования Екатерины II, ее долголетнее правление было ознаменовано
самыми щедрыми наградами, послужившими источником возникновения
многих крупнейших состояний. Наступил расцвет коллекционирования и
собирательства.
Октябрьская революция экспроприировала нетрудовые классы, выделявшие
меценатов. Глубокие изменения воззрений на писательский труд,
установленные нормы гонорара, организованная помощь литературным
организациям со стороны государства, писательская взаимопомощь
препятствуют проявлению у нас явления меценатства. Но всего важнее здесь
идейное, моральнополитическое влияние социалистической революции на
деятелей литературы и искусства, обусловливающее их идейный переход на
позиции пролетариата. Именно это влияние социалистической революции и
делает невозможным существование меценатства в условиях советской
действительности.
родитель
сменился менталитет,
Почти на целый век из России ушло меценатство из традиций!
После Золотого века меценатства в России, длившегося аж до начала 20 века,
прогремела революция и страну настиг кризис, пришла другая власть, война,
но самое главное — угасло
голод,
предпринимательство,
благотворительности.
Благотворительность в России становится все более популярной
информационной темой и все более профессионально организованной сферой
деятельности. Число публикаций о благотворительности растет из года в год.
Однако дефицит информации о том,
что такое меценатство,
благотворительность, как они развиваются в нашей стране, что помогает и что
мешает российским благотворителям, все еще не преодолен, о чем
свидетельствуют исследования общественного мнения и уровня
осведомленности
этой
сфере.
Меценат 21 века похож на мецената прежнего. Образованный, умный человек,
занимающийся предпринимательством, или, как сейчас модно говорить,
бизнесом. По личным соображениям он материально помогает творчеству,
искусству, возрождению традиций и людям с эти связанным. Поэтому можно
смело утверждать, что традиция меценатства в России вернулась.
Правда в обществе бытует двусмысленное отношение к меценатству. Одна из
основных причин этого столь же двусмысленное отношение к богатству и
его обладателям в условиях все большего расслоения российского общества.
Наряду с тем, что многие российские предприниматели считаются одними из
граждан
в
3 чем
самых богатых людей в мире, большинство их сограждан живут, мягко говоря,
более
скромно.
Конечно, никто не оспорит того факта, что богатства, и в те времена и сейчас,
приобретаются нередко способами неправедными с точки зрения морали
обычного человека. Но нельзя забывать, что в числе их владельцев люди,
использующие семейные миллионы на благотворительные цели, для святого
дела развития науки и искусства, поддержки подлинных талантов. Тому были
и есть разные причины: и потребности развития отечественной
промышленности, и беззаветная влюбленность в искусство, и забота «о
спасении души».
Меценатство, и в еще большей степени благотворительность, позволяют
решить и более насущные задачи. Богатеть одновременно все не могут, и опыт
России подтвердил этот вывод практически. Значит, в истории любого
общества есть период, когда более богатые должны помогать менее
состоятельным, решая в то же время и свои нравственные и другие проблемы.
В России, при почти невозможных для честного предпринимательства
обстоятельствах, третье сословие использует всякие возможности для
создания своих предприятий, ведения своих дел. В таких условиях в более
ранние времена возникало желание както искупить свои грехи, в более
позднее время желание както компенсировать обществу потери. С одной
стороны, необходимо создать условия и воспитывать общественное уважение
к самим предпринимателям, чтобы они избрали более цивилизованный путь
своей деятельности, честным, законным путем смогли приобретать свои
богатства, а с другой стороны поддерживать их стремление
совершенствовать общество, в котором они сами живут, в частности, через
благотворительность и меценатство.
Имена знаменитых меценатов.
2.
Постепенно дворянское меценатство уходило на задний план. Разорение
и оскудение помещичьего хозяйства постепенно привело к потере
дворянством ведущей роли в меценатстве
В историю русского меценатства вошел Петр Иванович Щукин, второй
сын Ивана Васильевича. Примечательно, что, несмотря на отцовское
состояние и влияние, Петр начал работать не на руководящих должностях, а
на самых низших – конторщиком, ткачом в бархатном производстве.
гравюры,
литографии,
Интерес к коллекционированию у Петра Ивановича пробудился еще во
время стажировки в Лионе, когда он начал покупать редкие французские
книги,
не имея пока четко выраженной
"специализации". В Москве основные покупки он совершал на знаменитом
Сухаревском рынке. Товар доставляли богатому покупателю на дом.
"Вваливаются в амбар барахольщики с огромными мешками, их сейчас же
провожают в кабинет без доклада. Через минуту Петр Иванович погружается
в тучу пыли, роясь в грудах барахла, вываленного из мешков. Отбирает все
4 лучшее, а остатки появляются на Сухаревке в палатках или на рогожах около
них".
После смерти Ивана Васильевича в 1890 г. и, соответственно,
увеличения своего состояния за счет отцовских денег, у Петра Ивановича
значительно расширяются финансовые возможности. Для размещения своей
коллекции он принимается за строительство двухэтажного дома с
древнерусскими элементами в архитектурной конструкции на Малой
Грузинской улице, которое открывается к сентябрю 1893 г. В "музее"
располагаются уникальные документы – Евангелие XIII в., рукописный список
знаменитой книги А.Н. Радищева "Путешествие из Москвы в Петербург",
письма И.С. Тургенева, М.Д. Скобелева, всего 46 архивов! Кроме этого, в
коллекции Петра Щукина имелось старинное оружие и отечественный
фарфор, предметы русской старины и памятники прикладного искусства.
Например, прекрасное шитье, изображающее торжественную встречу Дмитрия
Донского после победы над Мамаем на Куликовском поле, исполненное в
1389 г.
Коллекция Петра Ивановича постоянно росла и увеличивалась, рядом
со старым зданием Щукин построил второе и третье здания. Его "музей" с
1896 г. был открыт для посетителей бесплатно, издавал красивые богато
иллюстрированные каталоги экспонатов. В фондах "музея" работал Суриков,
писавший этюды к картине "Степан Разин", В.А. Серов снимал копии с
персидских миниатюр, А.М. Васнецов срисовывал со старых планов Москвы
изображения боярских теремов.
Вполне закономерным итогом оказалась судьба щукинской коллекции–
весной 1905 г. он подарил ее "на вечные времена" Государственному
Историческому музею (ГИМ).
Не отставали от Петра Ивановича и его братья – Сергей и Иван. Сергей
Щукин собрал коллекцию полотен знаменитых новых французских
художников (Гогена, Ван Гога, Матисса, Ренуара) – всего 221 картину (к 1914
г.). После прихода к власти большевиков Сергей Иванович уехал за границу,
оставив всю коллекцию в России.
Дмитрий Иванович также собирал живопись – в его коллекции
хранилось 604 полотна произведений западной жизни XVI XVII вв.,
большинство которых оказалось после 1917 г. в современном Музее
изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, в котором сам владелец
работал… обыкновенным хранителем.
Совсем другим оказался другой брат коллекционеров – Иван Иванович,
собиравший картины только для украшения и из желания заставить говорить о
себе в высшем свете.
Многие меценаты любили не только давать деньги, но и лично
участвовать в субсидированных ими предприятиях. Правда, не всегда
подобная деятельность приводила к успехам. Так, очень трудно было
5 работать К.С. Станиславскому и В.И. НемировичуДанченко с С.Т.
Морозовым, который на правах покровителя (пожертвовал театру 500,0 тыс.
руб.) частенько вмешивался в работу режиссеров МХТ (будущий МХАТ),
пытаясь, наверное, сыграть особую роль и как человека, разбирающегося в
искусстве.
Совсем другим покровителем искусств являлся банкир барон
Александр Штиглиц, состояние которого оценивалось в 100,0 млн. руб. Он,
скорее, являлся больше спонсором, чем меценатом, поскольку искусство его
абсолютно не интересовало. Однако из личных средств он выделил – как
никто из всех отечественных меценатов – огромные деньги (5,5 млн. руб.) на
создание Училища технического рисования в Петербурге и строительство
первого в России Музея декоративноприкладного искусства.
Как и Штиглиц, равнодушным к культуре оставался еще один меценат
спонсор, стекольный король России Юрий НечаевМальцев, потративший 2,5
млн. руб. на постройку Музея изящных искусств в Москве при Московском
университете.
Среди состоятельных меценатов были люди, жертвовавшие деньги из
любви к культуре России и не желавшие громкой славы. Самым скромным из
русских меценатов можно назвать знаменитого Павла Третьякова, создателя
современной Третьяковской галереи.
Братья Третьяковы – Павел Михайлович и Сергей Михайлович –
родились в потомственной купеческой семье (известной с XVIII в.) и
получили прекрасное и утонченное образование (братья много читали и
музицировали, не пропускали премьеры в Большом и Малом театрах). Вместе
с тем успешно продолжили и расширили дело отца – торговлю льняным
полотном; филиалы их Костромской льняной мануфактуры размещались в
СанктПетербурге, Харькове, РостовенаДону, Варшаве (Царство Польское
входило в состав России с 1815 г.). Московскую, главную контору фирмы,
возглавлял старший брат – Павел Михайлович, имевший большой авторитет в
деловой среде. По его приходу на работу служащие могли проверять часы. Он
вникал в каждую мелочь, строго взыскивал с тех, кто нерадиво относился к
обязанностям.
Вместе с тем братья страшно любили искусство. Сергей Третьяков за 60
лет жизни собрал 84 первоклассных произведения 52х иностранных
живописцев, работавших в XIX в. После его смерти в 1892 г., картины
поступили в собственность старшего брата, Павла, который позже отдаст их в
картинную галерею. Картины Павел начал собирать не из любви к живописи, а
с далеко идущей целью, с определенным "налетом" романтизма: "Моя идея,
пишет он в письме к старшей дочери, была с юных лет наживать для того,
чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу в какихлибо
полезных учреждениях; эта мысль не покидала меня никогда во всю жизнь". В
1856 г., когда Павлу было 24 года, он приобрел первые произведения русской
6 живописи – картины Н. Шильдера "Искушение" и В. Худякова "Стычка с
финляндскими контрабандистами". Четыре года спустя он пишет в
завещании, что завещает капитал "на устройство в Москве художественного
музеума или общественной галереи".
Павел Михайлович, тративший на приобретение картин огромное
состояние, являлся нерасточительным человеком. Неприхотливый и
скромный в быту, он не любил роскошь, осуждал дочерей, которые могли
позволить себе (с точки зрения отца) ненужные расходы. Павел Михайлович
аккуратно вел т.н. книгу расходов, записывая, сколько и на что потратил.
Если он говорил художнику, что "Ваша цена мне не подходит", торговаться
было бесполезно…
Вместе с тем, будучи весьма прилежным в расходах, Третьяков никогда
не отказывал в материальной помощи художникам, попавшим в трудное
положение. О художниках он не забыл и в завещании, передав собственный
дом "…городу для устройства в том месте бесплатных квартир для вдов,
малолетних детей и незамужних дочерей умерших художников". Для
содержания дома Третьяков передал московской Думе 150,0 тыс. руб. 16 мая
1893 г. состоялось торжественное открытие "Городской художественной
галереи Павла и Сергея Третьяковых". Москве Павел Михайлович (его брат
уже скончался к этому времени) передал 1.276 картин, 471 рисунок и 10
скульптур, оцененных в полтора миллиона рублей. Галерею "высочайше"
посетил император Александр III , предложивший Третьякову возвести его в
дворяне (дворянства добивались многие, поскольку принадлежность к
"благородному сословию" открывало широкие возможности для человека в
дореволюционной России). Но Павел Михайлович отказался: "Я родился
купцом, купцом и умру".
Необходимо отметить, что скромность Третьякова была удивительной.
Он никогда не любил посещать галерею, когда в ней находились
обыкновенные посетители, тем паче представители царской или иной знатной
семьи, или какиелибо знаменитые люди. Павел Михайлович чуть было не
поссорился с В. Стасовым, когда тот написал о нем и галерее хвалебную
статью: "Я Вам глубоко благодарен за Ваше доброе мнение обо мне… но для
меня вовсе не нужно и неприятно, чтобы об этом заявлялось в печати". Павел
Михайлович даже не пришел на съезд, созванный Московским обществом
любителем художеств в честь открытия Третьяковской галереи – не изза
личных амбиций, "…а от невыносимого для него чувства – быть центром
внимания и чествования".
Павел Третьяков помогал не только художникам. По просьбе И.С.
Тургенева он отправил несколько крупных денежных переводов в адрес
экспедиции Н. МиклухоМаклая, находившегося "в стесненном положении".
Значительные средства переводились им на стипендии в московских
коммерческих училищах. В память войны 18531856 гг. Павлу Михайловичу
7 вручили бронзовую медаль за участие в пожертвованиях на военные нужды.
Создатель картинной галереи содержал училище глухонемых, где жили и
учились 156 детей, регулярно перечисляя деньги на питание и одежду
учащихся, построил для них трехэтажный дом и больницу.
Полной противоположностью скромному и непритязательному Павлу
Третьякову оказался Николай Павлович Рябушинский, любитель погулять на
широкую ногу и пользовавшийся в обществе скандальной репутацией.
Сыновья Павла Михайловича Рябушинского (первоначально фамилия звучала
как "Ребушинский") – 8 братьев (не считая 5 сестер) – приобрели предприятия
в льняной, стекольной, бумажной и полиграфической промышленности, в
годы Первой Мировой войны – и в лесопромышленной и
металлообрабатывающей; начали строить автомобильный завод.
Сначала Николая Павловича меценатство особенно не прельщало. После
неудачного брака он ударился в кутежи, получив прозвище "шалого"
Рябушинского. Однако Николай Павлович, при всех своих недостатках,
жертвовал большие деньги на меценатскую деятельность. В отличие от
Щукиных и братьев Морозовых, предпочитающих коллекционировать
произведения художественного французского авангарда, Рябушинский решил
поддерживать отечественное изобразительное искусство. В частности,
Николай Рябушинский на собственные деньги основал богато
иллюстрированный журнал по вопросам искусства и литературы,
издававшийся ежемесячно в 19061909 гг. – "Золотое руно". Вокруг журнала
группировались лучшие представители русской культуры – В.Я. Брюсов, Д.С.
Мережковский, З.Н. Гиппиус, А.А. Блок. На страницах "Золотого руна"
пропагандировалась русская культура; на устраивавшихся журналом
выставках современных русских художников организаторы знакомили
русских зрителей с новейшими направлениями прежде всего русской, а также
западноевропейской культуры конца XIX – начала ХХ вв.
Братья Николая вели куда скромный образ жизни, и тоже старались
заниматься меценатством.
Федор Павлович стал инициатором и
организатором научной экспедиции по изучению Камчатки (оказавшейся
весьма успешной), потратив 200,0 тыс. руб. При этом лично изучал проблемы
географии, антропологии и истории Сибири.
Другой брат Николая и Федора, Дмитрий, получил блестящее
образование за рубежом, в Московском университете и стал прекрасным
физиком. В 1904 г., когда ему было 20 лет, в подмосковном родительском
имении Кучино устроил первую в России аэродинамическую лабораторию, на
базе которой вырос научноисследовательский институт. К сожалению, его
таланты оказались невостребованными большевиками, и международную
известность Дмитрий Рябушинский приобрел во Франции, где был избран
членомкорреспондентом Академии наук.
8 композитор С.И.
В XIX в. занимались меценатством не только богачимиллионеры, но и –
что удивительно – простые чиновники, мещане, ученые. Конечно, их вклад по
сравнению с Мамонтовыми, Щукиными, Морозовыми был невелик, но нельзя
забывать, что эти люди отдавали своей стране многое из того немногого, что
имели. Например, историк И.Е. Забелин, передавший ГИМу собранную им
библиотеку,
частично занимавшийся
финансированием заграничных Русских исторических концертов театрального
деятеля С.П. Дягилева, в которых выступали Н.А. РимскийКорсаков, С.В.
Рахманинов, Ф.И. Шаляпин. Молодая актриса Малого театра А. Бренко,
боровшаяся в середине XIX в. за собственный театр вопреки запрету
Екатерины II , запрещавшей создавать собственные театры. Бренко потеряла
все небольшое состояние, но в 1882 г. закон о "казенной монополии" на театр
отменили.
Танеев,
Большой вклад в культуру внес С.И. Мамонтов (18411918), сделавший
капитал на железнодорожном строительстве, помогавший художникам и
артистам, создавший в середине 90х гг. XIX в. Московскую частную оперу,
где расцвели таланты Ф.И. Шаляпина, С.В. Рахманинова.
Мамонтову, возможно, как никому другому, было дано свойство
распознавать талант в творческом человеке. Первоначально, как и Третьяков,
Мамонтов оказывал существенную моральную и материальную поддержку
художникам (В.И. Сурикову, Поленову, Врубелю, К.А. Коровину), некоторые
из которых подолгу жили у него в Москве, и в Абрамцеве (имение Мамонтова,
купленное им в 1870 г.), где для них Савва Тимофеевич создавал
необходимые для работы условия. Персонаж одной из знаменитых картин
Серова "Девочка с персиками" – портрет старшей дочери Мамонтова.
Особенно Мамонтов прославился как меценат оперного искусства. Ему
долго не давала покоя мысль о довольно пренебрежительном отношении
"просвещенной публики" к национальному оперному искусству, и в начале 80
х гг. XIX в. он решает лично заняться большими оперными постановками. Тем
более, что денег у железнодорожного предпринимателя хватало. Он стал
первым, кто после снятия запрета о частных театрах (снятых в 1882 г.
усилиями А. Бренко) "покусился" на монополию императорских театров.
Первоначально успех не способствовал Савве Тимофеевичу, но в 1896 г.
триумф его Московской частной оперы превзошел все ожидания – опера
становится важным фактором культурной жизни России. О суммах, которые
тратил Мамонтов на оперу – предприятие, заранее не сулившее барышей –
говорить не приходится. (Ссылаясь на слухи, А.П. Чехов говорил, что
Мамонтов потратил на театр 3 млн. руб.) Рахманинов говорил, что Мамонтов
"…оказал большое влияние на русское оперное искусство. В некотором
отношении влияние Мамонтова на оперу было подобно влиянию
Станиславского на драму". В отличие от Саввы Морозова, Савва Мамонтов
9 обладал художественным вкусом и
общепризнанными в творческой среде.
знаниями,
считавшимися
Промышленный кризис в России в конце 90х гг. XIX в. сильно подорвал
финансы Мамонтова. Более того, 11 сентября 1899 г. Савва Тимофеевич был
арестован в своем доме на Садовой и помещен в Таганскую тюрьму. С
причинами ареста предпринимателя далеко не все ясно, поскольку его долг
составлял 2.230 тыс. руб., а движимая и недвижимая собственность
Мамонтова – 2.660 тыс.; поговаривали, что Савва Тимофеевич стал жертвой
какихто темных махинаций. Следствие закончилось в мае 1900 г. (адвокатом
Саввы Тимофеевича был знаменитый Ф.Н. Плевако) оправдательным
приговором меценату, но деловой карьере и меценатству Мамонтова пришел
конец, а его имущество ушло с молотка в уплату кредиторам.
Перечень имен российских меценатов очень широк, поэтому
невозможно упомянуть всех русских купцов и промышленников, дворян,
тративших личные средства на науку, искусство, благотворительность, не
думая о прибыли. Остается только удивляться, как только "бизнесмены"
рубежа конца XIX – начала ХХ вв. могли и успевали заниматься делами
фирмы и меценатством. Вместе с тем необходимо помнить, что меценатством
занимались люди совершенно различные по складу характера, но поставившие
перед собой единую идею – процветание России.
Заключение
Благотворительная деятельность считалась святой обязанностью,
деятельностью, направленной на развитие науки, культуры, искусства,
образования, здравоохранения, – всех тех сфер, которые способствовали
процветанию Отечества и развитию прогресса.
Благотворительные
пожертвования не преследовали корыстных целей и получения прибыли в
будущем.
Благодаря постоянной заботе меценатов об общественном презрении и
культурной жизни родного города были проведены огромные преобразования:
построены больницы, училища, библиотеки, открыты музеи, в которых были
собраны уникальные коллекции, открыты великие имена,
навеки
прославившие Россию.
По инициативе действительно просвещенных и понастоящему
образованных дарителей, развивалась отечественная наука, открывались
уникальные галереи и музеи, получили заслуженное признание у
отечественной интеллигенции театры, которым было суждено осуществить
реформу всего театрального дела.
Характеризуя "золотой век" меценатства в России, надо отметить то
обстоятельство, что пожертвования меценатов, в частности московских,
нередко были основным источником развития целых отраслей городского
хозяйства (здравоохранения).
10 Принципиально важно то, что меценатство в России шло рядом с
благотворительностью на ниве просвещения. Деятельное устроение
российскими меценатами новых школ и училищ, выделение субсидий на
стипендии студентам, многочисленные фонды в помощь учащимся и, наконец,
финансирование строительства новых институтов и университетов было
делом обычным. Данная взаимосвязь свидетельство того, что меценатство не
ограничивается только интересом к результатам профессионального
искусства и науки. Меценатство это ещё и всемерная забота о максимальной
доступности культурных ценностей и благ для самых широких слоев и групп
общества.
Меценатство в России в конце девятнадцатого начале двадцатого
веков было существенной, заметной стороной духовной жизни общества. Оно
в большинстве случаев было связано с теми отраслями общественного
хозяйства, которые не приносили прибыли и не имели, поэтому никакого
отношения к коммерции. Число меценатов в России на рубеже двух веков,
наследование добрых дел представителями одной семьи, альтруизм
благотворителей, высокая степень личного участия отечественных меценатов
в преобразованиях удивляют и восхищают. Их личные качества, интересы и
духовные потребности, уровень образования, воспитания говорят о том, что
перед нами подлинные интеллигенты.
Список использованной литературы
1. Аронов А. А. Золотой век русского меценатства. М., 2005.
2.
Развитие отечественных традиций
благотворительности и меценатства // Социокультурное пространство:
структура и процессы. М.: РАГС, 2006. С. 123 148.
Астафьева О.Н.
3. Благотворители и меценаты прошлого и настоящего : словарь
справочник от А до Я / авт. – сост. М.Л. Макальская, Н.Н. Бобровская. —
Изд во "Дело и Сервис",2005.
4. Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. М.: Наука,2009.
5. Лопухина Е.М. Самые знаменитые меценаты России. М.: Вече,2008.
6. Минченков Я.Д. Меценаты искусства и коллекционеры. М., 2010.
7. Новикова С. Из истории отечественного меценатства //Посев. 2012.
№ 2.
8. Тазьмин Ю.Н. Меценатство и благотворительность в России //
Социологические исследования. 2007. N 2. С. 92 97.
9. Харькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России:
Учебное пособие. М.: ПРИОР, 2008.
11
Меценатство в России
Меценатство в России
Меценатство в России
Меценатство в России
Меценатство в России
Меценатство в России
Меценатство в России
Меценатство в России
Меценатство в России
Меценатство в России
Меценатство в России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.