МС в природоохранной деятельности
Основная особенность глобальных проблем состоит в том, что ни одна страна самостоятельно не может с ними справиться. Наша природная среда является составной частью планетарной экологической системы, и решение таких глобальных проблем, как сохранение озонового слоя, трансграничный перенос загрязняющих веществ, антропогенное изменение климата, сокращение биоразнообразия, обезлесение и др., нереально без консолидации всего мирового сообщества.
На необходимость общечеловеческих усилий для предотвращения разрушения экосистемы планеты указывал в начале XX в. В.И. Вернадский в контексте своей концепции ноосферы. Впоследствии результаты моделирования глобального развития подтвердили вывод о том, что страны мира должны более ответственно подходить к решению экологических проблем на основе международного сотрудничества. В наши дни государства добровольно делегируют часть своих прав международным организациям, которые устанавливают общие для всех рациональные нормы природопользования. В этом процессе проявляются деидеологизация межгосударственных отношений и верховенство общечеловеческой идеи, что в значительной степени содействует оздоровлению международного политического климата.
Сотрудничество государств в области охраны окружающей среды имеет длительный путь становления и развития. Выделяют следующие периоды формирования современной системы международного экологического сотрудничества:
Первый этап связан с попытками объединения усилий различных стран в целях защиты природы в рамках международных конференций. Впервые конференция такого рода, собравшая ученых 18 стран, состоялась в 1913 г. в Берне (Швейцария). В 1923 г. в Париже прошел I Международный конгресс по охране природы. В 1928 г. в Брюсселе было открыто Международное бюро защиты природы. Следует отметить, что усилия международной общественности еще не пользовались поддержкой правительств, носили информационный, дискуссионный характер, не привели к принятию каких-либо практических мер по охране природной среды.
Начало второго этапа связано с созданием ООН, которой в настоящее время принадлежит ведущая роль в международном экологическом сотрудничестве, ибо в сферу ее компетенции наряду с политическими, экономическими и социальными проблемами входят вопросы охраны биосферы планеты. В 1948 г. при активной поддержке ЮНЕСКО была создана первая международная природоохранная организация — Международный союз защиты природы. В 1950-е гг. изменился концептуальный подход к проблемам окружающей среды: на смену концепции защиты природы, которая подразумевала сохранение отдельных природных объектов, пришла концепция охраны природы, предусматривающая рациональное, комплексное использование естественных ресурсов. В связи с этим в 1956 г. Международный союз защиты природы был переименован в Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП).
Третий этап характеризуется чрезвычайной активизацией многостороннего международного экологического сотрудничества. В 1960-е гг. проявились негативные последствия научно- технической революции, воздействие человека на окружающую среду приобрело глобальный характер и все чаще превышало естественные возможности экосистем к самовосстановлению. В 1968 г. сессия Генассамблеи ООН приняла резолюцию, определившую роль благоприятной окружающей среды для соблюдения основных прав человека. Важнейшим шагом в экологической политике государств и всего международного сообщества принято считать состоявшуюся в Стокгольме Международную конференцию по окружающей человека среде (1972), по решению которой был образован постоянно действующий орган — Программа ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП). Стокгольмская конференция создала прецедент рассмотрения экологических проблем в контексте человеческого развития. Последующие международные конференции, проходившие под эгидой ООН и охватывавшие различные социально-экономические проблемы (Конференция по народонаселению (Бухарест, 1974), Всемирная продовольственная конференция (Рим, 1974), Конференция ООН по населенным пунктам (Ванкувер (Канада), 1976), Конференция по новым и возобновляемым источникам энергии (Найроби (Кения), 1981) и др.), так или иначе затрагивали вопросы охраны среды обитания человека.
Начало четвертого этапа связывают с Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, которая состоялась 3—14 июня 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Участники подвели итоги международной деятельности по охране окружающей среды, проанализировали выполнение решений Стокгольмской конференции, приняли ряд программных документов, разработали концепцию устойчивого человеческого развития, открыли для подписания международные конвенции об охране климатических ресурсов и о биологическом разнообразии. Конференция в Рио задала программу дальнейшего международного сотрудничества в области природоохранной деятельности.
Современная система международного экологического сотрудничества объединяет пять основных направлений:
Наиболее распространенной и действенной формой сотрудничества по вопросам охраны окружающей среды является заключение международных договоров и иных соглашений. Партнерами в таких соглашениях обычно выступают страны-соседи или государства, объединенные общностью интересов в сохранении природной среды региона или совместным использованием некоторых ресурсов.
Международно-правовая природоохранная практика имеет более чем вековую историю. Начало ей было положено заключением соглашений по регулированию использования и охраны ресурсов животного мира. В 1875 г. Австро-Венгрия и Италия приняли Декларацию об охране птиц, а в 1882 г. была заключена Конвенция о порядке регулирования рыболовства в Северном море. В том же году в Париже несколькими европейскими странами была подписана первая Международная конвенция по защите полезных для сельского хозяйства птиц. В 1897 г. Россия, Япония и США подписали Соглашение о совместном использовании и охране морских котиков в Тихом океане. Следует заметить, что рыболовство, добыча китов и других морских животных — традиционная сфера международных соглашений. Сейчас в этой области действует более 70 договоров.
Растущая обеспокоенность ухудшением состояния морских вод побудила 20 стран мира к заключению в Лондоне Конвенции по предотвращению загрязнения морей нефтью (1954). Договором запрещен слив нефти и нефтепродуктов в пределах 80—250 км от побережий подписавших его стран. Впоследствии в этой сфере были заключены новые конвенции (Лондон, 1972, 1973), предусматривающие жесткий режим полного предотвращения каких бы то ни было сбросов и захоронений в Мировом океане, в том числе радиоактивных.
Важнейшим в истории межгосударственных соглашений является Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, подписанный более 100 странами в Москве в 1963 г.
Проблема защиты окружающей среды от разрушения в ходе военных действий нашла отражение в подписанной в 1977 г. Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду идея которой была выдвинута СССР. Термин «средства воздействия на природную среду» относится к любым средствам для изменения динамики, состава либо структуры Земли или космического пространства путем преднамеренного управления природными процессами. Участники конвенции обязались не прибегать к военному или иному враждебному использованию средств воздействия на экосистему планеты, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба другому государству, а также не помогать в осуществлении такого рода действий другим странам и организациям. Документ не ограничивает использования в мирных целях средств воздействия на природную среду в соответствии с принципами международного права. Конвенция является бессрочной.
В наши дни ни одна страна мира не может обеспечить себе безопасность за счет другой. Единственный путь — понижение уровня военного противостояния, прежде всего путем радикального сокращения ядерных арсеналов. В декабре 1987 г. был сделан первый реальный шаг к ядерному разоружению в результате подписания в Вашингтоне Договора между США и СССР о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Одновременно был достигнут прогресс на пути к 50-процентному сокращению стратегических вооружений СССР и США.
Современное конвенционное регулирование направлено на предотвращение возможных последствий для окружающей среды опасных видов хозяйственной деятельности. С этой целью международным сообществом были подписаны следующие документы: Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979), Венская конвенция об охране озонового слоя (1985), Конвенция о помощи в случае ядерной войны или радиационной аварийной ситуации (1986), Конвенция о перевозке опасных грузов (1989) и др. Международным достижением исключительной важности признается Монреальский протокол о веществах, разрушающих озоновый слой (1987), в соответствии с которым подписавшие его стороны обязались к 2000 г. снизить на 50 % выбросы в атмосферу хлор-фторсодержащих углеводородов, губительно действующих на защитную оболочку Земли.
Всеобщую заинтересованность представляет и сохранение биологического и ландшафтного разнообразия планеты. С этой целью международным сообществом были подписаны такие обязательства, как Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (1971), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972), Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (1979) и др. Но одним из наиболее существенных достижений международного экологического сотрудничества является заключение в 1992 г. Конвенции о сохранении биологического разнообразия. В целях создания материальных стимулов сохранения биоразнообразия Конвенцией закреплено признание биологических ресурсов суверенной собственностью государств, располагающих ими. Кроме того, страны, владеющие большим разнообразием генофонда, получили право взимать плату за доступ к этому ценному ресурсу.
Международные соглашения принесли конкретные позитивные результаты. Так, реализация Конвенции о предотвращении трансграничного загрязнения атмосферы на большие расстояния привела к значительному снижению уровня загрязнения воздуха в Европе. Резко уменьшилось количество убиваемых в Африке слонов в результате принятой в 1990 г. Конвенции о международной торговле исчезающими видами дикой флоры и фауны. В соответствии с соглашением 1991 г. в Антарктиде на 50 лет запрещены разведка и добыча полезных ископаемых. В целом государства мира приняли около 200 экологических соглашений.
Другой эффективной формой международного сотрудничества является создание и деятельность межправительственных специализированных учреждений при Организации Объединенных Наций.
Экологическая деятельность ООН и других международных организаций
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Экономическое развитие и охрана природы» (1962) во многом определила политику Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений в области охраны окружающей среды. Уточнение содержания проблемы окружающей среды с точки зрения новых реалий произошло в Париже на Межправительственной конференции по проблемам биосферы (1968). В рамках реализации решений этой конференции была разработана и принята одна из крупнейших научных программ экологических исследований под эгидой ООН — межправительственная и междисциплинарная программа ЮНЕСКО "Человек и биосфера". Ее основная задача заключалась в обеспечении научных основ рационального использования и сохранения ресурсов биосферы в целом и в отдельных типах экосистем. Широкомасштабная просветительская деятельность, осуществляемая международным сообществом ученых в рамках этой программы, помогла донести до правительств ряда стран идею, что дальнейшее нерациональное использование ресурсов планеты и продолжение загрязнения окружающей среды ставят под вопрос человеческое благополучие не только на национальном и региональном, но и на глобальном уровне. Осознание реальности угрозы послужило побудительным мотивом проведения в 1972 г. в Стокгольме первой Международной конференции по окружающей человека среде.
Итоговые документы Стокгольмской конференции отразили согласованную волю мирового сообщества по коренным вопросам международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, дали государствам возможность использовать механизм ООН для поиска решения важных экологических проблем в различных частях планеты.
Решения конференции носили рекомендательный характер, но они создали предпосылки к формированию комплекса международно-правовых норм для регулирования множественных аспектов охраны окружающей среды. Историческую значимость Стокгольмской конференции подчеркивает тот факт, что день ее открытия — 5 июня — был объявлен Всемирным днем окружающей среды.
Созданная по решению Стокгольмской конференции специальная структура — Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) — сосредоточена на наиболее острых проблемах глобального экологического кризиса, таких как изменение климата, опустынивание земель, деградация почв, вырубка лесов, сокращение запасов пресной воды, загрязнение океана, сокращение биологического разнообразия. Одно из начинаний ЮНЕП — формирование Глобальной системы наблюдений, или Всемирной системы слежения (мониторинга) за состоянием и изменениями биосферы. Она будет состоять из следующих подсистем:
Пока единственной полностью функционирующей частью Глобальной системы наблюдений является ИНФОТЕРРА (Информация о Земле).
ЮНЕП — центральное учреждение ООН, обеспечивающее комплексный и цельный подход к решению многочисленных составляющих общей проблемы сохранения биосферы.
В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась вторая Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-92 ). Она проходила на уровне глав государств и правительств 178 стран и стала ответом на резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН (1989) о необходимости созвать конференцию для выработки стратегии устойчивого, экологически приемлемого развития цивилизации.
Документы, принятые КОСР-92, получили законодательный характер. Они обязывали государств-участников отрегулировать национальные законодательства в соответствии с концепцией устойчивого человеческого развития.
Понятие «устойчивое развитие» вошло в лексикон мирового сообщества в 1987 г. после опубликования доклада «Наше общее будущее», подготовленного Международной комиссией по окружающей среде и развитию (МКОСР, или комиссия Брундтланд, созданная по инициативе Генерального Секретаря ООН в 1983 г.). В докладе доказывалась невозможность решать крупные экологические проблемы в отрыве от проблем социальных, экономических и политических. Устойчивое развитие определялось как модель социально-экономического развития, при которой удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей достигается без лишения такой возможности будущих поколений. Главными условиями устойчивого развития являются:
Концепция устойчивого развития была принята как официальная позиция ООН. Ключевым ее понятием является изменение качества роста, который должен быть менее материало- и энергоемким и более справедливым по распределению прибылей. Устойчивое развитие требует и учета человеческих потребностей — как экономических (благосостояние), так и неэкономических (образование и здоровье).
На Конференции в Рио-де-Жанейро были поставлены также вопросы о международном экологическом суде, международном экологическом трибунале, формировании «зеленых беретов» в качестве сил быстрого реагирования на чрезвычайные события экологического характера.
Таким образом, если Конференция ООН в Стокгольме положила начало интенсивному согласованному изучению взаимодействия биосферы и человечества, то в Рио-де-Жанейро были подведены первые итоги международного экологического сотрудничества и приняты такие важные документы, как Декларация Рио по окружающей среде и развитию, Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех видов лесов, Конвенция о биологическом разнообразии и Повестка дня на XXI век — суперпрограмма, ориентированная на подготовку мирового сообщества к решению эколого-экономических и социально-экологических проблем ближайшего будущего.
Десятилетие после конференции в Рио-де-Жанейро стало периодом конкретизации государствами глобального плана действий по устойчивому развитию, разработки национальных концепций или стратегий устойчивого развития. Во многих странах предпринимались конкретные шаги по их реализации, включая проведение институциональных реформ, совершенствование нормативно-правовой базы, ратификацию основных международных конвенций, расширение доступа к информации по охране окружающей среды и устойчивому развитию, усиление организационно-экономического механизма природопользования и т.п. Вместе с тем, по оценкам Комиссии ООН по устойчивому развитию, правительства и народы мира не сделали всего возможного для выхода из планетарного кризиса. Бесспорно, предпринятые усилия позволили увеличить площади охраняемых природных территорий планеты, сократить производство и использование разрушающих озоновый слой атмосферы хлорфторуглеродов, стабилизировать выбросы углекислого газа на уровне 1998 г. Однако в это же время усилилась деградация плодородных земель, неуклонно истребляются реликтовые леса, сокращается биоразнообразие планеты, продолжается загрязнение воздуха и воды, появилась новая угроза — разрушительное воздействие генной инженерии. Далеки от решения проблемы бедности и неравенства, ущемления прав человека, роста заболеваемости населения Земли, возникновения социальных и военных конфликтов, насилия, терроризма. В связи с этим состоявшаяся в августе—сентябре 2002 г. в Йоханнесбурге встреча на высшем уровне по устойчивому развитию вновь привлекла внимание мировой общественности к этой актуальной теме.
Решения, принятые на конференциях ООН, свидетельствуют о том, что характерной особенностью современного природопользования является тесная взаимосвязь национальных и межнациональных интересов, приоритет общечеловеческих ценностей перед сугубо экономическими целями.
Направления решения экологических проблем разрабатываются также специализированными учреждениями ООН, образованными по секторальному принципу. К ним относятся: Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Программа развития ООН (ПРООН), Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ) и др.
Глобальные экологические проблемы находятся в центре внимания международных общественных организаций, партий, групп, движений так называемых «зеленых», или эколо- гистов. Самой известной в настоящее время является созданная в 1971 г. экологическая организация «Гринпис» («Зеленый мир»), главное направление деятельности которой — борьба с радиоактивным загрязнением биосферы.
Ведущей международной неправительственной организацией — основателем мирового природоохранного движения считается Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), учрежденный под эгидой ЮНЕСКО в Фонтенбло (Франция, 1948). По инициативе МСОП создана Красная книга о состоянии популяций редких и исчезающих видов млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий; составляется Зеленая книга, где представлены сведения об уникальных и редких ландшафтах земного шара.
В мире насчитывается более 300 организаций по охране природы, среди них — созданный еще в 1922 г. Международный совет по охране птиц (СИПО), Всемирная федерация по защите животных, Международная федерация по охране альпийских районов, Европейская федерация по охране вод и др.
С 1961 г. ведет активную деятельность Всемирный фонд охраны дикой природы (WWF — Wold Wildlife Fund) — один из инициаторов Международной конвенции об охране водно-болотных угодий. Благодаря ему развернулась первая международная кампания по спасению тропических лесов, в результате которой были созданы десятки особо охраняемых природных территорий в Африке, Юго-Восточной Азии, Латинской Америке. В начале 1980-х гг. WWF инициировал введение реструктуризации внешних долгов в обмен на дополнительное финансирование страной-должником природоохранной деятельности на своей территории. По схеме «долги в обмен на природу» списана существенная часть долгов Польше, Болгарии, Филиппинам, Мексике, Коста-Рике и др.
Среди наиболее молодых общественных организаций экологической направленности следует назвать Международный фонд за выживание и развитие человечества (Москва, 1988), Московский международный энергетический клуб (1990), а также Международный Зеленый Крест (1993), который главными своими целями считает экологическое образование и воспитание как основу устойчивого развития и изменения системы ценностей мировой цивилизации.
Весомый вклад в реализацию международных соглашений и программ мирового сообщества по оздоровлению среды обитания вносят и международные финансовые организации — Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирный банк (ВБ). Они определили охрану окружающей среды одной из главных задач своей деятельности.
Европейский банк реконструкции и развития первым из международных финансовых институтов закрепил в уставе в качестве приоритетных следующие направления деятельности:
Основными инструментами реализации экологической политики ЕБРР являются исследования в области охраны окружающей среды; техническая помощь, направленная на поддержку экологических проектов и программ; кредиты, гарантии, инвестиции, обеспечивающие финансирование экологических проектов, и т.д.
Специалисты банка разрабатывают «Экологический запретительный список», согласно которому банк и его финансовые посредники должны воздержаться от финансирования проектов генной инженерии, связанных с риском попадания генетического материала в окружающую среду; производства и продажи запрещенных пестицидов и др.
С помощью кредитно-инвестиционных инструментов ЕБРР осуществляется реализация экологических проектов в странах Центральной и Восточной Европы, в частности, особое внимание уделяется инвестированию энергетических объектов, обеспечивающих «положительный экологический замещающий эффект» — переход электростанций с бурого угля на газ.
В целях создания финансовых возможностей участия в глобальных инициативах стран с переходной экономикой и развивающихся стран в начале 1990-х гг. в качестве экспериментальной программы Всемирного банка был учрежден Глобальный экологический фонд (ГЭФ), который в настоящее время осуществляет свои проекты совместно с Программой развития ООН и ЮНЕП. За первые 10 лет существования Глобальный жкологический фонд выделил 4,2 млрд дол. США в виде грантов на реализацию около 1000 проектов (по охране международных вод, защите озонового слоя, реализации конвенций по изменению климата и сохранению биоразнообразия и т.д.) в 160 странах.
Помощь богатых европейских стран и международных финансовых институтов государствам, переживающим сложный период становления рыночной экономики, является не только благородным, но и необходимым делом в контексте сохранения глобальной экосистемы. Однако финансовые обязательства стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейской комиссии в области охраны окружающей среды в отношении стран СНГ примерно в два-три раза ниже, чем в отношении других государств Центральной и Восточной Европы.
Перспективы международного сотрудничества в деле охраны природы нашей планеты неразрывно связаны с процессами глобализации, в контексте которых решение глобальных экологических проблем немыслимо без широкого взаимного обмена не только информацией, но и природосберегающими технологиями. Назрела также необходимость создания международного механизма экологического контроля, поскольку открытость, возможность удостовериться в добросовестном выполнении партнерами принятых на себя обязательств — неотъемлемые компоненты международного сотрудничества в природоохранной сфере. Для этого нужна разработка системы глобального экологического контроля, предусматривающая все возможные формы и методы проверки, включая инспекции (аналогично тому, как это происходит, например, в военной области).
Участие в международном экологическом сотрудничестве
В современных условиях реализация конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду невозможна без международного экологического сотрудничества, поэтому Беларусь является его активной участницей. Основные задачи республики в этой деятельности:
В развитии международного сотрудничества на многосторонней основе особое внимание в республике уделяется выполнению международных конвенций и подписанных к ним протоколов, разработке национальных механизмов их реализации, также активизации сотрудничества с органами управления конвенциями.
Подписаны следующие основные конвенции и протоколы в области охраны окружающей среды:
В рамках подписанных конвенций разработан ряд проектов (в частности, проект программы «Охрана атмосферного воздуха» с учетом выполнения международных обязательств), установлены критические нагрузки на экосистемы под влиянием техногенного фактора, осуществлена работа по оценке эмиссионных факторов по тяжелым металлам, предпринят комплекс мер по регламентации перемещения озоноразрушающих веществ (ОРВ) через государственную границу, сокращению производства и потребления ОРВ, создан банк данных об их импортерах и потребителях ОРВ в республике и т.д. Благодаря этим мероприятиям выбросы оксидов азота снижены до уровня 1987 г., а потребление ОРВ за последние годы сведено к минимуму.
В контексте реализации Конвенции о сохранении биоразнообразия планеты Беларусь участвует в создании Общеевропейской экологической сети территориальной охраны природы (EECONET). Единая экологическая сеть должна способствовать сохранению пространственных и функциональных связей между природными экосистемами соседних стран, сокращению фрагментарности экосистем, созданию трансграничных охраняемых природных территорий. Идея EECONET оценивается специалистами как одна из лучших современных макрорегиональных инициатив.
Природоохранным ведомством осуществляется активная деятельность по привлечению финансовых ресурсов для решения таких важных природоохранных задач, как создание потенциала в области стратегической экологической оценки и реализации природоохранных конвенций в стране, расширение возможностей в сфере устойчивого развития на местном уровне, реализация Орхусской конвенции в части доступа к правосудию, а также для подготовки полномасштабного проекта по обращению со стойкими органическими загрязнителями.
Расширяется взаимодействие с такими крупными международными организациями, как Совет Европы, МАГАТЭ, Межгосударственный экологический совет (МЭС), Программа ТАСИС Европейского сообщества, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, а также органами, созданными для имплементации международных природоохранных конвенций и протоколов к ним и др.
Являясь одним из учредителей ООН, Беларусь на постоянной основе поддерживает контакты с межправительственными организациями ООН: ЮНЕП, ЮНЕСКО, ВМО, ВОЗ, ЕЭК по проблемам окружающей среды и водным ресурсам, ИНФОТЕРРА и др.
В последние годы активизировалось сотрудничество природоохранных органов республики с Программой развития ООН (ПРООН), в рамках которой реализуются проекты по устойчивому развитию на местном уровне («Местные повестки-21»).
Традиционными направлениями международного технического сотрудничества остаются проблемы сохранения биоразнообразия водно-болотных угодий в границах национальной сети особо охраняемых природных территорий, формирование институциональной и законодательной базы для внедрения системы комплексных экологических разрешений, выработка механизмов реализации положений Киотского протокола.
В рамках программы малых грантов ПРООН/ГЭФ завершена реализация проектов, целями которых являлись:
За приверженность идеям экоразвития и активную природоохранную позицию на заседании Генеральной Ассамблеи ООН 15 ноября 2007 г. Республика Беларусь избрана в Совет управляющих Программы ООН по окружающей среде на 2008—2011 гг.
В области охраны окружающей среды у Беларуси и других стран СНГ много общих проблем, оставшихся в наследство от Советского Союза, и в первую очередь — это последствия катастрофы на ЧАЭС. Поэтому одним из первых документов, принятых в рамках СНГ после образования Содружества, явилось Соглашение о взаимодействии в области охраны окружающей природной среды, подписанное в феврале 1992 г. в Москве представителями 10 из 11 стран СНГ (Украина присутствовала в качестве наблюдателя).
Для практической реализации договоренностей, вытекающих из Соглашения, в 1992 г. в Минске на заседании руководителей природоохранных ведомств стран СНГ был подписан Протокол о создании и полномочиях Межгосударственного экологического совета (МЭС). В качестве постоянного рабочего органа МЭС учрежден Секретариат совета со штаб-квартирой в Минске.
Задачами Межгосударственного экологического совета являются:
За период существования МЭС был принят ряд соглашений в области охраны окружающей среды:
Беларусь развивает и двустороннее сотрудничество в области охраны природы со странами СНГ, а также такими государствами и потенциальными инвесторами, как Германия, Швейцария, Швеция. Подписаны и реализуются межправительственные соглашения с Латвией, Российской Федерацией, Украиной. Достигнуты межведомственные (между природоохранными ведомствами) договоренности с Польшей, Данией, Молдовой, Литвой, Болгарией, Словакией.
К приоритетным направлениям сотрудничества с сопредельными государствами — Литвой, Россией и Украиной — относится охрана трансграничных водных объектов от загрязнения, для чего необходимо проведение совместного мониторинга их состояния. С этой целью в 2008 г. был подписан протокол о сотрудничестве в области мониторинга и обмена информацией о состоянии трансграничных вод между природоохранными ведомствами Республики Беларусь и Литовской Республики.
Совместно с Латвией разрабатываются проекты по созданию и функционированию трансграничной особо охраняемой природной территории.
Планомерно развивается сотрудничество с Россией и Украиной в рамках подписанных межправительственных соглашений в области охраны и рационального использования трансграничных водных объектов. Регулярно проводятся встречи уполномоченных, заседания рабочих органов по реализации соглашений; решаются конкретные вопросы, связанные с инвентаризацией трансграничных водных объектов и источников их загрязнения, определением формата обмена информацией, согласованием показателей качества воды и т.д.
Наметился прогресс в развитии сотрудничества в области охраны окружающей среды с Республикой Польша. В частности, принято решение о подготовке к подписанию четырех соглашений:
По линии сотрудничества с Австрией 24—25 ноября 2008 г. в Минске прошло четвертое заседание белорусско-австрийской рабочей группы по вопросам охраны окружающей среды и созданию природоохранных технологий. В ходе заседания прошла презентация деятельности австрийских фирм по переработке отходов, по внедрению биогазовых технологий и технологий с использованием древесной биомассы в качестве топлива, по строительству малых гидроэлектростанций и освоению альтернативной энергетики. Состоялись встречи представителей австрийских фирм с руководителями ряда белорусских предприятий, заинтересованных во внедрении природоохранных технологий.
В стадии разработки и проведения переговоров находятся:
Природоохранными структурами в рамках переговорного процесса проводятся десятки встреч с представителями соответствующих зарубежных ведомств по вопросам осуществления совместной деятельности по реализации Киотского протокола, развития альтернативных и возобновляемых источников энергии, сотрудничества в области управления трансграничными водными объектами и очистки сточных вод, управления отходами и обращения со стойкими органическими загрязнителями, сохранения биоразнообразия, добычи полезных ископаемых и др. Продолжается работа с экспертами и представителями секретариатов конвенций (РКИК, Конвенции ЭСПО), экспертами ЮНКТАД, европейского бюро ВОЗ и представителями Британского королевского общества защиты птиц.
Активное участие в процессе международного экологического сотрудничества дает надежду на то, что наше возвращение на общемировые пути социально-экономического развития будет способствовать преодолению экологических угроз совместно с другими странами. Для этого существуют реальные предпосылки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.