Конспект внеклассного мероприятия по истории. Цель мероприятия: знакомство с одним из великих русских путешественников и исследователей, его вкладом в развитие мировой науки.
Задачи: формирование навыков анализа и систематизации полученной информации, навыков работы с историческим документом, формирование у учащихся умения давать оценку поступкам исторических деятелей с использованием элементов творчества, воспитывать у детей чувства гордости за достижения отечественных ученых, осознания единства всех человеческих рас на примере деятельности и высказываний ученого-этнографа Н. Н. Миклухо-Маклая.
Миклухо-Маклай.docx
Янцен Ольга Дмитриевна
Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №2 п. Николаевка ЕАО
Внеклассное мероприятие для учащихся 67 классов.
"МиклухоМаклай – покровитель папуасов "
Цель мероприятия:
путешественников и исследователей, его вкладом в развитие мировой науки.
знакомство с одним из великих русских
Задачи: формирование навыков анализа и систематизации полученной
информации, навыков работы с историческим документом, формирование у
учащихся умения давать оценку поступкам исторических деятелей с
использованием элементов творчества, воспитывать у детей чувства гордости
за достижения отечественных ученых, осознания единства всех человеческих
рас на примере деятельности и высказываний ученогоэтнографа Н. Н.
МиклухоМаклая.
Ход мероприятия
Структура
занятия
Организационный
этап
Деятельность учителя Деятельность
УУД
учащихся
Здравствуйте ребята.
Давайте пожелаем друг
другу
хорошего
настроения и позитива
в течение нашего
сегодняшнего занятия!
Постановка цели
и
задач
внеклассного
мероприятия.
Мотивация
учебной
деятельности
учащихся
На доске прикреплена
карточка с датой
17 июля 1846
Ребята посмотрите на
эту дату, для чего она
здесь, как вы думаете,
почему эта дата
сохранилась до сих пор
в истории? Посчитайте,
Учащиеся смотрят
презентацию
с
изображением
фотографий, книг и
памятников ученого
Н.
Миклухо
Маклая, отвечают на
вопросы учителя.
Н.
рабочее
Регулятивные
УУД:
самостоятельно
организовывать
свое
место.
Коммуникативные
УУД:
установление
чувства
сотрудничества
между учителем
и учащимися,
Познавательные
УУД:
самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной
цели; осознанное и
произвольное пожалуйста,
сколько
уже лет прошло со дня
этой даты (170 лет).
Сейчас посмотрите,
пожалуйста
презентацию и скажите,
какому
человеку
посвящена эта дата и
наш сегодняшний урок?
Итак, правильно, наш
урок
посвящен
великому русскому
путешественнику,
ученомуэтнографу
Николаю Николаевичу
МиклухоМаклаю.
Учащиеся читают
высказывания
ученого, отвечают на
вопросы учителя
Первичное
усвоение новых
знаний
Учащиеся получают
высказываниея.
«Кто твердо знает,
что делать, тот
приручает судьбу.»
Николай Миклухо
Маклай.
«Помни: каждый
вечер мы беднее на
один день.» Николай
МиклухоМаклай
«Ценить людей надо
по тем целям,
которые они перед
собой ставят.»
Николай Миклухо
Маклай
Ребята, прочитаем эти
высказывания и
подумаем, каков же по
характеру человек,
написавший эти
высказывания?
построение
речевого
высказывания в
устной форме;
Регулятивные
УУД:
целеполагание,
прогнозирование
.
Личностные УУД:
нравственно
этическая
ориентация
Познавательные
УУД: поиск и
выделение
необходимой
информации;
смысловое чтение;
установление
причинно
следственных
связей;
построение
логической цепи
рассуждений.
Коммуникативные
УУД: постановка
вопросов –
инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации;
умение с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли в соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации,
владение
монологической и
диалогической
формами речи в
соответствии с
грамматическими и
синтаксическими
нормами родного
языка.
Итак, мы
разобрались с
личностью и
характером, а теперь
давайте узнаем
побольше о
биографии этого
знаменитого человека.
У вас на партах
разложен текст,
работая с ним вам
необходимо соотнести
даты на доске с
фактами из жизни
Николая Миклухо
Маклая.
Учащиеся работают
с текстом,
вычленяя из текста
данные его
биографии.
17 июля 1846 –
рождение Н. Н.
МиклухоМаклая;
1863 г. –
поступление в
Санкт
Петербургский
университет;
18641866 – поездка
в Германию,
изучение философии
и медицины;
1866 г. – первое
научное путешествие
Мадейра, Тенерифе,
Гран Канария,
остров Ланцерот,
Марокко, Гибралтар,
Испания, Париж; Какие открытия
совершил ученый?
1871, 1876 и 1883 –
путешествие и жизнь
на острове Новая
Гвинея;
Ценные
географические
наблюдения
(описания рельефа,
измерение глубин
моря,
метеорологические
наблюдения), многие
из которых не
утратили значения
доныне,
этнографические
сведения, коллекции,
открыл новые виды
двуутробок и др.
Занимался
этнологическими
исследованиями
ближайших племен,
изучением мозга
позвоночных,
анатомией сумчатых
и метеорологией.
Используя
фактический
материал, он
опроверг расистские
представления о
коренном различии
физического
строения и психики
представителей
отдельных рас
человека.
Учащийся выступает
с сообщением о
распорядке дня
ученого
А каким же был
обычный день
натуралиста в
неизведанных диких
краях? Давайте послушаем сообщение
учащегося.
Осилили бы вы такой
распорядок дня?
Давайте вспомним из
курса истории как
относились европейцы к
местному
коренному
населению открытых
ими земель? Почему они
так поступали?
прочитайте
высказывание известного
русского писателя, как
соотнести эти слова с
деятельностью ученого
Миклухо Маклая?
Ребята, а теперь
Учащиеся работают
с высказыванием Л.
Н. Толстого и
отвечают на вопросы
учителя
первый
...
«Вы
доказали, что человек
везде человек» — эти
слова Л. Н. Толстой в
свое время адресовал
совсем еще молодому
ученому
Николаю
МиклухоМаклаю.
Правильно ученый
исследуя жизнь и быт
папуасов опроверг
расистские
представления о
коренном различии
физического строения
и психики
представителей
отдельных рас
человека, т. е.
доказал, что все расы
и народы равны.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Ребята, представьте
себе, если бы к нам в
гости сейчас
пожаловал сам
Двое учащихся
инсценируют сценку
между Н. Н.
МиклухоМаклаем и
Регулятивные
УУД: выделение и
осознание
учащимся того, что
уже усвоено и что репортером.
путешественник Н. Н.
МиклухоМаклай?
Какие вопросы бы вы
ему задали?
Заключение
Учащиеся покидают
класс под песню из
мультфильма
Бременские
музыканты «Ничего
на свете лучше
нету».
и
Учитель показывает
книгу «Путешествие
на берег Маклая».
Итогом путешествия
стала эта книга
источник
подробнейших
прелюбопытнейших
сведений о Новой
Гвинее.
Главную
ценность
книги
составляют
дневниковые
записи
автора, в книге много
исследовательской
информации
о
тропическом острове и
просто
интересных
наблюдений о жизни
местного населения.
Надеюсь ктото из вас
прочтет эту книгу и
расскажет нам о жизни
этого замечательного
путешественника.
с
подлежит
еще
усвоению,
оценивание
качества и уровня
усвоения;
Коммуникативные
УУД:
умение
достаточной
полнотой
точностью
выражать
мысли
соответствии
задачами
условиями
коммуникации
Личностные УУД:
свои
в
с
и
и
нравственно
этическая
ориентация
действие
нравственно –
этического
оценивания
усваиваемого
содержания,
обеспечивающее
личностный
моральный выбор
на основе
социальных и
личностных
ценностей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
МиклухоМаклай Николай Николаевич блестящий русский путешественник, зоолог,
этнограф и общественный деятель. Николай Николаевич МиклухоМаклай родился 17 июля 1846 года в семье инженера в селе Рождественском, близ города Боровичи
Новгородской губернии.
В 1863 году он поступил вольнослушателем в Петербургский университет. В 1864 году за
участие в студенческих сходках он был исключен без права поступления в высшие учебные
заведения России. МиклухоМаклай уехал в Германию. Два года он слушал лекции на
философском факультете Гейдельбергского университета в Германии, затем изучал
медицину в Лейпциге и Йене. МиклухоМаклай обратил на себя внимание
естествоиспытателя Геккеля, пропагандиста идей Дарвина.
В 1866 году Геккель взял 19летнего студента в качестве ассистента в большое научное
путешествие. Мадейра, Тенерифе, Гран Канария, остров Ланцерот, Марокко, Гибралтар,
Испания, Париж таков был маршрут первого путешествия МиклухоМаклая.
В 1869 году, после посещения побережья Красного моря, МиклухоМаклай вернулся в
Россию. Первые научные исследования МиклухоМаклая посвящены сравнительной
анатомии морских губок и мозга акул и другим вопросам зоологии. Во время последующих
путешествий (ова Малайского архипелага, полуостров Малакка, острова Океании,
Австралия) МиклухоМаклай провёл также ценные географические наблюдения (описания
рельефа, измерение глубин моря, метеорологические наблюдения), многие из которых не
утратили значения доныне.
Два с половиной года (в 1871, 1876 и 1883 годах) он прожил на северовосточном берегу
Новой Гвинеи (ныне берег МиклухоМаклая), где завоевал любовь и доверие
новогвинейцев. В 1873 г. исследовал аборигенов на Маниле. Оправившись от лихорадки,
снова направился на югозападное побережье Новой Гвинеи, где собрал ценные
этнографические сведения, коллекции, открыл новые виды двуутробок и др. В 1875 г.
МиклухоМаклай предпринял путешествие на Малаккский пов, чтобы сравнить жителей
его с папуасами и жителями Филиппинских островов. Исследовал острова Западной
Микронезии, затем в 1877 г. высадился на берегу Маклая. Здесь в течение года он
совершил ряд походов, исследовал людоедов близ мыса Дюпере, занимался
этнологическими исследованиями ближайших племен, изучением мозга позвоночных,
анатомией сумчатых и метеорологией. Папуасы боготворили МиклухоМаклая, он же,
близко познакомившись с жестокой эксплуатацией островитян приезжими коммерсантами,
выступил на их защиту. Этому были посвящены все годы его дальнейшей жизни в Сиднее,
где он основал биологическую станцию, и в Петербурге. Используя фактический материал,
он опроверг расистские представления о коренном различии физического строения и
психики представителей отдельных рас человека.
МиклухоМаклай был автором проекта создания на Новой Гвинее независимого
государства Папуасского Союза. Позже (1886) он безуспешно добивался от царского
правительства разрешения организовать на Новой Гвинее "вольную русскую колонию".
Последние дни жизни МиклухоМаклай провел в клинике Виллие при Военномедицинской
академии. МиклухоМаклай умер 2 апреля 1888 года. Труды МиклухоМаклая (76 работ)
издавались в 187188 гг. в "Известиях Императорского Русского Географического
Общества", в Берлинском антропологическом журнале, в батавских и австралийских
журналах. Коллекции МиклухиМаклая помещены в музее Императорской Академии
Наук. Материалы эти до сего времени представляют огромный интерес для антропологии и
этнографии. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
его
и
глубины
термометр
записываю
"Вставал я ранее моих слуг, еще в полутемноте, часов в пять; отправлялся кругом дома
посмотреть, не случилось ли чего нового за ночь, затем спускался к ручью мыться.
Возвращаюсь к дому около трех четвертей шестого; уже светло. Бой разводит огонь и греет
воду для чая. Я отправляюсь на веранду и жду там чай, который мне подают с сухарями или
печеными бананами, очень приятными на вкус. Около 7 часов записываю температуру
воздуха, воды в ручье и в море, высоту прилива, высоту барометра, направление и силу
ветра, количество испарившейся воды в эвапориметре, вынимаю из земли зарытый на один
метр
показание.
Окончив метеорологические наблюдения, отправляюсь или на коралловый риф за морскими
животными, или в лес за насекомыми. С добычею сажусь за микроскоп или кладу в спирт
собранных насекомых, или же принимаюсь за какуюнибудь другую работу до 11. В 11
завтракаю. Завтрак состоит из отваренного рису с кёри. После завтрака ложусь в
повешенный на веранде гамак и качаюсь в нем до часа, причем часто засыпаю. В час те же
метеорологические наблюдения, как в 9 часов. Затем опять принимаюсь за какуюнибудь
работу, как, например, приведение в порядок наблюдений, записанных в карманной книжке,
реже за чтение. Приход папуасов часто прерывает мои занятия, так как я спешу к ним, не
желая опустить случая прибавить несколько слов к моему папуасскому словарю.
После пяти отправляюсь погулять в лес до обеда, который подает мне Бой около 6 часов и
который состоит из тарелки отваренных чилийских бобов с небольшим куском «чарки» и
одной или двух чашек чаю. Время после обеда я посвящаю на разные домашние работы, как
то: чистку ружей, уборку своей кельи, а затем, сменив мой костюм, сделанный из бумажной
материи, на фланелевый, когда темнеет, сажусь на пень у берега, слежу за приливом и
отливом, рассматриваю далекий горизонт, облака и т. д. Иногда ложусь снова в гамак и
прислушиваюсь к раздающемуся кругом меня в лесу крику птиц и трескотне десятков
разноголосых цикад. В 8 часов иду в комнату и, зажегши свою небольшую лампочку (более
похожую на ночник, чем на лампу), записываю происшествия дня в дневник. В 8–9 часов
опять метеорологические наблюдения и, наконец, предпоследний акт дня – очищаю
кокосовый орех и выпиваю его прохладительную воду. Вернувшись в комнату, осматриваю
заряженные ружья и ложусь на жесткую постель, состоящую из двух корзин, покрытых
одеялом вместо тюфяка и простынь. Засыпаю обыкновенно очень скоро."
Миклухо-Маклай-покровитель папуасов
Миклухо-Маклай-покровитель папуасов
Миклухо-Маклай-покровитель папуасов
Миклухо-Маклай-покровитель папуасов
Миклухо-Маклай-покровитель папуасов
Миклухо-Маклай-покровитель папуасов
Миклухо-Маклай-покровитель папуасов
Миклухо-Маклай-покровитель папуасов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.