Мини-лекторий для педагогов и родителей по теме: «Особенности познавательной деятельности и личностного развития детей с ТНР»
В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушением развития.
Специальные исследования и разнообразные клинические проявления ОНР, позволили выделить 3 группы детей (это не уровни ОНР).
Дети первой группы имеют лишь признаки ОНР без других выраженных нарушений нервно – психической деятельности. Это неосложненный вариант ОНР. У таких детей не выявляются признаки локального поражения ЦНС, лишь в отдельных случаях отмечается в анемнезе недоношенность ребенка, его соматическая особенность в первые годы жизни. Небольшие невротические дисфункции ограничиваются нарушениями мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифферинцированных движений пальцев рук.
У детей второй группы ОНР сочетается с рядом неврологических синдромов. Это осложненный вариант ОНР, при котором имеют место негрубые повреждения отдельных мозговых структур, наиболее частыми из которых являются:
- гидроцефальный синдром (повышенное внутреннее давление);
- цереброастенический синдром (повышенная нервно- психическая истощенность);
- синдромы двигательных расстройств (нарушение мышечного тонуса).
У детей третьей группы имеет место наиболее стойкое и специфическое речевое недоразвитие (моторная алалия). У этих детей выявляются признаки поражения (или недоразвития) корковых речевых зон головного мозга (зоны Брока), имеют место симптомы дизонтогенетические нарушения.
Естественно, все эти нарушения накладывают отпечаток на личностное развитие ребенка и на особенности познавательной деятельности детей.
*У данной категории детей отмечается недостаточность различных видов восприятия, в первую очередь слухового, зрительного, пространственного.
Недостаточность базового слухового восприятия влияет на формирование фонематического слуха, а в дальнейшем на фонематическое восприятие (у всех детей с ОНР).
Нарушение зрительной сферы проявляется в бедности и недифферинцированности зрительных представлений, в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным образом предмета.
Дети с ОНР затрудняются в дифферинцировании понятий «справа», «слева», наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле. Особенно стойко пространственные нарушения проявляются при рисовании человека. (примитивность, малое количество деталей).
Внимание характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью, что определяет тенденцию к снижению темпа деятельности в процессе работы. Ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми. Дети испытывают трудности при переключении и распределении внимания (Чиркина Г.В, Филичева Т.Б; 1991г).
Исследования мнемической функции у детей с ОНР показывают, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы. Однако заметно снижена слуховая память (долговременная и кратковременная) и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (3-4 ступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкций (Усанова О.Н, Гаркашу Ю.Ф). Однако при имеющихся трудностях у данной категории остаются относительно сохранными возможности логического запоминания.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии наглядно – образного и словесно – логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Для многих детей характерна регидность мышления.
Также детям с ОНР присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы и мелкой моторики пальцев рук.
Доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки. Несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников.
Нарушение коммуникативной функции выражается в снижении потребности в общении, несформированности способов коммуникации (диалоговая и монологическая речь), особенностях поведения (негативизм, незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения). Также имеет мест в данной категории детей заниженная самооценка, проявление тревожности, агрессивности. Дети стараются избегать ситуаций требующих речевого общения, пользуются невербальными средствами. Речевой негативизм проявляется в отказе от общения, замкнутости, агрессивности, в речевой контакт дети вступают только после длительной стимуляции.
Аспект личностного развития детей с ОНР является наименее изученным.
Исходя из особенностей развития познавательной сферы детей строятся и занятия в коррекционной логопедической группе.
Так как внимание неустойчивое нужно постоянно поддерживать интерес детей к занятию (сюрпризные моменты; сказочные герои (помочь педагогу, персонажу, спец. Ошибки и т.д); для поддержания и привлечения внимания- неожиданный вопрос, фраза, эмоция удивления и т.д.
У детей снижена работоспособность, чтобы не уставали необходима смена видов деятельности (заданий); местоположения детей (обязательна физкультминутка).
Обязательно поощрять детей, повышать их самооценку, уверенность в своих силах (мы учимся, если ошибся это не страшно, научишься); давать возможность всем детям высказаться. Поощрения: словесная похвала, приз (медаль) и т.д. Взаимооценка: дети проверяют себя, а потом друг друга, чтобы дети чувствовали себя более уверенно, можно давать речевые шаблоны для ответа: «Я думаю, что….»
Целесообразно включать в занятие музыку, она способствует снятию напряжения, успокоению детей. Может служить фоном к занятию или способствовать созданию настроения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.