г. Ростов-на-Дону
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение №137(3)
Занятие в средней группе
Мини – викторина по сказкам К. И. Чуковского.
Чтение произведения « Федорино горе».
Выполнил воспитатель:
Васильева В.Н.
Мини-викторина по сказкам К. И. Чуковского.
Чтение произведения «Федорино горе».
Цель: Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. И. Чуковского;
Познакомить детей со сказкой «Федорино горе».
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Словарная работа:
.
Материалы и оборудование:
Предварительная работа:
· вне занятий чтение произведений К. И. Чуковского;
· рассматривание книг, иллюстраций к произведениям автора;
· беседы по теме «Посуда», по содержанию произведений К.И. Чуковского;
· разрезные картинки «Посуда»;
· сюжетно – ролевые игры «Праздничное чаепитие», «Накроем стол».
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Ход занятия:
Дети входят в группу, приветствуют гостей и садятся на стульчики.
1.Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем наших гостей. Они пришли к нам на занятие, чтобы посмотреть, как вы выросли! Как научились правильно говорить, внимательно слушать, отвечать на вопросы и делиться своими впечатлениями.
Дети здороваются с гостями. Здравствуйте!!!
Воспитатель: Ребята посмотрите, какая старинная книга лежит у нас на столе! Интересно, можно ли ее открыть и что в ней?
Дети: предлагают открыть книгу и посмотреть, что же там.
Воспитатель открывает книгу и показывает детям иллюстрации к сказкам К. Чуковского. («Муха – Цокотуха», «Телефон», «Мойдодыр», «Айболит», «Краденое солнце», «Тараканище»).
Читает отрывки из ранее прочитанных и уже знакомых детям сказок. Тем самым помогая вспомнить, как называется сказка и чем она завершается. Вовлекая детей в мини – викторину.
Дети: Ребята с интересом вспоминают, помогают воспитателю цитировать отрывки любимых сказок.
1. Мини - Викторина «Отгадай сказку».
Воспитатель:
Муха, муха- цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
(«Муха-Цокотуха»)
Воспитатель: Ребята, из какой сказки эти строчки? Кто главная героиня сказки?
Дети: «Муха-Цокотуха»!
Воспитатель: Что нашла Муха? Что с ней потом случилось? Кто еѐ освободил?
Дети: Денежку. Муха попала в сети к пауку, к злодею. Комар!
Воспитатель: Молодцы! Продолжаем?
Дети: Да!
Воспитатель:
У меня зазвонил телефон,
-Кто говорит?
-Слон.
-Откуда?
-От верблюда.
-Что вам надо?
-Шоколада.
-Для кого?
-Для сына моего.
-А много ли прислать?
-Да пудов этак пять
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня еще маленький!
(«Телефон»)
Воспитатель: Что это за сказка? Кто позвонил автору и что попросил? Для кого?
Дети: «Телефон». Слон!
Воспитатель: Правильно, все вы хорошо помните. Воспитатель хвалит детей и продолжает мини – викторину.
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка ускакала от меня…
Я за свечку,
Свечка - в печку!
Я за книжку,
Та – бежать
И вприпрыжку
Под кровать!
(«Мойдодыр»)
Воспитатель: Вы узнали от кого убегали все вещи и почему?
Дети: Дети отвечают наперебой. Предполагаемые ответы детей: от грязнули, от мальчика, который не хотел умываться!
Воспитатель: Что нужно делать, чтобы этого не случалось?
Дети: Предполагаемые ответы детей: нужно умывать по утрам и вечерам, убирать вещи на место, не разбрасывать их.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Правильно. В нашей волшебной книги осталось еще две картинки. Продолжим отгадывать?
Дети: Да!
Воспитатель: Слушайте внимательно.
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
И пришла к Айболиту лиса:
«Ой, меня укусила оса!»
И пришел к Айболиту барбос:
«Меня курица клюнула в нос!»
И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай, ай!
Мой мальчик попал под трамвай!
(«Айболит»)
Воспитатель: Что это за сказка? Кто приходил к доктору за помощью?
Дети: лиса, барбос, зайчиха.
Воспитатель: Умницы! Слушаем дальше.
Солнце по небу гуляло,
И за тучку убежало,
Глянул, заинька в окно-
Стало заиньке темно…
А сороки – белобоки,
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
«Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!»
(«Краденое солнце»)
Воспитатель: Как называется эта сказка? Что же случилось? Куда пропало солнышко?
Ответы детей. Краденое солнце! Крокодил, солнце в небе проглотил!
Воспитатель: Расскажите,
кто помог вернуть солнышко на небо?
Дети: дедушка медведь.
Воспитатель читает финал сказки «Краденное солнце».
Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»
Воспитатель хвалит детей за активное участие в мини – викторине: Какие молодцы! Вы очень хорошо отвечали на вопросы.
Предлагает ребятам физкультминутку. Дети встают рядом со своими стульчиками.
2.Физкультурная минутка.
«Он-он-он – У меня зазвонил телефон (ходьба на месте)
Ыр-ыр-ыр - Любит воду Мойдодыр (хлопки в ладоши)
Ил- ил- ил - Крокодил солнце в небе проглотил(подняться на носки, руки подняли вверх)
Ца -ца –ца - Нынче муха Цокотуха именинница (повороты в лево, вправо)
Ит -ит -ит - Добрый доктор Айболит (дети сгибают ноги в коленях)
Воспитатель переходит к основной части занятия.
3.Основная часть.
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, кто написал эти сказки?
Дети: К.И.Чуковский.
Воспитатель обращает внимание на доску (где висят портреты писателя К.И.Чуковского).
Воспитатель: Ребята, а для кого писал свои сказки К.И.Чуковский?
Дети: Для детей.
Воспитатель: Значит Корней Чуковский - детский писатель, сказочник. Сейчас я немного расскажу вам о нем.
Он жил давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как сейчас вы.
У Корнея Ивановича было четверо детей – две дочери и два сына. Он очень любил их, часто играл с ними в прятки, купался с ними в море, катал их на лодке, строил вместе с ребятишками сказочные замки из песка. Жили они дружно и весело. Но однажды, один из его сыновей тяжело заболел. Мальчик ничего не ел, не мог уснуть, а только плакал.
Чуковскому было очень жаль своего сынишку, хотелось его успокоить. Он на ходу стал придумывать и рассказывать ему сказку. Сказка мальчику понравилась, он перестал плакать, внимательно слушал и наконец - то уснул. А через несколько дней совсем поправился.
После этого случая Корней Иванович стал сочинять сказки. И придумал много сказок,
которые хорошо знают и любят дети, и взрослые.
За это его и называли «Дедушка Корней».
Прошло много лет. А книги написанные Корнеем Ивановичем Чуковским и сегодня любят и читают своим детям и внукам взрослые.
Воспитатель: Сегодня я прочитаю вам сказку «Федорино горе». Слушайте внимательно, постарайтесь подумать, почему автор именно так назвал свою сказку.
Чтение сказки «Федорино горе».
Воспитатель читает сказку. После прочтения сказки задает вопросы:
– Вам понравилась сказка?
– Как звали бабушку в сказке (Федора)
– Какое горе случилось с бабушкой Федорой?
– Почему это произошло?
(В сказке посуда уходит из дома, потому что Федора с ней плохо обращалась)
– Можно сказать, что посуде жилось очень плохо?
– Какая посуда ушла от бабушки Федоры? Назовите ее.
– Какой Федора была в начале сказки?
(Ленивая, неряшливая)
– Какой Бабушка Федора стала в конце сказки?
(Заботливой)
– Чем закончилась сказка?
(Бабушка Федора исправилась, и посуда к ней вернулась)
– Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая?
(Шутливая, но есть и серьезные, грустные моменты).
– Почему же автор назвал свою сказку «Федорино горе».
Воспитатель дает детям возможность обменяться впечатлениями. Затем предлагает поиграть.
Воспитатель: Сейчас мы с вами немножко отдохнем и поиграем в игру. Хотите?
4. Игра - «Коробочка бабушки Федоры».
В коробочке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этих предметах.
Воспитатель: Поиграем? Готовы?
Телефон - из какой сказки?
Дети: «Телефон».
(У меня зазвонил телефон).
Воздушный шарик - из сказки?
Дети: «Тараканище».
(Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике).
Мыло – из сказки?
Дети: «Мойдодыр» (Туи и мыло подскочило, и вцепилось в волоса).
Блюдце - из сказки?
«Федорино горе», (А за ними блюдца, блюдца , Дзынь –ля-ля, дзынь –ля-ля!).
Термометр - из сказки?
«Айболит» (И ставит, и ставит им градусники).
Перчатки - (А потом позвонили зайчатки: «нельзя ли прислать перчатки?»).
Дети: «Телефон».
Монета - из сказки «Муха Цокотуха (Муха, муха – Цокотуха, муха по полю пошла, муха денежку нашла).
Воспитатель: Какие вы молодцы! Теперь эти вещи попадут в свои сказки и больше не будет путаницы!
5. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам К. И. Чуковского. Очень хорошо, что вы знаете сказки этого замечательного автора. Скажите, чему нас учат сказки?
Дети: Быть добрыми, аккуратными, вежливыми. Любить животных и людей.
Воспитатель: Правильно! Вы большие молодцы!!!
Воспитатель благодарит детей за занятие и дарит медальки «Знаток сказок».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.