"Мини – музей как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников"
Оценка 4.8
Мероприятия
docx
воспитательная работа
Детсад
28.02.2017
В последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
Нравственно-патриотическое воспитание детей, в широком смысле, ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это - формирование чувства гордости, любви ко всему, что объединяет понятие «Родина», сопричастности к культурно-историческим и общественным событиям в жизни народа, чувств достоинства и самоуважения через осознание своих прав и обязанностей как гражданина своего Отечества.
Мини-музей предполагает использование наиболее интересных и результативных форм, средств и методов работы с дошкольниками, побуждающих их к различным видам деятельности.
метод разработка Жикиной Н.В.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Юрлинский детский сад № 3»
Мини – музей как средство нравственно –
патриотического воспитания дошкольников
(Методическая разработка)
Работу выполнила
Старший воспитатель
Жикина Надежда Васильевна
Аннотация
Юрла, 2015 В последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм
как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно
нравственный, идеологический, культурноисторический, военноисторический и другие
компоненты.
Нравственнопатриотическое воспитание детей, в широком смысле, ставит своей
целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к
окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это формирование чувства
гордости, любви ко всему, что объединяет понятие «Родина», сопричастности к культурно
историческим и общественным событиям в жизни народа, чувств достоинства и
самоуважения через осознание своих прав и обязанностей как гражданина своего
Отечества.
Минимузей предполагает использование наиболее интересных и результативных
форм, средств и методов работы с дошкольниками, побуждающих их к различным видам
деятельности.
На наш взгляд данную разработку могут использовать в своей работе не только
детские сады нашего села, но и малокомплектные детские сады. Настоящая методическая
разработка является «палочкойвыручалочкой» для молодых специалистов. Введение
«Человек, не знающий
своего прошлого, не знает ничего».
Народная мудрость
«Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как
важного этапа в общем развитии человека,… значимого тем, что происходит с ребенком
сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду», это
один из принципов, заложенных в основу федерального государственного образовательного
стандарта. Ребенок должен полноценно прожить этот период. Для этого взрослым
необходимо выстроить образовательное пространство с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей,
обеспечивающее развитие ребенка в формах,
специфических для дошкольников
Анализ педагогической литературы позволил нам утверждать, что в последние годы стали
активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем
нравственнопатриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, сейчас
уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует
начинать с дошкольного возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего
мира.
Механизмом сбережения и трансляции достижений культуры является музей,
привлекательность которого определяется тем, что он хранит и предъявляет человеку
материализованные результаты его творческого потенциала, подчеркивая важность
системы связей человека с миром в их богатстве, разнообразии и противоречивости.
Часто ли наши дети бывают в музеях? Мы провели анкетирование и выяснили, что большая
часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во
первых, наш детский сад находится в селе, удаленном от города, где размещено
большинство музеев. Вовторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано
посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в
третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.
Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет.
Поэтому мы решили использовать элементы музейной педагогики в образовательном
процессе нашего детского сада.
Новизна разработки в том, что она составлена из опыта работы педагогов; ее не
практиковали другие педагоги; она составлена с учетом возраста детей и их
возможностями.
Цель: рассмотрение теоретических вопросов по организации системы работы по
нравственнопатриотическому воспитанию дошкольников через организацию минимузеев.
Задачи:
•
•
Рассмотреть понятие нравственнопатриотического воспитания;
Изучить теоретические основы музейной педагогики;
Охарактеризовать особенности организации минимузеев в дошкольной
•
образовательной организации; Систематизировать и обобщить опыт работы по созданию минимузея «Семейные
•
коллекции» в группах старшего дошкольного возраста.
Нравственнопатриотическое воспитание дошкольников.
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине,
активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее
достижениям и проблемам.
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в
совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в
ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам
национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально
действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют
свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста
определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих
людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание,
сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
Содержание патриотического воспитания дошкольников:
•
приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно
прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору,
народным играм.
•
знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям,
составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками,
традициями; с селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися селянами
прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
•
проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года,
организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка
кустов, деревьев и другое;
организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой
•
ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны
года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по
необходимости.
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимы
следующие педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное
сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов
и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.
Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и
является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.
Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в
установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении
родителей минимумом психологопедагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и
родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и
семье предметной развивающей среды.
Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма
предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности,
профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на
решение поставленных задач.
Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Значение музейной педагогики в нравственнопатриотическом воспитании
Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80х гг. и было заимствовано из
немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им
деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно
образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.
Музейно–образовательная программа располагает специальными методами и средствами
приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ,
хранящихся в музеях, а также окружающего предметного мира. К музейно–
образовательным программам относят определенные формы и методы взаимодействия
музея и ребенка.
Включение музеев в образовательновоспитательный процесс дело не такое простое, как
может показаться на первый взгляд.
Экскурсовод музея и педагог образовательного учреждения должны отдавать себе отчет в
том, что ребенок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея, к
постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Познавать же окружающий мир
ребенок начинает именно с «расшифровывания» для себя этого скрытого смысла вещей.
Задача экскурсовода помочь ему в этой не простой и очень важной познавательной
деятельности. Требуется большая предварительная подготовка к общению с предметным
миром культуры, это непосредственно связано с формированием музейной культуры
человека.
Интерес к окружающему миру, к культуре, пробуждается у ребенка еще в раннем возрасте,
когда рамки его ограничиваются стенами дома, близкими людьми, привычными
предметами, установившимися правилами и нормами поведения в семье.
Музейная педагогика обладает многими значениями и смыслами, дает богатую пищу для
размышлений и раздумий. С ее помощью происходит «погружение» ребенка в историческое
прошлое родного края, изучение природных богатств и окружающего мира.
Музейнообразовательная программа экскурсионной работы с детьми призвана раскрывать
и развивать потенциальные творческие способности, заложенные в каждом ребенке с
рождения; создавать условия для полного самовыражения и реализации творческого
потенциала; преодолевать разрыв между физическим и духовным развитием детей,
предлагать нетрадиционные формы работы,
с элементами игры, поиска и
совершенствования.
Средства музейной педагогики, взаимное партнёрство, сотрудничество с родителями в
ходе воспитательнообразовательного процесса позволяют
расширить духовно нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности
своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими, рядом.
Появляется возможность «погружения» детей в информативную, новую для них
предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями,
другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных
впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями
творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – формируется
достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость,
мышление и т.д.).
Организация минимузея в условиях дошкольной образовательной организации.
Слово "музей" происходит от греческого слова museion и латинского museum храм муз,
место, посвященное наукам и искусствам. Музей учреждение, которое занимается
собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих
развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную
или художественную ценность.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям
музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «минимузеями». Часть слова
«мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и
размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей
точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной
природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано
трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.
Важная особенность минимузеев — участие в их создании детей и родителей.
Дошкольники чувствуют свою причастность к минимузею. Они могут: участвовать в
обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп
проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в минимузеях не только можно, но и
нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать
их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а
здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама,
бабушка и дедушка. Каждый минимузей — результат общения, совместной работы
воспитателя, детей и их семей.
В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения
минимузеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок»,
спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Встраивание преимущественно видовых
фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных
площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в
которую так важно для детской психики.
Минимузеи должны постоянно пополняться новыми экспонатами. Здесь же размещаются
детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
Работу по созданию минимузея можно разделить на три этапа: 1. Подготовительный этап
В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют
тему и название минимузея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.
2. Практический этап.
Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают минимузеи в группах. Большую роль в
этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На
последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание
экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они
считают нужным рассказать о своих минимузеях. Желающие становятся экскурсоводами.
3. Подведение итогов.
Тематика минимузев может быть различной:
•
«Лучший друг» экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их
происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных
фигурок), о роли собак в жизни человека;
•
«Мое родное село» знакомство с историей города, его интересными местами,
воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями
своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе,
создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;
•
«Наша родина — Россия» знакомство с историей, культурой, природными
особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными
промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами;
развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими
предками;
•
Минимузей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие объекты
живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими
экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения,
причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с
отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых
(например, ос), перья;
•
«Воинской доблести и славы» и др.
Исключительно важное место в работе минимузея должны занимать экскурсии (занятия
экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный
метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из
старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для
родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
•
•
•
выявление творческих способностей детей;
расширение представлений о содержании музейной культуры;
развитие начальных навыков восприятия музейного языка; •
создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях
минимузея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий,
проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные
методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и
загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические
принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как
развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и
возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является
сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на
личность ребенка. В условиях систематической работы и методически правильной
организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать
обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль
минимузея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.
Минимузей «Семейные коллекции» в группах старшего дошкольного возраста
Значимость минимузея достаточно высока, так как здесь дошкольники не только
рассматривают книги и репродукции, открытки и картины, знакомятся с материалами из
«семейного архива», подлинными предметами и вещами, старинными фотографиями,
слушают рассказы, песни, но и сами читают стихи, рассказывают истории, задают вопросы,
размышляют, беседуют.
Все это, а также выработанные определенные правила общения и поведения в музее,
зажигают в сердцах ребят искорки любви, уважения к истории своей семьи, страны. Мини
музей в детском саду – первая ступенька приобщения ребенка к музейной педагогике, к
выходу в большой мир музеев, которыми богата наша страна.
В мае 2015 года наша страна будет праздновать 70 летие Великой Победы. Мы
планируем организовать мини – музей «Семейные коллекции» в нашей дошкольной
организации.
Цель: создание условий для развития нравственнопатриотических чувств дошкольников
через организацию минимузеев.
Задачи:
•
•
сплотить коллектив детей, воспитателей и родителей;
расширить представления о содержании музейной культуры;
создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей,
•
родителей и детей;
•
формировать в ребенке общечеловеческие нравственные качества личности;
познакомить дошкольников с историей родной страны, своего края, русскими
•
традициями и промыслами;
•
развивать чувство гордости за достижения своей страны.
В основу решения этих задач положены следующие принципы: •
•
принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
принцип опоры на интересы ребенка;
принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей
•
роли взрослого;
•
•
•
№
п/п
1.
принцип наглядности;
принцип последовательности;
принцип сотрудничества и взаимоуважения.
План работы по созданию минимузея «Семейные коллекции»:
Название этапа
Содержание работы
Подготовитель
ный
Родительское собрание
Сроки
реализации
Март – 2015 г
Ожидаемый
результат
1.Определение
темы и названия
музея.
2. Выбор места для
размещения.
3.
инициативной
группы.
Создание мини
музея «Семейные
коллекции».
Выбор
Альбом «Мини
музей «Семейные
коллекции».
Диаграмма
2.
Практический
3.
Заключительны
й
1.Сбор экспонатов.
2.Оформление выставки.
3.Индивидуальная работа
с детьми.
4. Проведение экскурсий.
1.Заседание инициативной
группы.
2. Мониторинг.
Мартапрель
Апрель
Апрель
Май – 2015 г
Май2015 г
Родители и педагоги вместе с детьми собирают материал и экспонаты краеведческого
характера, изучают историю Великой Отечественной войны, историю родного края, своих
семей. Ведь, как известно, исторические события каждого человека, его семьи и народа
составляют историю нашей страны.
Сотрудничество с родителями и их активная роль в этом процессе позволяют нам
разнообразить мини – музей, расширить интересы детей, объединить одной идеей
творчества в создании прекрасного вокруг детей.
Экспонаты в мини – музее должны быть доступны непосредственному восприятию детей. У
детей формируется способность любоваться, наслаждаться экспонатами. Срок экспозиции
не ограничивается одним днем, и дети могут самостоятельно познакомиться с
понравившимися экспонатами и пригласить детей из других групп.
На занятиях по закреплению впечатлений от увиденного дети выражают свое
эмоциональное отношение: рисуют, лепят, делают поделки.
Заключение Один из самых авторитетных исследователей детского дошкольного возраста
А.В.Запорожец показал, что центральными достижениями психического развития в этом
периоде следует считать образные формы познания и социальные эмоции. Так вот,
музейная форма представления материала непосредственно способствует именно
образному познанию, а уж социальные эмоции – вопрос содержания музейных экспозиций.
Вся эта работа не простая и трудоемкая, но все окупается, когда видишь наших детей – их
развитость, но без зазнайства; их активность, но без хамства; их умение ладить в
коллективе и, по большому счету, проявление их любви к своей родине.
Работа по созданию минимузеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей.
Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы,
предлагают помощь. Сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми,
родителями, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с
родителями наблюдается рост духовнонравственного воспитания детей.
Литература
3.
2.
1.
Ветохина, А.Я. Нравственнопатриотическое воспитание детей дошкольного
возраста. Планирование и конспекты занятий. [Текст]: Методическое пособие для
педагогов. / А.Я Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Краснощекова, С.П.
Подопригора, В.К. Полынова, О.В. Савельева. – СПб.: «ООО Изд. «Детство
пресс», 2010. – 192 с.
Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско патриотическое воспитание
дошкольников (Старшая группа) [Текст]: Пособие для воспитателе ДОУ / Н.Г.
Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.
Иванова, Н.Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая
группа. [Текст]: Пособие для воспитателей ДОУ / Сост. Т.В. Иванова. –
Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с.
Кондрыкинская, Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. [Текст]:
Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л.А.
Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова
// Дошкольное воспитание. 2006. N 4. С. 3842.
Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников [Текст] / Т. Чумалова //
Дошкольное воспитание. 2007. N 10. С. 4450.
Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине
времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. 2008. N 3. С. 5863.
8. Шевкунова, Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы
[Текст] / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова. // Дошкольное воспитание. – 2009
. N4 С. 5965
4.
5.
6.
7. Приложения
Приложение 1.
Анкета для родителей «Патриотическое воспитание».
1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического
воспитания детей дошкольного возраста?
4. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое
воспитание детей педагоги или родители?
5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с
символикой государства, традициями, памятными датами?
6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с
родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего поселка, города
Кемерово? Если не, то почему?
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 2
Рекомендации для родителей. «Как воспитать маленького патриота»
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку,
радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от
соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального
характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств,
условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него
родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
•
•
значении каждого объекта.
Обращайте внимание ребенка на красоту родного села.
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и
•
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина,
библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений,
отметьте ценность их труда.
•
озеленению своего двора.
•
•
•
•
поведение в общественных местах.
Расширяйте собственный кругозор
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное
Приложение 3
Стихи, для заучивания детям
***
Война! Жесточе нету слова!
Война! Печальней нету слова!
Война! Священней нету слова!
В тоске и горе этих лет.
***
И от моря и до моря
Взмах отеческой руки,
И от моря и до моря
Встали русские полки.
***
Все советские народы
Против общего врага
Все, кому мила свобода
И Россия дорога!
***
Землю немало кровью оросили,
И вечно будет помнить мир о том,
Как шли сыны и дочери России
Сквозь гром войны к победе над врагом.
***
Как закрывали пулеметы грудью,
Как шли на танки, со связками гранат.
Те подвиги Отчизна не забудет,
Ты землю от фашизма спас, солдат.
***
У могилы святой встань на колени,
Здесь лежит человек твоего поколения!
Именем Солнца!
Именем Родины
Клятву даем!
***
То, что отцы не допели,
Мы допоем! То, что отцы не достроили,
Мы достроим!
***
Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат
И пулеметы не строчат.
Чтоб жили люди навсегда.
Мир нужен на земле всегда!
"Мини – музей как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников"
"Мини – музей как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников"
"Мини – музей как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников"
"Мини – музей как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников"
"Мини – музей как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников"
"Мини – музей как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников"
"Мини – музей как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников"
"Мини – музей как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников"
"Мини – музей как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников"
"Мини – музей как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников"
"Мини – музей как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников"
"Мини – музей как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников"
"Мини – музей как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.