Мини-проект "Хлеб всему голова"
Оценка 4.7

Мини-проект "Хлеб всему голова"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа
3 кл
25.03.2018
Мини-проект "Хлеб всему голова"
Данная работа была представлена учениками 4 класса на научно-практической конференции "Открытие". Работу можно использовать в качестве дополнительного материала для проведения уроков по окружающему миру, литературному чтению, классных часов и внеклассных мероприятий, что позволит учащимся расширить свои знания по данной теме.
Архипова_Серов-гуманитарная секция.doc
Администрация г. Котовска Тамбовской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа»  города Котовска Тамбовской области ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА Мини­проект Выполнен учениками  4 «Е» класса МБОУ «СОШ»  города Котовска Архиповой Анастасией Андреевной Серовым Данилой Максимовичем Научный руководитель –  учитель начальных классов                           МБОУ «СОШ»  Попова Марина Евгеньевна г. Котовск, 2017 2 СОДЕРЖАНИЕ      Введение 1.Основная часть 1.1. История возникновения хлеба 1.2. Выяснить какие  виды хлеба существуют 1.3. Хлеб – всему голова 1.4. Узнать, почему хлеб необходим человеку и в  каком количестве. Заключение Список литературы 3 5 5 7 8 9 12 13 3 ВВЕДЕНИЕ Не напрасно народ  С давних пор и поныне  Хлеб насущный зовет  Самой первой святыней.  Золотые слова  Забывать мы не вправе:  "Хлеб всему голова!" ­  В поле, в доме, в державе!  Русский народ всегда относился к хлебу с благоговением как к дару, спасающему от голода, как к богатству. Чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца и проливными дождями, трудятся тысячи людей.  Русский народ всегда относился к хлебу с благоговением как к дару, спасающему от голода, как к богатству. Актуальность проблемы  Каждый из нас живёт по­своему. Для кого­то важно, чтобы на столе были различные деликатесы. А кто­то придерживается того, что еда должна быть простой и служить только для насыщения. Но есть один продукт, который неизменно   есть   на   каждом   столе.   И   этот   продукт   –   хлеб.  В   наши   дни,   к сожалению, многие стали забывать истинную цену хлеба. Хлеб стоит не дорого, но не все знают, каким нелёгким трудом он достаётся, какова его истинная цена. Предмет изучения – хлеб. 4 Объектом исследования является процесс изучения появления хлеба на Руси.  Цель работы: узнать, как хлеб на стол пришел? Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1.Узнать историю возникновения хлеба.  2. Выяснить какие  виды хлеба существуют. 3. Узнать, почему хлеб необходим человеку и в каком количестве.   4.Узнать почему «Хлеб ­ всему голова!». 5.Сделать выводы. В начале работы была сформулирована следующая гипотеза: «Если хлеб это не просто продукт питания, то он является символ жизни». 5 1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1.1. История хлеба Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад.  Слово хлеб происходит от греческого «клибанос» ­ это     горшочки, в которых греки выпекали хлеб.  Исследования показывают, что первые культурные растения были совсем не похожи на своих современных потомков. Но древние земледельцы с самого начала   занимались   селекцией   –   отбором   крупных   и   выносливых   растений.   Земледелие   по  сравнению   с   охотой   и   собирательством   требовало больших   усилий:   вспашка   земли,   сев,   прополка   и   сбор   урожая   на   полях делались вручную и занимали все свободное время первых земледельцев. Когда древний   человек   с   великим   трудом   взрыхлил   землю,   посеял   зерно,   собрал урожай и испек из него хлеб, тогда он обрел и родину. Долгое   время   люди   употребляли   в   пищу   зерна   в   сыром   виде,   затем научились   растирать   их   между   камнями,   получая   крупу,   и   варить   ее.   Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба   Было подмечено, что подогретые зерна легче отделяются от колосьев. Собранные злаки начали нагревать на разогретых камнях, которые помещали в вырытые для этого ямы. Случайно человек обнаружил, что если перегревшиеся (или   поджаренные)   зерна,   раздробить   и   смешать   с   водой,   каша   получается гораздо   вкуснее   той,   которую   он   ел   из   сырых   зерен.   Это   и   было   вторым открытием хлеба. Примерно шесть с половиной – пять тысяч лет назад человек научился возделывать и культивировать пшеницу и ячмень. В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился  первый  печеный  хлеб.  Археологи  предполагают, 6 что   однажды   во   время   приготовления   зерновой   каши   часть   ее   вылилась   и превратилась   в   румяную   лепешку.   Своим   приятным   запахом,   аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда­то наши далекие предки из густой зерновой   каши   стали   выпекать   пресный   хлеб   в   виде   лепешки.   Плотные неразрыхленные подгорелые куски бурой массы мало напоминали современный хлеб, но именно с того времени и возникло на земле хлебопечение. Около 1000 лет до нашей эры люди стали использовать углекислый калий и прокисшее молоко для изготовления первого хлеба. Около   2600­3000   лет   до   нашей   эры   египтяне   научились   использовать дрожжи   для   приготовления   хлеба.   Они   также   изобрели   первые   печки   для производства   хлеба.   Греки   научились   выпекать   хлеб   благодаря   египтянам,   Римляне   усовершенствовали   процесс римляне   благодаря   грекам. хлебопроизводства, процесс перемалывания зерен, создали новые печи. К 100 году нашей эры римляне распространили свои навыки по выпечке хлеба по всей Европе. В средние века почти во всех городах Европы были булочные. С давних пор пекари пользовались почетом и уважением. На   Руси   от   пекаря   тоже   требовалось   не   только   мастерство,   но   и честность.   Ведь   в   стране   нередко   случался   голод.   В   эти   тяжелые   годы   за пекарнями устанавливался особый догляд, и тех, кто допускал «подмес» или порчу   хлеба,   а   тем   более   спекулировал   им,   сурово   наказывали.   В   1638   г. согласно переписи в Москве было 2367 ремесленников, из них: 52 хлебные пекари, 43 – пекли пряники, 7 – блины, 12 – пекли ситный хлеб. В конце XIX века сельские жители пекли хлеб сами в русских печах, а городское население обычно покупало хлеб у булочников, которые выпекали его в больших количествах и различных видов. В булочных с лотков продавали подовый   (высокие   толстые   лепешки)   и   формовой   (в   форме   цилиндра   или кирпича) хлеб. 7 1.2. Какие  виды хлеба существуют. Сколько людей, столько и мнений, а сколько народов – столько и хлебов. В   каждой   стране   или   даже   области   существуют   уникальные   рецепты   и традиции, связанные с хлебом и выпечкой. Даже в древнем мире существовало  очень много разнообразных видов   хлеба.   Среди   сортов   хлеба   упоминаются   лепёшки,   медовый   хлеб, буханки   в   форме   гриба,   посыпанные   маковыми   зёрнами,  и   особое   военное блюдо ­ хлебные завитки, запечённые на вертеле. В России современный хлеб бывает:  приготовленный   на   дрожжах;   бездрожжевой;   хлеб   на   хмелевой закваске. В Мексике  делают кукурузные тортильи и рулеты.  В Перу  популярны картофельные хлеба и сладкие бискочос с тыквой, которые едят со сладким фруктовым соусом и шоколадом. Французский багет имеет плотную корку и большие полости внутри.  В Испании  хлеб называется «пан» и встречается в 315   разновидностях.  Традиционный   финский   хлеб  выпекается   из   ржаной муки;   он   круглый,   с   отверстием   посередине.   В   некоторых   финских   семьях дрожжевое тесто для закваски передается из поколения в поколение. Самый богатый выбор хлеба на сегодняшний день в Германии – около 500 сортов хлеба и более 1000 видов сладких булочек. Неудивительно, что немцы едят больше   хлеба   на   душу   населения,   чем   жители   других   стран.   В  Индии   и Пакистане делают роти и чапати из разных видов муки, включая горчичную. Пури – вид круглых жареных хлебов. Наан выпекается в тандыре. В еврейской кухне есть интересный рецепт яично­медового пышного хлеба шалла. 8 1.3.Почему хлеб необходим человеку и в каком количестве. Хлеб занимает особое место в нашем питании. Без хлеба невозможно представить пищевой рацион как здорового человека, так и тех, кто нуждается в   диетическом   питании.   К   тому   же   хлеб   обладает   довольно   редким   для пищевых   продуктов   свойством   –   он   никогда   не   надоедает,   что   позволяет включать его в рацион повседневно. Хлеб – важный и наиболее доступный источник ценного растительного белка,   содержащего   ряд   незаменимых   аминокислот   (метионин,   лизин).   В пшеничном хлебе белка содержится больше, чем в ржаном (соответственно 8,6 и 5,6%). Особенно много в хлебе углеводов (в ржаном 40 – 43%, пшеничном 42 – 52%); жиров в нем мало – от 0,6 до 2,9%. Хлеб   –   существенный   источник   витаминов   группы   В.   Он   служит повседневным поставщиком растительной клетчатки. Наконец, хлеб – источник необходимых   организму   минеральных   веществ,   а   именно   калия,   кальция, магния, натрия, фосфора, железа. Ученые   ­   медики   подсчитали,   что   взрослый   человек   съедает   в   день обычно около 500 граммов хлеба, а при тяжелой работе ­ 800 граммов. Почти половину   энергетических   ресурсов,   необходимых   для   жизнедеятельности, человек получает от хлеба.  А при разнообразном питании, вполне достаточно съедать примерно 300 ­ 400 г. хлеба в день.       9 1.4.Хлеб – всему голова! Каждому из нас приходилось слышать о необходимости уважительного, бережного  отношения  к хлебу. Однако причину при  этом называют  обычно одну: в хлебе, мол, заключён нелёгкий человеческий труд. Между тем нелёгкий труд вложен во всякую хорошую вещь или продукт питания. Почему же именно хлеб – «всему голова»? Дело в том, что теперь просто мало кто помнит о глубоких мифологических корнях, которые имеют наши взгляды на хлеб. Хлеб был для славян священным даром Богов.  Освоив приготовление каш и блинов, древнейшие наши предки, так или иначе, вышли и на хлеб. Всем нам случалось видеть (и трогать руками) тесто, приготовленное для пирога. Оно   кажется   совершенно   живым   –   тёплое,   нежное,   дышащее.   Существует множество древних поверий, связанных с хлебом и тестом. Вот некоторые из них. Распределение   хлеба   между   едоками   было   обязанностью   мужчины,   а выпечка ­   женскими занятием.   ХЛЕБ сажали в печь в  молчании; пока он в печи, не разговаривают громко, не бранятся и вообще не шумят, не метут пол, в противном   случае   ХЛЕБ   «раздражается»,   начинает   «пугается», «капризничать» и поэтому не удается. ХЛЕБ широко использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному, брали с собой, отправляясь в дорогу,   с  ХЛЕБОМ   и   солью  встречали  гостя.   В   русской  свадьбе  молодых благословляли иконой и хлебом. Возвращаясь, домой с похорон, наши предки старались первым делом заглянуть в квашню с тестом, чтобы священная сила Жизни изгнала Смерть за порог. На   квашню,   покрытую   подушкой,   перед   свадьбой   усаживали   невесту, чтобы новая семья жила весело, богато дружно и многодетно. Вынимая   хлеб   из   печи,   примечали,   в   какую   сторону   наклонились макушечки   ковриг:   если   вовнутрь   печи   –   к   прибытку   в   доме,   наружу   –   к 10 разорению и беде. На свадьбах перемешивали хлеб, испечённый в доме невесты, с хлебом, испечённым в доме жениха: быть двум семьям отныне «хлебами из одной   печи»…  Хлеб   на   Руси   ассоциировался   вообще   со   всеми   насущными житейскими потребностями. Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб,  становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб – посол мира и дружбы между  народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб­батюшка, хлеб­кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом  провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом  поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по­ своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения  одно общее: хлеб – это жизнь. Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной  перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих  гостей встречают хлебом­солью. Однако не каждый гость знает, что каравай  нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не  каждый знает, что, принимая хлеб­соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.  Дарить хлеб значило желать благополучия и богатства. Издавна хлеб и все хлебные растения считались священными. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением. У наших предков славян было принято держать буханку хлеба в красном углу. Хлеб, лежащий перед Иконами, символизировал связь между людьми и Богом.  В нашей речи существуют такие устоявшиеся выражения: ­ «Заработать   на   хлеб»   –   означает   заработать   то,   что   необходимо   для пропитания, существования ­ «Хлебное место» – доходная работа ­ «Свой кусок хлеба» – самому зарабатывать себе на жизнь ­ «Дать хлеб» – обеспечить кому­либо доход. ­ «Отнять хлеб» – лишить места или промысла, способов дохода. 11 О чьем­нибудь сильном увлечении говорят – «Его хлебом не корми…» О вещи, которая хранится никому не мешая, и может пригодиться говорят – «Она хлеба не просит…» В   русских   пословицах   заключена   многовековая   народная   мудрость   и народный опыт. Вот одни из многих о хлебе: ­ Хлеб всему голова. ­ Хлеб в пути не тягость. ­ Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – и в полатях возьмет тоска. ­ Хлеба нет – и друзей и не бывало. ­ Хлеба ни куска – и в горле тоска. ­ Хлебу – мера, деньгам – счет. ­ Бог на стене, хлеб на столе. Многие  русские  поэты,  художники   воспевали,  русское  поле,  нелегкий крестьянский труд, и плод этого труда – хлеб.  12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ На основе проделанной работы я пришла к следующим выводам: В ходе своего исследования я доказала, что хлеб – это не просто продукт питания.  Хлеб   ­   это   символ   культуры   и   самой   жизни,   это   наше   богатство. Относиться к Хлебу нужно уважительно и бережно. Гипотеза оказалась верна.  13 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. 2. 3. 4. М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г. А.   Митяев   «Ржаной   хлебушко   –   калачу   дедушка»,   Москва «Детская литература», 1990г. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000   слов   и   фразеологических   выражений   /   М.:   Азбуковник, 1997 г М.А. Федоров «Юному хлеборобу», Москва «Россельхозиздат», 1984г. 5. Энциклопедия для детей (том 31) Древние цивилизации / М. Аксенова. Д. Володихин, И. Стрикалов– М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2008г   14

Мини-проект "Хлеб всему голова"

Мини-проект "Хлеб всему голова"

Мини-проект "Хлеб всему голова"

Мини-проект "Хлеб всему голова"

Мини-проект "Хлеб всему голова"

Мини-проект "Хлеб всему голова"

Мини-проект "Хлеб всему голова"

Мини-проект "Хлеб всему голова"

Мини-проект "Хлеб всему голова"

Мини-проект "Хлеб всему голова"

Мини-проект "Хлеб всему голова"

Мини-проект "Хлеб всему голова"

Мини-проект "Хлеб всему голова"

Мини-проект "Хлеб всему голова"

Мини-проект "Хлеб всему голова"

Мини-проект "Хлеб всему голова"

Мини-проект "Хлеб всему голова"

Мини-проект "Хлеб всему голова"

Мини-проект "Хлеб всему голова"

Мини-проект "Хлеб всему голова"

Мини-проект "Хлеб всему голова"

Мини-проект "Хлеб всему голова"

Мини-проект "Хлеб всему голова"

Мини-проект "Хлеб всему голова"

Мини-проект "Хлеб всему голова"

Мини-проект "Хлеб всему голова"

Мини-проект "Хлеб всему голова"

Мини-проект "Хлеб всему голова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018