Мини-шпаргалка для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ
Оценка 4.6

Мини-шпаргалка для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ

Оценка 4.6
Памятки
doc
русский язык
11 кл
24.08.2018
Мини-шпаргалка для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ
Основной теоретический материал представлен в таблицах, затем указаны часто встречающиеся грамматические ошибки и ошибки в образовании форм слова, здесь же есть и алгоритм определения окончаний глаголов, суффиксов причастий и деепричастий, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. В последней таблице указан бессуффиксный способ образования слов, этот способ образования вызывает затруднения у многих учащихсяУчебный материал в таблицах
Мини- шпаргалка для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ.doc
СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ. Аффиксальные. Приставочный: гасить­погасить. Суффиксальный: дом­домик. Бессуффиксный: взрывать­взрыв, привозить­привоз, высокий­высь, гладкий­гладь. Приставочно­суффиксальный: изнанка­наизнанку. Постфиксальный: мыть­мыться. Приставочно­постфиксальный: шипеть­расшипеться. Суффиксально­постфиксальный: горб­горбиться. Приставочно­суффиксально­постфиксальный: шутить­отшучиваться. Сложно­суффиксальный: старообрядческий. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Сложноприставочный: утихомирить. 11. Приставочно­сложносуффиксальный: предсенокосный. Безаффиксные. Сложение: путь­дорога. древнегреческий,  1. 2. Сращение маломощный 3. Аббревиация:РФ  4. Усечение (сокращение производящей основы): мерседес­мерс. НЕ ИМЕЮТ ПАРЫ ПО ТВЕРДОСТИ­МЯГКОСТИ ТОЛЬКО ГЛУХИЕ ТОЛЬКО ЗВОНКИЕ ж,  ш,  ц,  ч,  щ,  й х,  ц,  ч,  щ й,  л,  м,  н,  р СОГЛАСНЫЕ        З В У К И. 1. Морфолого­синтаксический (переход в сущ., прил., мест.): переход из одной части речи в другую. На подстилке лежал больной щенок и скулил. Мы навестили больного. Мороженое мясо­ вкусное мороженое, удивлен чудом – чудом СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ. НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ. Лексико­семантический (распад многозначных слов на омонимы): дурно­ плохо, нехорошо; спасся. 2.      дурно­ предобморочное состояние.      Кулак (кисть руки со сжатыми пальцами) – кулак (после революции крестьянин­собственник). 3.   Лексико­семантический   (сращение   в   одно   слово   словосочетаний): быстрорастворимый, сей час ­ сейчас. И М Я    Ч И С Л И Т Е Л Ь Н О Е.  с   ума     сшедший   –   сумасшедший,   быстро   растворимый   – 1. Простые и составные ( пять, пятьдесят пять ). 2. Количественные ( целые: пять, дробные: одна пятая, собирательные: пятеро).     Порядковые ( пятый). ДЕЕПРИЧАСТИЕ ­ особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы  что делая? что сделав? Прислушиваясь, он вглядывался в темноту, затем, зевнув, и потянувшись, улегся около костра. Образуются с помощью суффиксов ­а­, ­я­: в, вши, ­ши: И М Я         П Р И Л А Г А Т Е Л Ь Н О Е. Разряды. Качественное­ обозначает признак, который может быть в предмете в большей или  темный, темнее); может  меньшей   степени  (   темный,   более   темный,   самый сочетаться с наречием «очень».Относительное – обозначает признак, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени ( деревянный, здешний, вчерашний), т.е. имеет значение материала, места, времени; не имеет краткой формы, не сочетается с наречием «очень». Притяжательное – обозначает принадлежность чего­либо лицу, животному; отвечает на  вопросы чей? чья? чье? Сравнительная.  Простая­ круче, красивее, красивей,тоньше             Составная – менее снежный, более широкий Превосходная. Простая – добрейший, легчайший.          Составная – самый красивый, наиболее красивый, наименее красивый. Степени сравнения. ПРИЧАСТИЕ ­ особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? ГЛАГОЛ. Наклонение. 1. Изъявительное.(читаю, читал, буду читать, прочитаю) 2. 3. условное, сослагательное(читал бы, читала бы, читали бы, читало бы) повелительное(читай, читайте, пусть читают, давайте читать, да здравствует)   Н А Р Е Ч И Е. Смысловые группы Образ действия – Как? Каким образом? Время – Когда?Как долго? С каких пор? До каких пор? 1. 2. 3. Место – Где? Куда? Откуда? 4. Причина – Почему? 5. Цель – Зачем? 6. Мера – Сколько? Во сколько? На сколько? В какой степени? В какой мере ?  7. 8. указательные: здесь, там, тогда; неопределенные: куда­то, кое­как; 9. вопросительные: где, когда, зачем; 10. отрицательные: нигде, негде, никогда.                         сравнительная    превосходная Степени сравнения.         проста я больн ^ ей больн ^ее легч ^е тонь ^ ше         составна я более менее            +тонк ^о                            состав ная лучше всех (сравн. степ. + всех) Обстоятельственные ( признак действия, время, место, причина, цель). Определительные ( мера и степень, качество, способ действия). 1. Изъявительное.  Действия происходили, происходят или будут происходить на самом деле ( рисую, рисовал, нарисовал, нарисую, буду рисовать). 2. Условное.  Действия, желаемые или возможные при определенных условиях (нарисовал бы, рисовал бы). 3. Повелительное. Действия, которые кто­то заставляет или просит выполнить (рисуй, рисуйте). Б Е З Л И Ч Н Ы Е      Г Л А Г О Л Ы. (Действие происходит само по себе, без действующего лица (предмета)).Употребляются только: Г Л А Г О Л Ы. Наклонение. 1. 2. 3. В изъявительном наклонении и имеют одну форму для каждого времени: 3 л. ед.ч. ( наст. и буд. вр.) ср.р. ед.ч. ( пр. вр.) темнеет, будет темнеть, стемнело. В условном наклонении:  Стемнело бы. В неопределенной форме:  Темнеть. Рассвело, не сидится, хочется, легко дышится. ПЕРЕХОДНЫЕ И НЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ. Переходные . Гл + сущ., числ., мест. в В.п. без предлога Строить (что?) дом. Встречать ( кого?) его       Сущ. или мест. может стоять в Р.п.  при отрицании, при указании на часть предмета.  Не выпить (чего?) молока Не прочитал (чего?) рассказа Непереходные ­ все остальные. Строить (где?) в лесу. Вылить (куда?) в кастрюлю Человек, вырастивший цветок  ­  цветок, выращенный человеком. Р А З Р Я Д Ы      М Е С Т О И М Е Н И Й. ПРИЧАСТИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ И СТРАДАТЕЛЬНЫЕ . Личные Возвратное Вопросительные Относительные Неопределенные Отрицательные Притяжательные Указательные определительные Я, мы,  ты, вы, Вы, он, она, оно, они  Себя, себе, собою Кто? Что? Какой? Каков? Который? Чей? Сколько? Кто пришел? Кто, что,какой, каков, который, чей, сколько Я не знаю, кто пришел. Кто­то,   что­то,   некто,   нечто,   кое­ кто, кое­что, некоторый, несколько Никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего Мой, твой, наш, ваш, Ваш, свой + его, её, их Мы увидели его. Мы увидели его книгу. Тот, этот, столько, такой, таков Весь,   другой,   каждый,   сам,   самый, любой, иной, всякий СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (см. учебник 7 кл.). П Р Е Д Л О Г. ВЫРАЖАЮТ   (   зависимость   одних   слов   от   других   в   словосочетании   и   предложении)     отношения  временные   :    под,  пространственные: в, около,под,  целевые: для ПРОИЗВОДНЫЕ : вокруг, путем, в продолжение, благодаря, согласно, вопреки, навстречу, наперекор, вблизи, около, в течение, в счет, в связи с, навстречу, вследствие(=по причине), наподобие, вроде(=подобно), насчет (=о), ввиду, вместо, несмотря на, по причине,  в целях, со стороны, НЕПРОИЗВОДНЫЕ : без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, п, под, пред, при, про, с,  ,у, через ПРОСТЫЕ : к, у, около, вблизи, из­за СОСТАВНЫЕ : в течение, в счет, в связи с   причинные:  из­за, , из­за ( Выражает чувства, настроения, побуждения) Ах, увы, ай­ай, знать, караул, ура, шабаш, ей­же­ей, прощай, эй, ох, ух, э, ну, у, эге­ге, ого­го, увы, ау,эх, брось, ба... Особая часть речи   М Е Ж Д О М Е Т И Е. ­ непроизводными: а, э, у, ну, увы; ­ производными: Ужас! Батюшки! Брось! ( связывает однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного, предложения в тексте) С О Ю З. Соединительные  и   да(=и) не только – но и  как – так и  также(=и)  тоже (=и) Разделительные         или  либо  то – то  не то – не то Противительные         зато а но  да(=но) однако (же) ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ: СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ: Причинные потому что, оттого что, так как, ввиду того что, в связи с тем что, благодаря тому что, вследствие того что Целевые чтобы, чтоб, для того чтобы, с тем чтобы Временные      пока , когда,едва, лишь, лишь только Условные    как скоро, если, если бы, раз, ли Сравнительные      как будто, как, будто , словно, точно Изъяснительные что, чтобы, как ( вносит различные оттенки значения в предложение, служит для образования форм слова) ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ: Ч А С Т И Ц А. Условное наклонение  бы, б Повелительное наклонение  пусть, пускай, давай, давайте, да Время глагола  бывало Степени сравнения наречий и прилагательных  более, менее, самый МОДАЛЬНЫЕ(СМЫСЛОВЫЕ): Вопрос   ли разве  неужели Выделение, ограничение  лишь     почти только исключительно Восклицание  что за,  как Указание  вот   а вот   вон   а вон Сомнение  вряд ли   едва ли Уточнение  именно раз      как раз Усиление  даже,  даже и   ни     и   же  ведь  уж  всё все­таки,­то Смягчение требования        ­ка ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ Не  ни                                     С Т Р О Е Н И Е     С Л О В О С О Ч Е Т А Н И Й. 1. Сочинительная связь. 2. Подчинительная связь. Папа и мама; лес да горы; не марки, а открытки; строит, но ломает. Между однородными членами предложения, между частями сложного  предложения. Искрящийся снег ( зависимое слово + главное слово). Согласование в роде, числе и падеже. Тип связи. Главное слово может быть выражено мест., прил., прич. Заброшенная усадьба. Управление. Главное слово управляет падежом зависимого. Главное слово может быть выражено гл., прич., сущ. Уехать в деревню (В.п.) Примыкание. Главное слово связано с зависимым по смыслу. Зависимое слово может быть выражено нар.,  дееприч., н.ф. гл. Приехал неожиданно. ПОДЛЕЖАЩЕЕ. 1. Главный член предложения, который не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы именительного падежа кто? что?, например: Солнце сияло. Мы ехали по широкому лугу.   2. Выражается именем сущ. в И.п. мест. в И.п. прил. (в значении сущ.) прич. (в значении сущ.) числ. (в значении сущ.) нар. (в значении сущ.) межд. ( в значении сущ.) неопределенная форма глагола ( в значении сущ.) неделимые словосочетания ( в значении сущ.). Одно из слов в таких словосочетаниях обычно имеет форму И.п.  фразеологизмы ( в значении сущ.) Ася задумалась на мгновение. Она удивилась. Вдали кто­то запел. Во время детского чая большие сидели на балконе. Присутствующие говорили о разных предметах. Десять делится на два. Завтра не будет похоже на сегодня. Далече грянуло ура. Учиться всегда пригодится. Шли два приятеля вечернею порой. Несколько повозок въехало во двор гостиницы. Дед с матерью шли впереди всех. ТИПЫ    С К А З У Е М О Г О. 1. Простое глагольное. Глагол в форме какого­либо наклонения. В лесу звонко пели птицы. Ещё громче будут петь птицы. Вы тренировались бы более регулярно. Вы возьмите с собой в поход карту. 2. Составное глагольное. Вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола.  Группы вспомогательных глаголов: 1) глаголы со значением  начала, конца, продолжения ( начать, перестать, кончить, прекратить, продолжать); 2) глаголы и краткие прил. со значением возможности, необходимости, желательности… ( мочь, смочь, хотеть, желать, рад, готов, должен, обязан, намерен). Сестра стала рассказывать о поездке. Скрипач начал играть. Я был рад помочь 3. Составное именное. Глагол­связка + именная часть. Дедушка был огорчен случившимся. Группы глаголов­связок: 1) быть( в наст. вр. не употребляется ­ нулевая); 2) делаться, стать, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться;  Совсем стал белый дедушка. 3) глаголы со значением движения, положения в пространстве: прийти, приехать, вернуться, сидеть, стоять;  девушка пришла усталая 4) сочетания вспомогательных глаголов с формой глагола­связки ты был бы смелым, ты будешь смелым, ты смелый. я хочу быть учителем. Я был бы рад стать учителем. В Т Р О С Т Е П Е Н Н Ы Е      Ч Л Е Н Ы     ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ДОПОЛНЕНИЕ. Отвечает на вопросы косвенных падежей. Родственники приехали (на чем?) на машине. ( пунктир) ОПРЕДЕЛЕНИЕ.  Какой? Чей?   (Какое?)   Яркое солнце слепило глаза. (волнистая линия) ОБСТОЯТЕЛЬСТВО. Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Отчего? Зачем?.. зима пришла (как?) рано. ( пунктир и точка) О С Н О В Н Ы Е     Г Р У П П Ы     О Б С Т О Я Т Е Л Ь С Т В. 1. Образа действия. Как? Каким образом? 2. Степени. В какой степени? 3. Меры. В какой мере? 4. Места. Где? Куда? Откуда? 5. Времени. Когда?  Как долго? С каких пор? До каких пор? 6. Условия. При каком условии?  7. Причины. Почему? Отчего? 8. Цели. Зачем? Для чего? 9. Уступки. Г Р У П П Ы   В В О Д Н Ы Х    С Л О В    П О    З Н А Ч Е Н И Ю  1. Различная степень уверенности. 2. Различные чувства. 3. Порядок мыслей и их связь. 4. Источник сообщения (кому принадлежит сообщение). 5. Замечания о способах оформления мыслей.   По цели высказывания Повествовательные Вопросительные Побудительные В И Д Ы    П Р Е Д Л О Ж Е Н И Й.   По интонации Восклицательные  невосклицательные По количеству грамматических основ Простые Сложные ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 1. Бессоюзные              2.Союзные ­Сложносочиненные ­Сложноподчиненные =С придаточными определительными ( который, кто, что, куда, где…) Какой? [ сущ. ] , ( с.сл.      ). [  мест.+ ­ ук.сл.], (      ). =С придаточными изъяснительными (что, как, будто, чтобы, ли…) Падежные вопросы. Глаголы речи, мысли, чувства.  =С придаточными обстоятельственными [  гл.], (     ). Уступки      Следствия Образа действия и степени,  Места    Времени  Условия Причины  Цели Сравнения Придаточные обстоятельственные Образа   действия или степени Места Времени Условия Причины Цели Сравнения Уступки (несмотря   на что?)  . как, сколько, С.сл  Насколько,   что, чтобы,   будто,   как будто, словно… С.сл.     где,   куда, откуда   пока, С.   когда, когда… то,   как только, едва, с тех пор; с тех пор, как; до тех пор пока; до тех пор, пока… С.     Если, если…то, когда, раз… С.  Потому   что, оттого что, благодаря   тому что,   так   как,   ибо, вследствие   того что… С.  чтобы, для того чтобы…   С. Как, чем, чем… тем, словно, будто, точно… С.  Хотя, несмотря на  то  что,  пускай, как ни следствия С. Так что Девочка   рассказала так  хорошо,  что ни   у   кого   не   было вопросов. Путники шли  туда, откуда  слышался шум машины.  когда Я   вернусь, раскинет   ветви   по­ осеннему наш сад. Я приду к вам, если ты не возражаешь. Нужно лампу, что  темно. зажечь  потому становится   Мы   пошли   через  чтобы поле, сократить путь. Перед   грозой     в лесу   стало   тихо, будто все умерло. Как ни  торопились мы   к   станции,   все равно   опоздали   на последний поезд. Она   ничего   не читала, так что не сдала экзамен. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СПП С ДВУМЯ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ 1. Последовательное подчинение. [    ] , (     ),  (    ). Дети рассказали, что нарвали тех         цветов, которые любили мама. 2. Параллельное подчинение.  (     ) ,  [      ] ,  (      ) . Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех. 3. Однородное подчинение.  [     ] , (     ) , (      ). Девочка писала, что ей очень нравится в деревне, что она научилась ездить верхом на лошади.  По осложненности осложнено) однородными членами предложения обособленными членами предложения (прич. и дееприч. обороты) обращениями вводными словами… По строению грамматической основы Двусоставные = подлежащее + сказуемое (Утром выпал снег.) Односоставные = или подлежащее (Зима.)        = или сказуемое (Читаем книгу следов.) ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.  Назывные. Есть только подлежащее. Лес. Вот поселок. С ГЛАВНЫМ ЧЛЕНОМ ПОДЛЕЖАЩИМ С ГЛАВНЫМ ЧЛЕНОМ СКАЗУЕМЫМ завтра. разговаривают. то, что действие производится всеми, любым лицом (часто пословицах: Цыплят по осени считают.)). Часто сказуемое выражено глаголом 2 л. ед.ч. ( без труда не вытянешь и рыбку из Определенно­личные. Сказуемое­глагол 1 или 2 лица ед. ч. или мн.ч. Журнал прочитаю  Неопределенно­личные. Сказуемое­глагол 3 лица мн.ч. наст. и буд. вр. В комнате громко  Обобщенно­личные. Предложение имеет значение обобщенного лица, т.е. указывают на  используется в  пруда.)  Безличные. При сказуемом нет и не может быть подлежащего. Морозит. Спи! Нет.  По наличию второстепенных членов Распространенные       Нераспространенные  По наличию или отсутствию необходимых членов предложения 1. Полные       2. Неполные (пропущен главный или второстепенный член предл., который может быть  легко восстановлен).  Могут быть дву\односоставные предл.  Используются в диалоге (Как тебя зовут? – Меня – Анечкой.)  Используются во второй части СП ( Алеша смотрел на них, а они – на него.)    ОМОНИМИЯ. Нет подлежащего и сказуемого, легко восстанавливается сказуемое. Есть группа сказуемого: обстоятельство или дополнение (сущ. в косвенном падеже или наречие) СПП С ПРИДАТОЧНЫМ СРАВНИТЕЛЬНЫМ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ. Состоит из одного имени сущ в И.п., Может быть определение, т.е. группа подлежащего. СОЮЗ. Служебная часть речи. Соединяет части СПП Не является членом предложения Легко опустить (трансформировать  в БСП) Можно заменить синонимичным союзом. На него не падает логическое ударение. СОЮЗНОЕ СЛОВО. Это относительные местоимения и местоименные наречия в роли союзов. Соединяют части сложного предложения. Являются членам предложения. Опустить нельзя, т.к. являются членами предложения. Можно заменить синонимичным союзным словом. На них падает логическое ударение.                                        Грамматические     ошибки. 1. Предлоги  благодаря,  согласно,  вопреки  употребляются  только  с  дательным  падежом. 2. Предлог  по  в  значении  «после  чего­либо,  в результате  чего­либо»  употребляется  с  пред­     ложным  падежом  ( по  окончании,  по  прибытии,  по  предъявлении и т. д.). 3. Управление  в  предложении  с  однородными  членами,  при  которых  однородные  члены     требуют  разных  падежей  (Писатели  стремятся  приблизить  и  сказать о  мире  добра,      человечности,  милосердия.  Писатели  стремятся  приблизить (что?)  и  сказать ( о  чём?) о      мире  добра, человечности, милосердия). 4. Согласование  в  предложениях,  где  подлежащее  выражено  сочетанием  «большинство     (меньшинство)+ главное  слово»: Большинство людей  интересуются…   Большинство     театров  ставит… Большинство  романов  посвящено… 5.Согласование причастных  оборотов  с  определяемыми  словами:  Муж  Катерины  был    безвольным человеком, подчинившимся  матери. 6.Употребление  согласованных  и  несогласованных   определений.     Согласуются  названия  городов,  выраженные  склоняемым сущ­ым:  в  городе  Смоленске.     Названия  сёл,  деревень,  хуторов, рек  согласуются  с  родовым  понятием:  в селе  Горюхине,       на  реке Каме.  Название  не  изменяется, если  его  род и число  не  совпадают  с родовым      наименованием:  в  деревне( ж. р.)  Марьино(ср. р.),  на  реке(ж. р.)  Дон(м. р.),  за  селом(с.р.)      Березняки(мн. ч.). 7. Приложения – названия  худ.  произведений, газет, картин,  фильмов и т. д. не  согласуются  с     определяемыми  словами, т.е  сохраняют  начальную  форму  для  всех  падежей:  в  газете     «Правда»,  в  фильме «Бригада»,   на  картине  «Богатыри».      Если  отсутствует  определяемое  слово,  то название  изменяется  по  падежам:  в «Войне  и       мире»,  в  «Истории  государства  Российского». 8.Согласование в  сложноподчинённом  предложении с  сочетаниями  тот,  кто…;  те,  кто…:    Те,  кто  интересуется  филологией,  хорошо  знакомы  с  понятием  «художественный     текст». 9. При подлежащем  несколько  сказуемое  употребляется  в  форме  единственного  числа  в         следующих  случаях:    а) если  сущ­ое  неодушевлённое: Несколько  лампочек  погасло;    б) если  при  слове  большинство есть  определение:  Огромное  большинство  предприятий       отказалось  от  участия  в  выставке.    Сказуемое  употребляется  во  множественном  числе:     а)  если  существительное  одушевлённое, а  сказуемое  обозначает  активность  действия:  Несколько  человек  оглянулись.    б) если  имеются однородные  члены в  составе  подлежащего  или  сказуемого: Несколько  десятков  мужчин  и  женщин  стояли  у  ворот.     в)  если  есть  придаточное  предложение  или  обособленный  оборот, отрывающие  подлежащее  от сказуемого: Большинство  писателей,  из  тех,  кто  не  ушёл  на  фронт,  трудятся  в   Радиокомитете. 10. Неправильное оформление предложений с косвенной речью. Некрасов писал, что «я лиру посвя­        тил народу своему» 11.  Употребление сложносокращённых слов.  Сказуемое согласуется с определяемым словом.     МГУ (университет) объявил условия конкурса.  МОК (комитет)  рассмотрел очередной  допинго­     вый скандал.                           Ошибки  в образовании  форм  слова.   1. Образование  количественных  числительных:      В сложных  числительных  изменяются  все  части ( пятьюстами  шестьюдесятью семью);        полутора  метрами, полутораста  метров. 2.В  порядковых  числительных  изменяется  последнее  слово:       в  две  тысячи  пятом  году. 3.Числительные  оба,  обе:         оба  +  сущ.  мужского  рода         обе +   сущ.  женского  рода. 4. Собирательные  числительные ( двое,  трое,  четверо  и  т. д.)  не  употребляются  с  женским     родом: трое  котят, но трёх  подруг. 5. Образование форм степеней  сравнения прилагательных:                 более                 менее           +    исходная  форма  прилагательного.                 наиболее                       наименее      более  решительный      или  решительнее,  но  не  более решительнее.      самый умный     или умнейший, но не самый умнейший. 6.Формы  им. пад. мн. ч.   имён  существительных:      договоры, аптекари, слесари,  инженеры,  шофёры, токари, фронты,  торты;     директора, профессора, повара, тормоза,  инспектора. 7.Форма род.  падежа  мн.  числа  имён  существительных.     нулевое  окончание:    армян,  болгар, грузин, осетин, румын, татар. туркмен. цыган, мусульман, христиан, партизан,    солдат, мест, ботинок, плеч, погон, сапог, дел, чулок, аршин, рентген, вольт, яблок,      окончание –ов:    калмыков,  сапёров, носков, нервов, рельсов, гольфов, килограммов,  граммов, абрикосов,  ананасов, апельсинов,  бананов, георгинов, гранатов, мандаринов, помидоров, платьев, туфель, селений 8. Употребление  местоимений:      их  договоры,   по  вас. 9.Формы  глаголов  с чередованием  в  корне:     ляг, беги, езжай, жжёт, сотрём, клади  и  т.д. 10. Имена существительные  собственные:        названия  сёл,  деревень, хуторов, рек  согласуется с  родовым  наименованием:     под селом  Бородином,  с  городом  Дмитровом,  на  реке Волге, но у  реки  Дон( м. р.). Фонетика. Гласные звуки: [  а  ]      [ о ]       [ у ]      [ ы  ]    [ и  ]    [ э] (различаются только под  ударением) Согласные звуки: звонкие согласные   [ б ]   [ в ]   [ г ]  [ д ]  [ ж ]  [ з ]  [л  ]  [м  ] [ н ]   [р ]  [ j ' ]   глухие согласные      [ п ]  [ ф ]  [ к  ]  [ т ]  [ ш]   [с  ]                                    [ щ ']   [ц  ]   [ч' ] [х] Шипящие согласные                                                          Непарные     мягкие  согласные [ж ] ­   звонкий, твёрдый шипящий согласный                        [ щ']       [ ч' ]     [ j'] [ш ] ­   глухой, твёрдый шипящий согласный                      Непарные  твёрдые  согласные [ц ] ­    глухой, твёрдый шипящий согласный                        [  ж  ]      [ ш   ]         [  ц  ] [ч]     } ­ глухой, мягкий шипящий согласный [щ]      Двойная роль букв         Е,  Ё,   Ю,    Я 1. в начале слова   ель [ j'эл'] 2. после гласных   июль  [ иj'ул'] 3.  после разделительного  Ъ   и    Ь   разъезд    [ разj'эст] Оглушение: звонкий звук при произношении заменяется парным глухим 1. на конце слова    штаб     [ штап] 2. перед глухим согласным   сказка     [ скаска] Озвончение:  глухой звук при произношении заменяется парным звонким перед звонким согласным   экзамен  [ эгзам’ьн]                                              вокзал    [  вагзал] Уподобление звуков счёт  [щ’от] От       спряжения      зависят                                                                Личные  окончания  глагола.              I  спр.                                                    II  спр. 1­е  л.  ­у, ­ю         ­ем                          1­е  л.  ­у,  ­ю           ­им 2­е  л. ­ешь           ­ете                          2­е  л.  ­ишь            ­ите 3­е  л. ­ет              ­ут,  ­ют                   3­е  л.   ­ит              ­ат,  ­ят                                                                                    суффиксы причастий                            Ко   II  спряжению  относятся             ( ­ащ, ­ящ; ­им )                                                                                        действит.       страдат. все  глаголы  на  ­ить           4 глагола                    7  глаголов   на   ­еть        (кроме  брить, стелить)         на  ­ать                            смотреть                                                слышать                            видеть                                                                          держать                             терпеть                                                 дышать                             вертеть                                                 гнать                                 обидеть                                                                                           ненавидеть                                                                                           зависеть                                                                                                        суффиксы прич.        Все  остальные  глаголы  относятся  к  I спряжению            (­ ущ,­ ющ; ­ ем)                 ( на  ­оть,  ­ать,  ­уть  и  пр.) + брить,  стелить.     действ.          страд. Запомните: глаголы  на  ­ять: сеять,  веять,  реять,  таять,  чуять, лаять,                                                    каяться, надеяться, лелеять, затеять, чаять,                                                    блеять и  др. – относятся  к  I спряжению.                                                                                           но клеить                                                                                                                      От инфинитива зависят: 1) глагол прошедшего времени: Увидел – увидеть, затеял – затеять  2) деепричастие:  зависев – зависеть   3) гласная перед –Н­ и –НН­   и   суффиксом –ВШ ­ в причастиях :            очистить – очистивший            увенчать – увенчанный             увидеть – увиденный  увидеть­ увидел – увидев – увидевший – увиденный увенчать –увенчал – увенчав – увенчавший ­ увенчанный ________________________________________________________________  от глагола на – ИТЬ причастие образуется с помощью суффикса –ЕНН  (­ЕН) выкатить – выкачЕННый  Суффиксы причастий Действительные причастия                            Страдательные  причастия ­ущ­  ­ащ­                                                                   ­ем­ ­ом­  ­им­ ­ющ­ ­ящ­                                                                    ­­нн­  ­енн­ ­т­ ­вш­  ­ш­          много физического  страдания.        3.   [         ]    ─    [ вывод,  следствие] Солнце дымное  встаёт – будет день  горячий. ─     [                             а        4.   [        ]    ]                              Противопоставл ение Чин следовал ему –  он службу вдруг  оставил.    Тире в  бессоюзном   сложном   предложении Двоеточие в  бессоюзном   сложном               предложении.                 а именно 1.  [       ]  :  [поясняет ]. Степь весело  пестреет цветами:  ярко желтеет дрок,  скромно синеют  колокольчики. …                Что , (как) 2.   [       ] :   [дополняет  обычно сказуемое]. Павел чувствует:  чьи­то пальцы  дотрагиваются до  его руки.              потому   что 3. [        ]   :   [причина]. Осень и зиму Павел  не любил: они  приносили ему                    когда          1.    [ время ]   ]. Настанет утро –  двинемся в путь. ─   [                         если         2.   [условие ─ ]    Назвался груздем –  полезай в кузов.    [         ]             поэтому,  так что Бессуффиксный способ  образования слов.                                         Только имена  существительные          от глаголов с приставками     женского рода на Ь             (забег, указ, надпись)           от прилагательных           реже без приставок (бег)      ( зелень, синь, тишь)

Мини-шпаргалка для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ

Мини-шпаргалка для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ

Мини-шпаргалка для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ

Мини-шпаргалка для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ

Мини-шпаргалка для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ

Мини-шпаргалка для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ

Мини-шпаргалка для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ

Мини-шпаргалка для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ

Мини-шпаргалка для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ

Мини-шпаргалка для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ

Мини-шпаргалка для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ

Мини-шпаргалка для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ

Мини-шпаргалка для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ

Мини-шпаргалка для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ

Мини-шпаргалка для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ

Мини-шпаргалка для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ

Мини-шпаргалка для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ

Мини-шпаргалка для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ

Мини-шпаргалка для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ

Мини-шпаргалка для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ

Мини-шпаргалка для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ

Мини-шпаргалка для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ

Мини-шпаргалка для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ

Мини-шпаргалка для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ

Мини-шпаргалка для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ

Мини-шпаргалка для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.08.2018