Миниспектакль по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» (сценарий для старшеклассников)

  • Мероприятия
  • doc
  • 03.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеурочное мероприятие (спектакль) по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» с целью развития творческого потенциала учащихся через интеграцию литературы и досуга. После просмотра миниспектакля проводится обсуждение с учётом возрастной аудитории. Количество детей-участников спектакля сведено до минимума, что позволяет без особых усилий в школьных условиях провести театрализацию. Специальных декораций не требуется.word.doc
Иконка файла материала Миниспектакль по повести БВасильева А зори здесь тихие.doc
Управление образования и науки Липецкой области Департамент образования администрации г. Липецка  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка Миниспектакль по повести Б.Васильева  «А зори здесь тихие» Сценарий миниспектакля для старшеклассников,  Возрастная категория обучающихся: 8­11 классы Автор: Кудашева Людмила Ивановна, методист, руководитель детского  творческого объединения «Спектр»  МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой Цель:  интеграцию литературы и досуга. Создание условий для развития творческого потенциала учащихся через  Задачи:  1. Активизация и развитие творческого потенциала обучающихся.  2. Воспитание чувства патриотизма на материале произведений русских писателей.  3. Формирование мотивации к познанию военной истории нашей Родины. 4. Развитие эмоционально­эстетического вкуса обучающихся.  1. Оборудование. 2. Оформление. 3. Актовый зал или классная комната.  Сценарий  миниспектакля по повести Б.Васильева  «А зори здесь тихие…» I. Наше время.  У обелиска (на экране) стоят старшина Ф.Е. Васков и его сын. Сын:  Ну, вот, отец, кажется всё.  Васков:  Хорошо. Что могли, мы с тобой сделали. Этот обелиск будет напоминанием о войне, о жертвах нам, живущим.  Сын:  И кто бы мог подумать, что здесь когда­то была война.  Васков:  Была,   и   жестокая.   Эти   девушки­зенитчицы   погибли,   чтобы   диверсанты   не прошли на Кировскую железку и не взорвали её.  Сын (читает фамилии на обелиске):  Елизавета   Бричкина,   Софья   Гурвич,   Евгения Комелькова, Маргарита Осянина, Галина Четвертак.  (Обращается к отцу): Отец, расскажи мне о них.  Васков (надевает пилотку):  Это случилось в мае 1942 года… II. Май 1942 года.  171­й разъезд. Отделение зенитчиц. (Кирьянова вбегает и, запыхавшись, обращается к старшине).Кирьянова:  Товарищ старшина! Младший сержант Осянина обнаружила немцев в лесу. Их двое. С автоматами, в маскировочных накидках… Васков:  Кирьянова (вызывает бойцов):  Младший   сержант   Осянина!   Боец   Комелькова!   Боец Команду – в ружьё! Ко мне 5 человек. И ту давай, что видела.  Бричкина! Боец Гурвич! Боец Четвертак!  (Девочки выбегают из зала и становятся по ранжиру). Кирьянова (к девушкам):  Равняйсь! Смирно!  (К Васкову):  Товарищ старшина! Бойцы построены!  Васков (Кирьяновой):  Сержант   Кирьянова,   сообщи   о   немцах   охране   на   железную дорогу. Свободна. (Кирьянова убегает). (Девушкам):  В лесу обнаружены немцы. Идём на двое суток. Заместителем на всё время операции назначаю младшего сержанта Осянину. Вольно…  Осянина:  Женя, Галя, Лиза…  Васков:  Осянина:  Васков:  Гурвич:  Васков:  Гурвич:  Васков:  Гурвич:  Васков:  (Все захихикали). Васков:  Погодите, Осянина! Немцев идём ловить, не рыбу. Стрелять – то умеете?  Умеем.  Может, кто немецкий знает?  Я знаю. Кто – я? Докладывать надо!  Боец Гурвич.  Как по­ихнему – руки вверх?  Хенде хох!  Точно. Кто по­звериному или там по­птичьему кричать может?  Я серьёзно спрашиваю! В лесу сигналы голосом не подашь: у немца тоже уши есть.  Гурвич:  Васков:  Я умею по­ослиному. И­а! И­а!  Ослы здесь не водятся. Давайте крякать учиться. Как утки.  (Показал,  все  рассмеялись).  Ну­ка, попробуйте.  (Все   крякают   с  удовольствием). Запомните: два кряка – внимание, вижу противника. Три кряка – все ко мне. (Девушки улыбаются). А теперь: на что в пути обращать надо. Отвечать по порядку! Младший сержант Осянина!  Комелькова:  Хорошо, что не раздеться…  Васков:  Разговорчики,   Комелькова!   (Осматривает   обувку   девушек).  Так…   с   такой обувкой, в тонком чулке, не навоюешь, потому как километра через три ноги свои собьёте до кровавых пузырей. В дорогу всем намотать портянки!  (Обуваются, Васков продолжает): Идём на двое суток. Взять сухой паёк, патронов, подзаправиться.   В   пути   не   отставать,   не   разговаривать.   Порядок   движения   будет такой: впереди – Осянина и Бричкина, на расстоянии за ними – я и переводчица. Затем в ста метрах – Комелькова и Четвертак. У кого силы много? Бричкина:  А чего? (Неуверенно).  Васков:  Гурвич:  Когда пойдём через болото, боец Бричкина понесёт вещмешок переводчицы.  Зачем? (С возмущением). 2 Может быть, ветка сломана.  Молодец, верно.  С куста роса сбита.  Точно! Молодец красноармеец Бричкина.  Осянина:  Васков:  Бричкина:  Васков:  Четвертак:  Птицы кричат.  Васков:  Верно. Значит, люди идут. А ещё обращайте внимание на следы. От немецких резиновых  ботинок, что ихние  десантники  носят. Куда они путь держат.  А теперь разуться всем!А затем, что не спрашивают. Комелькова!  Васков:  Комелькова:  Я!  Васков:  Комелькова:  Четвертачок, заодно можно и винтовочку.  Васков:  Взять вещмешок у красноармейца Четвертак.  Разговорчики!   Делать,   что   велят:   личное   оружие   каждый   несёт   сам. (Помолчав):  Эх, девчонки, несчастный вы народ! Мужикам война эта – как зайцу курево, а уж вам­то… На сборы даю сорок минут.  Р­разойдись! (Снял пилотку). III. Наше время.  У обелиска Васков и его приёмный сын. Васков (обращаясь к сыну):  (Девушки в стороне.) Все  эти девушки  не похожи  одна на другую. У каждой своя судьба... (Помолчав): Лиза Бричкина… Бричкина (встаёт, рассказывает):  Я родом с Брянщины. Отец – лесник, я ему во всём помогала,   ухаживала   за   больной   матерью,   готовила   обед,   прибиралась   в   доме, обходила отцовские угодья и ждала завтрашнего дня. Началась война… Я попала на оборонные работы. Рыла окопы, попадала в окружения, выбиралась из них и снова рыла.   Потом   оказалась   где­то   под   Валдаем,   прибилась   к   зенитной   части.   171­й разъезд…  Юноша1 (читает отрывок):  Лиза утонула в болоте, выполняя роль связного. Жуткий, одинокий крик долго звенел над равнодушным ржавым болотом. Лиза долго видела синее   прекрасное   небо   и   тянулась,   тянулась   к   нему,   тянулась   и   верила.   Она   в последний   раз   увидела   свет   солнца   –   тёплый,   нестерпимо   яркий,   как   обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для неё… Васков:                   (встаёт, рассказывает):  Я   училась   в  Москве,   в  университете.   Была   отличницей. Гурвич    Вместо танцев бегала в читалку и во МХАТ, если удавалось достать билет на галёрку. Готовилась  к сессии.  А тут… война. Я надела форму, но переводчиков хватало, а зенитчиц – нет. Вот меня и откомандировали вместе с Женькой Комельковой на 171­й разъезд. Любила читать стихи. Всегда носила с собой томик Блока:   Соня Гурвич…  Рождённые в годы глухие Пути не помнят своего.  Мы – дети страшных лет России –  Забыть не в силах ничего… От дней войны, от дней свободы – Кровавый отсвет в лицах есть… Юноша2: В расселине, скорчившись, лежала Гурвич. Гимнастёрка на груди была густо залита кровью. Две узкие дырочки виднелись на ней. Одна в грудь шла, вторая пониже – в сердце. Соня бежала без опаски по дважды пройденному пути, торопясь принести старшине забытый кисет. Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалилась на хрупкие плечи тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце… Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал немецкий нож до сердца с первого удара…  Галя Четвертак…  Васков:  Четвертак (    встаёт, рассказывает):  Война застала меня на 3­м курсе техникума. Я так упорно   штурмовала   военкомат,   что   меня   в   порядке   исключения   направили   в зенитчицы. Военные будни были совсем не похожи на мои представления о фронте, и я тайком плакала по ночам. Но тут появилась Женька, и мир снова завертелся быстро и радостно. Мы всегда были втроём – Рита, Женька и я. 3Юноша3:  Немцы   шли   молча,   пригнувшись   и   выставив   автоматы,   каждый   миг   ожидая встречного выстрела. Через несколько шагов они должны оказаться в створе между Четвертак и Васковым… Вдруг Галя, выгнувшись и заломив руки за голову, метнулась через поляну наперерез диверсантам, уже ничего не видя и не соображая. Коротко ударил автомат. Девушка с разлёту сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук. Последний крик её затерялся в предсмертном хрипе…  Васков:  Комелькова    Женя Комелькова…   (встаёт, рассказывает):  У   меня   с   немцами   имелся   личный   счёт.   Маму, сестру, братишку – всех из пулемёта уложили. Семьи комсостава захватили – и под пулемёт.   А   меня   эстонка   спрятала   в   доме   напротив.   И   я   видела   всё.   Сестрёнка последней   упала:   специально   добивали…   После   гибели   родных   я   осталась   одна­ одинёшенька, перешла фронт и оказалась в отделении зенитчиц под началом младшего сержанта Осяниной. Всё было как надо – я не расстраивалась. Она вообще никогда не расстраивалась.  Она верила  в себя, и сейчас, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что всё окончится благополучно. И даже когда первая пуля ударила в бок, Женька просто удивилась. Неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет. Она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. И немцы добили её в упор, а потом долго смотрели на её и после смерти гордое и прекрасное лицо… Юноша4:  Васков:  Осянина    Рита Осянина…   (встаёт, рассказывает): Первый   день   войны   я   встретила   на   заставе.   Не растерялась, не ударилась в панику, была спокойна, так как сына отправила к своим родителям. Поэтому могла заниматься спасением чужих детей. А муж погиб на второй день войны. Вот почему у меня имелся личный счёт с немцами. Когда меня известили о переводе с передовой на объект, я промолчала, сбегала в штаб, поглядела на карту и увидела, что 171­й разъезд находится недалеко от города, где остались больная мать с сынишкой. И попросила послать туда моё отделение.  Рита знала, что рана её смертельна и что умирать она будет долго и трудно… Сначала стреляли, потом вдруг стало тихо, и Рита поняла, что Женьки больше нет. Слёзы пропали, отступили. Она не жалела себя. А думала о том, что сын её оставался сиротой на руках у больной матери. Как сложится его жизнь?  (Вернулся Васков). Юноша5:  Осянина:  Женя погибла?  Васков (кивнул, потом сказал):  Не   победили   они   нас,   понимаешь?   Мы   ещё   живые,   нас повалить надо!.. Осянина:  Погоди.   Помнишь,   на   немцев   я   у   разъезда   наткнулась?   Я   тогда   в   город   к сыночку бегала. Позаботься о нём. Мама больна очень. Долго не проживёт.   Васков:  Юноша5:  Не тревожься, Рита, понял я всё. А   потом,   уходя,   он   скорее   почувствовал,   чем   расслышал   этот   слабый, утонувший в ветвях выстрел. И, ещё боясь поверить, побежал назад, к сосне. Рита выстрелила в висок, и крови почти не было.  Васков:  5 девчат, 5 девочек было всего, всего пятеро! А немцы не прошли, не смогли пройти. Пятеро против шестнадцати!  (Стягивает с головы пилотку, молчание).  Сын:  А зори­то здесь тихие… И чистые­чистые, как слёзы…  Юноша1:  Так заканчивает свою повесть о минувшей войне писатель Борис Васильев. И каждой   строкой,   обращенной   к   нам,   предупреждает:   жалость   и   милосердие   так необходимы нашему веку.  (в заключение спектакля­миниатюры провести обсуждение со зрителями) __________________________________  4Использованная литература.  Васильев Б. «А зори здесь тихие…». — М.: ДОСААФ, 1977. 5