Мир Романтизма
Оценка 5

Мир Романтизма

Оценка 5
Мероприятия
doc
МХК
9 кл—11 кл
19.05.2020
Мир Романтизма
Знакомство с эпохой романтизма. Через глубину душевного переживания героев романтической музыки, живописи, поэзии показать разнообразный, безмерно богатый внутренний мир человека.
романтизм.doc

МОУ «Гимназия № 29»

 

 

 

 

 

 

 

ВНЕКЛАССНОЕ   МЕРОПРИЯТИЕ

 

 

 

«Мир Романтизма» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ

Чарина О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саранск  2019

 

ТЕМА: « Мир Романтизма»

 

ЦЕЛЬ: Знакомство с эпохой романтизма.

                Через глубину душевного переживания героев романтической    музыки, живописи, поэзии показать разнообразный, безмерно богатый внутренний мир человека.

 

МУЗЫКА:

Л.В.Бетховен «Симфония №6»;

Ф.Шопен «Вальс»;

Ф.Шуберт «Песнь моя», «Аве Мария»;

И.Брамс «Чардаш»;

Р.Шуман «Грезы».

 

КАРТИНЫ  О. А. Кипренского.

 

1.    ВСТУПЛЕНИЕ

 

          Звучит начало «Пасторальной симфонии №6» Бетховена со словами Ж.Санд:

«…не открывается ли воображение  «Пасторальной симфонией» Бетховена – более изящной и широкой, чем наипрекраснейшие пейзажи в живописи, - очарованная даль, целый мир земной, куда летит душа, видя горизонт без конца и картины, где гремит гром, поют птицы, зарождается, раздражается и утихает гроза, солнце пьет дождь с листьев, жаворонок стряхивает свои мокрые крылышки, больному сердцу становится легко, грудь выпрямляется, ум и тело оживляются и, отождествляясь с природой, погружаются в сладостный покой».

Ребята сегодня мы с вами отправляемся в новый для нас мир -  

Мир Романтизма.

                     

2.    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

С конца 18 века ведущим направлением в культуре Европы становится – романтизм.

Мы с вами уже обращались к различным направлениям в культуре, сегодня тема нашего занятия «Мир Романтизма».

Его корни и историческая почва в разных странах были различны, однако подготовленная общественными потрясениями потребность решить проблемы соотношения личности и общества, мира идеального и мира действительного, объединяли усилия европейских художников и поэтов, историков и философов в разных странах, почти одновременно ставились и решались сходные проблемы: в начале 19 века, как позже скажет Н.В.Гоголь «стало далеко видно во все стороны света»

Что же проповедовали романтики и что такое романтизм?

Его содержательной основой была концепция двоемирия - противопоставление мира идеального, высшего, «другому» миру - действительному, земному, эмпирическому.

Это одна сторона романтического мироощущения. Другая вытекает из первой. Мир высший может быть познан только творческой личностью, поэтому вопрос о свободе индивидуальности встает в романтизме очень остро. Из этого же источника происходит интерес ко всему индивидуальному, характерному, потенциально или явно несущему творческую стихию – человеку, природе, нации, всем моментам бытия.

Романтизм – это не определенный художественный стиль: скорее, это определенный «способ жить», как сказал однажды А.Блок.

Несмотря на то, что романтизм распространил свое влияние на все сферы жизни, он не был стилем эпохи, не создал особой формы своего бытования. Как раз формы, в которых романтизм проявился, были самыми разнообразными.

А теперь попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Какого героя можно представить в произведениях романтиков?

2. Какие образы преобладают в их произведениях?

3. Какие моменты жизни интересовали романтистов?

 

Музыкальный романтизм ощутимо проявил себя в 20-е годы     19 века и обнаруживал преемственность с классицизмом (творчество Бетховена).

В инструментальной музыке на смену классическим формам приходят формы миниатюры: этюды, ноктюрны, вальсы, пьесы с программным содержанием.

 

Слушание: Ф.Шопен «Вальс».

 

Получает развитие жанр – симфоническая поэма.

Давайте теперь обратимся к художникам романтикам. Посмотрите на эти картины (показ репродукций).

Художник О.А.Кипренский был наиболее ярко выраженным романтиком.

Из своей биографии он сделал легенду, он слыл и горячим возлюбленным, и хладнокровным убийцей, и неутомимым тружеником, и прожигателем жизни. Художник не особо противился этой легенде, он и сам не редко предавался мистификации. Свое существование Кипренский не мыслил без творчества. Почти все его творчество автобиографично. Самые лучшие из его творений – это часть индивидуальности живописца, невидимыми нитями соединенной с индивидуальностью портретируемого. Высочайшая одухотворенность образов Кипренского словно является отсветом идеального мира, с которым своими сокровенными глубинами связана душа каждого человека. Герои портретов Кипренского – Е.А.Ростопчина, А.С.Пушкин, Е.С.Абдулина – люди «посвященные в некую тайну», они сродни поэтам и художникам. Все они словно стоят на пороге внутренних прозрений и открытий.

А, сейчас слушая произведение Ф.Шуберта – композитора романтика, представьте себе, что герои портретов могут высказать свои мысли, попробуйте озвучить их.

 

Слушание:

Ф.Шуберт «Песнь моя».

 

Поздний романтизм характеризуется дальнейшим развитием экспрессивности, утонченности, богатейшим использованием тембровых возможностей большого симфонического оркестра. Это в свою очередь предопределило появление в европейской музыке новых течений – импрессионизма и экспрессионизма.

Крупнейшими оперно-симфоническими композиторами 19 века стали – Р.Вагнер и И.Брамс. Композиторы –антиподы, они олицетворяли два течения зрелого романтизма – тяготения к программной музыке, к отказу от классических форм построения музыкального произведения – Вагнер, и романтизм, внешне обличенный в более строгие, академические формы – Брамс, больше связанных с классическим наследием прошлого.

 

Слушание: И.Брамс «Чардаш»

Вокальное творчество Ф.Шуберта, Р.Шумана, Х.Вольфа - вершина песенно-романсовой музыки эпохи романтизма. Среди вокальных форм возрастает роль баллады, Сцены, поэмы. Вокальная мелодия, аккомпанемент, становятся более детализированными и индивидуальными, песни во многих случаях объединяются в циклы.

 

Слушание:

Ф.Шуберт «Аве Мария»;

Р.Шуман «Грезы».

 

3.    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

 

Ребята, мы с вами сегодня затронули лишь небольшой фрагмент мира романтизма. Как вы сможете ответить на следующие вопросы.

 

Итоговые вопросы:

1.    Что особого в эпохе романтизма?

2.    В чем заключается эмоциональное родство различных произведений?

3.    Как вы думаете, к какому образу жизни подготовила общество эпоха романтизма?


4.   

МОУ «Гимназия № 29»

МОУ «Гимназия № 29»

ТЕМА: « Мир Романтизма» ЦЕЛЬ:

ТЕМА: « Мир Романтизма» ЦЕЛЬ:

Н.В.Гоголь «стало далеко видно во все стороны света»

Н.В.Гоголь «стало далеко видно во все стороны света»

Давайте теперь обратимся к художникам романтикам

Давайте теперь обратимся к художникам романтикам

Вокальное творчество Ф.Шуберта,

Вокальное творчество Ф.Шуберта,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2020