Мир душистых растений
Оценка 4.7

Мир душистых растений

Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
биология
6 кл
12.10.2017
Мир душистых растений
МБОУ СОШ «Средняя общеобразовательная школа №11» Конспект урока экологии на тему «Мир душистых растений» Разработала учитель биологии Ауслендер Р.М. Михайловка 2017г Цель. 1. Расширить и углубить знания о растениях. 2. Познакомить с правилами передвижения по экологической тропе. 3. Продолжить форматировать бережное отношение к природе. 4. Воспитывать экологическую культуру у учеников. 5. Показать взаимосвязь животных и растений, единство человека и природы. 6. Помочь увидеть красоту окружающего мира через ароматы душистых растений. 7. Показать не только значение душистых растений, но и научить распознавать растения по запаху. План. 1. Ароматы растений – одно из чудес природы. 2. Мир душистых растений. 3. Значение душистых растений. 4. Узнай растения по запаху (практическая часть). 5. Итоги экскурсии. Дерево трава и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Введение. Учебная экологическая тропа – одно из средств приобщения детей к природе. Наибольшее информационное значение имеют экскурсии. Перед началом её экскурсантов учат правилам хождения по тропе, напомнив народную мудрость. «Один человек пойдёт – оставив след, сто – тропинку, а тысяча – пустыню». Чтобы не превратить территорию участка в пустыню, следует ходить по тропинкам и дорожкам. В процессе проведения экскурсии используются небольшие этикетки-номерки. Их расставляют по ходу экскурсии на местах остановок у какого-либо объекта, а затем собирают. В содержании экскурсии включается сведение не только о растениях и животных, но и об их взаимосвязи, о единстве человека и природы, проблемах взаимоотношения человека с природой. По ходу рассказа используются художественные описания природы в прозе и стихах, высказывания великих людей. Всё это помогает лучше увидеть красоту окружающего мира, пробуждает у детей приятные эмоции и чувство бережного отношения к живому, создаёт особый эмоциональный настрой. Темы экскурсии различны: «Весенние явления в жизни природы», «Унылая пора - очей очарованье», «Влияние антропогенного фактора на природу», «Удивительное рядом» и т.д. Вот, к примеру, экскурсия на тему «Мир душистых растений». В ходе её ребята знакомятся с растительными ароматами, с их многообразием и значением для самого растения и человека; учатся распознавать растения по запахам. Остановки – возле объектов рассказа. 1. Ароматы растений – одно из чудес природы. Вдыхая их, невольно задумываешься: почему одно растение пахнет нежно, другое – пряно, третье – жгуче резко, а четвёртое и вовсе отталкивающе неприятно? Есть растения, у которых даже цветки не пахнут. Люди никогда не оставались равнодушными к запахам. Уже в древние времена они знали, что действие различных ароматов неодинаково: одни приносят человеку радость, вселяют бодрость, другие действуют угнетающе и могут быть даже опасны для здоровья. Почему пахнут растения? Они содержат эфирные масла – летучи жидкости, обладающие стойким запахом. Масла быстро испаряются, особенно если нарушить целостность клеток, в которых они находятся. Если растереть, например, лист зори, то запах усилится (даём понюхать лист зори). Эфирные масла содержаться в разных органах растений: в цветках (роза, сирень, флокс, ирис и др.), в листьях (зоря, мята, иссоп), в корнях (валериана, калган, зоря). Есть растения, у которых пахнут все органы (полынь горькая, хвойные). 2. Мир душистых растений. Мы находимся на поляне душистых растений. Понюхайте. Узнаёте? Да, это лук. Растение, которое перед вами, имеет три названия: лук-скорода, лук-резанец, и шнитт-лук. Листья лука, его корни, луковицы содержат разнообразные эфирные масла, благодаря которым он используется в пищу как приправа. Кроме того, эфирные масла обладают способностью убивать микробы, поэтому лук используется и с лечебными целями. Лук-скорода выращивается не только как огородная культура. Благодаря красивому цветению его нередко можно увидеть в цветниках (Приложение , фото №1). Мята перечная. Это одно из наиболее распространённых эфиромасличных растений. Известно большое количество видов мяты. Перед вами перечная, мята курчавая, мята яблочная, мята длиннолистая. В их листьях содержится эфирное масло-ментол, именно из-за него и возделывают эти растения. Ещё Плиний Старший считал, что запах мяты возбуждает работу мозга, поэтому в то время студентам рекомендовалось носить на голове венки из её побегов. На пирах помещения опрыскивают мятной водой, а столы натирали листьями растения, чтобы создать у гостей хорошее настроение. Сейчас мята используется при изготовлении лекарств, а также в парфюмерной промышленности. Применяют его и в кулинарии. Мятные пряники, ликёры и настройки – вот далеко не полный перечень продуктов, в состав которых входит мята. Нет, не зря римляне дали этому, на первый взгляд, неприметному растению имя свое прекрасной нимфы – Менты, олицетворявший для них человеческий разум. (Приложение, фото №8). Сирень обыкновенная. Из её душистых цветков получают сиреневое масло, которое используется в парфюмерии и косметике. А ещё всем очень нравятся букеты из сирени. Насекомые охотно посещают цветки этого растения, чтобы полакомиться нектаром. При этом они их опыляют (Приложение №9). Монарда Трубкоцветная. Перспективное эфиромасличное растение. А в её листьях, цветках и стеблях содержатся ценные масла, которые обладают приятным запахом и бактерицидными свойствами, редкий микроорганизм выдержит атмосферу паров эфирных масел монарды. Масло применяется в медицине для лечения кожных и лёгочных заболеваний. Кроме того, его используют для ароматизации чая. Тагетес(Бархатцы). Какими привычными кажутся нам эти пахучие цветы! А пришли они к нам из Центральной Америки. Это растение издавна используется в ритуальных обрядах. Они – украшение и весёлых праздников, и грустных погребальных церемоний. В эфирной промышленности используются бархатцы мелкие, как источник оригинального масла с нежным цветочным ароматом, которое нашло применение в парфюмерии. Полынь горькая. Это многолетнее растение, достигающее высоты иногда более одного метра. У растения крупные, шелковисто-войлочные рассечённые листья. Стебель опушённый. Цветки очень мелкие, собраны в крупные соцветия, тоже опушённые. Поэтому всё растение имеет красивый серебристо-зелёный цвет и выглядит очень декоративно. Листья растения выделяют в большом количестве эфирные масла. Старинный знаток растений Лоницерус писал, что трава полыни, прибавленная к еде и питью, полезна для желудка, помогает пищеварению, согревает тело, изгоняет яд и желчь. Плиний советовал пешеходу привязать полынь к ноге, чтобы не чувствовать усталости. В некоторых травниках есть такой совет: для улучшения сна класть траву полыни под подушку или обёртывать голову полотенцем, смоченным настоем травы. Полынь горькая применяется в виноделии. Её как добавку используют для приготовления вермута, бальзамов, тонизирующих напитков. Сухими листьями посыпают, как приправой, жирные блюда из баранины, свинины, гуся. Говорят, что в полыни горькой заложены два ценных для человека качества: она исцеляет болезни и даёт душевное утешение. Можно ещё добавить, что летом на даче из этого растения можно сделать хороший веник. После подметания им пола в помещении стоит удивительный запах. А, кроме того, воздух очищается от микробов веществами, которые выделяет полынь.(Фото, гербарий.) 3. Значение душистых растений. Какое же значение имеют запахи для растений? С помощью запаха привлекают не только насекомых, но и других опылителей. В тропических странах, например, есть растения, цветки которых распускаются ночью. С помощью сильного запаха они привлекают летучих мышей, которые опыляют их. Другие растения, наоборот, своим запахом отпугивают животных и тем самым спасают себе жизнь, например, полынь горькая. Её запах не выносят насекомые. Да и скот не ест эту траву. Какую роль играют ароматы растений в жизни человека? В глубокой древности окуривание душистыми растениями помещений применялось для отпугивания вредных насекомых, уничтожения вредных насекомых, уничтожения микроорганизмов, для обеззараживания воздуха. Душистые смолы, сухие цветы служили в ритуальных целях, соками натуральных растений натирали тела, венки из них носили на голове, растения добавляли в пищу, использовали для ароматизации воды и воздуха. В настоящее время их широко используют в парфюмерии, косметике, в кулинарии и кондитерском деле, в виноделии. 4. Узнай растение по запаху. А теперь попробуем по запаху узнать растения. Желающий закрывает глаза. Участники экскурсии подносят к его носу разные растения, которые он должен узнать по запаху. (Практическая часть) Наша экскурсия заканчивается словами Н. Рыленкова: «От нас природа тайн своих не прячет, Но учит быть внимательнее к ней». 5. Итоги экскурсии. На экскурсии мы познакомились не только с растениями и их ароматами, но и научились распознавать растения по запаху. Какие растения вам запомнились? Где и как применяют эти растения? Каково значения этих растений в природе и жизни человека (когда экскурсия не непознавательная, как для младших школьников, учебная) учащимся предлагается выполнить картотеки – задания по плану (изложенному в приложении №1). Дети делают по желанию гербарий растений (сорных, например полынь, или горец птичий в экскурсии по «Лекарственным травам»). Как сказал Н. Рерих: «Для всякого начала нужно малое семя. Учить можно и в очень малом деле. Творить можно и в тесном углу. Охранять можно и в самом скромном доспехе». После прохождения по тропе, чтобы закрепить знания, полученные на экскурсии, учащимся предлагается отчет по плану:  Место произрастания, среда обитания растения.  Описание биологических особенностей растения и признаков приспособления к среде обитания.  Сделать вывод о многообразии лекарственных растений на школьном участке. Примечание: (По желанию учащихся отчёты могут быть проиллюстрированы рисунками, фотографиями). Наблюдения, полученные на экскурсии, можно использовать при изучении темы «Биоценоз». Примеры карточек – задания, используемые на экскурсии. Карточка №1 Тип: Покрытосеменные (цветковые) Класс: Двудольные Семейство: Астровые (Сложноцветные) Полынь горькая (особенности) Это многолетнее растение, вырастает до 1 метра. Листья крупные, рассеченные, опушенные, цветки мелкие, собраны в соцветия. Окраска растения серебристо-зелёная. От растения исходит приятный, горьковатый аромат. Место произрастания – равнины, открытые пространства стапи и каменистых склонов. Растения ветроопыляемые. Задание для наблюдения: 1) Обратите внимание на размеры, окраску и запах растения. 2) Отметьте, есть ли цветки, крупные или мелкие, как они собраны (в соцветия или одиночно). 3) Выясните значение этого растения в природе и жизни человека.описание и практическое значение лекарственных растений.
мир душистых растений.doc

МБОУ СОШ «Средняя общеобразовательная

 школа №11»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока экологии на тему «Мир душистых растений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала

учитель биологии

Ауслендер Р.М.

 

 

 

 

 

 

 

Михайловка 2017г

 

 

 

Цель.

1.    Расширить и углубить знания о растениях.

2.    Познакомить с правилами передвижения по экологической тропе.

3.    Продолжить форматировать бережное отношение к природе.

4.    Воспитывать экологическую культуру у учеников.

5.    Показать взаимосвязь животных и растений, единство человека и природы.

6.    Помочь увидеть красоту окружающего мира через ароматы душистых растений.

7.    Показать не только значение душистых растений, но и научить распознавать растения по запаху.

 

План.

1.    Ароматы растений – одно из чудес природы.

2.    Мир душистых растений.

3.    Значение душистых растений.

4.    Узнай растения по запаху (практическая часть).

5.    Итоги экскурсии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дерево трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

 

Введение.

Учебная экологическая тропа – одно из средств приобщения детей к природе. Наибольшее информационное значение имеют экскурсии. Перед началом её экскурсантов учат правилам хождения по тропе, напомнив народную мудрость.

«Один человек пойдёт – оставив след, сто – тропинку, а тысяча – пустыню». Чтобы не превратить территорию участка в пустыню, следует ходить по тропинкам и дорожкам. В процессе проведения экскурсии  используются небольшие этикетки-номерки. Их расставляют по ходу экскурсии на местах остановок у какого-либо объекта, а затем собирают.

В содержании экскурсии включается сведение не только о растениях и животных, но и об их взаимосвязи, о единстве человека и природы, проблемах взаимоотношения человека с природой. По  ходу рассказа используются художественные описания природы в прозе и стихах, высказывания великих людей. Всё это помогает лучше увидеть красоту окружающего мира, пробуждает у детей приятные эмоции и чувство бережного отношения к живому, создаёт особый эмоциональный настрой.

Темы экскурсии различны: «Весенние явления в жизни природы», «Унылая пора -

 очей очарованье», «Влияние антропогенного фактора на природу», «Удивительное рядом» и т.д.

Вот, к примеру, экскурсия на тему «Мир душистых растений». В ходе её ребята знакомятся с растительными ароматами, с их многообразием и значением для самого растения и человека; учатся распознавать растения по запахам. Остановки – возле объектов рассказа.

1.           Ароматы  растений – одно из чудес природы.

Вдыхая их, невольно задумываешься: почему одно растение пахнет нежно, другое – пряно, третье – жгуче резко, а четвёртое и вовсе отталкивающе неприятно? Есть растения, у которых даже цветки не пахнут. Люди никогда не оставались равнодушными к запахам. Уже в древние времена они знали, что действие различных ароматов неодинаково: одни приносят человеку радость, вселяют бодрость, другие действуют угнетающе и могут быть даже опасны для здоровья.

Почему пахнут растения? Они содержат эфирные масла – летучи жидкости, обладающие стойким запахом. Масла быстро испаряются, особенно если нарушить целостность клеток, в которых они находятся. Если растереть, например, лист зори, то запах усилится (даём понюхать лист зори). Эфирные масла содержаться в разных органах растений: в цветках (роза, сирень, флокс, ирис и др.), в листьях (зоря, мята, иссоп), в корнях (валериана, калган, зоря). Есть растения, у которых пахнут все органы (полынь горькая, хвойные).

2.           Мир душистых растений.

Мы находимся на поляне душистых растений. Понюхайте. Узнаёте? Да, это лук. Растение, которое перед вами, имеет три названия: лук-скорода, лук-резанец, и шнитт-лук. Листья лука, его корни, луковицы содержат разнообразные эфирные масла, благодаря которым он используется в пищу как приправа. Кроме того, эфирные масла обладают способностью убивать микробы, поэтому лук используется и с лечебными целями. Лук-скорода выращивается не только как огородная культура. Благодаря красивому цветению его нередко можно увидеть в цветниках (Приложение , фото №1).

Мята перечная. Это одно из наиболее распространённых эфиромасличных растений. Известно большое количество видов мяты. Перед вами перечная, мята курчавая, мята яблочная, мята длиннолистая. В их листьях содержится эфирное масло-ментол, именно из-за него и возделывают эти растения.

Ещё Плиний Старший считал, что запах мяты возбуждает работу мозга, поэтому в то время студентам рекомендовалось носить на голове венки из её побегов. На пирах помещения опрыскивают мятной водой, а столы натирали листьями растения, чтобы создать у гостей хорошее настроение. Сейчас мята используется при изготовлении лекарств, а также в парфюмерной промышленности. Применяют его и в кулинарии. Мятные пряники, ликёры и настройки – вот далеко не полный перечень продуктов, в состав которых входит мята. Нет, не зря римляне дали этому, на первый взгляд, неприметному растению имя свое прекрасной нимфы – Менты, олицетворявший для них человеческий разум. (Приложение, фото №8).

 

Сирень обыкновенная. Из её душистых цветков получают сиреневое масло, которое используется в парфюмерии и косметике. А ещё всем очень нравятся букеты из сирени. Насекомые охотно посещают цветки этого растения, чтобы полакомиться нектаром. При этом они их опыляют (Приложение №9).

 

Монарда Трубкоцветная. Перспективное эфиромасличное растение. А в её листьях, цветках и стеблях содержатся ценные масла, которые обладают приятным запахом и бактерицидными свойствами, редкий микроорганизм выдержит атмосферу паров эфирных масел монарды. Масло применяется в медицине для лечения кожных и лёгочных заболеваний. Кроме того, его используют для ароматизации чая.

 

Тагетес(Бархатцы). Какими привычными кажутся нам эти пахучие цветы! А пришли они к нам из Центральной Америки. Это растение издавна используется в ритуальных обрядах. Они – украшение и весёлых праздников, и грустных погребальных церемоний. В эфирной промышленности используются бархатцы мелкие, как источник оригинального масла с нежным цветочным ароматом, которое нашло применение в парфюмерии.

 

Полынь горькая. Это многолетнее растение, достигающее высоты иногда более одного метра. У растения крупные, шелковисто-войлочные рассечённые листья. Стебель опушённый. Цветки очень мелкие, собраны в крупные соцветия, тоже опушённые. Поэтому всё растение имеет красивый серебристо-зелёный цвет и выглядит очень декоративно. Листья растения выделяют в большом количестве эфирные масла. Старинный знаток растений Лоницерус писал, что трава полыни, прибавленная к еде и питью, полезна для желудка, помогает пищеварению, согревает тело, изгоняет яд и желчь. Плиний советовал пешеходу привязать полынь к ноге, чтобы не чувствовать усталости. В некоторых травниках есть такой совет: для улучшения сна класть траву полыни под подушку или обёртывать голову полотенцем, смоченным настоем травы. Полынь горькая применяется в виноделии. Её как добавку используют для приготовления вермута, бальзамов, тонизирующих напитков. Сухими листьями посыпают, как приправой, жирные блюда из баранины, свинины, гуся. Говорят, что в полыни горькой заложены два ценных для человека качества: она исцеляет болезни и даёт душевное утешение.

 

 

Можно ещё добавить, что летом на даче из этого растения можно сделать хороший веник. После подметания им пола в помещении стоит удивительный запах. А, кроме того, воздух очищается от микробов веществами, которые выделяет полынь.(Фото, гербарий.)

3.                Значение душистых растений.

Какое же значение имеют запахи для растений?

С помощью запаха привлекают не только насекомых, но и других опылителей. В тропических странах, например, есть растения, цветки которых распускаются ночью. С помощью сильного запаха они привлекают летучих мышей, которые опыляют их. Другие растения, наоборот, своим запахом отпугивают животных и тем самым спасают себе жизнь, например, полынь горькая. Её запах не выносят насекомые. Да и скот не ест эту траву.

Какую роль играют ароматы растений в жизни человека?

В глубокой древности окуривание душистыми растениями помещений применялось для отпугивания вредных насекомых, уничтожения вредных насекомых, уничтожения микроорганизмов, для обеззараживания воздуха. Душистые смолы, сухие цветы служили в ритуальных целях, соками натуральных растений натирали тела, венки из них носили на голове, растения добавляли в пищу, использовали для ароматизации воды и воздуха. В настоящее время их широко используют в парфюмерии, косметике, в кулинарии и кондитерском деле, в виноделии.

4.                 Узнай растение по запаху.

А теперь попробуем по запаху узнать растения. Желающий закрывает глаза. Участники экскурсии подносят к его носу разные растения, которые он должен узнать по запаху. (Практическая часть)

Наша экскурсия заканчивается словами Н. Рыленкова:

 

«От нас природа тайн своих не прячет,

Но учит быть внимательнее к ней».

 

5.                 Итоги экскурсии.

На экскурсии мы познакомились не только с растениями и их ароматами, но и научились распознавать растения по запаху. Какие растения вам запомнились? Где и как применяют эти растения? Каково значения этих растений в природе и жизни человека (когда экскурсия не непознавательная, как для младших школьников, учебная) учащимся предлагается выполнить картотеки – задания по плану (изложенному в приложении №1). Дети делают по желанию гербарий растений (сорных,  например полынь, или горец птичий в экскурсии по «Лекарственным травам»).

Как сказал Н. Рерих: «Для всякого начала нужно малое семя. Учить можно и в очень малом деле. Творить можно и в тесном углу. Охранять можно и в самом скромном доспехе».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После прохождения по тропе, чтобы закрепить знания, полученные на экскурсии, учащимся предлагается отчет по плану:

Ø Место произрастания, среда обитания растения.

Ø Описание биологических особенностей растения и признаков приспособления к среде обитания.

Ø Сделать вывод о многообразии лекарственных растений на школьном участке.

 

Примечание: (По желанию учащихся отчёты могут быть проиллюстрированы рисунками, фотографиями).

Наблюдения, полученные на экскурсии, можно использовать при изучении темы «Биоценоз».

Примеры карточек – задания, используемые на экскурсии.

 

Карточка №1

Тип: Покрытосеменные (цветковые)

Класс: Двудольные

Семейство: Астровые (Сложноцветные)

Полынь горькая (особенности)

Это многолетнее растение, вырастает до 1 метра. Листья крупные, рассеченные, опушенные, цветки мелкие, собраны в соцветия. Окраска растения серебристо-зелёная. От растения исходит приятный, горьковатый аромат.

Место произрастания – равнины, открытые пространства стапи и каменистых склонов.

Растения ветроопыляемые.

 

 

Задание для наблюдения:

1)    Обратите внимание на размеры, окраску и запах растения.

2)    Отметьте, есть ли цветки, крупные или мелкие, как они собраны (в соцветия или одиночно).

3)    Выясните значение этого растения в природе и жизни человека.

 

 

 

 

 


МБОУ СОШ «Средняя общеобразовательная школа №11»

МБОУ СОШ «Средняя общеобразовательная школа №11»

Цель. 1. Расширить и углубить знания о растениях

Цель. 1. Расширить и углубить знания о растениях

Дерево трава и птица Не всегда умеют защититься

Дерево трава и птица Не всегда умеют защититься

Есть растения, у которых пахнут все органы (полынь горькая, хвойные)

Есть растения, у которых пахнут все органы (полынь горькая, хвойные)

Полынь горькая. Это многолетнее растение, достигающее высоты иногда более одного метра

Полынь горькая. Это многолетнее растение, достигающее высоты иногда более одного метра

От нас природа тайн своих не прячет,

От нас природа тайн своих не прячет,

Это многолетнее растение, вырастает до

Это многолетнее растение, вырастает до
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2017