Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей .
В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Рассмотрено ШМО: Согласовано: Утверждено:
Руководитель: Зам. директора по УВР Директор СОШ №3
Плотникова О.В. Нещерет Т.Л. Литвинова И.Н.
« __» ______ 2010 г. « __» ______ 2010 г. « __» ______ 2010 г.
Рабочая программа
курса
«Мир профессий»
( общеинтеллектуальное направление
внеучебной деятельности )
1 класс
Учитель: Плотникова О.В.Пояснительная записка
О множестве профессий школьники практически не имеют информации, поэтому
знакомство с миром профессий начинается в начальной школе.
Курс «Мир профессий» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной
деятельности в 1 классе в рамках
федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
апробации
Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания
максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи:
познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
формировать конкретнонаглядные представления о существенных сторонах
профессии;
развивать интеллектуальные и творческие возможности детей.
Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.
Каждое занятие
имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением
определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор,
представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к
рассматриваемой профессии.
тренировать различные виды своих способностей .
В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок
становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с
Это способствует
элементами творчества и самостоятельного поиска знаний.
формированию учебнопознавательных мотивов, потребности в творческой деятельности,
развитию кругозора у учащихся.
Структура занятий
1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты
реакции, готовности памяти).
2. Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
что я знаю об этой профессии;
что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг,
телепередач.
3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой
способностью и профессией.
4. Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и
почему).Объем программы:
На реализацию курса «Мир профессий» в 1 классе отводится 30 ч в год ( 1 час в
неделю)
Ожидаемые результаты прожождения курса:
участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
расширение кругозора о мире профессий,
заинтересованность в развитии своих способностей,
участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,
возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной
деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.
Используемая литература:
2008 г
Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий», Ростовна Дону, издательство ИПК и ПРО,
Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред. проф. Дубровиной
И.В., Москва, «Гардарика» 1998г./
Развитие интеллектуальных способностей школьника.
Тихомирова Л.Ф., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э., Ярославль, «Академия
развития» 1996г.
Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей.
Винокурова Н., Москва, «ИМПЭТО» 1995г.
Методическая газета для педагоговпсихологов «Школьный психолог».
Издательский дом «Первое сентября», 2004г.
Содержание курса
№п/п Раздел
Колво
часов
Введение в мир профессий
Профессии в школе
Знакомство с
профессиями
различными
Проект «Азбука профессий»
Профессия моих родителей
Викторина «Что мы узнали?»
5
2
12
6
3
1
Планируемые результаты
Опыт коллективнотворческой
деятельности
участие в различных видах игровой,
изобразительной,
творческой
деятельности.
расширение кругозора о мире
профессий,
заинтересованность в развитии своих
способностей,
участие в обсуждении и выражение
своего отношения к изучаемой
профессии,
возможность попробовать свои силы
в различных областях взрослой
деятельности,Праздник «Все профессии важны,
все профессии нужны!»
Итого
1
30 час.
способность
информацию
источников.
добывать новую
различных
из
Тематическое планирование занятий
№
Тема занятия
Дат
а
Введение в мир профессий 5 ч
Кол
во
часов
Основное содержание
1.
2.
3.
4.
Зачем человек
трудится?
Какие профессии ты
знаешь?
Мир интересных
профессий
Чем пахнут ремесла?
5.
Кем я хочу стать?
Профессии в школе 2 ч
6.
Профессия учитель
7.
Профессия
1
1
1
1
1
1
1
Разминка. Проблемная ситуация:
зачем человек трудится? Понятия:
«труд», «профессия». Игра «Собери
пословицу о труде»
Разминка. Проблемная ситуация:
какие профессии ты знаешь? Мини
рассказ учащихся о некоторых
профессиях.
Игра «Угадай профессию!»
Разминка.
Рассказ учителя о
необычных профессиях: дегустатор,
дрессировщик, спасатель.
Разминка.
учителем
произведения Дж. Родари «Чем
пахнут ремесла?»
Дискуссия: почему бездельник не
пахнет никак?
Разминка. Чтение учителем отрывка
из произведения В. Маяковского
«Кем быть?». Галерея рисунков
«Кем я хочу стать?»
Чтение
Разминка. Кто такой учитель?
Проблемная ситуация: каким
должен быть учитель?
Сценка «На уроке»
Конкурс загадок на тему «Школа»
Экскурсия в школьную библиотеку.
Ресурсы,
оборудова
ние
Презентация
Разрезные
карточки с
пословицами
Презентация
Презентация
Презентация
Листы,
краски,
иллюстрации
с
изображение
м людей
различных
профессий
Презентация
— клип
«Учитель»библиотекарь
Знакомство с различными профессиями 12 ч
8.
9.
Профессия продавец
Профессия
парикмахер
10.
Профессия повар
11.
Профессия почтальон
12.
Профессия врач
13.
Профессия художник
Проект «Азбука профессий» 6ч
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Организационное
занятие. Предъявление
заданий группам
Представление мини
проектов на буквы АД
Представление мини
проектов на буквы ЕК
Представление мини
проектов на буквы ЛР
Представление мини
проектов на буквы СЯ
Оформление
результатов проекта
Профессия моих родителей
Кем работают мои
родители?
20.
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
2
Разминка. Заочное путешествие в
магазин.
Сюжетноролевая игра «В магазине»
Разминка. Знакомство с профессией
парикмахера.
Экскурсия в парикмахерскую
Презентация
Весы
Презентация
Халат врача,
аптечка.
Разминка. Знакомство с профессией
повара. Интервьюирование
школьного повара .
Разминка. Знакомство с профессией
почтальона.
Экскурсия на почту.
Разминка. Знакомство с профессией
врача. Прессконференция со
школьной медсестрой. Сюжетно
ролевая игра «В больнице»
Разминка. Знакомство с профессией
художника. Викторина «Какие
предметы нужны художнику?»
Конкурс рисунков «Яхудожник»
Разминка.
Коллективная работа: составление
азбуки профессий.
Разминка. Представление мини
проектов: рассказы учащихся о
профессиях на буквы АД
Разминка. Представление мини
проектов: рассказы учащихся о
профессиях на буквы ЕК
Разминка. Представление мини
проектов: рассказы учащихся о
профессиях на буквы ЛР
Разминка. Представление мини
проектов: рассказы учащихся о
профессиях на буквы СЯ
Создание папки «Азбука
профессий».
Защита минипроектов «Профессия
моих родителей»21.
Встреча с родителями
Итоговые занятия 2 ч
22.
23.
Викторина «Что мы
узнали?»
Праздник
«Все
профессии важны, все
профессии нужны!»
1
1
1
Прессконференция с родителями
на тему «Чем интересна Ваша
профессия?»
Разминка. Викторина «Что мы
узнали?»
Праздник для родителей «Все
профессии важны, все профессии
нужны!»
Презентация