Огромную роль в экологическом воспитании детей и формировании представлений о временах года, о сезонных явлениях в природе имеет работа с календарем природы. Регулярные наблюдения детьми сезонных явлений в природе, их изменений несут огромную смысловую нагрузку: учат сравнивать, сопоставлять различные природные явления, устанавливать их причину и временную взаимосвязь.Огромную роль в экологическом воспитании детей и формировании представлений о временах года, о сезонных явлениях в природе имеет работа с календарем природы. Регулярные наблюдения детьми сезонных явлений в природе, их изменений несут огромную смысловую нагрузку: учат сравнивать, сопоставлять различные природные явления, устанавливать их причину и временную взаимосвязь.
Огромную роль в экологическом воспитании детей и
формировании представлений о временах года, о сезонных
явлениях в природе имеет работа с календарем природы.
Регулярные наблюдения детьми сезонных явлений в природе,
их изменений несут огромную смысловую нагрузку: учат
сравнивать, сопоставлять различные природные явления,
устанавливать их причину и временную взаимосвязь.
Задачи:
Образовательные:
сформировать представление о причинах, вызывающих
ознакомить с терминами: «Весна», «Лето», «Осень»,
смену сезонов года;
«Зима»
Разучивание дней недели
закреплять знание названий цветов спектра
Развивающие:
развивать у детей игровую деятельность
развивать коммуникативные свойства речи;
развивать умение работать с раздаточным материалом.
Развитие мышления, воображения
Воспитательные:
создавать эмоциональный настрой;
постичь глубокий смысл народных примет;
воспитывать чувство любви к родной природе.Пособие "Мишкин календарь" - мастер-класс
Ведро от майонеза 3 кг. Разделили ведро на четыре части,
обклеила плёнкой (зелёного, оранжевого синего, желтого).
Получилось четыре времени года. С детьми на кружке
«Прастилинография» (Я его веду в своей группе). Оформиливремена года. Мишка наш главный герой. Осенью он с
зонтиком, на деревьях листья красные.
Жёлтые, зелёные. Зимой падает снег, Мишка в шубе,
летом Мишка загорает, весной зацвело дерево. Всё это мы
сделали из маленьких комочков пластилина. На крышке
стрелки, которые передвигаются. Крышка календарь погоды.
Получился у нас домик для Мишки и его друзей.Мишкин календарь. Фото
Для изучения дней недели, сделала пособие «Мишкина
неделя». Для этого взяла тряпочки цвета радуги (семь цветов -
семь дней)от старой книжки осталась металлическая фольга,
она магнитит. Старую картонную папку.Папку обшила тканью, вставила металлическую фольгу,
предварительно прикрепила на двухсторонний скотч её.Расположила цветные прямоугольники (11 см. - 15 см.) по цвету
радуги.Вырезала буквы и цифры из ткани, буквы приклеила.
Получилось название «Мишкина неделя». Цифры магнитом
крепятся.
Мишка - плюшевая игрушка.Нашла картинки в интернете, скачала, «посадила» на скотчи
картон для прочности. Можно играть в игру. «Мишка утром в
понедельник заглянул в душистый ельник. Муравьишке этим
днем, он помог построить дом». Дети ищут картинку с
изображением муравья и прикрепляют на красный
прямоугольник- понедельник. Первый день недели цифра 1, она
тоже красная. Запоминаем дни недели, учим цифры, цвета
радуги.В воскресенье все друзья собираются у Мишки
в день последний - воскресенье
мишка наварил варенья,
всех друзей позвал на пир
даже птичек не забыл.Мишка на магните и может путешествовать по всем дням
недели.
Стихи для запоминания дней недели.
Мишка утром в понедельник
заглянул в душистый ельник.
Муравьишке этим днем,
он помог построить дом.
А во вторник, дождик лил,
Мишка к волку заходил.
С ним не виделись давно
и сыграли в домино.
В среду Мишка к рыжей белке
Заглянул на посиделки,
Вместе книжку почитали
и орехи пощелкали.
А в четверг, проснулся мишка
и к бобру пошел на стрижку.
Сделал модную прическу
и купил себе расческу.
В пятницу с прической новой
мишка в бор пошел сосновый,
вместе с зайцем был он рад
там собрать ведро маслят.А в погожую субботу
Мишка наш пошел к болоту
повстречался с лягушонком
угостил его масленком.
в день последний - воскресенье
мишка наварил варенья,
всех друзей позвал на пир
даже птичек не забыл.
Друг за другом пролетели
семь веселых дней недели.
Мишка сделать все успел,
всем друзьям помочь сумел!
Игрушки и дни недели
Рассадите перед ребенком 7 игрушек и предложите раздать
каждой игрушке по кружочку семи разных цветов. Ребенок
раздает и называет: «Зайчику – понедельник, волку– вторник и
т.д.). Затем кружочки собираются, перемешиваются и
раздаются снова точно таким же образом в порядке следования
дней недели.
Вопросы-ответы.
Садитесь с ребенком на пол и катаете друг другу мяч. Вы
спрашиваете, ребенок отвечает:
- Сколько дней в неделе?
- Назови два выходных дня.
- Как называется второй, четвертый, третий, пятый день
недели?
- Какой день недели первый?
- Какой день недели последний?
- Какой день недели идет после среды? Перед вторником?
- Какой день недели спрятался между средой и пятницей?
- Сколько в неделе дней? Сколько выходных? Сколько будней?
Карточки с цифрами.
У ребенка карточки с цифрами от 1 до 7. Вы называете день
недели, ребенок показывает соответствующую карточку,
понедельник – 1, вторник – 2 и т.д. Карточки с цифрами можно
заменить карточками с точками (от 1 точки до 7). Есликарточек нет, можно показывать на счетных палочках – 1
палочка, 2 палочки и т.д. или прохлопываем в ладоши нужное
количество раз.
Значение календаря природы.
Работа с календарями природы имеет для детей в плане
умственного воспитания большое значение: абстрагирует и
наглядно демонстрирует закономерную связь природных
объектов, связь причинно-следственного характера. А это дает
возможность обобщенно познавать явления, способствует
развитию не только наглядно-образного, но и логического
мышления.
Ведя подобную работу, расширяется кругозор и представления
детей, развиваются и уточняются представления о предметах и
явлениях действительности, устанавливаются определенные
логические связи и зависимости между ними, обогащается
словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый
познавательный интерес.
Красочные картины природы в разное время года при умелом
руководстве педагога становятся средством эстетического и
нравственного воспитания: чувство прекрасного, у них
развивается художественное восприятие действительности.
Приучают дошкольников к аккуратности и систематичности в
работе. Немаловажное значение имеют и в патриотическом
воспитании. Дети учатся любить и беречь родную природу,
развивает чувство гордости за свой край.
Автор: Селягина Елена Ивановна, воспитатель первой младшей
группы «Карапуз»,
ГБОУ СОШ №3 СТРУКТУРНОЕ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД № 31 "СКАЗКА" г.о.
Чапаевск Самарской области.