МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет
долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения на современном этапе образования.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Дети с ЗПР имеются отклонения от речевой нормы, а так же специфические дефекты, которые характеризуются следующими проявлениями:
- ограниченным словарным запасом;
- наличием многочисленных словесных замен;
- использованием слов в ограниченных речевых ситуациях без учёта контекстуальных связей;
- устойчивым аграмматизмом;
- бедностью и стереотипностью синтаксического оформления речи, использованием преимущественно простых распространённых предложений с небольшим количеством членов;
- нарушением слого-звуковой структуры речи с преобладанием звуковых ошибок фонетического типа.
Всё выше перечисленное аспекты ведут к тому, что дети с ЗПР испытывают определённые трудности в развитии связной речи.
Поэтому особое место в своей работе с детьми с ЗПР отводим именно развитию связной речи.
Для закладывания основ грамотной, красивой речи, для обеспечения запоминания и увеличения объема памяти, путём образования дополнительных ассоциаций, включаем в свою работу с детьми использование метода мнемотехники.
Мнемотехника - в переводе с греческого это «искусство запоминания».
Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.
Применение мнемотехники в работе с детьми с ЗПР считаем актуальным так как:
- у детей с ЗПР выражено отставание и своеобразие в познавательной деятельности, наблюдается снижение познавательной активности;
- наблюдается низкий уровень развития восприятия;
- нарушено логическое мышление;
- наблюдается неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация внимания, возникают трудности с его переключением;
- наблюдаются отклонения в развитии памяти, преобладает наглядно-образная память;
- заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания носит в основном непроизвольный характер;
- характерна низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.
Подключение зрительного анализатора заметно облегчает детям с ЗПР овладение связной речью.
Мнемотехнику используем для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, заучивание стихов, отгадывании загадок. Особенность методики – применение не только изображения предметов во время кодирования текстов, но и придуманных символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких животных – лес. Предметы легко заменить геометрическими фигурами, и простейшими пиктограммами. Но возможно использование сюжетных и предметных картинок для заучивания стихотворений.
Основные приемы мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности. Необходимо помнить, что, как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Глядя на неё, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: последовательность рассказа, уточняют лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка. Первоначально таблицы составляют педагоги, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.
Прием наглядного моделирования используем в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ, описательный рассказ, составление рассказов по картине и серии картин, творческий рассказ.
Используем следующие этапы работы со схемой-моделью:
- Учим детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; -Учим зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами - если дети умеют читать и писать;
- Самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;
- Закрепляем изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель.
А так же используем мнемотаблицы при разучивании стихотворений, что помогает нам увлечь детей, превратить образовательную деятельность в игру.
Этапы работы над стихотворением:
- Выразительное чтение стихотворения.
- Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
- Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
- Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
- Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяют ее с опорой на мнемотаблицу.
- Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Мнемотехника многофункциональна. На её основе мы создали разнообразный практический материал, который систематически используем в своей работе:
· Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях наработали модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".
· Разработали мнемотаблицы со схематичными изображениями к темам: животные, птицы, насекомые, посуда, одежда, овощи и фрукты и др.
· Составили картотеку текстов, при изучении которых целесообразно пользоваться мнемотаблицей: «По ягоды», «По грибы» Я. Тайц, «Осенний букет», «Три кота», В. Сутеев и т. д.
В результате использования мнемотаблиц, таблиц-схем нам удалось достичь следующих результатов:
- Пополнился словарный запас, за счёт появления в речи детей прилагательных, наречий, служебных слов;
-Расширились знания детей об окружающем мире;
-Появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- Заучивание стихов превратилось в игру, которая очень нравится детям;
-В рамках ФГОС использование технологии мнемотехники в образовательном процессе позволяет нам обеспечить интеграцию всех образовательных областей.
Как показывает практика мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании стихотворений не только с детьми с ЗПР и во всех возрастных группах ДОУ.
Список литературы:
1.Большова,Т.В . Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005
2.Барсуковой Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.
3.Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! М., 2007.
4.Нищева Н. В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыков пересказа. СПб, 2010г.
5. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
6.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2010.
7.Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., “Первое сентября”, 2009.
8.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.