МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Оценка 4.7

МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Оценка 4.7
docx
10.06.2020
МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.docx

МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет

 долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,

 и он их усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

          Развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения на современном этапе образования.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Дети  с ЗПР имеются отклонения от речевой нормы, а так же  специфические дефекты,  которые характеризуются следующими проявлениями:

- ограниченным словарным запасом;

- наличием многочисленных словесных замен;

- использованием слов в ограниченных речевых ситуациях без учёта контекстуальных связей;

- устойчивым аграмматизмом;

- бедностью и стереотипностью синтаксического оформления речи, использованием преимущественно простых распространённых предложений с небольшим количеством членов;

- нарушением слого-звуковой структуры речи с преобладанием звуковых ошибок фонетического типа.

Всё выше перечисленное аспекты  ведут к тому, что дети с ЗПР испытывают определённые  трудности в развитии связной речи.

Поэтому особое место в своей работе с детьми с ЗПР отводим  именно развитию связной речи.

Для закладывания основ грамотной, красивой речи, для обеспечения запоминания и  увеличения объема памяти, путём образования дополнительных ассоциаций, включаем в свою работу с детьми использование метода мнемотехники.

Мнемотехника -  в переводе с греческого это «искусство запоминания».

Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.

Применение мнемотехники в работе с детьми с ЗПР считаем актуальным так как:

- у детей с ЗПР выражено отставание и своеобразие в познавательной деятельности, наблюдается снижение познавательной активности;

- наблюдается низкий уровень развития восприятия;

- нарушено логическое мышление;

- наблюдается неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация внимания, возникают трудности с его переключением;

- наблюдаются отклонения в развитии памяти, преобладает наглядно-образная память;

- заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания носит в основном непроизвольный характер;

- характерна низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

Подключение зрительного анализатора заметно облегчает детям с ЗПР овладение связной речью.

   Мнемотехнику используем для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, заучивание стихов, отгадывании загадок. Особенность методики – применение не только изображения предметов во время кодирования текстов, но и придуманных символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких животных – лес. Предметы легко заменить геометрическими фигурами, и простейшими пиктограммами. Но возможно использование сюжетных и предметных картинок для заучивания стихотворений.

Основные приемы мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности. Необходимо помнить, что, как и  любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам.  Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам.

 Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Глядя на неё, ребёнок легко воспроизводит  текстовую информацию.

 Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.       Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: последовательность рассказа, уточняют лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка. Первоначально таблицы составляют педагоги, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.

Прием наглядного моделирования используем в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ, описательный рассказ, составление рассказов по картине и серии картин, творческий рассказ.

Используем следующие этапы работы со схемой-моделью:

- Учим детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; -Учим зарисовывать предметы и яв­ления природы не только символами, но и буквами, а так­же простыми словами - если дети умеют читать и писать;

- Самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пере­сказа;

- Закрепляем изученный материал путем неоднократного по­вторения рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель.

А так же используем мнемотаблицы  при разучивании стихотворений, что помогает нам  увлечь  детей, превратить   образовательную деятельность в игру.

Этапы работы над стихотворением:

- Выразительное чтение стихотворения.

- Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

- Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.

- Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.

- Чтение  отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяют ее с опорой на мнемотаблицу.

- Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Мнемотехника многофункциональна. На её  основе  мы создали разнообразный  практический материал, который систематически используем в своей работе:

·        Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях  наработали  модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".

·        Разработали   мнемотаблицы со схематичными изображениями к темам:  животные,  птицы, насекомые, посуда, одежда, овощи и фрукты и др.

·        Составили  картотеку текстов, при изучении которых целесообразно пользоваться мнемотаблицей: «По ягоды», «По грибы» Я. Тайц, «Осенний букет», «Три кота», В. Сутеев и т. д.

В результате использования мнемотаблиц, таблиц-схем  нам удалось достичь следующих результатов:

- Пополнился словарный запас, за счёт появления в речи детей прилагательных, наречий, служебных слов;

-Расширились знания детей об окружающем мире;

-Появилось  желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- Заучивание стихов превратилось в игру, которая очень нравится детям;

-В рамках ФГОС использование технологии мнемотехники в образовательном процессе позволяет  нам обеспечить  интеграцию всех образовательных областей.

Как показывает практика мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании стихотворений не только с  детьми  с ЗПР и во всех возрастных группах ДОУ.

Список литературы:

1.Большова,Т.В . Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005

2.Барсуковой Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.

3.Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! М., 2007.

4.Нищева Н. В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыков пересказа. СПб, 2010г.

5. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.

6.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2010.

7.Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., “Первое сентября”, 2009.

8.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.


 

Скачано с www.znanio.ru

МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

Для закладывания основ грамотной, красивой речи, для обеспечения запоминания и увеличения объема памяти, путём образования дополнительных ассоциаций, включаем в свою работу с детьми использование метода…

Для закладывания основ грамотной, красивой речи, для обеспечения запоминания и увеличения объема памяти, путём образования дополнительных ассоциаций, включаем в свою работу с детьми использование метода…

Предметы легко заменить геометрическими фигурами, и простейшими пиктограммами

Предметы легко заменить геометрическими фигурами, и простейшими пиктограммами

Самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель

Самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель

Пополнился словарный запас, за счёт появления в речи детей прилагательных, наречий, служебных слов; -Расширились знания детей об окружающем мире; -Появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные…

Пополнился словарный запас, за счёт появления в речи детей прилагательных, наречий, служебных слов; -Расширились знания детей об окружающем мире; -Появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2020