МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Оценка 4.7
Презентации учебные
pptx
дефектология
1 кл
23.01.2017
К числу важнейших задач логопедической работы со школьниками, имеющими умственную отсталость, относится развитие у них связной речи. В зоне особого внимания находятся монологические способности, программирование высказываний, составление рассказов, пересказов. Это необходимо как для дальнейшего успешного обучения в школе, так и для всестороннего развития личности ребенка.
мнемотехника.pptx
МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Мнемотехника как
средство развития
связной речи у
обучающихся с
умственной отсталостью
Ковалева Е.В.
учитель - логопед
МБОУ «СКШИ VIII вида»
МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Особенности речи детей
• Односложная, состоящая лишь из простых
предложений речь, связные высказывания
короткие;
• неспособность грамматически правильно
построить распространенное предложение;
• недостаточный словарный запас;
• бедная диалогическая речь: неспособность
грамотно и доступно сформулировать вопрос,
построить краткий или развернутый ответ;
• неспособность построить монолог: например,
сюжетный или описательный рассказ на
предложенную тему, пересказ текста своими
словами;
• речь отличается непоследовательностью, даже
если ребенок передает содержание знакомого
текста;
• высказывания состоят из отдельных
фрагментов, логически не связанных между
собой, часто логическое обоснование своих
МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Наглядное моделирование – это
воспроизведение существенных свойств
изучаемого объекта, создание его заместителя и
работа с ним.
Цель моделирования - обеспечить успешное освоение
детьми знаний об особенностях объектов природы,
окружающем мире, их структуре, связях и
отношениях, существующих между ними.
Моделирование основано на принципе замещения
реальных предметов, предметами, схематично
изображенными или знаками.
вызывает интерес
и помогает решить
проблему быстрой
утомляемости
облегчает и
ускоряет процесс
запоминания и
усвоения материала
учатся видеть
главное,
систематизировать
полученные знания
МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Мнемотехника
Мнемотехника в переводе с греческого
«искусство запоминания». Это система методов и
приемов, обеспечивающих успешное
запоминание, сохранение и воспроизведение
информации, знаний об особенностях объектов
природы, об окружающем мире, эффективное
запоминание структуры рассказа, и, конечно,
развитие речи.
Приёмы мнемотехники: пиктограммы,
заместители, мнемотаблицы.
МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
•Развивать связную и диалогическую речь
коллажу
знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и
заместителей понимать и рассказывать
графической аналогии, а так же с помощью
•Развивать у детей умение с помощью
•Формируется правильное звукопроизношение
признаки
умение сравнивать, выделять существенные
сообразительность, наблюдательность,
•Развивать у детей умственную активность,
мышление, внимание, воображение, память
•Развивать у детей психические процессы:
•Учить правильно выражать свои мысли
3
а
д
а
Ч
и
МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
мнемотехника строится от
Как любая работа,
простого к сложному.
мнемоквадраты
мнемодорожки
мнемотаблицы
МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Рассматривание
таблицы и
разбор того, что
на ней
изображено
Преобразование
из абстрактных
символов в
образы
Мнемотаблица
Таблица
воспроизвод
иться
ребенком
при ее
показе ему
Графическая
зарисовка
мнемотаблицы
Пересказ
сказки с опорой
на символы
(образы)
МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
раскрывать
существенное в
объекте
модель должна
отображать
обобщённый
образ предмета
замысел по
созданию
модели следует
обсуждать с
детьми, что бы
она была им
понятна
Требован
ия
МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
КАК ДОЛЖЕН БЫТЬ СОСТАВЛЕН КАРТИННО-
ГРАФИЧЕСКИЙ ПЛАН?
тельно.
ения)
последова
(произвед
ие текста
содержан
отражать
Он должен
в не
для
8 – 10 штук
превышать
должно
школьнико
о картинок
количеств
общее
рассказ,
сказка или
это целая
даже если
К 1 тексту,
узнавать
легко
должен
ребенок
е в плане,
использует
которые вы
е объекты,
графически
Все
усиливать
должна
пиктограмма
о предмета
изображенног
особенности
Характерные
у рисунку
идеальном
стремиться
Не нужно
к
МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
КАК РАБОТАТЬ С
ТЕКСТОМ
ПО МНЕМОТЕХНИКЕ?
Сначала читаете произведение
Потом, основываясь на предложениях ребенка, рисуете
картинно-графический план текста
Читаете текст еще раз, указывая по ходу произведения на
определенные картинки картинно-графического плана
Предлагаете ребенку попробовать пересказать текст по
картинно-графическому плану
Если у ребенка не выходит пересказ с первого раза,
пересказываете его сами по картинкам, указывая на них. А
после просите ребенка повторить попытку
МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Использование приемов мнемотехники в
коррекционной работе облегчает процесс
овладения детьми с речевыми нарушениями
монологической речью. Содержание сказок
передается более подробно и связно. Поэтому
вместе с общепринятыми приемами и принципами
вполне обоснованно использование
оригинальных, творческих методик,
эффективность которых очевидна.
МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.