Тема:
Многообразие культур и религий Российской империи
История, 9 класс
Дата: 10.12.2024
Цель – сформировать представлении о многообразии культур и религий Российской империи в первой половине XIX века.
Задачи:
1. Образовательная: перечислить народы, которые проживали на территории
Российской империи, описать основные религии, которые исповедовали народы
Российской империи, охарактеризовать национальную и религиозную политику
Александра I и Николая I.
2. Развивающая: умение работать с разными источниками, делать выводы,
формулировать и аргументировать личную точку зрения.
3. Воспитывающая: воспитывать уважение к народам и конфессиям.
Формируемые УУД:
1. Познавательные – формирование умения извлекать информацию из источника, формирование умения анализировать информацию и делать выводы, формирование умения обобщать полученную информацию.
2. Коммуникативные – формирование умения слушать и понимать других, формирование умения высказывать свою личную точку зрения и аргументировать её, формирование умение строить речевое высказыванием в соответствии с поставленными задачами, формирование умения работать в паре.
3. Регулятивные – формирование умения определять цель деятельности на уроке, формирование умения определять успешность выполнения деятельности, формирование умения осуществлять познавательную и личную рефлексию.
4. Личностные – формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формирование самооценки и самоконтроля деятельности.
Планируемые результаты:
1. Предметные – овладение понятиями по теме, формирование умения работать с
источником информации по теме, выделять главное.
2. Метапредметные – овладение способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться источником информации.
3. Личностные – формирование самоконтроля, проявление уважения к позициям, отличающимся от личной позиции.
Тип урока – открытие новых знаний.
Оборудование – компьютер, презентация, раздаточный материал.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Приветствие, определение готовности к уроку.
2. Проверка домашнего задания. Тестирование по теме «Народная культура.
Культура повседневности»
3. Актуализация знаний. Как вы думаете, какие народы населяли территорию
Российской империи в первой половине XIX
века? Какие основные религии были распространены среди населения страны?
4. Мотивация знаний. В первой половине XIX века Россия отличалась
многообразием культурных традиций внутри страны. В то время на территории
государства проживали разные народы: русские, малоросы, белорусы, поляки,
финны, немцы, татары, кавказцы и многие другие. Каждая из этих национальных
групп имела свои уникальные культурные особенности, традиции, языки и обычаи.
5. Целеполагание. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить. Что
необходимо для этого изучить?
6. Изложение нового материала:
Как вы думаете, чему способствовали культурные контакты между народами, населявшими территорию Российской империи?
Культурные контакты между разными народностями России в первой половине XIX века стали источником идей для обмена, творческого развития и социальных изменений. Взаимодействие между культурами и национальностями способствовало взаимному влиянию и проникновению идей, обычаев и культурных практик.
В это время также стало формироваться и развиваться национальное самосознание различных народностей в России. Народы стремились к сохранению и развитию своих уникальных культурных и языковых особенностей.
В первой половине XIX века в России существовало несколько основных религиозных течений, верований, включая православие, католичество, ислам, иудаизм и буддизм. Каждое из этих вероисповеданий оказывало значительное влияние на общественную историю России этого периода. Это время характеризовалось многочисленными и серьёзными дебатами, обсуждением роли религии в обществе, что отразилось на законодательстве и политике государства. В конечном итоге российское правительство стало более толерантно относиться к разным религиям, что способствовало росту религиозных общин и привело к более широкому многообразию религиозных практик.
Работа в парах с раздаточным материалом.
(Приложение 1)
Задание составить таблицу «Конфессии Российской империи в первой половине XIX
века»
Конфессия |
Особенности |
Православие |
|
Католичество |
|
Ислам |
|
Иудаизм |
|
Буддизм |
|
Работа с историческим источником, анализ материала. (Приложение 2)
7. Закрепление материала. Работа с раздаточным материалом
1. Определи, верно ли суждение о народах
России первой половины XIX века.
Все народы Российской империи стремились к обособленности и не желали
сотрудничать с имперским правительством.
2. Выбери правильное предложение о народах Российской империи первой половины XIX века.
1. Среди народов Российской империи развивалось национальное самосознание
2. Все народы России утратили свои уникальные культурные особенности
3. Основной территориальной единицей Российской империи являлся уезд
4. Католицизм являлся доминирующей религией
5. У народов России отсутствовало национальное самосознание
3. Вставь подходящий ответ в утверждение.
Господствующей
религией в Российской империи было ……………………………….
8. Итог урока.
Как бы вы могли описать многообразие культур и религий Российской империи в
первой половине XIX века?
Многообразие культур и религий играло важную роль в формировании общественного
развития. Культурные контакты и взаимодействие между различными народностями
способствовали культурному обогащению и обмену идеями. Религиозное многообразие
создавало условия для религиозной свободы и стимулировало развитие различных
религиозных общин.
9. Рефлексия. Как вы оцениваете политику правителей в первой половине XIX века в отношении народов и конфессий?
10. Домашнее задание. Учить записи в тетради по теме. Задание *: написать историческое сочинение на тему «Национальная и религиозная политика Александра I и Николая I».
Приложение 1
Православное христианство было господствующей религией в России в это время. Оно имело тесную связь с государством и играло важную роль в формировании культурного и идеологического единства страны. Русская православная церковь была организована на основе патриархально-соборной системы, с Патриархом Московским и всея Руси во главе. Церковь контролировала образование, социальные и благотворительные учреждения и действовала как надзиратель над нравственностью и моралью русского общества.
Католицизм обладал своими приверженцами в России, преимущественно среди поляков и немцев. Католическая церковь имела свою иерархическую структуру, и её деятельность контролировалась Ватиканом. Католики в России сталкивались с определёнными ограничениями и преследованиями, особенно в связи с национальными конфликтами и взаимоотношениями с православной церковью. В 1818 году был заключён конкордат (Конкордат — соглашение между католической церковью и российским правительством, определяющее положение католической церкви в империи), регулировавший положение католической церкви в Российской империи.
Ислам был распространён среди татарского и других тюркских народов, проживающих в Российской империи. Мусульмане имели свои мечети и религиозные общины. Они сохраняли свои традиции и законы в пределах мусульманского права (шариата), при этом подчиняясь общим законам Российской империи.
Иудаизм был верой еврейского населения России. Евреи жили преимущественно в еврейских общинах и соблюдали свои религиозные обряды и традиции. В первой половине XIX века евреи сталкивались с ущемлением прав и дискриминацией, такими как ограничения в свободе передвижения и ограничения в правах на землю и получение профессии.
Буддизм был распространён в регионах Сибири и Дальнего Востока России, где проживали народы, исповедующие эту религию. Несмотря на то что имперское правительство пыталось проводить христианизацию населения, буддистские общины имели свои храмы и монастыри. Русское государство в первой половине XIX века практически не вмешивалось во внутренние дела буддистской церкви, и верующие сохраняли свою веру и обряды.
Приложение 2
1. «Религиозная политика Александра I»
Задание: Охарактеризуйте религиозную политику Александра I
В начале правления религиозная политика Александра I отличалась веротерпимостью. Он считал церковь орудием просвещения, а потому фанатизм и стремление слепо следовать догмам воспринимал как анахронизм. В частности, он разрешил старообрядцам совершать ритуалы (свадьбы, похороны, крестины) по своим правилам без риска подвергнуться преследованиям, как ранее. Однако распространение старообрядчества по-прежнему было вне закона.
В 1810 г. создано Главное управление духовных дел иностранных исповеданий, занимавшееся проблемами неправославного населения Российской империи. Интересно, что увлечение религией и мистицизмом в последние годы жизни Александра I никак не повлияло на религиозную политику Российской империи. Историки признают его самым веротерпимым монархом из династии Романовых.
Известно, что Александр I посещал Серафима Саровского (1754–1833) — иеромонаха Саровского монастыря и основателя Серафимо-Дивеевского монастыря, одного из самых почитаемых в Русской православной церкви старцев. Он известен аскетическими подвигами: ходил зимой и летом в одной и той же одежде, тысячу дней и ночей молился на столпе, 15 лет провёл в затворничестве, то есть в уединении и молитве. Известно, что ко всем посетителям старец обращался со словами «Радость моя». В 1903 г. Серафим Саровский был причислен к лику святых.
2. «Религиозная политика Николая I»
Задание: Охарактеризуйте религиозную политику Николая I.
В целом религиозная политика Николая I была более агрессивной. В отличие от Александра I, для него религия была методом воздействия. В 1830 г. он издал указ о заселении присоединённых территорий на Кавказе представителями различных сект — молокан, духоборов и прочих. В Сибири, Поволжье и на Северном Кавказе велась активная миссионерская деятельность по обращению местных народов в православие. В 1839 г. представители униатской церкви на территории Беларуси попросились в состав РПЦ. В 1847 г. между Папским престолом и РПЦ был заключён конкордат (дипломатическое соглашение). Он регламентировал деятельность католической церкви в западных русских губерниях, Россия обязалась не препятствовать созданию католических семинарий и других учебных заведений на своей территории.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.