Модель деятельности учителя по адаптации первоклассников.
Оценка 4.8

Модель деятельности учителя по адаптации первоклассников.

Оценка 4.8
Работа в классе +1
docx
другое +1
21.07.2022
Модель деятельности учителя по адаптации первоклассников.
Материал будет полезен для учителей начальных классов и содержит разработку модели адаптации первоклассников, а также примерный план мероприятий.
Модель деятельности учителя по адаптации первоклассников.docx

Модель деятельности учителя по адаптации первоклассников.

В последние годы в педагогических работах Г. Ф. Кумарина,
Ш. А. Амонашвили, Е. А. Ямбурга, И. П. Подласого и др. все более активно рассматриваются вопросы социальной адаптации. По их мнению, с каждым годом в каждой школе от 15 до 40% детей, придя в школу, оказываются психологически не готовы к обучению, испытывают трудности и могут быть дезадаптированы.

Сегодня перед педагогической общественностью стоит проблема обеспечения эффективной адаптации ребенка к обучению в школе, поскольку его успешность во многом будет зависеть от того, насколько удачным будет первый период школьной жизни. Отношение к этой проблеме обусловлено ориентацией на личность школьника и фиксацией потребности в социально адаптированных учащихся. Воспитание и обучение личности первоклассника в начальной школе является составной частью всей системы образования. В общеобразовательной практике не всегда удачно сочетается раннее начало обучения, увеличение объема информации, повышение требований, творческая активность детей с возможностями сохранения и укрепления здоровья, налаживанием взаимоотношений со сверстниками и учителем.

Учителя начальных классов сталкиваются с проблемой методического обеспечения деятельности по адаптации первоклассников. На уровне образовательной организации, как правило, разрабатываются программы адаптации, содержащие основные направления работы. Далее учителю приходится самому разрабатывать свой план работы с учетом индивидуальных особенностей детей. Предлагаю вниманию педагогов модель деятельности учителя по адаптации первоклассников.

Модель трансформируема, адаптируема, может использоваться как методический конструктор.

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей к школе осуществляется во взаимодействии классного руководителя с администрацией образовательного учреждения, психологом, социальным педагогом, учителями-предметниками, преподавателями дополнительного образования, тьютором, семьей.

Работа по адаптации в рамках модели осуществляется по следующим направлениям:

1.                 Психолого-педагогическая диагностика. Она направлена на выявление особенностей статуса школьников.

2.                 Развивающая психологическая и педагогическая работа. Осуществляется в течение всего года и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или иного этапа работы.

3.                 Консультативная работа с педагогами и родителями. Осуществляется как психологом, так и классным руководителем и связана, в основном, с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога, родителя в связи с проблемами обучения, общения.

4.                 Методическая работа. Она направлена на совершенствование содержания и методики обучения. Осуществляется педагогами совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого-педагогического статуса первоклассников.

5.                 Психо-коррекционная работа. Ориентирована на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации (в поведении, обучении, самочувствии ребёнка). Оказание помощи осуществляется в форме групповой и индивидуальной работы.

6.                 Организационно-консультативная работа со школьной администрацией. Направлена на совершенствование процесса управления учебно-воспитательным процессом, создание социальных и педагогических школьных условий, способствующих успешной адаптации.

Модель: этапы и содержание деятельности.

Первый (подготовительный) этап (апрель-май) – запись в школу, поступление ребёнка в школу. 

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребёнка.

1.1. Общая диагностика, позволяющая судить об уровне психолого-педагогической готовности ребёнка (проводится в дошкольном учебном заведении, а также по запросу родителя школьным психологом).

1.2. Уточняющая диагностика. Данная методика более эффективна осенью, перед началом обучения, с целью определения сформированности некоторых умений ребёнка – готовности к систематическому обучению.

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций.

2.1. Групповые консультации для родителей будущих первоклассников (сообщить родителям некоторую полезную информацию по организации последних месяцев жизни ребёнка перед началом школьных занятий).

2.2. Индивидуальные консультации для родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования в дошкольном учебном заведении и могут испытывать трудности в адаптации к школе.

Второй этап – первичная адаптация детей в школе (первое полугодие), самый сложный для детей и самый ответственный для взрослых. В рамках данного этапа предполагается:

1.                 Проведение консультативной и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

2.                 Проведение психологом во взаимодействии с классным руководителем групповых и индивидуальных консультаций для педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системы требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.

3.                 Организация психолого-педагогической поддержки первоклассника. Этот вид деятельности проводится тьютором, психологом, учителями. Основной формой её проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определённой логике, они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение и др. С помощью игровых методов развивающего и психо-коррекционного характера учитель может помочь ребёнку в успешной адаптации. Игра – важнейшее средство включения детей в учебную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.

4.                 Психологическая и педагогическая диагностика готовности ребёнка. Направлена на выявление группы школьников, испытывающих трудности в школьном обучении, общении с педагогами и сверстниками, психическом самочувствии.

Цель этого вида работы на данном этапе может быть определена как получение необходимой информации о психолого-педагогическом статусе первоклассников для предупреждения и преодоления трудностей периода адаптации к школьному обучению.

Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи: определение уровня социально-психологической адаптации учащихся первого класса; выявление группы школьников, испытывающих трудности в адаптации и определение характера и природы синдрома дезадаптации в каждом случае; определение путей оказания помощи детям, испытывающим трудности в процессе адаптации; определение путей и способов психолого-педагогической поддержки школьников.

Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе ребёнка и его соответствии школьным требованиям на рассматриваемом этапе сопровождения являются: экспертные опросы педагогов и родителей; психологическое обследование самих детей; проведение педагогического тестирования ребёнка на предмет готовности к систематическому обучению.

5.                 Аналитическая работа. Направлена на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников. В рамках этой работы проводятся: анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований, педагогические консилиумы, круглые столы, в т. ч. с педагогическим коллективом дошкольного учреждения по обсуждению вопросов преемственности, адаптации их выпускников.

Третий этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации.

1.                 Это организация групповой развивающей работы с детьми. Такая групповая работа строится как продуманная система занятий с фиксированной мини-группой школьников (не более 10-ти человек). Основной задачей таких занятий является развитие у детей универсальных учебных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе. Занятия могут проводиться как учителем, так и психологом.

2.                 Организация групповой психо-коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении (проводит психолог). Эта цель может быть достигнута в процессе реализации следующих задач:

– развитие у детей предпосылок учебной деятельности, необходимых для успешного обучения в начальной школе (комплекс этих умений и навыков входит в понятие психологической готовности к школе);

– развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами;

– формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной
Я – концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

Очевидно, что эти задачи должны рассматриваться в совокупности, как единый комплекс, так, как только целостное воздействие на личность ребёнка может привести к устойчивому позитивному изменению или формированию определённых психологических феноменов. Кроме того, их реализация возможна при тщательном продумывании содержания и организации развивающей деятельности. Возможны две формы организации развивающей работы: индивидуальная и групповая.

3.                 Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей, педагогов по вопросам обучения и общения с отдельными школьниками. Проведение методических семинаров, проблемных встреч, педконсилиумов.

4.                 Методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.

5.Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведённой в течение полугодия и года в целом работы. Изучение динамики развития предметных, метапредметных и личностных результатов.

Примерный план мероприятий с детьми, способствующих адаптации первоклассников

Учебный период

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

Занятие 1. Давайте познакомимся

Вводная часть: упражнение – «Эстафета хорошего настроения».

Основная часть: игра «Дракон, кусающий свой хвост», игра «Мой смешной портрет» и игра «Рисуем настроение».

Заключительная часть: упражнение «Спасибо за прекрасный день».

Занятие 2. Я тебе доверяю

Вводная часть: игра «Волшебная палочка».

Основная часть: упражнение «Кто Я?».

Заключительная часть: упражнение «Какой я есть и каким бы хотел быть».

Октябрь

Занятие 3. Сказкотерапия.

Вводная часть: упражнение – «ролевая гимнастика».

Основная часть: театрализация сказки М.А. Панфиловой «Школьные правила».

Заключительная часть: упражнение «Рисуем настроение».

Занятие 4. Арт-терапия.

Вводная часть: рисование на темы «Я и моя школа».

Основная часть: «Я и мои родители».

Заключительная часть: упражнения «Я и мои друзья».

Ноябрь

Занятие 5. Проработка и снижение школьной тревожности первоклассников.

Вводная часть: упражнение – «Изобрази предмет».

Основная часть: игра «Мои школьные трудности», «Разыгрывание ситуаций».

Заключительная часть: упражнения «Новое и важное для меня».

Занятие 6. Разрядка школьной тревожности

Вводная часть: упражнение «Кто пройдёт лучше?

Основная часть: упражнением «Иностранец в школе», «Сочинение сказки».

Заключительная часть: упражнения «Новое и важное для меня».

Занятие 7. Коррекция личностной тревожности.

Вводная часть: упражнение «Слушай команду».

Основная часть: «Назови свои сильные стороны», «Как мы боремся с трудностями».

Заключительная часть: упражнения «Новое и важное для меня».

Занятия 8. Снижение уровня тревожности

 

Вводная часть: упражнение «Говорящие ладошки».

Основная часть: «групповое животное», «Управление телом».

Заключительная часть: упражнение «Мне сегодня».

Декабрь

Занятие 9. Установление эмоционального контакта между всеми участниками

занятий.

Вводная часть: упражнение –приветствие «Здравствуйте», игра «Назови себя»; игра «Змейка».

Основная часть: игра «Флажок»; игры «Жучок», «На тропинке»

Заключительная часть: упражнения «Нарисуй облако своего настроения».

Занятие 10. Освоение позитивных формул поведения и отношения первоклассника к себе и окружающим.

 

Вводная часть: игра «Расставить посты».

Основная часть: игры «Запретное движение», «Змейка-2»; игра «Передай настроение», игра «Атомы и молекулы».

Заключительная часть: упражнения «Понравилось – не понравилось».

Занятие 11. Снятие психического напряжения и освоение приемов само расслабления.

Вводная часть: упражнение – приветствие «Общий круг»; игра «Змейка-2».

Основная часть: упражнения «Пингвины», «Солнышко и тучка»; игра «Инсценировка».

Заключительная часть: упражнения «Нарисуй облако своего настроения».

 


 

Модель деятельности учителя по адаптации первоклассников

Модель деятельности учителя по адаптации первоклассников

Работа по адаптации в рамках модели осуществляется по следующим направлениям: 1

Работа по адаптации в рамках модели осуществляется по следующим направлениям: 1

Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребёнка

Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребёнка

Подобранные и проводимые в определённой логике, они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение и др

Подобранные и проводимые в определённой логике, они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение и др

Аналитическая работа. Направлена на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников

Аналитическая работа. Направлена на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников

Очевидно, что эти задачи должны рассматриваться в совокупности, как единый комплекс, так, как только целостное воздействие на личность ребёнка может привести к устойчивому позитивному изменению…

Очевидно, что эти задачи должны рассматриваться в совокупности, как единый комплекс, так, как только целостное воздействие на личность ребёнка может привести к устойчивому позитивному изменению…

Очевидно, что эти задачи должны рассматриваться в совокупности, как единый комплекс, так, как только целостное воздействие на личность ребёнка может привести к устойчивому позитивному изменению…

Очевидно, что эти задачи должны рассматриваться в совокупности, как единый комплекс, так, как только целостное воздействие на личность ребёнка может привести к устойчивому позитивному изменению…

Вводная часть: упражнение «Слушай команду»

Вводная часть: упражнение «Слушай команду»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.07.2022